Часть 3. "ТРЕТИЙ РИМ".

В первой и второй частях статьи было подробно рассмотрено толкование сна царя Навуходоносора и пророческий сон самого пророка Даниила.
Следуя тому, как объясняют Святые Отцы Церкви эти два пророчества, то вполне обоснованно утверждать, что до пришествия антихриста, прежде образовано будет царство его. И созиждется сие царство на руинах павшей Западной Церкви (ветхого Рима). А далее и Восточная Церковь (новый Рим - Византий) не устояв в Истине, разрушившись разделением на десять "перстов", на десять царств, которые, в конечном времени, так же вошли в область царства антихристова.

В толковании пророка Даниила на сон царя Навуходоносора, говорится о последнем монаршестве, Римском, которое разделится надвое. На Западную часть (ветхий Рим) и Восточную (новый Рим - Византий). Ни о каком появлении следующего монаршества, некоего "третьего Рима", после сокрушения последнего четвёртого монаршества - Римского, ни в толковании сна, ни в видении самого пророка Даниила, речи не идёт. Более того, сказано, что сокрушившись, последнее монаршество разделится на десять "перстов", десять царств, кои и будут сами по себе. Часть их будет "глиняна", а часть "железна". И не могут такие царства соединимы быть между собой, по такому своему разнородному свойству. В этом и заключается смысл и суть предреченного (пророческого) разрушения "великана", виденного во сне царём Навуходоносором.

И поскольку, десять царств не имеют возможности соединиться в единое целое, то и именовать их вкупе - "монаршеством", было бы скорее лукавством, чем бездумной (непреднамеренной) ошибкой. А значит и считать любое царство из них главою над всеми остальными, равно как и обладающим правом на преемство власти от последнего Римского монаршества, было бы уже преднамеренным лукавством. Поскольку сказано далее в пророческом толковании:
И в день царств тех, въставит Бог Небесный царство, еже в векы неразсыплется, и царство Его людем инеем не останет. Отончит и извеет вся царства, а То станет в векы
И если, принять утверждении о некоем "третьем Риме", восставшем после падения Римского монаршества - последнего царства, то из сего следует принять и то, что сей "третий Рим" и есть то самое "небесное царство" которое …въставит Бог Небесный царство, еже в векы неразсыплется
Но именование "третьего Рима" царством небесным, которое в века не рассыплется, не просто ложно, но и лукаво по всей глубине и мысли иметь такое царство на земле.

Собрание, под единоначалие предтечей антихристовых, по толкованию Святых Отцов Церкви на сон пророка Даниила, всех разделённых "перстов" (десять царств), сбудется лишь для образования царства антихриста. Образование и становление такого "царства" будет сопровождаться ожиданием нового "царя", нового "спасителя" мира, которого и нарекут царём "третьего Рима". Тем самым единоначальником, о приходе которого и предупреждают все Святые Отцы и Святители, нарекая его "сыном погибели".
Вот какое царство желают видеть те, кто мечтает о возрождении нового Римского монаршества. Желают видеть некий наследный "третий Рим".
Именовать "монаршеством" такое царство, как было названо последнее Римское монаршество, не представляется возможным. Но лишь "царством", поскольку антихрист и сам себя и предтечи его, будут именоваться и "царями" и "властителями". Но не по праву рода, а по страсти мирской. Поскольку …не от царей, ни от царского рода воздержит царство, но мечтанием восхитит власть
От таких мечтаний и будут происходить разные "пророчества" и "предсказания" о том, что придёт некий "царь", который будет от "царского" рода и будет действительным "помазанником" божиим. Но всё это будет лишь страстными фантазиями впавших в прелесть и в ересь царебожия людей, которые пожелают иметь над собой такого единого "царя", готового установить власть над всеми десятью "перстами" - царствами.

О том, какого свойства будет такой грядущий царь и какое будет его царство ("третий Рим") рассуждает Иоанн Златоуст:
…яко сие о Римской власти разумети имать: то есть, егда власть римская от среды возмется, тогда он придет. Донележе бо власти сея страх будет, ни кто не покорится. А егда разорится, нападет на безначальство, и человеческую и Божию поищет похитити власть…
…сие бо учим не от себе глаголюще, но от Святаго Писания собирающе. А наипаче взяв в пророчества Даниилова. Яко же и Архангел Гавриил поведа, тако глаголя: зверь четвертый царство 4-е будет на земли, иже превыше будет всех царств. И сие поистинне Римская церкве учители предаша ми. А 1-е бо славно было царство Ассерийское. В 2-е Мидское соединено в Перским. Г 3-е Македонское. Д 4-е ныне Римское. Таже паки Гавриил прилагает, глаголя 10 рогов его, 10 царств восстанет. И по нем востанет другий. Иже прейде всех первых злобою не токмо глаголет десяти, но и всех иже прежде его быша, а триех царей победит. Ведати же подобает, яко из трех 10-ти трех царей того ради победит, яко сам над осмью будет царствовати. И на Вышняго имать рещи словеса еретическая…
…тогда восстанут в Риме десять царей в разных местах. К Римскому единонадесятому царству во едино послушание будут. Тогда в Риме на том единонадесятом царе последнем, антихрист скоро содеетися имать. Ибо 7 царей в послушание свое антихрист к Римскому престолу слугами своими в то время добровольно и без брани взыскивать имать. А трех паки войною и силою со оными семью цари достанет. Тии же три цари за единым римским царем и именем пребывать начнут. Понеже повелением и промыслом Римскаго престола побеждены будут. И того ради, сам восьмым прозовётся антихрист

В книге Андрея Дионисьевича, по этому поводу, так же сказано:
До зде свидетельство Святых о времени: от коих явственно ти показа время антихристова пришествия, как от Святаго Апостола Павла, так и от толковника его Иоанна Златоустого. И как от Даниилова видения, так и от Навуходоносорова истолкования. Во всех единаго согласия. Яко тогда антихристово время открыется, когда Римское свойственное царство разрушится...
То есть когда Западная и Восточная части римского монаршества падут, тогда и откроется и понимание и значение царства антихристова.
Здесь не говорится о "царстве" антихриста, поскольку сам "сын погибели" явит себя миру не в момент сокрушения последнего монаршества Римского. Но сказано, наступит "время антихристова пришествия", которое и следует исчислять с момента …когда Римское свойственное царство разрушится… когда сокрушится Западная церковь. Что явно укажет на то, что началось пришествие в мир антихристов. Не самого сына погибели, но предтечей его. И наступает начало тому времени, что уже не монархи, настоящие помазанники Божии будут на царство восставляться, но ложные цари. И через такое "помазание на царство" совершится падение и всех десяти "перстов", оставшихся после сокрушения Римского монаршества.

И далее сказано в книге:
Не своя бо я тебе рекох, но Павлова словеса. И не тако Павлова, яко в Павле живущаго Христа. Той бо в Павле Апостоле Своем сие изрече. Точию содержай ныне дондеже от среды будет, и тогда явится беззаконный. Кое слово, Златоуст восприим Духом Святым пророчески протолкова сице: власть римская егда возмется от среды, тогда он придет, сиречь антихрист...
Толкование Иоанна Златоустого на слова апостола Павла, ещё раз доказывает тот факт, что по сокрушении Римского монаршества, когда …власть римская возмется от среды…, то есть когда …Восточных Церквей власть на западе быти преста. Кая от лет древних и от лет великаго Константина в новом Риме (сиречь Константинополе) царствовавши неотъемлемо и Ветхим Римом владеюща. Власть оная до французского великаго короля Карла пребываше. Сего же на царство Римское возведением разрушися, и начало великой схизмы с Востоком к Западу сотворися… и настанет время прихода антихриста. И здесь на отличать, что под антихристом, Иоанн Златоуст именует всех и любого, кто против Христа и против Законов Божиих имеет желание выступать и им противодействовать.

Опираясь на слова апостольские, слова Святителей и Святых Отцов Церкви и на книги Писания, можно без всяких сомнений утверждать, что не может быть "третьего Рима", потому как последнее монаршество - Римское, хоть и было разделено на две части, на две "голени" но было сокрушено. И по отъятии сего монаршества и настало время антихриста. Ещё не "царство", но только время. Не сам "сын погибели" явился в мир, но предтечи его готовят приход ему. Выстраивают ему новое "царство" - "третий Рим".

Рождение идеи "Третьего Рима".

Яко не от чего так вход имать в Церковь диавол, как от распрей…
…И от сих убо всех ведомо есть, яко чрез схизму мирского владычества начало бысть входа антихристова. Через схизму же раздора церковнаго о богословии и прочих, совершеннаго пророчества Даниилова, Павлова, Златоустаго Ипполитова и Кириллова бысть на Риме исполнение…
…яко антихристу в Риме явитися подобает по отъятии греческая державы: о чем Архангел Гавриил, пророк Даниил, Апостол Павел, Златоуст, Ипполит, Кирилл и инии, а наипаче сам Бог. Апокалипсею Иоанну Богослову яви. Но яко довольно нам о том преди известися: яко рожденный в Риме антихрист не во угле токмо западном сидети будет, но всю поднебесную пройти ему попустится
.

Две державы, Римская и Греческая составляли последнее монаршество Римское.
Великая схизма 1054 года указала на то, что западная часть Римского монаршества пала. Восточная же часть Римского монаршества пала в 1453 году с завоеванием Константинополя турками-османами. С того времени как …Через схизму же раздора церковнаго о богословии и прочих… (в 1054 году) …антихристу в Риме явитися подобает… а затем …по отъятии греческая державы… … антихрист не во угле токмо западном сидети будет, но всю поднебесную пройти ему попустится

Как до Великой схизмы, начал своё падение ветхий Рим, так и новый Рим (Византия) своё падение начал до времени захвата турками-османами Константинополя. Апофеозом стало заключение Флорентийской унии на Ферраро-Флорентийском соборе. А наказанием за отступление Греческой державы от Истинной веры - падение Константинополя в 1453 году.

Флорентийская уния - соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в мае 1439 г. Флорентийская уния была заключена на условиях принятия православием католических догм о филиокве и чистилище, признания главенства во Вселенской Церкви за папой римским, при сохранении православных обрядов и греческого языка при богослужении, брака для белого духовенства и причащения для мирян и хлебом, и вином. Византийский император Иоанн VIII Палеолог и большинство греческого духовенства из числа участников собора согласились на эти условия в надежде получить военную помощь от западноевропейских стран в борьбе против турецкой угрозы. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор, грек по национальности, за что по возвращении на Русь был низложен и арестован великим князем Василием II Темным. Вскоре Флорентийская уния была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор Православной Церкви в 1443 г. предал ее проклятию. Первая униатская служба в храме Святой Софии была проведена только 12 декабря 1452 г., менее чем за полгода до падения Константинополя под натиском турок-османов.
http://www.hrono.ru/dokum/1400dok/1439unia.php

Ферраро-Флорентийский собор - церковный собор, состоявшийся в 1438-1439 гг. в итальянских городах Феррара и Флоренция с участием высшего православного и католического духовенства. Начавшись в Ферраре, заседания собора были перенесены во Флоренцию из-за начавшейся эпидемии чумы. В составе византийской делегации участвовали: император Иоанн VIII и его брат деспот Димитрий, константинопольский патриарх Иосиф II, митрополит Никейский Виссарион, митрополит Всея Руси Исидор, митрополит Эфесский Марк, а также 4 философа-мирянина, среди которых был и будущий первый греческий патриарх Османской империи Георгий Схоларий (в монашестве Геннадий). Собор завершился 6 июля 1439 г. подписанием Флорентийской унии между православной и католической церквями. Марк Эфесский и еще несколько греческих епископов отказались поставить свои подписи под этим документом. http://www.hrono.ru/sobyt/1400sob/1438ferr.php

Заключение унии привело к раздорам и разделению последнего Римского монаршества на "десять царств". И явилось совершением пророческого толкования сна царя Навуходоносора:
И царство четвертое будет крепле, аки железо. И яко же железо стончивает и умягчает все, тако же и то утончит и умягчит все. И еже виде нозе и персты часть железа, часть же глины. Царство ино разделено будет в нем. А яко же виде железо смешено с глиною, и престы ножнии, часть железна и часть глиняна. Часть же будет царства крепка, от себе само будет сокрушено. И яко виде железо смешено к глине. Смешено будет в племенех человечих, и не будет прилипающее сии к сему, яко же железо не смешивается с глиною
(Острожская Библия. Даниил. Гл. 2, вид. 3.)

И коль скоро совершилось падение Римского монаршества и разделение его на многие части, то с этого момента и следует принимать всё дальнейшее как время становления "царства" антихриста. …Яко не от чего так вход имать в Церковь диавол, как от распрей
На почве раздора, возникшего в среде Восточных церквей, после падения Византии, была сформирована идея о возможности преемства Римской власти. Что в итоге и привело к формированию понятия - "третий Рим". При этом, мысль о Руси, именно как единственно возможной правоприемнице …бывшия святыя великия зборныя Церкви богозданнаго царствующаго града великаго (Константинополя) православья греческаго… высказал в своём послании литовским епископам митрополит Иона:
Божественный закон святых апостол и устав святых отец, еже приа преже бывшия святыя великия зборныя Церкви богозданнаго царствующаго града великаго православья греческаго, прежнего богооуставнаго благочестиа, от неяже преже бывшии митрополити Русстии устраяли и управляли святую Церковь русскаго благочестия безмятежне и того ради от Бога венци святыми венчашася и великих чюдес сподобишася. Святый Петр митрополит, Алексей митрополит церковнии правители быша, истиннии учители благочестиа, и к Богу отъидоша еже по смерти, и до ныне чюдеса творят Божиею волею, ихже молитвами и мы сподобихомся от Бога прияти правление святыя си Церкви в Роустей земли восиявшаго благочестия и паству великаго, богоизбраннаго Христова стада словесных овец, в немже и пребываем благочестьи прежнем, доколе Бог велит.

Ему вторит Суздальский инок Симеон, указывающий в своей книге - "Повести", об исключительной роли Руси, которая выделяется из всех монархий своим особым благочестием.
Радуйся, благоверный княже Василие, иже Рускую землю верою утвердивый истинною православною. Распространил Бог языци людийстии на земли и вселишася в села великого князя Бориса Александровича, и аще бы возможно, то весь мир был в Богом обетованной той земле...

После падения Константинополя и впадение Греческой церкви в ересь, началось продвижение идеи об автокефалии Московской митрополии. И как следствие - стремление утвердить Российский престол в качестве приемника нового Рима (Константинополя).
Восхваление "благочестия" Руси сопровождалось противопоставлением русского "сияющего" православия греческому. Чем дальше, тем настойчивее повторялось и подкреплялось новыми аргументами утверждение о том, что новое положение Руси явилось результатом отступления греческих правителей от православия и - одновременно - следствием укрепления "истинной веры" в Русской земле…
…А когда Константинополь пал под натиском турок, главной причиной этого было объявлено уклонение "царьградской церкви" от православия…
…Речь теперь уже шла не о приравнивании России к другим христианским странам (и прежде всего к многовековому оплоту православной церкви - Византии), а о противопоставлении Руси павшей греческой державе, равно как и о противопоставлении московской митрополии константинопольской патриархии, утратившей, по мнению большинства русского духовенства, свои иерархические права.

http://www.krotov.info/history/16/1/1976goldberg.htm

Противопоставление Руси Византии и желание именоваться "богоизбранной" страной, как раз и получило своё развитие в утверждении в том тезисе, что Москва есть "третий Рим". Поэтому, митрополит Иона …в1459 году соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов с согласия московского князя. Таким образом, было положено начало фактической автокефальной Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию
https://ru.wikipedia.org/wiki/Иона_Московский

В глазах русского духовенства Москва заняла то место, которое принадлежало ранее Константинополю. Эта новая ситуация нашла наиболее полное выражение в словах митрополита Зосимы, предпосланных составленному им "Изложению пасхалии":
…И ныне же, в последняя сиа лето, якоже и в перваа, прослави Бог сродника его [Владимира], иже в православии просиавшего, благовернагои христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, новаго царя. Константина новому граду Константину- Москве и всей Русской земле и иным многим землям государя…
Некоторые исследователи считали, что эти строки предисловия к "Пасхалии" (и в особенности слова Зосимы о "новом граде Константине - Москве") уже содержали в себе идею "Москва - третий Рим" и что именно с них начинается история распространения этой идеи в русской литературе.
Под влиянием этой тенденции давняя мысль о "богоизбранности" Руси обогатилась дополнительными представлениями и приобрела новое воплощение в идее "Москва - третий Рим", впервые сформулированной в "Послании на звездочетцев" псковского старца Филофея.

http://www.krotov.info/history/16/1/1976goldberg.htm

Приведу краткую информацию по митрополиту Зосиме и по "старцу" Филофею":

1. Митрополит Зосима Брадатый (?-1496) - митрополит Московский и всея Руси (1490 - 1494). У церковных историков XIX века имел репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих.
Находился в близких отношениях с Иваном III, вращался среди таких людей, как дьяк Фёдор Курицын, поп Алексей, Дионисий (жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому был заподозрен в еретичестве.
В 1494 году "своея ради немощи" или по свидетельству летописи вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", а по выражению других летописей "за некое преткновение", Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре, где в 1496 году, "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину", то есть не был лишён сана.
Макарий (Булгаков) выдвинул версию о снисхождении в отношении Зосимы, ибо "он не был судим на Соборе, не был осуждён и наказан как еретик". Также Булгаков пишет: "Зосима был самый недостойный из всех Русских первосвятителей и единственный между ними не только еретик, но и вероотступник".
В Синодике начала XVII века, читаемом в Неделю Торжества Православия, имя Зосимы стоит на первом месте среди 43 анафемаствуемых еретиков жидовствующих.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Зосима_(митрополит_Московский)

2. Монах Филофей (ок. 1465-1542) - старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны. Известен как предполагаемый автор концепции "Москва - Третий Рим", тезисы которой изложены в его письмах, дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу.
В своих посланиях Филофей полемизирует против астрологических предсказаний Николая Немчина; отстаивает принципы иосифлян, впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры. Впрочем, указанные письма посвящены иным вопросам и говорят не о Москве или России, но "Ромеиском царстве", которое отождествляется с Московским княжеством и о котором Филофей "пророчествует": "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Схожая идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду "Изложение Пасхалии".
Продолжатель Филофея, связал тему "Третьего Рима" с защитой имущественных прав церкви.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Филофей_Псковский

В описании биографии митрополита Зосимы следует отметить один очень важный факт:
У церковных историков XIX века имел репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих
О том, насколько опасна была такая ересь, можно представить по усилиям и мерам, применявшимся в борьбе с ней:
Начало ереси (жидовствующих) относится к 1471, когда в Новгород в свите князя Михаила Олельковича из Киева прибыл жидовин Схария ("Захарья евреянин", "Захарья Скарья жидовин"), князь Таманский. Этот хорошо образованный и обладавший большими международными связями жидовин принадлежал к иудейской секте караимов, имевшей широкую сеть своих организаций в Европе и на Ближнем Востоке…
…После Собора 1490, осудившего ересь жидовствующих, борьба с ними продолжалась еще почти 15 лет. Только в 1504 царь Иван III принял решение созвать новый Собор. На нем еретики еще раз подверглись решительному осуждению, а их руководители после суда казнены

О. Платонов

С тех пор как, по свидетельству "Повести временных лет", равноапостольный князь Владимир отверг искус иудейской веры, принесенный хазарскими проповедниками, и Русь обновилась благодатью Крещения, "великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол вселукавый, не привел скверного еврея в Великий Новгород", - пишет в "Просветителе" преподобный Иосиф. Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, русское Православие, русская государственность, преподобный Иосиф не преувеличивает. Ересь эта имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения, завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти, так что и первоиерарх Русской Церкви, и великий князь были затронуты ею, а в православной Руси творились немыслимые бесчинства.
Николаев С. Н. (https://public.wikireading.ru/8636)

Таким образом, сама идея формулы о том, что "Москва - третий Рим", принадлежит митрополиту Зосиме. Что даёт веские основания полагать, о её возникновении именно от ереси жидовствующих.
В дальнейшем, формулирование сей еретической идеи завершил "старец" Филофей, высказав весьма странную, мягко говоря, фразу: …два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти... в которой имеется весьма конкретное указание о наличии некоего "третьего Рима", который уже стоит. И, судя по логике утверждения, сей "третий Рим" уже имел место пребывать даже на момент падения Римского монаршества, то есть на момент падения и ветхого Рима и Византии.
Столь странное утверждение о существовании "третьего Рима", можно объяснить лишь одним размышлением, что под "третьим Римом", здесь понимается "царство" антихристово, время которого и настанет тогда, когда ...власть римская егда возмется от среды, тогда он придет, сиречь антихрист… Финальная часть фразы имеет следующе утверждение: …а четвертому (Риму) не быти…. Что вполне можно отнести к тому факту, что после сокрушения "третьего Рима" ("царства" антихристова) …въставит Бог Небесный царство, еже в векы неразсыплется, и царство Его людем инеем не останет. Отончит и извеет вся царства, а То станет в векы

08.10.2017