Вопрос о летоисчислении.
Провести исследование темы летоисчисления возымел целью, после того, как года 3 назад взялся за чтение и изучение книги «Знамения пришествия антихристова». (Ознакомиться с книгой можно здесь же, на сайте: http://www.aksinfos.ru/oldbook/oldbook010.html)
Причиной такого желания послужила вот эта строка:
...в лето от сотворения мира 7261, от Рождества же по Плоти Бога Слова 1752, индикта 1. Месяца Септемврия...
Если из 7261 вычесть 1752 получим дату Рождества Христова — 5509 год. Я же был уверен, что Воплощение Иисуса Христа было в 5500 году от сотворения мира.
(Основанием для такой уверенности были утверждения Святых Отцов Церкви и записи в церковно-служебных книгах. Например: в Святцах патриарха Иосифа записано ...Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду..., в книге «Цветник аввы Дорофея» так же указывается год Рождества Христова как 5500-й, и т.д.)

Однако приступить к сему вопросу так всё и не удавалось. Пока в ходе текстологического исследования текста книги «Апокалипсис», в одной из рукописей «Апокалипсис. Второй список», где сразу после окончания текста Откровения,

было записано толкование священномученика Ипполита Римскаго, на стих СНЕ (255) Глава Ѯ (60) Слово К (20).
В сем толковании были вот такие строки:
...И по отрѣшении же реченному размыслим, рече Евангелистъ (Иоанн) яко связа диавола на тысущу лѣт. От нелѣ же бысть связание его, от вшествия въ адъ Господа нашего Иисуса Христа, в лѣто пяти тысущное, и пятсотное и тридесят третие... (5533)
(Почему именно этот стих и толкование именно Ипполита Римскаго было записано после основного текста, сказать не могу. Но есть некоторое предположение, о котором поймёте прочитав далее.)

Но не сам факт наличия такой записи меня заинтересовал, а то, что год вшествия Христа во ад указан как 5533. Таким образом, можно сказать, что дата рождения Иисуса Христа есть 5500 год. И если учесть, что Святой Ипполит Римский жил примерно в период с 170-го по 236-й годы, что весьма близко ко времени написания самой книги «Апокалипсис», то такое «дополнение» к основному тексту книги толкования богослова-ересеолога скорее есть указание на истинную дату, когда Христос был распят.
Более того, благодаря такому указанию, можно высчитать и дату Рождения Христа — 5500 год от сотворения мира. Так в книге «Око церковное», в главе 32 написано: «Господь наш Исус Христос распялся в лето 5533-е, марта 30, в 6-й час дня». В книге «Кормчая», на 1-м листе главы «О Вселенских и Поместных Соборах» сказано, что Первый Вселенский Собор состоялся в 318 году от Рожества Христова и 5818 году от Сотворения мира, что даёт точную дату Рожества Христова – 5500 год.
Таким образом: 5500 год от сотворения мира можно принимать за истинную дату Христова Воплощения.

Теперь, если вернуться к строке из книги «Знамения пришествия антихристова» получаем дату рождения Христа 5509 год.
Что бы убедиться в том, что это не простая ошибка переписчика или наборщика в типографии, я решил найти ещё рукописи, в которых были бы явно указаны даты как «от сотворения мира» и соответствующие им «от Рождества Христова». И вот что обнаружил:

1. «Акафисты и каноны» Киев. Дата: ...от сотворения мира ЗСѮВ (7262), от Рождества же по Плоти Бога Слова АѰНД (1754)... 7262-1754 = 5508
2. «Анфологион». Москва. Дата: ...от сотворения мира ЗСS (7206) от Христова же Воплощения АХЧЗ (1697) - 5509
3. «Блаженный Петр Хрисолог. Поучительные слова. ч.1». Москва. Дата: от сотворения мира ЗТГ (7303) от рождества АѰЧД (1794) - 5509
4. «Минея июль» Москва. Дата: в лето ЗРНА (7151) от Р.Х, (1646) - 5505
5. «Беседы на Шестоднев». Москва. Дата: 7 тысущ РѮД (7164) от воплощения АХНS (1656) - 5508
6. «Библия Московская» Москва. Дата: ЗРОВ (7172), от воплощения АХѮГ (1663) - 5509
7. «Евангелие учительное». Дата написания: от лета ЗЛА (7031). Книга датируется 1524-м годом. - 5507
8. «Евангелие учительное» Москва. Дата: от лета ЗРМА (7141). Книга датируется 1633-м годом. - 5509

Даже из приведённого краткого перечня книг, можно заметить, что даты имеют расхождение в 10-ть лет!!! От 5500 до 5509.
Причина такой разницы состоит в том, что при датировке рукописей и типографских изданий использовались разные летоисчисления. Например:

Александрийская — 5501 год до н. э., а также 5472 год до н. э. или 5624 год до н. э. Была основной хронологией в Византийской империи до IX века.
Антиохийская — 5969 год до н. э.
По Феофилу 5515 год до н. э., а также 5507 год до н. э.
По Блаженному Августину 5551 год до н. э.
Византийская (константинопольская) — (21 марта 5508, а впоследствии 1 сентября 5509 года до н. э.)., Начиная с VII века постепенно стала хронологической системой во всём православном мире. Эта эра была также введена и в России, где система использовалась с XI века до её упразднения в 1700 году Петром I.
По Ипполиту и Сексту Юлию Африканскому (греческая) 5500 год до н. э.

Однако, использование разных вариантов датировки рукописей приводит всего лишь к неправильному указанию даты издания, и не более. Однако глубинная суть данной проблемы кроется в другом — зачем вообще было сформировано столько разных вариантов и систем летоисчисления?
Казалось бы, споров об истинности той или иной даты велось много и ведётся до сих пор. К единому мнению так и не пришли. Кроме того, нет ни в тексте Библии, ни в правилах и постановлениях Семи Вселенских Соборов, ни в Апостольском предании ни каких указаний на дату рождения Иисуса Христа. И казалось бы споры должны стать беспредметными и утихнуть, но... этого не происходит.
И причина такого положения, как мне думается, кроется как раз в желании некоторой «группы лиц» скрыть или исказить истинную дату Христова Воплощения. Для чего именно, попробуем разобраться.

Есть вот такое логическое разумение. (Не моё :-) ): Почему 5508 год предпочтительно считать истинной датой? Бог сотворил человека на 6-й день. А 1000 лет для Бога как один день. Соответственно, дата 5500 логически более правильно будет соответствовать середине 6-го дня. Но для более удобного расчёта по индиктам, к 5500-м годам добавили 8 лет, и в итоге получили «дату рождения» Христа - 5508 год. (Согласитесь, логично было бы предположить, что +/-8 лет на отрезке в 5500 лет не выйдут за рамки статистической математической погрешности. Опять же если логически!)

Второй вариант. Уже не логический а духовный, который как раз и показывает, зачем, кто и почему занимался искажением летоисчисления. Источник: http://urokirus.com/online/booki/anonim-dve-biblii-dva-puti/10816-nachalo-voiny.html (привожу с сокращениями)

...Святые апостолы, исполненные Духа Святого и разумения сокровенного, тайного смысла Библии, отправились в разные страны проповедовать Христа. Они – эти духовные рыбари, ловцы душ человеческих во спасение – уловляли и пленяли людей не только силой чудес и знамений, а – и это самое главное – разсуждающе писания, аще суть сия тако (Деян. 17, 11), сказуя писаньми Иисуса быти Христа (Деян. 48, 28). Они, имея ум, отверстый к разумению писаний, указывали на те явственные пророчества о жизни Христа, которыми изобилуют священные тексты. Но они не только доказывали от писаний, что подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день (Лк. 24, 46), а и указывали время Его жизни как на всем очевидный и бесспорный факт исполнения Данииловых седмин и Адамова предания, следовательно, время Мессии уже пришло и прошло и нечего сомневаться и продолжать ждать его...
...И если некоторые из слушающих, не находя противоречия в словах апостолов Священному Писанию, а видя, что, действительно, все сроки истекли и все Священное Писание дышит Благовестием Христовым, становились верующими, последователями апостолов, то некоторые, ложно понимавшие образ Мессии – Мессии не как помазанника Божия, искупителя и спасителя всего рода людского, а Мессии как избавителя евреев от очередного, теперь уже римского рабства, который сделает их властителями всех языков и племен, даст им власть над всем языческим миром, не только не верили апостолам, а и всячески старались помешать их Благовестию...
...И вот наступил год 5578 (70 год н. э.), когда римские войска императора Веспасиана, возглавляемые его сыном Титом после длительной осады ворвались в Иерусалим и предали его огню и мечу, разрушили весь город, сожгли храм, не оставили камень на камени (Мк. 13, 12), умертвили почти всех его жителей, а оставшихся взяли в плен. Исполнилось пророчество Христа, исполнилось пророчество Даниила о том, что после жизни Мессии град же и святое разсыплется со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе (Дан. 9, 26)...
.фарисеям и книжникам ничего, совершенно ничего нельзя было возразить христианам, никак уже нельзя было «отсрочить» приход Мессии на грядущее время...
...желая оправдать себя в глазах своих «овец» и найти способ борьбы с этим неотразимым всемирно христианским библейско-историческим оружием – календарем, берутся за уничтожение – искажение Священного Писания.
В результате этой правки, пророчества о Христе исчезают из Священных книг и летоисчисление сокращается; после чего у них в руках обретается основание для борьбы с верой в Истинного Мессию Христа – свое, отличное от предшествовавшего ему еврейского и переведенного с него греческого, писание, по которому Иисус Христос не может быть Мессией ибо еще не средина шестого тысячелетия. Адамово устное предание не исполнилось, так как Иисус родился в 3753 году – и потому Иисус Христос не может быть Мессией, так как Данииловы седмины не только не закончились, а еще будут очень долго длиться...
...духовно-пророческое созвучие жизни патриархов, начала Ветхого Завета, 50-летних кругов с годами жизни Иисуса Христа, есть одно из убедительнейших доказательств того, что Он – Мессия. И это доказательство стало причиной не только упразднения фарисеями Христа-Мессии через сокращение своей хронологии, а и причиной ещё и того, что они же посеяли семена сомнения в реальной историчности этой даты (5500 г. Боговоплощения) в сердцах многих христианских богословов как первых веков христианства, так и современных профессоров-историков...
...ибо уменьшить 5500 или увеличить его хоть на несколько лет ведет к тому, что годы отпущения и оставления будут падать на иные исторические события или даже на иные 50-летние круги. А потому мы считаем, что рождение патриарха Авраама в 3334 г. от Адама (см. табл. 1), начало Ветхого Завета в 3-месяцах 3 и 4 днях, и совпадение 33-го и 34-го кругов с концом земной жизни Спасителя, как ничто другое, свидетельствуют против всех этих иных, – не 5500 года, дат...

Что можно добавить к тому? Наверно то, что если принять дату 5508, то в таком случае возникает несоответствие одного члена (предложения) из Символа Веры - «распятый за ны при Понтийском Пилате» - истинным событиям. Как тут не вспомнить множество «пророчеств», что появились ныне о том, что знамением скоро пришествия антихриста будет изменение Символа Веры. Ведь не сказано, каким будет это искажение — форменным (изменением состава слов самого Символа Веры) или скрытым (изменение смысла и сути одного или нескольких членов Символа Веры).


«Постскриптум»

Раз уж данный сайт посвящён более книге «Апокалипсис», то хочу предложить некоторые размышления. Для начала вернусь к стиху СНЕ (255) Глава Ѯ (60) Слово К (20):
И видѣхъ аггелъ с Небеси сходящъ, имущь ключ бездны и желѣзно уже велие в руцѣ его и ятъ змия и змию древнюю, еже есть дияволъ и сатана, и связай на А(1000) лѣтъ и в бездну затвори и запечатлѣ о немъ. Да не прельститъ к тому языкъ дондеже скончается ҂А (1000) лѣтъ. И по сихъ подобаетъ ему отрешену быти в мало лѣтъ.
(http://www.aksinfos.ru/slovo20.html)

Приведу, вкратце, так же и комментарий к стиху, который написал в процессе текстологического анализа:
...можно обозначить три конкретных периода: ...И связай на А(1000) лѣтъ и в бездну затвори и запечатлѣ о немъ.… И далее самый важный момент: ...Да не прельститъ к тому языкъ дондеже скончается ҂А (1000) лѣтъ...
Из этих строк можно сделать вывод, что будет лукавый заточён на 1000 лет когда не будет иметь возможность своими соблазнами и лукавством прельщать народы. Но, по прошествии 1000 лет, такая возможность у него появится. Потому и сказано, что не прельстит пока не скончаются 1000 лет.
И уже потом, по прошествии первого 1000-летнего периода заточения, появится у змея возможность для соблазнов и прельщения народов в течении следующих 1000 лет, и только после этого и будет отрешён от заточения змей, но лишь на малое количество лет. При этом, оба периода по 1000 лет каждый, змей так и будет находиться в бездне... А вот освобождение он получить лишь на малое время...
...Таким образом, с момента схождения Духа Святаго на Апостолов и до Второго Пришествия Христа пройдёт 2000 лет плюс ещё небольшой период...

Вот и ещё одна причина для искажения летоисчисления — помешать определить, хотя бы приблизительно, время Второго Пришествия Христа.
Таким образом, если взять за основу расчётов вот эту фразу из толкования: От нелѣ же бысть связание его, от вшествия въ адъ Господа нашего Иисуса Христа, в лѣто пяти тысущное, и пятсотное и тридесят третие
то 5533+1000+1000=7533 (2033 год.)
С учётом ошибки, то по новому стилю это будет 2025 год. Теперь осталось найти величину ...в мало лѣтъ... о которой имеются указания о следующих сроках:

...и град святый поперутъ М(40) месяцъ и два месяца... стих РФК (129) Слово I (10) Примерно 3,5 года.
...Дамъ обѣма свѣдѣтелема моима прорицаета в тысящу и С(200) и М(40) днии... стих РЛ (130) Слово I (10) Примерно 3,5 года.
...И жена бѣжа в пустыню, идѣже мѣсто уготованно тамо от Бога да ту питают ю ҂А (1000) дний и СОИ (278)... стих РМЗ (147) Слово АI (11) примерно 3,5 года
...Идѣже препитана быша то время, и времена и пол времен от лица змиина... стих РНВ (152) Слово ВI (12) Возможно 1,5 года или 3,5 года, если «времена» это несколько лет во мн.числе, т.е. 3, а пол времени пол года.

В итоге можно сказать, что период самых трудных испытаний будет длиться 3,5 года. Это и будет самый короткий отрезок. Однако не факт, что эти 3,5 составляет всю величину ...в мало лѣтъ... Потому как и ... град святый поперутъ... 3,5 года при этом сказано, что ...Церковъ Божию, и олтарь и кланяющаяся в Ней. И дворъ сущий внутрь Церкве изнеси вонъ, и не измѣри его... можно предположить, что эти 3,5 года не относятся к тому периоду, когда ...жена бѣжа в пустыню, идѣже мѣсто уготованно тамо от Бога да ту питают ю ҂А (1000) дний и СОИ (278)...
Получается, что в самом малом своём значении период ...в мало лѣтъ... может составлять 3,5 года, а максимальный — 7 или может немного более лет. Но в любом случае 7 лет есть как средне, либо максимально возможное количество лет.

Проведём примерное вычисление:
5533+1000+1000=7540-й год
В правильном (Рождество Христово в 5500 году) летоисчислении — 2040. С учётом ошибки (искажения) в 8 лет — 2032 год.

Мне могут возразить, дескать сказано …О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец... (Мк., 13:31—32), однако я не собираюсь строить по фарисейскому принципу (закваске), что мол речь идёт о дне и часе и только. Посему скажу немного проще. Пример с вычислением даты Второго Пришествия Христова привёл лишь с одной целью, что бы показать, что даже зная точную дату, вам это не поможет ни чем. А вот навредить может, поскольку все ваши мысли и чаяния перейдут на земное, телесное спасение.
О том ли надо думать, что и когда случится с миром, когда не ведаем что случится с нами в следующую секунду?

...Блаженъ чтый и слышай словеса пророчествия книги сия. И соблюдающеи написанная время бо близъ...
(Апокалипсис. Слово 1-е, глава 1-я стих 3-й)