НАСТАВЛЕНИЕ О СОБСТВЕННЫХ ВСЯКАГО ХРИСТИАНИНА ДОЛЖНОСТЯХ.

О ДОЛЖНОСТИ ХРИСТИАНИНА.
(Печатано в Московской типографии 1791 года.)

О вере и страхе Божии.
Без веры живой и страха Божия благочестиво жить невозможно. Вера живая от разсуждения слова Божия и Святаго Духа в сердце человеческом возбуждается. Сего ради должно читать и внимать слову Божию, и молиться, что бы сам Бог светильник веры в сердце нашем зажегл. Страх Божий рождается наипаче от разсуждения вездесущия Божия и всеведения. Бог существенно везде присутствует, и где мы ни находимся, с нами есть: и что ни делаем, говорим, мыслим, и начинаем, все пред Святыми Очами Его делаем, говорим, мыслим и начинаем: и далеко лучше дела наша Он знает нежели мы сами. Разсуждай убо христианине, и внимай сему, и с помощию Божиею породится в тебе страх Божий. Страх Божий будет тебе везде и во всяком деле остерегать и исправлять, и от всякаго дела злаго отвращать, и ко всякому добру поощрять. Тако день от дне лучшим будеши. Имей убо всегда пред душевными очами Бога, и будеши иметь страх Божий, подражая псаломнику: (Пс. 15) Предзрех Господа предо мною выну. А что должен ты творить, в следующих пунктах изясняется. Внимай убо и тщись исполнять тако.

О праздности и трудолюбии.
1. Не должен ты в праздности жить, но в трудах благословенных упражняться. Понеже праздность всему злу виновна: и кто в праздности живет, непрестанно грешит. От сего выключаются немощнии и престарелые люди, которые трудиться не могут.

О удалении от грехов.
2. Всякаго греха, как смертоноснаго яда, берегись. Понеже всякий грех Великаго Бога оскорбляет и прогневляет: и согрешающаго отлучает от Бога, и вечному спасению препятствие чинит. Берегись убо греха, да не вечно умертвит тебя.

О повиновении совести.
3. Что Совесть возбраняет тебе делать, не делай того. Ибо что Совесть непогрешительная возбраняет, тое возбраняет и закон Божий. Совесть бо добрая согласна закону Божию. Закон Божий говорит: не убий, не укради, и проч: тоежде слышишь и в совести твоей: и она тоежде тебе говорит. Берегись убо делать того, что совесть запрещает, да не уязвивши совесть, уязвивши душу твою.

О почитании Бога.
4. Бога почитай не веществом и наружностью, доброю совестию, страхом, любовию, послушанием, благодарением, молитвою, верою. Ибо Бог Дух есть невещественный, и по тому ничем иным, как только Духом и Истиною почитается.

О угождении Богу.
5. Тщись Богу угождать верою и послушанием, то есть делай тое, чего Он хощет, и что Ему угодно: не делай того, чего Он не хощет, и что Ему не угодно. Без послушания что ни делает человек, не угодно Богу.

Чего ради творити добрые дела.
6. Уклоняйся от зла, и твори доброе ради Бога, а не ради иной какой причины. Понеже оное запретил, а сие повелел Бог. Все бо тое не угодно Богу, что не ради Бога делается. Да будет убо конец твой во всех делах твоих воля Божия, которая не хощет зла, и хощет добра.

О воспоминании имене Божия.
7. Имя Божие со всяким почтением, страхом и благоговением поминай: и то тамо, и тогда, где и когда надобно поминать. Понеже имя Божие Свято и страшно есть: и поминающии Его с непочтением, тяжко грешат. Отдавай убо всякое почтение имени Божию, как самому Богу. Царя земнаго имя с почтением поминаешь, как и должно: кольми паче Бога Царя Небеснаго имя, Аггелам и душам Святым говейное, любезное и сладкое, с высоким почтением поминать должно.

8. Правильно поминается имя Божие в молитве, в славословии, в благодарении, в хвалении, песнех духовных и в беседах и разговорах христиан приличных, то есть, когда разговор бывает о Святом Божием Слове, о законе и Евангелии, о пришествии Христовом в мир, о пожитии Его на земли, страдании и смерти Его нас ради подятой, о смерти, о Суде Христовом, о вечной муке и вечном животе, и проч: в прочих разговорах без крайней нужды не поминай, и ежели нужда будет помянуть, со всяким опасением и достодолжным почтением поминай.

9. Во лжи и шутках крайне берегись помянуть имене Божия, да не тотчас суд Божий постигнет тебе. Ибо Бог наш есть огнь поядаяй.

О божбе.
10. Вошли в обычай божбы крайне непристойныя христианам, как то: ей Богу, на то Бог, свидетель Бог, видит Бог, на то Христос, и проч: и поминаются Оне от людей часто, и почти во всяких словах: таковыя божбы не иное что суть, как сатанинский вымысел, на безчестие имене Божия, и погибель человеческую изобретенный. Ты берегись тако и подобно тому божится.

11. Когда нужда будет тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово: (Матфея: гл 5.) Ей Ей: Ни Ни. Прочее все от неприязненнаго духа.

Бога любить чего ради должно.
12. Бог есть высочайшее добро, от котораго всякое добро и блаженство, какое есть и может быть, проистекает. Без Бога всякое блаженство, окаянство есть и бедность: житие, смерть: радость и сладость, горесть. С Богом жить и в нещастии есть щастие, в нищете богатство, в безславии слава, в безчестии честь, в скорби утешение. Без Бога не может быть истинный покой, мир и утешение. Сего ради люби Его яко высочайшее добро твое и блаженство, люби паче всякаго создания, паче отца и матерее, паче жены и детей, и паче себе самаго: к Нему Единому прилепляйся сердцем твоим, и паче всего единаго Его желай и ищи.
Понеже Он вечное твое добро и блаженство, без котораго и в нынешнем веке нет, и в будущем не будет живота и блаженства. Всякое создание Божие добро: но Создатель несравненно лучший. Люби убо и желай самое тое добро, яко существенное, безначальное, безконечное, присносущное и непременяемое, от котораго вся создания добрыми сделались.

О благодарении Бога.
13. Бог есть твой Создатель, Искупитель, высочайший Благодетель и Благий Промыслитель. Он как создал тебе, так тебе всякое добро подает, так, что без добра Его и минуты жить не можешь. Не видишь ты Благодетеля твоего сими очами, но видишь благодеяние Его подаемое тебе, видишь Солнце, Луну и звезды Его, которыя светят тебе, видишь огнь, который согревает тебе и варит пищу тебе, видишь воду, которая напает и омывает тебе, видишь пищу, которая насыщает тебе, видишь одеяние, которым покрывается нагое тело твое, видишь и прочая безчисленная благая, которая Он подал тебе к нужде и утешению твоему. Видя убо и получая благодеяния , везде и всегда с любовию невидимаго Благодетеля твоего поминай, и за все Его благодеяния от чиста сердца благодари Ему.
Большее и высочайшее Его благодеяние, что благоволением Его пришел к нам Христос Единородный Сын Его, и Честною Своею Кровию и страданием искупил нас от Диавола, ада и смерти. Непостижимая в сем великом деле открылася к нам Благость Божия.
Должно убо и нам всегда на сие великое и умом непостижимое дело Божие верою взирать, и непрестанно памятовать, и Богу, нас недостойных так возлюбившему, от всего сердца благодарить, покланятся Ему, хвалить, петь, и славословить сердцем и устнами. (Луки Глава 1.) Благословен Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим, и воздвиже рог спасения нам в дому Давидова отрока Своего.
Поминай убо и ты всегда великое сие дело Божие, и удивляйся тому, и от сердца благодари Богу, и живи так, как хощет Бог, пришедший в мир грешников спасти, да не оскорбиши Его своим неблагодарствием. Хощет Он тебя спасти, так что и в мир ради тебя пришел, и пострадал и умер Святою плотию Своею.
Исполняй же и ты Святое хотение Его, и со всяким тщанием пекись о спасении души твоея, буди благодарен Ему, и живи в мире смиренно, любовно, кротко и терпеливо, якоже Он сам жил, и того хощет от тебя.

О воспоминании Бога при всяком деле.
14. Везде и во всяких делах с любовию поминай Господа Бога твоего, и Святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на небеси и на земли, и в доме твоем, возбуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего, и любви его святой.
В любви Божией заключаемся мы, всякое создание Божие любовь Его к нам свидетельствует. Видя убо создание Божие, и пользуяся тем, говори в себе тако: сие есть дело рук Господа Бога моего, и ради мене оно сотворено. Сии светила небесныя, Солнце, Луна и звезды Господа Бога моего суть создание: всей вселенней и мне они светят. Сия земля, на которой я живу, которая плоды мне и скотам моим прорастает, и все, что на ней ни есть, Господа моего есть создание. Сия вода, которая меня, и скоты моя напояет, Господа моего есть добро. Сей скот, который мне служит, Господа моего есть создание, и мне на службу от него дан он. Сей дом, в котором я живу, Божие добро есть, и мне он дан от Него ко упокоению моему. Сия пища, которую вкушаю, Божие дарование есть, мне ко укреплению и утешению немощныя плоти моея данное. Сию одежду, которою одеваюсь, Господь Бог мой подал мне ради прикрытия нагаго тела моего и проч. Сей образ, образ Христов, есть образ Спасителя моего, который ради меня в многобедный мир пришел, спасти меня погибшаго, и пострадал и умер за меня: и тако от греха, Диавола, смерти, ада искупил меня.
Покланяюся неизреченному человеколюбию Его. Сей образ, образ Богородицы, есть образ Пресвятыя оныя Девы, которая Господа Бога моего Иисуса Христа плотию без семене родила. Благословенна в женах Бога плотию рождшая Матерь, и благословен плод чрева ея. Блаженно чрево носившее Господа Бога моего, и сосца, яже сосал.
Сей образ Предтечи, есть образ великаго того Пророка, который от Бога послан пред лицем Спасителя моего Иисуса Христа, и Его уже пришедшего в мир возвестил людем, и указывал на него: (Иоанна гл. 1.) Се Агнец Божий, вземляй грехи мира! И того крестити сподобился в струях Иорданских.
Сей образ Апостола, есть образ ученика Спасителя моего, который сам Его видел, и обращался с ним и чудодействующаго видел, и поучающаго слышал, и страждущаго за спасение мира, и воскресшаго из мертвых, и возносящегося на небо видел.
Сей образ мученика, есть образ того подвижника, который стал до крове за честь Спасителя моего Иисуса Христа, и за имя Его Святое живота своего не пощадел, и благочестивую нашу веру, яко истинную, излиянием крови своея утвердил, и прочее.
Сие слово Священное Писание, которое я слышу, есть слово Божие, есть слово уст Его, уста Господня глаголаша сие, и ныне чрез него Бог мой глаголет: (Пс. 115) Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра. Господи, даждь мне уши слышати слово Твое Святое.
Сей дом Священный Церковь, в котором я стою, есть храм Божий, в котором обще от верных братии моей приносится Богу моему молитва и славословие. Сии гласы славословие и молитва общая, суть оные гласы, которыми пение, благодарение, хвала, и славословие возсылается Святому имени Бога моего.
Сей священный муж епископ или иерей, есть ближайший служитель Бога моего, который о мне грешном и о всем мире приносит Ему молитвы. Сей муж проповедник слова Божия, есть посланник Бога моего, который мне и прочим людем братии моей возвещает путь спасения.
Сей брат мой всяк человек, есть любезное создание Бога моего, якоже и я, создание по образу Божию и по подобию сотворенное: и падшее Кровию Сына Божия Спасителя моего, как и я, искупленное, и к вечному животу словом Божиим позванное. Надобно мне Его любить яко любезное создание Бога моего, любить, якоже себя самаго люблю: и не делать ему ничего, чего себе не хощу: и делать тое ему, чего себе хощу: так обо и Бог мой повелел мне.
Словом: всякой случай и всякая вещь может и должна возбудить тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего, и показует тебе любовь Его к тебе, так, что и самое наказание Его от любви Его к нам бывает, по писаному: (Евреем. Гл. 12.) Егоже любит Господь, наказует. Поминай убо везде, и во всяком случае, и во всякой вещи имя Господа Бога
твоего. Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благоделанием Его, да не явишися Ему неблагодарен. Забвение бо Благодетеля явной знак есть неблагодарности.

О чем разсуждать при начатии дела.
15. Какое дело ни начинаешь, разсуждай, согласно ли оно совести и закону Божию, и тебе истинно ли полезно: когда с законом Божиим сходно, начинай и делай: когда противно, отвратись от того, да не в сеть вражию впадеши, который всегда ищет человека уловить в свою сеть. Не все тебе полезно, что показуется быть полезно, но тое только, что здравому разуму и слову Божию согласно.

От кого помощи просить при делах.
16. В начинании всякаго дела призывай имя Господа Бога твоего, и начинай с молитвою, да поспешит тебе Господь начать и совершить. И от сего видно, что ничего не должно христианину начинать, что закону Божию противно: но тое только, что ему согласно.

При ястии и питии просить благословения от Бога.
17. Когда хощеш ясти или питии, призывай имя Господне, и проси от него благословения ястию и питию твоему, глаголя. Господи благослови. И думай тут, что ты добра Господа твоего хощеш вкушати и наслаждатися. Ибо все Божие добро, как быше сказано: (Пс. 23.) Господня бо земля, и исполнение ея. Кто от похищения и неправды имение у себя имеет, тут клятва, а не благословение Божие. Чего ради и имя Божие тут призывать не годится. Такожде и тем, которые хотят упиваться, имя Божие к тому призывать не должно: ибо пиянство запрещено от Бога.

Любить Священное Писание и размышлять о нем.
18. Слово Божие, то есть Писание, Пророками и Апостолами нам преданное, люби как и самаго Бога. Божие бо слово, есть слово уст Божиих. Аще Бога любиши, то непременно и слово Божие любиши, Божие бо слово есть послание, или письмо Божие к нам недостойным: и есть высочайший Его дар, нам ради спасения поданный. Аще любиши пославшего, люби и посланное от него письмо к тебе. Слово бо Божие мне, тебе и всякому дано от Бога, да всяк, хотящий спастися, через него спасение получит. Когда царь земный к тебе напишет письмо, любишь тое, и с любовию и радостию прочитываешь его: кольми паче письмо Царя Небеснаго слово Божие любить, и с любовию и радостию прочитывать его должно.
19. Слово Божие не ради того дано нам, чтобы оно лежало только на хартии написанное, но чтобы тем мы пользовались духовно, просвещались, на путь истинный и спасение наставлялись, нравы свои исправляли, и по правилу того в мире сем жили, и Богу угодали. Аще убо хощеши быть христианином истинным, неотменно должно тебе тщаться жить по правилу того: слово бо Божие есть семя небесное. Должно убо в нас плод произрастать себе подобный, то есть, Святое и небесное житие. Иначе оно обличит нас в день Страшного Суда Христова. Живи убо так, как слово Божие учит, и потом себя исправляй.

О безразсудном подражании другим.
20. Что люди делают, тому безразсудно не подражай. От таковаго бо безразсуднаго подражания люди портятся и развращаются, и час от часу умножается зло, и оскудевает благочестие. Но внимай тому единому, чего слово Божие научает.

Таинства любопытно не испытывать.
21. О Таинстве Пресвятыя Троицы, Святейшия Евхаристии и о прочих, такожде что ни открыто в святом Божием слове, любопытно не испытывай, да не в сеть диавольскую впадеши, и в ней запутаешися, и изити из нея не можеши, и тако погибнеш. Ибо что веры единой требует, и разум наш превосходит, тое испытывать очень опасно. Берегись убо испытывать того, что выше тебя. Веруй во всем так, как учит Священное Писание, и как оному следуя Святая Церковь верует и наставляет.

Что суть христиане в мире сем;
22. Истиннии Христиане в мире сем живут так, как путники, странники, и пришельцы, и всегда к Небесному Отечеству верою и душевными очами взирают, и тое достигнуть тщатся. Буди убо и ты в мире сем странник и пришелец, и непрестанно к отечеству оному взирай, и тое получить старайся. Тако мир тебе с своими прелестьми и похотьми омерзеет. Кто вечнаго блаженства ищет и желает и тщится получить, тот временное все презирает, дабы временнаго ища, вечнаго не лишиться.

Вящее попечение о вечном животе иметь.
23. К вечному животу созданы мы от Создателя нашего, и к тому словом Божиим позваны мы, и Святым Крещением обновлены: и Христос Сын Божий ради того в мир пришел, чтобы нас туда призвать и привести, и Он един необходимо нужен. Сего ради первейшее тщание и попечение твое о том да будет, чтобы его получить. Без того все ничто, хотя и весь мир под собою будешь иметь. К получению того всякий грех и пристрастие к суете мира сего препятствует. Берегись же всего того, да не лишишися вечнаго живота. Временный живот бережешь, хотя и непременно оставишь его, и все делаешь, что бы того не лишиться: коль несравненно должно берещи вечный живот, и все тщание полагать, что бы того не лишиться.
Все бо временное противу вечнаго ничто. Ищи убо вечный живот, как едино твое истинное добро, и всего того, что дверь к нему затворяет, со всяким тщанием убегай. Бог человеколюбивый хощет тебе спастися: да будет убо хотение и твое. И тако неотменно спасешися, желай и ищи того так, как алчный пищи, и жадный пития: получишь, что желаешь.

24. Тем Христианам, которые в мире сем желают и ищут обогатитися, в честь произойти и прославитися, тем не подражай. Таковые забыли, что Христос Сын Божий за них умер и пострадал, и к вечному животу страданием и смертию своею дверь отверзл, и к тому их позвал. Видно, что они того только желают и ищут, что видать: а чего не видать, того не желают и не ищут. Они на всяк день, как Адам в раю, к заповеданному древу, руки простирают, и от того с бедою своею вкушают, и тако сердцем от Бога отступают. (Книга Чисел. Гл. 11.) Они делают подобно тем израильтянам, которые изшедше из Египта, обратилися сердцами паки во Египет, и похотели снедей Египетских. Чего ради прогневался на них Господь. Тако сии Христиане чрез крещение Святое избавились от работы диавольския, как израильтяне от работы фараоновы, и позваны к вечным благим, но сердцами уклоняются и прилепляются к мирским и видимым, и оставившее вечное, временных ищут. Чего ради и на сих прогневляется Господь: и будут казнены не временно, но вечно. Не подражай убо таковым христианам, но к вечным благим верою и сердцем стремись. Христианское бо имение и наследие, честь и слава, богатство и все сокровище, не в мире сем, но в будущем веке и в Небесном Отечестве. Тамо им вся благая уготована от Небеснаго Отца. Тех ищи со всяким тщанием: а мирския вещи опасно и со страхом Божиим употребляй, да не чрез излишество прогневаеши Господа Бога твоего. Помни, что Апостол писал: (Тимофей. Гл. 6, стих 7.) Ничто же внесохом в мир сей, Яве, яко ниже изнести что можем. Имеющее же пищу и одеяние, ими довольни будем.

Едино благочестие нужно в жизни сей.
25. Соравняй время с вечностью, настоящее с будущим, живых людей с мертвыми, и тако просветится ум твой, и сам узнаешь и признаешь ( Луки гл. 12.) что худо тии делают, которые собирают, а не в Бога богатеют. Вси мертвии мире, и с миром все оставили, оставишь и ты, хотя и весь мир под собою будешь иметь. Едино благочестие с нами на оный век отходит. Буди убо благочестив до конца, и едино благочестие за истинное сокровище имей. Помнить смерть, ад и Суд, жизнь вечную.

26. Поминай часто смерть, Суд Христов, вечную муку, и вечную жизнь: и неотменно мир со всеми своими похотьми и прелестьми омерзеет тебе, не похощеш в мире сем богатитися, славитися и веселитися: о том едином у тебя тщание будет, что бы Богу угодить, блаженно скончаться, на Суде оном Христовом не посрамиться, вечныя муки избыть, и в Царствие Божие внити. Воистину великое и сильное посредствие, что бы человеку суетою мира сего не прельститься, и быть в истинном покаянии и сокрушении сердца, что неотменно нужно всякому Христианину. Воистину память сия и верное разсуждение всякаго человека и самаго оазвращеннаго может подвигнуть и в страхе содержать. Одно Имя сие, вечность нещастливая или мучительная, в трепет и ужас человека приводит. Что люди к суете прилепляются и грешат, то воистину оттуда бывает, что забывают о вечности. О вечная мука, коль горька и память твоя! Страшно и горестно в муку оную попасться: но страшно и горестно Бога и вечнаго живота на век лишится. Поминай убо последняя сия, и во веки не согрешиши.

Роскоши удаляться.
27. Роскоши, яко моровой язвы, берегись. Она весьма душу христианскую расслабляет, чуждое похищать, людей обижать, и от подаяния мылостыни, что требуется от христианина, руку удерживать научает. Роскошь, как чрево сытости не знает, и как пучина всё добро пожирает. Ей все надобно, и все передлывать хощет. Не хорош де у меня дом: надобно мне новой сделать. Худо у меня платье: надобно мне лучшее пошить. Стыдно мне на простой коляске выехать: надобно мне аглицкую корету купить. Кушание сие мне мерзесть: надобно мне лучшее варить. Я простаго вина пить не мгу: надобно мне вейневой водки купить. Слугам моим в таком то платье служить мне не пристойно: надобно мне их лучше убрать, и проч: Тако роскошь все пожирает и ум разслабляет. Берегись убо роскошей. Естество малым довольствуется: похоти и роскоши много надобно.

28. Тела своего одеждою щегольскою не украшай, якоже некиим есть обычай, но званию твоему приличное одеяние да будет. Христианское одеяние есть душевное одеяние. Они должны душу украшать, а не тело. Красота души есть образ Божий, по которому созданы мы. Сея красоты ищи, и довлеет тебе.

Как в церкви стоять.
29. В церкви стоя прилежно внимай чтению и пению. Оттуда породится умиление, истинная молитва, сердечное пение и благодарение. Берегись убо телом стоять в церкви, а умом бродить вне церкви, и телом пред Богом стоять, а духом по мирским делам бродить, да не и тебе слово приличествует оное: (Матфея, гл. 15) Приближаются мне людие сии усты своими, и устнами чтут мя, сердце же их далече отстоит от мене. Стоя убо в церкви телом, стой сердцм и духом, яко пред Богом стоишь. Когда взираеши на иконы Святых, вспомяни, яко един есть Творец создавый их и тебя, и что намерение Его тоже было об них, какое и о тебе, то есть, чтоб их и тебя спасти: они прославлены, и тебе предлежит таяже слава, только подражай их жизни, и спасешися.

О хождении на пиршества.
30. На пиршества и банкеты ходить берегись. Весма трудно на них быть, и совести не уязвить. Не тот уже в дом возвратишися, который из дома вышел. Берегись убо. Нет лучше и спокойнее, как дома своего держаться. Чего глаз не видит, и ухо не слышит, тое в сердце не будет ударять. Мысли добрыя и Богу угодныя нигде тако не бывают, как во уединении и молчании. Какое добро в доме и уединении ни соберешь, то между людми потеряешь.

31. Ежели нужду имеешь из дома изити, и к людем пойти, внимай себе, и со всякою опасностию сердце свое береги. Везде предлагай Господа Бога твоего пред собою, и страх Его Святый яко свеща да обращается пред тобою. Куда ни выдешь, и где ни будешь, везде Бог с тобою есть, и все твое знает, и видит дело, и слышит слово. Везде убо береги себя.

Всемерно должно удаляться от пиянства.
32. Пиянство, как само собою есть грех: (К Коринф. Гл. 6) Яко пияницы Царствия Божия не наследят, по учению Апостола. И Христос глаголет: (Луки. Гл. 21) Внемлите себе, дв не когда отягчают сердца ваша обядением и пиянством. Так многих и тяжких грехов виновно бывает. Оно ссоры, драки, и от того последующыя кровопролития и убийства производит: оно буесловия, кощуны, хуления: оно ближнему досады и обиды делает: оно научает лгать, лстить, чужая грабить и похищать, чтобы было чем страсть довольствовать: оно возжигает гнев и ярость: оно делает, что люди в нечистоте как свинии в блате валяются, словом сказать: из человека скотом, из словеснаго безсловесным делает, тако что не токмо внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто переменяет. Откуду Святый Златоуст глаголет: (беседа 58 на Ев. От Матф.) Диавол де ничего так не любит, как роскоши и пиянства: понеже никто так злой его воли не исполняет, как пияница.
Пиянство не токмо душевных, но и телесных временных зол причиною бывает:
1.) Тело разслабляет и в немощь приводит. Откуду пишется: (Сирах гл. 31) В вине не мужайся: многих бо погуби вино.
2.) В убожество и нищету приводит. (гл. 19) Делатель пиянивый не будет богат, глаголет Сирах.
3.) Славу и имя доброе отемлет: на протв того в безславие, презрение и омерзение приводит: никем бо так люди не гнушаются, как пияницею.
4.) Домашним, сродникам, друзьям скорвь и печать, врагам посмеяние делает.
5.) Ко всякому званию рачителя своего неспособным устрояет. И хотя в каком звании будет пияница, более бед и напастей строит, нежели пользы обществу. Святый Златоуст изображая бедствия и пагубу пиянства, глаголет: (Слово о Воскресении) Пиянство есть самоизвольное беснование, откровение помышлений, посмеятельная беда, болезнь смеха достойная, демон добровольный, и проч.
Чтобы от пиянства остерещися, пользует примечать следующая:
1.) Юным не дозволять пиянаго пития пить. Понеже юные удобно привыкают, и чего в юности научатся, того и чрез все житие держаться будут.
2.) Не дозволять им с пияницами и развращенными водиться.
3.) Взрослым и мужескаго века достигшым без нужды не пить вина.
4.) От злых компаний и пиршеств удаляться.
5.) Помнить им, что от сея страсти весма трудно отстать, и многие от той и в той самой страсти погибают душею и телом.
6.) Привыкшым к сей страсти крепко противу мучительства ея вооружаться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь.
7.) На память приводить случающияся в пиянстве беды, и соравнять трезваго жития состояние с состоянием пиянаго.
8.) Помышлять имже, что многие пияными спя умирают, и от сего света на оный переходят без всякаго чувства, и потому без покаяния.

О богатстве.
33. Ежели богатство имеешь, берегись к нему сердца своего прилагать, да не тако сердцем твоим отступиши от Бога. (Матфея гл. 6) Не возможно бо Богу работати и мамоне. Такожде берегись на прихоти и на роскоши расточать Божияго добра. Дано оно тебе от Бога не ради тебя единаго, но и ради прочих бедных людей. Помни, что ты строитель, а не господин добра. (Пс. 23) Господня бо земля, и исполнения ея. Буди убо верный строитель Господа твоего, а не расточитель имения Господня, и сам ты умеренно довольствуйся, и благодари Творца всего добра, и убогих людей снабдевай. Безответны будут и посрамятся на Суде Христовом и тии, которые как сторожи хранят имение свое, и тии, которые на прихоти и роскоши расточают его. Ты того берегись, (Матфея гл. 25) да не со злым рабом осудишися.

34. Ежели неправдою собранное имение имеешь, расточи его на бедных: да не обличит тебя оно на втором Христовом Пришествии. (Луки гл. 19) Подражай в сем деле Закхею мытарю, котораго Христос Господь во образ всем положил. Лучше в нищете жить, нежели в богатстве неправедном. Избери убо лучшее, и зло собранное добро расточи. Аще сотвориши тое, веруй Господеви, яко не оставит тебя, и подаст тебе нужное к житию твоему, который и птичек не оставляет и питает, и о всей промышляет твари.

Ничем не оскорблять человека.
35. Крайне берегись всякаго человека словом или делом оскорбить: ибо тяжкий грех есть. Когда человек оскорбляется, то и Бог оскорбляется, который человека любит: не может бо оскорбление человеческое быть без оскорбления Божия. Кто противу человека согрешит, тот и противу Бога согрешит. Тяжко сие, как сам видишь. Аще же как оскорбишь бляжняго товоего, то тотчас смирись пред ним, и испроси у него со смирением прощения, да не подпадеши праведному суду Божию.

О чистосердечном обхождении.
36. Со всяким человеком обходись не лестно, но просто, так, как сам с собою. Каковым вне ему являешься, таковым и внутрь буди, и что ему говоришь, и на сердце твоем. Лесть бо и коварство суть дела пагубных людей, и в сердцах их Диавол живет, который льсти и коварству их научает на прельщение наше. Берегись убо лукаво и коварно с ближним поступать, да не подашь в сердце твоем место Диаволу, и обладает тобою, и поведет тебя яко пленника.

Не испытывать людских дел.
37. Людских дел берегись испытывать: таковое бо испытание подает повод к клевете, осуждению и прочим тяжким грехам. Какая тебе нужда до людей; знай и испытывай себя. Поминай прежде бывшие твои грехи, и покаянием и сокрушением сердца отирай их, и не будешь смотреть, что люди делают. Посматривай часто в сердце твое и испытывай, коль пагубное зло в нем крыется: и довольно будешь иметь, что испытывать. Никогда бо сердца нашего испытать не можем, но точно знаем, что в нем всякое зло содержится. Сие полезно тебе испытывать: оттуда бо родится смирение и страх, и тщаяние о себе самом, и воздыхание и молитва к Богу. А испытание чужих грехов, есть начало ко всякому беззаконию, и есть Богу и человеком ненавистное любопытство. Берегись убо того.

Не клеветать и не осуждать.
38. Аще увидишь или услышишь кого согрешающа, берегись оклеветать и осудить его. Ты о нем скажешь одному, тот другому, другий третьему, третий четвертому скажет, и так вси будут знать и соблажняться, и согрешившаго будут осуждать, что тяжко есть. А ты всему тому причиною будешь, который братнее согрешение публиковал. Клеветники подобные суть прокаженным, которые злым своим запахом и другим вредят: или подобны зараженным морскою язвою, которые с места на место заразу переносят и других погубляют. Берегись убо ближняго твоего оклеветати, да не тяжко согрешиши, и другим причину ко греху подаси.Такожде берегись его осудить. Понеже он своему Господеви стоит или падает: понеже и ты сам грешник еси. Праведнику судить и осуждать никого не должно, кольми паче грешнику грешника. И судить людей единаго Христа дело есть. Тому от Небеснаго Отца суд передан, и будет судить живых и мертвых, котораго суду и сам ты предстанешь. Берегись убо сан Христов себе похищать, что весьма тяжко есть, и подобных тебе людей судить, да не с сим премерзским грехом на суде оном явишися, и праведно на вечную казнь осудишься. Обрати убо очи твои и ум твой на себя самаго, и разсматривай себя, и обличай себя, и обвиняй себя пред Богом за грехи твои, чего требует дело покаяния, обличай и обвиняй себя пред Богом, и проси от Него милости, якоже мытарь, да от Него оправдишися. Слушай, что Христос Господь глаголет осуждающему: (Матфея гл. 7) Что видиши сучeц, иже во оце брата твоем, не чуеши; или како речеши брату твоему: остави, да изму сучeц из очее твоего, и се бервно во оце твоем: лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изяти сучeц из очесе брата твоего. Видишь, что лицемеры суть, или ложные христиане, которые других судят и осуждают: таковые себе самых и своих грехов не познают, хотя бы вне и святыми показывались.

О всегдашнем покаянии и исправном житии.
39. Смерть невидимо за нами ходит, и кончина тогда постигает, когда не чаем, и тамо постигает, где не чаем, и так постигает, как не чаем. Буди убо во всегдашнем покаянии, и на всякое время и везде готов ко исходу. Раб разумный всегда бдит и ожидает, когда позовет господин его. Бди и ожидай и ты, когда позовет тебя Христос Господь твой: зовёт же всякаго чрез смерть. Буди убо всегда в житии твоем таков, каков желаешь быть при смерти. Живи всегда благочестиво, и со страхом и трепетом спасение свое соделовай, везде и всегда опасно поступай, и берегись, что бы спасения вечнаго не лишиться, которое Христос Господь наш кровию и смертию своею нам приобрел: и тако блаженно скончаешися.

Истинное покаяние чего требует.
40. Истинное покаяние требует того, что бы человек от греховных и от суеты мира сего отвратился, и к Богу всем сердцем обратился, внутрь бы изменился, и иным бы, как прежде был, сделался, и тако бы спасение свое со страхом и трепетом соделовал, и ни о чем бы так не тщался, как только Богу угодить, и тако спастися. Аще убо хощеши в истинном быть покаянии, и тако спастися, перемени себя, и обновися, и сделайся иным, нежели как прежде был, и ни о чем так не пекися, как только Богу угодить и спастися. И тако будет новая тварь о Христе. Всяк бо христианин, кто хощет истинным, а не ложным быть христианином, должен быть новым или обновленным человеком, или новою тварию. Не ласкай убо плоти твоей, и не все делай, что она хощет. (Галатом гл. 5) Надобно ее распинать со страстми и похотми, когда хощешь христианином или Христовым быть. Много труда и подвига требуется, чтобы человеку измениться и быть добрым древом, которое само собою добрые плоды творит. Ни о чем убо так не старайся, как, чтобы себя изменить, обновить, и исправить: и о сем часто и со всяким усердием молись и воздыхай ко Христу Господу, чтобы сам Он тебя обновил и добрым сделал: без него бо обновление и исправление наше не бывает. А когда внутрь обновлен и добр будеши, то и внешнее житие и дела твои добры будут.

О подражании Святому житию Христову.
41. Чтобы тебе себя исправить, и сделаться истинным христианином, или Христовым, положи пред душевными твоими очами Святое житие Христово, и на тое часто смотри, и примеру того подражай: и хотя сердце твое, яко растленное, не хощет, нуди и убеждай себя к подражанию прекрасных добродетелей Христовых. Смотришь в зеркало, чтобы познать, каково лице твое, нет ли на нем пороков, и увидевши пороки, стираешь их. Души твоей да будет зеркало непорочное Христово житие, посматривай на тое часто, и познавай, какова душа твоя: хощет ли она тое, что Христос хощет, и делает ли она тое, что Христос делал живучи на земли; и что противно житию Христову видишь в ней, все тое, яко пороки, очищай покаянием и сокрушением сердца. Христос Господь честь, славу и богатство презрел в мире сем, хотя и все мог иметь, яко Господь всех: ты не ищешь ли чести, богатства и славы в мире сем; Христос в смирении жил на земли: ты не живеши ли в гордости и пышности; Христос ко всем любителен и милосерд был: ты не не навидиши ли и не злобишися ли на подобных тебе человеков; Христос укоряем, никого не укорял: ты не укоряеши ли человека, который тебя какнибудь укорит; и что горше того, не укорявши ли такого, который ни чем тебя не укорит; ты де такой то, ты де плут, ты мот, ты вор, и проч. Христос ко всем хулителям кроток был: ты не хулишь ли хулящих тебя; Христос никому не отмщевал, хотя и всех врагов своих во мгновении ока могл погубить: ты не отмщеваеши ли за обиду свою; Христос все претерпел; ты не ропщеши ли и не хулиши ли в бедствии и страдании приключаемся тебе; Тако соравняй душу твою с Христовым житием, и как лице пред зеркалом поставляешь, поставляй душу твою пред зеркалом непорочнаго жития Христова, и что противно тому усмотришь, всяким образом тщись тое исправить, и тому последовать. Когда тако будешь делать, то я уверяю тебя, что день от дне лучшим будеши: не возможно бо не иправиться тому, кто часто в безпорочное оное зеркало смотрит. Воистину надобно последовать тому за Христом, кто в вечном животе с ним хощет быть. Надобно в нынешнем житии Христу сообразным быть, кто тамо хощет быть Ему сообразен в славе. Не напрасно Христос сказал: (Иоанн гл. 13) Образ дах вам, да якоже Аз сотврих вам, и вы творите, ( Матфей гл.10) И иже не примет креста своего, и в след мене грядет, несть мене достоин. Разсуждай сии слова прилежно, и сам узнаешь и признаешь, что надобно Христу последовать тому, кто хощет спасенным быть и в вечное Его Царствие внити. Надобно за Христом следовати верою и любовию в житии сем, или Христовым путем идти, кто за Ним хощет приити в небесное вечное Его Царство: инаго пути туда нет. Примечай, что Христос глаголет: (Иоанн. Гл. 10) Овцы моя гласа моего слушают, и Аз знаю их: и по мне грядут, и Аз живот вечный дам им. Овцы зде разумеются истинии христиане, которые Святому Его учению повинуются, и живут так, как Он учил, и Ему верою, смирением, любовию и терпением последуют: и тако вводит их в живот вечный, яко по нем грядущих. Последовательно, не суть овцы Христовы, которые гласа Его, или Святаго учения Его не слушают, и Ему не последуют: а следователно, и в вечный живот за Ним не придут. Страшно сие, христианине, но истинно есть. Сам разсуждай сии слова Христовы, и признаешь, что тако есть. Возлюбленный христианине, надобно тебе идтить безопасным путем, когда без сомнения хощешь приити в вечный живот. Что есть безопасный путь; Жить в мире сем по примеру жития Христова. Живи убо тако, и спасешися.

Нужна Благодать Божия для жизни.
42. Божия Благодать есть жизнь душ наших: без Благодати Божией душа жива быть не может. Якоже бо тело наше душею, тако душа наша Божиею Благодатию живет. Молись убо всегда и воздыхай ко Господу, что бы подал тебе Благодать Свою, и в ней бы тебе сохранил. Благодати Божией на всяку минуту требуем. Сего ради часто воздыхай из глубины сердца: (Пс. 50) Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими мене. Воздаждь ми радость спасения твоего, и Духом Владычним утверди мя.

Спасения в ком искать.
43. Спасения твоего ни в чем ином не полагай, как только во едином Христе Иисусе Спасителе мира. Аще истинно веруешь, что Он за тебя пострадал и умер, и есть Спаситель твой: то люби Его всем сердцем твоим, слушай Его и угождай Ему, как Спасителю твоему, и всю надежду спасения твоего в Нем едином полагай и утверждай. Неотменно должны мы добрыя дела творить, яко христиане: но спасения от единаго Христа просить и ожидать должны.

Во грехах не отчаиваться, но с раскаянием о них уповать на милость Божию.
44. Какия грехи сотворил ты по крещении, и в истинном покаянии находишися, не отчаявайся, но ожидай милости Божия. Сколько бы их ни было, и сколько бы велики и тяжки ни были, у Бога ещё милости более: якоже величество Его, тако и милость Его, только впредь берегись грешить, и по вышеписанным пунктам поступай.

45. Ежели в чем проступишся яко человек, и согрешишь, не отчаявайся: но тотчас признавши свой грех, падай со смирением пред милосердыми Божиими очами, и проси милости мытаревым гласом: Боже милостив буди мне грешному: и отпустится тебе согрешение твое.

Памятовать обеты данныя при крещении.
46. Чтобы тебе по вышеписанным пунктам поступать, нужно памятовать обеты твоя, тобою учиненные на Крещении Святом. Аще бо и не ты сам, но восприемник твой, в лице твоем чинил обеты оные пред Богом: тогда ты обещался, поплевавши на сатану, и гордыню его, и служение его, и злыя дела его, обещался, говорю, и клялся, верою и правдою служить Единому Иисусу Христу Господу Искупителю твоему со Отцем и Свтяым Духом. Разсуждай христианине, какие и кому ты обеты чинил. Тяжко человеку солгать: коль несравненно тяжчае Богу: Бог поруган не бывает. Когда не стоит христианин в своих обетах, и не хранит их: какой уже и милости чает от Бога, которому солгал. Храняй обеты своя и сам у Бога в милости, и Царствии Его находится. Он Богу верен пребывает, и Бог его в милости и защищении своем содержит яко своего. И сие то есть, что Пророк Богу поет: (Пс. 17) С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.
Христиане вси тии не хранят обетов своих, которые беззаконнуют и противу совести поступают. Сюда надлежат блудники, прелюбодеи, и всякие сквернители, хищники, тати, грабители, хитрецы, лукавцы, обманщики, пияницы и прелестники, ругатели и злоречивии, пияницы, укорители, ненавистники и злобнии, в гордости и пышности мира сего живущии, и вси боящиеся Бога: вси таковые солгали Богу, и обетов своих не хранят, и вне Церкви Святой находятся, хотя и в храмы ходят и молятся, Тайн приобщаются, и храмы созидают и украшают их, и прочие христианские знаки показуют. Почему сильно на суде Христовом истязаны будут, и более будут мучены тамо, нежели турки и идолопоклонники. Таковых дел берегись христианине, и вышеписанным беззаконникам не подражай, да не с ними праведным судом Божиим осудишися во огнь вечный. Огнь их не угасает, и червь их не усыпает: но всяким образом тщись так жить и поступать, как слово Божие учит, якоже выше сказано. Держи в памяти обеты свои оные: и сие будет руководствовать тебе к христианскому житию, и удерживать от всякаго зла, и творить благое. Аще же приметишь, что сам ты не хранишь обетов оных: то покайся, и начни новое христианское житие, да не во лжи пред Богом явишися, и со лживыми погибнеши. (Апокалипсиса гл. 21) Страшливым же и неверным, и скверным, и убийцам, и блуд творящим, и чары творящым, идолжерцем и всем лживым, часть им в озере горящем огнем и жупелом: еже есть смерть вторая.

Разсуждать о Христовых страданиях.
47. Сильное и действительное поощрение к подвигу противу греха и христианскому святому житию есть разсуждение Христовых страданий. О сем Апостол глаголет: (1 Петрова послание. Гл. 1) Аще Отца называете нелицемерно судяща комуждо пл делу, со страхом жития вашего время жительствуйте: Ведаще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития Отцы преданнаго, но Честною Кровию, яко Агнца непорочна и пречиста Христа. Смотри христианине, чем ты от греха, Диавола, ада и смерти вечныя избавился; не тленным каким веществом: но чем; дражайшею и безценною Кровию Христа Сына Божия. Восхощеши ли убо самовольно грешить, и Христа, толикаго твоего Благодетеля, грехом оскорблять: и тако паки в бедствие оное себе ввергать, от котораго Христос горчайшим своим страданием тебе избавил. Сие подобно тому: аще бы кто тебе от огня, или от потопления, или от пленения, или от смерти, или от темницы, или от иной какой беды избавил, любя и сожалея о тебе: а ты бы самовольно паки в оное бедствие вдал себе. Тако ты делаешь себе диаволу, и в вечную погибель себе ввергаешь. Сладок человеку грех: но горьки и тяжки плоды его вечная смерть.
(Римляном гл. 6) Оброцы бо греха смерть. Такожде ни чем иным и вечнаго спасения сокровище куплено нам, как тоюжде Кровию Иисуса Христа Сына Божия. Оно дражайшее есть паче всего мира, паче неба и земли и исполнения их. Понеже вечное есть, и всех благ вечных и непостижимых исполненное, и безценною ценою купленное: Христос Господь славы и Бог своею Кровию нам заслужил оное. Захощеши ли убо самовольно так великое и непостижимое сокровище потерять; Исхитил тебе Христос яко всесилен из погибели, и подал тебе вечное блаженство, яко многоценный бисер. (Петр. Гл. 5) Держи убо верою и храни его противу врага Диавола, который хощет и тщится паки оное у тебе восхитить, и своим пленником тебе сотворить: противу сего врага подвизайся. Разсуждай убо Христово страдание, и всякой добродетели научить тебе.

Вящшее попечение о исправлении воли и внутренности.
48. ни о чем так не тщись, как что бы волю твою и внутреннее состояние исправить: в сем бо вся сила христианскаго благочестия состоит. Всякая внешность без внутренности ничтоже есть. Чего внутрь в сердце не имеется, того и в самой вещи нет. Добродетель, не истинная добродетель есть, когда в сердце не имеется. Исправляй убо сердце и волю твою, и будеши добр, и внешния дела твои добры будут: внутренне бо есть начало внешняго. Когда внутрь в сердце зло не будет: то и вне не явится Руки не будут зла делать, ноги на зло не пойдут, язые и уста не будут зла говорить, уши не будут зла слышать, очи не будут на зло смотреть и проч: когда воля и сердце не захощет. Тако и от источника чисти ручьи текут, когда сам источник чист. Подобно и от сердца добрыя дела произыдут, когда доброе сердце будет: а без добраго сердца добрыя дела быть не могут, как и от гнилаго и смердящаго источника не может тещи, как гнилая и смердящая вода. Исправи убо сердце и волю твою, и будеши добр, будеши истинный христианин, будеши новая тварь. Всяк бо от воли и сердца или добр, или зол есть. Когда сердце и воля добра, то и человек добр. Когда сердце и воля зла, то и человек зол.
Доброе есть сердце, которое воли Божией покорно и согласно. Злое есть сердце, которое воли Божией противно и несогласно. Доброхотное сердце вера соделовает. Добрыя воли родительница есть вера, глаголет Амвросий Святый. Убо где доброхотнаго сердца нет, там и веры нет. Потщись убо христианине внутрь себе исправить, и быть добрым, и будеши истинно добр. Иначе как был, так и будеши всегда зол, что ни будешь делать. Отсюда видишь, что вера обновляет человека, и есть корень добрых дел.

49. Исправлять себе не можешь по надлежащему, ежели не будешь познавать зла крыющагося в сердце твоем, и от того последующаго бедствия. Не познанная болезнь неисцелна пребывает. Начало здравия познать свою болезнь, и начало блаженства познать свою беду и окаянство. Кто бо познавши в себе болезнь не ищет исцеления; и кто познавши свою беду не ищет от той избавления; познавай убо и ты внутрь себе крыющееся зло, яко смертоносный яд, и будеши тщаться от того избавитися. И чем более будешь познавать, тем усерднее будешь искать избавления. Зло крыющееся в сердце человеческом, есть высокоумие, самоволие, зависть, гнев, сребролюбие, нечистота, и всякая мерзость. От сих вся беззакония, яко от смердящаго источника зловонные ручьи проистекают.
Посматривай убо часто в сердце твое, и мало по малу будешь познавать. Болезнь неисцельная смертию грозит: тако зло оное, без исправления пребывающее, вечною смертию грозит: от познания того зла последует своея бедности и окаянства познание, от познания бедности и окаянства последует страх вечности, смирение, воздыхание, желание и тщание ко избавлению бедствия. Смиренным же дает Бог Благодать, которая человека исправляет и обновляет. Тако человек познавая себе, начинает себе исправлять, и в лучшее успевать. Познавай убо себе, и будешь себе исправлять.

50. Что в сердце человеческом крыется, искушение и напасть показует. Искушение подобно есть лекарству называемому рвотному. Что в желудке крыется, рвотное показует: тако, что во внутренности человека имеется, искушение и напасть обявляет. Святое Божие слово и прочия христианския книги показуют растление нашего естества: но в искушениях и напастях самою практикою, или делом познаем тое: тако славолюбие в лишении славы, сребролюбие в лишении богатства, зависть в благополучии ближняго, гнев в досаждении познается. Аще убо впадаеш в различная искушения, христианине, сие все попущением Божиим бывает на твою великую пользу, да познаеши оттуда, что внутрь сердца твоего крыется, и тако познавши будешь себе исправлять. Многии ласкают себе и мнятся бытии добрыми, смиренными, кроткими, но во искушении противное познают. Не унывай убо во искушениях, но паче Бога благодари, что Он тако тебе в познание себе самаго приводит, и хощет тебе исправить и спасти.

При всяком тщании просить помощи Божией.
51. Всякое тщание наше без Благодати и помощи Божией не силно: может человек удобно развратится и тако себе погубить, но себе исправить и спасти не может без Бога. Может удобно жить по плоти, как лодка в низ реки плыть, но против плоти стоять, и духовно жить так не может сам собою, как судно противу быстрины речной плыть само собою не может: надобно тое или гребцам, или ветру с парусом подвигать: тако и человеку в духовном житии и деле спасения вышеестественной и всемогущей силе помогать. Надобно бо себе самаго побеждать: но как сие может быть без присутствующей силы Божией которая все может; так великое растление естества нашего есть! К томуже Диавол непрестанно человека борет, тщится в грех привести, и в свою сеть уловить, соблазны мира окружают, и всяким образом прельщают его. Такожде злый обычай или привычка к себе паки его привлекает. Откуда видим, что многии начинают каяться, и добре жить, но паки с добраго пути совращаются и развращаются. И начать убо доброе и христианское житие, и жить по христиански, и кончать тако, без всесильной помощи Божией не можем.
Искусивыйся все сие знает. Сего ради глаголет Господь: (Иоанн. Гл. 15) Без Мене не можете творити ничесоже. На всяк убо час и минуту требуем помощи Божией. Сего ради христианине, когда хощешь благочестно жить и быть истинным христианином, и тако спастися, непрестанно молися Богу и помощи от него проси со усердием. Бог по своему человеколюбию, как повелел нам молитися, и всего добра у него просить, так и обещал нам просимое подать, наипаче нужное к спасению нашему. (Матфей. Гл. 7) Просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется.
Знай возлюблене, что как птица без крил, и воин без оружия, так христианин без молитвы. Молись убо усердно Христу Господу, и себе отдай ему в правление, и будет по своему человеколюбию исправлять и вести тебе к вечному животу и блажентсву. Только и сам тщись и берегись: и Он видя твое тщание, во всем будет тебе помогать. Читай часто со усердием: (Пс. 115) Блажени непорочнии и проч.

Молитвы как должно.
52. Молитва не в том только состоит, чтобы стоять, и кланяться телом пред Богом, и молитвы написанныя читать, но возможно и без того на всякое время и на всяком месте умом и духом молитися. Можешь ходя, сидя, лежа, путем едучи, за трапезою сидя, дело делая, в народе и уединении, к Богу ум и сердце возводить, и тако милости и помощи от Него просить. Бог бо везде и на всяком месте есть, и всегда двери к Нему отверзсты, и приступ к Нему удобен, не так как к человеку, и везде и всегда по своему человеколюбию готов нас слушать, и нам помогать. Везде убо и всегда, и на всякое время, и во всякой нужде и случае, можем к нему с верою и молитвою нашею приступать. Можем везде умом говорить Ему: Господи помилуй, Господи помози, и проч.

О испытании себе самаго.
53. Слава Богу! Вси мы называемся христиане, вси мы исповедуем Единаго Триипостаснаго Бога, Бога живаго и безсмертнаго, вси мы крестимся во имя Святыя и Единосущныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, вси мы веруем в распятаго и из мертвых воскресшаго Иисуса Христа Сына Божия, и знамение того показуя, знаменуем себе крестом, вси входим в Церковь Святую, и молимся, призываем, поем и славословим Святое имя Божие, вси слушаем Святое Божие слово, вси причащаемся Святых и Животворящих Тайн Христовых, вси мы позваны к вечной жизни, и Небесному Царствию, и глаголем в Символе Святом:
Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века.
Слава Богу о всем том и прочем.
Воистинну преславны и великолепны суть Таинства христианства, слушатели: велико и преславно есть быть христианином. Но осмотримся и искусим себе, истинно ли есмы христиане, по увещанию Апостольскому: Себе искушайте, аще есте в вере. Без веры бо христианин быть не может. Показываем знаки христианства, как выше сказано, но имеем ли внутрь себе истинное христианство; Все бо внешнее без внутреннаго ничто, и знаки внешнии без самой истины суть лож и лицемерие. Хвалимся вси верою: но творим ли дела сообразны вере, якоже Апостол глаголет всякому: (Иак. Гл. 2 стих 15) Покажи ми веру твою от дел твоих. Называемся христиане от Христа, но распяли ли плоть со страстьми и похотьми, как подобает христианам, верующым в распятаго Христа; якоже Апостол глаголет: (Галатом гл. 5 стих 25) Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. И чувствуем ли внутрь себе духовнаго радостное елеа помазание; Веруем Евангелию, но достойно ли живем Евангелия; Исповедуем и призываем Бога Истиннаго: но угождаем ли ему верою и чистою совестию; чего Он от нас требует. Слушаем Святое Божие слово: но внимаем ли тому, и исправляем ли себе по правилу того; Причащаемся Святых и Животворящих Тайн Тела и Крове Христовы: но обновляемся ли мы от Святаго Причастия, и успеваем ли в духовнаго человека; Сия и прочая разсмотрим, и осмотримся, како живем, како обращаемся, како мыслим, како говорим, како делаем, каковым сердцем пред Богом вся видящим обращаемся, и каковым друг с другом обходимся, и тако разсмотревше исправим себе, да не только именем, но и истиною будем христиане.
Зделались мы благодатию Божиею христианами: потщимся истинное христианство внутрь себе иметь. Крестилися мы во Единаго Триипостаснаго Бога, и получили дар святости и оправдания: потщимся сохранить до конца небесное тое сокровище.
Веруем в распятаго Иисуса Христа: потщимся верою и последовать Ему, и вземше всяк крест свой за ним итти. Исповедуем и призываем Небеснаго Бога: потщимся и угождать небесными нравами. Слушаем Божие слово, потщимся и жить так, как оно научает нас.
Чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века: потщимся и обращаться в мире сем достойно воскресения мертвых и жизни будущаго века, и обратившееся от суеты мира сего, к единым вечным благим стремиться. Приступаем к Святой и Небесной трапезе Тайн Христовых: потщимся, дабы Хлеб сей Небесный и Животворящий обращался в живот, освящение, просвещение, обновление, радость и утешение душевное. Тако веру нашу от дел наших покажем, тако не только именем, но и самою вещию будем христиане.
(Пс. 66) Боже ущедри ны, и благослови ны, просвети лице твое на ны, и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение твое.

О святом крещении.
54. (от Марка. Гл. 16) Иже иметь веру и креститься, спасен будет. Слово сие сказал спаситель наш Господь ко утверждению и утешению нашему: что бо утешительнее верной и крещеной душе паче слова сего, которое ей обещает вечное спасение; Возлюбленнии христиане, Богу Слава! И мы Верем во Евангелие, и Святым Крещением просвещены: но посмотрим силу Святаго Крещения, и повидим, что мы были прежде крещения, и что по крещении сотворилися, да оттуду живое восприемлем утешение; Чрез Святое Крещение всего бедствия избавились мы, и все Блаженство Истинное получили Благодатию Божиею. Прежде крещения удалены мы были от Бога: но чрез крещение приближились к Богу. Прежде крещения враги Божии были мы: но крещением примирилися Богу, и Бог нам примирился. Прежде крещения чада гнева Божия были мы: но крещением сосуды милости Божия сотворилися. Прежде крещения чада тьмы, и чада Диавола были мы: но крещением чада Света и чада Божия сотворилися. Прежде крещения осквернении грехами были мы: но крещением омылися, освятилися и оправдалися. Прежде крещения погибши были мы: но крещением спасенными сотворилися. Прежде крещения затворены были нам двери к вечной жизни, и Небесному Царствию: но крещением отворилися, и входят невозбранно хранящии Благодать Святаго Крещения. Сия и прочая благодеяния Божия чрез Святок Крещение получаем, получаем туне без всяких наших заслуг от единаго человеколюбия Его: что бо погибший может заслужить; Слава благости Божией Слава человеколюбию Его, Слава милосердию Его, Слава щедротам Его. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. Сию всю высочайшую Божию милость заслужил нам Единородный Сын Божий, Иисус Христос, Спаситель наш, заслужил дражайшею Кровию и смертию Своею.Возлюбленнии христиане, помянем Святое Крещение, и осмотримся, достойно ли живем Святаго Крещения, да не самое тое Крещение будет нам в большее осуждение в день Страшнаго Суда Христова, где судится всякое слово, дело и помышление законопреступное.

О усыновлении нашем Богу.
55. (от Иоанна гл. 3) Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся и есмы. От благости! От человеколюбия Божия! От колико превозмогла Божия любовь! О как изобильно преизбыточествовала Божия Благодать! Бедные и отверженные грешники чада Божия сотворилися. Сему удивляется Апостол Христов, и глаголет: Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся и есмы. Что убо удивительнее, как грешнику сотворитися чадом Божиим; Божия любовь к человеку сотворила тое. Что преславнее, как нарицатися и быть чадом Божиим; Божия благодать подала тое человеку. Славно быть чадом земнаго царя: несравненно славнее быть чадом Бога, Царя Небеснаго. Сия честь, слава, достоинство, благородие, и имя, вся титулы мира сего несравненно превосходит. Слава человеколюбцу Богу о сем! Аще чада Божия суть христиане, то и наследники. (Римляном гл. 8) Наследницы убо Богу, снаследницы же Христу. Аще чада Божия суть, то кого и чего им бояться; чего бояться наветников, врагов, диавола, демонов, смерти и ада; Бог за них стоит.
(Римляном. Гл. 8) Аще Бог по нас, кто на ны; Сей высочайший дар Божий в крещении получаем мы: тогда бо человеки от Бога раждаемся, и преславный сей титул обретаем. Возлюбленнии Христиане! Помянем Святое Крещение, и сию высочайшую Божию милость нам тогда показанную, зделалися мы тогда чадами Божиими: Слава Богу о том! Но требуется от чад, чтобы родителям подобны были.
(От Иоанна. Гл. 3) Рожденное от плоти, плоть есть, и рожденное от Духа, Дух есть. Должно убо и христианам Богу, яко от Бога рожденным, подобитися. Покажем убо делом, что мы чада Божия есмы. Свят Бог: будем святи и мы. Праведен Бог: будем праведни и мы. Благ Бог: (от Матфея. Гл. 5) Яко солнце свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя. Будем благи и мы, и сотворим благое другам и вранам нашым, любящым нас и ненавидящым нас.
Милосерд Бог: будем милосерди и мы, и явим милость бедствующей братии нашей. Ненавидит греха Бог: возненавидим и мы всякий грех, и от него отвратимся. Любит Бог нас: возлюбим и мы друг друга. Отпущает Бог согрешения нам кающымся: отпустим и мы согрешения человеком. К сему увещевает нас Апостол Христов: (Ефес. Гл. 5) Бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная. Когда такия нравы покажем в себе, то истиннии чада Божия будем, и наследие и вся благая чадом Божиим обещанная, о Христе Иисусе Господе нашем, получим.
56. Святое Крещение есть аки дверь, которою крестящиися входят в Церковь Святую, и делаются приснии Богу и сожители Святых: но не просто, но прежде крещения бывают отрицания и обеты.
1.) Отрицалися мы тогда сатаны и всех злых дел его. Сатана есть дух лукавый и злый. Он создан был от Бога добрым, но с своими единомысленниками от Него отступил, и тако из светлаго зделался темным, и из добраго злым и лукавым. Дела его суть идолослужение, годыня, лукавство, ложь, лесть, хитрость, зависть, злоба, хищение, прелюбодеяние, блуд, всякая нечистота, клевета, хула, и всякий грех: он бо есть греха изобретатель. Он и прародителей наших в раи прельстил, и ко греху и отступлению от Бога привел. Сего злаго духа, и всех злых его дел прежде крещения отрицаемся.
2.) Отрицаемся всякия суеты, гордости и пышности мира сего, яко позвании и обновлении к вечному животу.
3.) Обещаемся Христу Сыну Божию, со Отцем и Святым Духом, верою и правдою служить, и стопам Его последовать.
4.) Тако постановляется между Богом и нами завет. Мы отрекшеся сатаны обещаем Богу служить, и верными Ему быть: Бог нас в высочайшую свою милость приемлет, и обещает нам наследие вечнаго живота и царствия. И грехами оскверненных банею крещения омывает, освящает и оправдает, якоже всякому крещеному иерей приветствует: (Коринф. Гл. 6) Омылся еси, освятился еси, оправдался еси. Возлюбленнии Христиане! Помянем отрицания и обеты оныя, и осмотримся, храним ли мы их; Богу бо солгать тяжко, и лживым пред ним быть очень опасно. Осмотримся убо, не обратился ли кто от нас паки к сатане, и не отреклся ли Христа, и не оставил ли Его; осмотримся, в которой части находимся, в сатанинской или Христовой; чью кто волю исполняет, тому и работает, к тому и надлежит. Отрицается Христа не только тот, кто имени Его Святаго отрицается, и Его не исповедует Сына Божия и Спасителя своего: но и тот, кто безсовестно и безстрашно заповеди Его Святыя нарушает. Сие есть учение Апостольское. Апостол бо глаголет: (Титу гл. 1, стих 16) Бога исповедують ведети, а делы отмещутся Его, и проч: Видишь, что и делам, а не только устами Бога отмещутся люди. Блудодействует ли кто, и прелюбодействует; отметается Христа. Злобится ли кто на ближняго своего, и ищет его как повредить; отстал от Христа. Крадет ли кто, похищает и отнимает добро у ближняго; отступил от Христа. Обманывает ли кто, и прельщает ближняго; уже не есть со Христом, но во всех сих повинуется врагу спасения: а тако и во обещаниях своих не стоит, которыя Богу обещал, и тако Богу солгал. Разсмотрим убо, возлюбленнии, совесть и житие наше, к которой части мы надлежим, Христовой или противника Его, доброй или злой, к спасаемым или погибающым; Кто не со Христом, тот противник Христу. Сам бо глаголет Христос: (от Матфея. Гл. 12) Иже несть со мною, на мя есть. Возлюбленнии! Остережемся, и будем со Христом зде в мире сем, якоже при крещении обещались мы, будем зде со Христом, да и в будущем веке со Христом будем, по неложному Его обещанию: (от Иоанна. Гл. 12) Идеже есмь Аз ту и слуга мои будет. Послужить ему зде, яко Царю нашему и Богу, да в день Суда за слуг своих нас признает Он, и верным своим рабам сопричтет нас, и отверзет нам двери вечныя радости.


О обновлении нашем бывшем на Святом Крещении.
57. В Святом Крещении, христианине, обновляемся мы к святому христианскому новому житию, и совлекаяся ветхаго человека, облекаемся в новаго духовнаго человека, и отлагая злонравие ветхаго Адама, восприемлем добронравие новаго, Иисуса Христа: и тако делаемся новою тварию, по учению Апостольскому: (Коринф. Гл. 5) Аще кая о Христе нова тварь. Откуду Святое Крещение называется (Титу. Гл. 3) банею паки бытия. Ибо прежде Крещения были мы мертви, грехом умерши, и ни к какому доброму делу не удобнии, [что бо мертвый может сотворить;] и тако пред Богом аки сущии. Богу бо тот только живет, кто греху мертв. Но в Святом Крещении Благодатию Божиею оживляемся, и отрекшееся греха, к святому и благочестивому житию обновляемся.
Всякий христианин двоякое рождение имеет, ветхое плотское, и новое духовное. (Пс. 8) Ветхое рождение имеет от своих родителей, и зачинается в беззакониих, и во гресех раждается. Второе рождение имеет духовное, и тем отраждается вновь к духовному, святому и небесному житию, и получает тое от Христа. Почему и христианином от Христа называется.: кто бо от кого рожден, того именем и называется. До плотскаго рождения надлежит гордость, высокоумие, надмение, кичение, самомнение, презрение ближняго: до духовнаго рождения надлежит смирение, умалении, и себе самаго уничтожение. До плотскаго рождения надлежит неверие: до духовнаго вера. До плотскаго рождения надлежит безстрашие: до духовнаго страх Божий. До плотскаго рождения надлежит неповиновение, непокорение, непослушание, и противление Богу, до духовнаго повиновение, покорение и послушание. До плотскаго надлежит неблагодарность: до духовнаго благодарность Богу. До плотскаго надлежит нерадение о Чести и Славе Божией: до духовнаго желание и тщание о Славе Божией. До плотскаго надлежит надежда на себе самаго, на свою честь, богатство, на свою силу, на человека и всякое создание: до духовнаго надежда на Единаго Бога. До плотскаго надлежит гнев, ярость, злоба, и желание отмщения словом и делом: до духовнаго кротость, незлобие, и долготерпение. До плотскаго надлежит самолюбие неумеренное: до духовнаго Боголюбие и человеколюбие. До плотскаго надлежит скупость, сребролюбие, немилосердие, и только о себе самом тщаяние: до духовнаго милосердие щедролюбие, и сожаление, и помоществование ближнему. До плотскаго надлежит зависть и последующее ей зло: до духовнаго любовь, и сожаление нещастию ближняго, и о щастии того радость. До плотскаго надлежит лесть, лукавство, ложь, хитрость, и лицемерие, до духовнаго простосердечие и истина. До плотскаго надлежит хищение, воровство и всякая неправда, до духовнаго правда. До плотскаго надлежит нечистота, пиянство, невоздержание, или блудная похоть: до духовнаго чистота, целомудрие, трезвость и воздержание. До плотскаго надлежит любовь мира сего, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская, мудрование земных: до духовнаго презрение мира и всея того суеты, и мудрование небесных и вечных благ. Словом: до плотскаго надлежит злонравие: до духовнаго добронравие. Вот видим, какия плоды плотскаго, и какия духовнаго рождения суть.
Святое Писание, когда от греха нам удаляться повелевает, повелевает удаляться от плодов ветхаго и плотскаго рождения: но когда добро творить научает, научает показывать плоды новаго рождения. (Пс. 33) Уклонися от зла и сотвори благо. ( 2-е Тимофея. Гл. 2) Да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. Возлюбленнии Христиане! Мы, Слава Богу, вновь рождены и обновлены в Святом Крещении, как выше сказано. Осмотримся убо, показуем ли плоды новаго рождения, живем ли так, как требует новое рождение; Рождение бо не мертвое нечто есть, но живое. Должно убо и плоды себе сообразныя показывать. Покажем убо и мы новаго нашего рождения плоды: да не безплодны явимся пред Господем нашим, и не услышим страшнаго Его слова:
(Матфей. Гл. 25) Не вем вас.

О брани между плотию и духом в христианине находящейся.
58. Всякий христианин двоякое рождение имеет, ветхое и плотское, духовное и новое, и одно другому противное. Плотское рождение есть плоть: духовное есть дух. (От Иоанна. Гл. 3) Рожденное от плоти, есть плоть: и рожденное от Духа, дух есть. А понеже оба сии рождения друг другу противны, то оттуду восстает сражение и брань между плотию и духом христанина. ( Галатом. Гл. 5) Плоть похотствует на Духа, Дух же на плоть.
Плоть хощет умертвить духа: дух же плоть.
Плоть хощет покорить духа: дух же плоть.
Плоть хощет обладать духом: дух же плотию.
Плоть хощет гордиться, величаться, возноситься: дух же не хощет, но хощет смиренномудрствовать.
Плоть хощет гневаться, злобиться, ссориться, делом или словом отмщевать: но дух того не хощет, а хощет все кротостию прощать.
Плоть хощет блудодействовать и прелюбодействовать, но дух того отвращается, и хощет целомудрствовать.
Плоть хощет чуждое похищать, красть, грабить всяким образом: но дух того отвращается, и от своего хощет подавать.
Плоть хощет лукавить, льстить, лгать, хитрить, обманывать и лицемерствовать: но дух того ненавидит, и хощет истинствовать, и просто поступать.
Плоть хощет человека ненавидеть, но дух хощет его любить.
Плоть хощет в праздности жить, лениться: но дух того отвращается, а хощет в благословенных трудах упражняться.
Плоть хощет гулять, пиянствовать, банкеты и пиршества строить: но дух того отвращается, и хощет или умеренно жить, или поститься.
Плоть хощет славы, чести, богатства в мире сем искать: но дух все тое презирает, и к единым вечным благим стремится, и проч.
Тако похотствует плоть на духа, дух же на плоть. Христианину, чко обновленному, не по плоти, но по духу должно жить, и плоть духу покарять, по Апостольскому увещанию: (Галат. Гл.5) Духом ходите, и похоти плотския не совершайте. И сие то есть плоть распять со страстьми и похотьми. (Рим. Гл. 13) Плоти угодия не творити в похоти. (1-е Петр. Гл. 2) Огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу. (Рим. Гл. 6) Во обновлении жизни ходити, не попущати греху над собою царствовать. (2-е Коринф. Гл.5) Жить Христу, умершему за нас и воскресшему.
Возлюбленнии Христиане! Осмотримся, имеем ли сию брань, находимся ли в спасительном сем подвиге, ходим ли в обновлении жизни, противимся ли склонностям и похотениям плотским, не попушаем ли царствовать греху и обладать нами; Едини бо сии только Христовы суть котории плоть распяша со страстьми и похотми.
Что пользует называться христианином, но не быть христианином; христианина истиннаго покажет не имя христианское, но подвиг противу плоти и всякаго греха. Не все, чего плоть требует, позволять ей должно: требует пищи, требует пития, требует одежды, требует упокоения, и прочаго, что ей нужно, дадим: но когда хощет того, что воли Божией и закону Его противно, не попустим ей, да не токмо именем, но и вещию будем христиане.

О бедствии христианина по Святом Крещении беззаконнующаго.
59. Не возможно довольно описать и оплакать бедственное состояние того христианина, который по Святом Крещении вдался в беззаконныя дела и беззаконнует. Всего того блаженства лишается, котораго в крещении Божиею Благодатию сподобился было, и самовольно ввергает себе в бедствие оное, от котораго избавился было: паче в большее попадается бедствие. Ибо познал было истину, но в ней не хотел жить: познати Бога, но Его не хотел почитать: познал путь, ведущий к вечному блаженству, но по нем не хотел итить: обещался Богу работать, но в том Ему солгал: омылся, очистился, оправдался, но всего того лишился: зделался чадом Божиим, но тое преславное благородие потерял: зделался наследником вечнаго живота и Царствия, но тое наследие погубил. И сие то есть, что Апостол глаголет о таковых: (2-е Петрова. Гл. 2, стих 21) Лучше бе им не познати пути правды, нежели познавшым возвратитися вспять от преданныя им Святыя Заповеди.
Видишь, христианине, коликое бедствие есть беззаконнующаго христианина. Не видно оно ныне, яко не телесными очами, но душевными видится: но тогда явится, когда тайная и явная дела наша в явление всему миру придут, то есть, на втором пришествии Христовом: тогда бедный таковый христианин узнает и увидит великую свою беду и пагубу. Воистину многих слез и плача таковаго христианина состояние оплакать. Якоже бо измовенный в бане, грязию и калом паки марается: тако христианин омовенный банею Крещения, паки беззакониями оскверняется. Якоже из рубища сквернаго одетый в порфиру и виссон чистый, паки совлекается прекраснаго того одеяния, и облекается в гнусное оное рубище: тако всяк делает, кто по Святому Крещению беззаконнует. Ибо и сей из рубища греховнаго оделся было в ризу оправдания Христова: но отвергнувши тую прекрасную одежду, паки облеклся в греховное рубище. Якоже исходяй из тьмы на свет, паки во тьму обращается: тако тому случилось, который от тьмы греховныя изшел было на свет ко Христу Свету Истинному, но паки во тьму оную обратился. Якоже свободившийся от работы и плену, исходит на свободу, и паки в горькую оную неволю возвращается: тако беззаконствующий христианин избавился было Благодатию Христовою от горькия работы и пленения диаволскаго, но паки в бедствие оное возвратился. Якоже изятый из рва глубокаго человек, паки в ров тот падает: тако беззаконнующий христианин, изведен был из рва погибели вечной, но паки самоволно ввергает себе в ров оный. Таковому случися истинная притча. (2-е Петрова. Гл.2) Пес возвращся на свою блевотину: и свиния омывшися, в кал тинный. К сему бедственному состоянию надлежат:
1.) Блудники, прелюбодеи, и вси каким нибудь образом себе оскверняющии.
2.) Воры, хищники, грабители, и как нибудь неправедно чуждое добро похищающии.
3.) Люди злобные, и живот ближняго своего повреждающие.
4.) Лукавцы, хитрецы, лицемеры, и лестно с ближними своими поступающии.
5.) Хулники, ругатели, и клеветники.
6.) Судии по мзде и дарам, а не по силе присяги и правды судящии.
7.) Господа немилосердые.
8.) Купцы, которые худую вещь за добрую, и дешевую за дорогую, и гнилую за здоровую продают, и берут за товар большыя цены, нежели оне стоит.
9.) Чары творящии и их призывающии в домы своя.
10.) Вся против совести и безстрашно Закон Божий нарушающии.
Всем таковым случися истинная притча: Пес возвращся на свою блевотину: и свиния омывшися, в кал тинный.
Возлюбленнии христиане! Банею Святаго Крещения омовиннии, осмотрим себе, не возвратился ли кто из нас от Христа, и не попал ли в вышеписанное бедственное состояние; Кто противится закону, тот диаволу работает: а от Христа уже удаляется. Горе христианам, по Святом крещении беззаконнующым! ( Матф. Гл. 11) Отраднее будет Содому и Гоморру в день судный, нежели таковым христианам. Бедный христианине! Осмотрись и остерегись, да не вечным пленником диавола и погибели будеши. Огнь их не угасает, и червь их не умирает. Боже! Пощади разумное Твое создание по Твоему образу сотворенное.