Библиографический список к ниге "КНИГИ О СЛУЧАЕХ ПОСЛЕДНЯГО ВРЕМЕНЕ."

(1) Андрей Дионисьевич Мышецкий (1674-1730) - начальник "киновии" Выговского поморского общежительства. Происходил из обедневшего к концу XVII в. рода князей Мышецких.

(2) Кирилл Транквиллион-Ставровецкий. Учитель и проповедник в городе Львове, потом архимандрит черниговский. Издал в 1619 г. "Евангелие учительное" (переиздано в 1668 и 1696 г.), состоящее из слов на воскресные и праздничные дни. В 1618 г. - "Зерцало Богословия" (2 изд., 1692 г.), в 1646 г., в Чернигове - "Перло многоценное" (2 изд., 1690 г.) - сборник похвал Богоматери, ангелам и святым, о страшном суде и кончине мира. "Евангелие учительное" было признано в Москве сочинением папистическим и царским указом велено истреблять его. Ср. Каратаев, "Описание славяно-русских книг" (стр. 357 и 516). Н. С-в.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/52041/Кирилл

(3) Менандр Антиохийский - самарянин, гностик I века, последователь Симона Волхва.

(4) Феофилакт Болгарский, Охридский - архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии (ныне Республика Македония), крупный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века - начале XII века. Феофилакт часто называется "блаженным", однако он не входит в число официально прославленных святых Православной церкви. Однако греческие и славянские авторы и издатели называют его святителем и приравнивают к Отцам Церкви.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Феофилакт_Болгарский

(5) Дробницы = металлические бляхи или пластинки - плоские, выпуклые, круглые, продолговатые, многоугольные. В виде блесток, плиток, луночек, киотцов и т.п. Мелкие дробницы обыкновенно употреблялись при плетении кружев, при вышивании золотом и серебром и при нанизании жемчугом и бисером.
(Дьяченко. "Полный церковно-славянский словарь" 1899 год.)

(6) Афанасий Великий - один из греческих отцов церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Архиепископ Александрийский, преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным епископом не арианского толка в восточной половине Римской империи.
Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгонявшийся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius contra mundum" (Афанасий против всего мира).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Афанасий_Великий

(7) Киприан Антиохийский (?, Антиохия - 304, Никомедия) - епископ, священномученик. Согласно житию, родился в Антиохии в языческой семье. Получил образование в Аргосе, Таврополе, Мемфисе и в Вавилоне. После возвращения в Антиохию был одним из местных жрецов и колдуном.
Под влиянием христианки Иустины раскаялся и крестился у местного епископа Анфима. В дальнейшем стал епископом. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане Киприана и Иустину приговорили к смертной казни через усекновение мечом. Во время казни воин Феоктист объявил себя христианином и был казнен вместе с ними.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Киприан_Антиохийский

(8) Бароний, [лат. Baronius, итал. Baronio] Цезарь (31.10.1538, Сора, современная обл. Лацио, Италия - 3.06.1607, Рим), мон.-ораторианин, кардинал, историк Церкви. Происходил из знатной семьи. Получил начальное образование в Вероли, изучал богословие и философию в Неаполе, право в Риме. Против воли отца вступил в 19 лет в духовную конгрегацию ораториан, основанную в 1558 г. католическим. св. Филиппом Нери, преемником которого впоследствии он стал (1595). В 1564 г. Б. был рукоположен во пресвитера. С 1594 г. духовник папы Климента VIII, с 1596 г. кардинал, в 1597 г. стал библиотекарем-префектом Ватиканской библиотеки. В 1605 г. рассматривался как один из претендентов на папский престол после смерти Климента VIII и чуть позднее Льва XI.
Б. известен прежде всего своей издательской деятельностью. В 1580 г. им было издано Житие св. Амвросия Медиоланского. Участвовал в подготовке реформы календаря, проведенной Григорием XIII (1582)
http://www.pravenc.ru/text/77578.html

(9) Арий (256-336, Константинополь) - один из ранних ересиархов, основоположник арианства - одно из ранних течений в христианстве в IV-VI веках н. э., утверждавшее начальную тварность Бога-Сына, позднее - неединосущность Его с Богом-Отцом (антитринитаризм). Получило название по имени основоположника учения, александрийского священника Ария , умершего в 336 году. Последователи учения неединосущности Бога-Сына с Богом-Отцом получили название ариа?не.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Арианство

(10) Пелагианство или Пелагионизм - богословская теория, которую выдвинул западный богослов Пелагий, кельт по происхождению. Пелагианские споры начались в начале V века и были первым большим богословским кризисом, возникшим среди западных латиноязычных христиан.
Согласно этой теории, первородный грех не влияет на человеческую природу, а человек не ограничен в свободе воли и по-прежнему способен выбирать добро или зло без помощи Бога.
Таким образом, грех Адама был "плохим примером" для своего потомства, но его действия не имели других последствий. Роль Иисуса была "хорошим примером" для остального человечества (таким образом, противодействуя плохому примеру Адама), а также предоставлением искупления за наши грехи. Из этого следует, что человечество имеет полный контроль, и тем самым несет на себе полную ответственность, за соблюдение Евангелия в дополнение к полной ответственности за каждый грех. Согласно пелагианской доктрине, люди есть грешники по своему выбору, а грешники не являются жертвами, они являются преступниками, которые требуют прощения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пелагианство

(11) Воздержники (др.-рус. въздьржньци) - группа ультраконсервативных христиан, последователей идеи крайнего воздержания, как необходимого условия спасения и членства в Церкви. Совместно с постниками дали начало богомилам. Являются одной из ветвей маркионитства.
Воздержники, воздерживались от мясной пищи, опьяняющих напитков и брака.
Заблуждения их состояли в том, что ими отрицалась возможность спасения Адама, как главы непослушания, отвергался брак, считавшийся у них блудодеянием, осуждалось употребление мяса и вина.
Воздержников так же именовали гидропарастатами, акварианами вследствие употребления ими одной воды при совершении евхаристии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Татиан

(12) Кальвинизм. Реформаторская церковь - одна из главных разновидностей протестантизма, основанная Ж. Кальвином. В отличие от М. Лютера, Кальвин утверждал, что государство обязано не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин осуществил на практике во время своего правления в Женеве (1536-1538, 1541-1564), постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории, состоящей из проповедников и высших государственных лиц, принесших присягу на верность Реформации. Поскольку, учит Кальвин, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство - это преступление против Закона и оно должно быть ликвидировано. Тем самым кальвинизм фактически стал официальной религией города-государства, для защиты которой использовались все карательные средства светской власти.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/487/КАЛЬВИНИЗМ

(13) Преподобный Ефрем Новоторжский. (Вероятно, что, речь в книге, идёт о Преподобном Ефреме Новоторжском.) Основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке. Родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Моисеем Угрином (память 26 июля) и святым Георгием он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема, Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря. Ефрем, находившийся в это время, очевидно, в Ростове, прибыв на место убийства, нашел голову брата и взял ее с собой. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того как возле него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрала его своим настоятелем.
Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости, его тело было погребено в устроенном им монастыре, а в гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 году.
https://days.pravoslavie.ru/Life/life324.htm

(14) Карл I Великий (лат. Carolus Magnus или Karolus Magnus, 2 апреля 742/747 или 748 - 28 января 814, Ахенский дворец). Король франков с 768 (в южной части с 771) года. Король лангобардов с 774 года. Герцог Баварии c 788 года. Император Запада с 800 года.
Старший сын Пипина Короткого и Бертрады Лаонской. По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов. Ещё при жизни именовался "Великим".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Карл_Великий

(15) Синекдохически. Синекдоха (греч.) - употребление слова в переносном значении, а именно - замена слова, обозначающего известный предмет или группу предметов, словом, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет. В основании синекдохического изречения (именования) лежит отношение части к целому.

(16) Памва Берында (преподобный, светское имя - Павел; середина XVI века; Галиция - 13 июля1632; Киев, Речь Посполитая) - известный лексикограф, поэт, переводчик, гравёр и издатель. Один из первых типографов на Руси.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Берында,_Памва

(17) Васан (Басан; Башан) (то есть "почва ровная и мягкая") - историческая область на восточном берегу реки Иордан, включавшая в себя Голанские высоты (Втор. 4:43) и гору Ермон (Хермон) (Нав. 12:5).
По Библии, коренным населением Васана были рефаимы, из среды которых происходил последний известный их царь Ог (Нав. 12:4). Васан был завоеван сначала амореями, а затем и евреями под предводительством Моисея ещё прежде их вторжения в Ханаан (Чис. 21:33-35). При евреях область была включена в регион Галаад, а в эллинистическое время восточные части вошли в состав Трахионитской области. Однако в ветхозаветной поэзии сохранился образ Васана как страны первозданной природы, которая славилась своими дубравами (Иез. 27:6; Зах. 11:2).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Васан_(область)

(18) Метонимически. Метонимия - (греч. metonymia - переименование); перенос названия с предмета на предмет на основе их объективной близости, логической связи. Разновидности метонимии основаны на типе связи: 1) связь предмета и материала, из которого он изготовлен, - "На золоте едал…" ("Горе от ума" А. С. Грибоедова); 2) связь предмета (или лица) и его существенного признака - "Над простотой глумящуюся ложь…" (сонет № 66 У. Шекспира, пер. С. Я. Маршака);
3) связь внутреннего состояния или свойства человеческого характера с их внешним проявлением - "Стоит он и тяжко вздыхает" ("Воздушный корабль" М. Ю. Лермонтова); 4) связь содержимого с содержащим - "Я три тарелки съел…" ("Демьянова уха" И. А. Крылова), в частности - ограниченного пространства с находящимися в его пределах людьми - "Встала улица, серым полна" ("Поднимались из тьмы погребов…" А. А. Блока); 5) связь действующего человека и его орудия действия - "Где бодрый серп гулял и падал колос" ("Есть в осени первоначальной…" Ф. И. Тютчева).

(19) Лев III - Папа Римский с 27 декабря 795 года по 12 июня 816 года.
На момент своего избрания он был кардинал-пресвитером титулярной церкви Санта-Сусанна. Был избран папой римским 27 декабря 795 года, став преемником Адриана I, на следующий день после его смерти.

(20) С первых же дней понтификата Лев ІІІ взял курс на союз с Карлом Великим, которому римляне, по предложению папы, присягнули в верности. Это означало, что франкский король становится сувереном Рима, и папская канцелярия стала даже датировать свои документы годами вступления во власть короля и папы.
В свою очередь от Карла Великого Лев ІІІ получил поздравительный адрес и значительную часть сокровищ, которые Карл захватил у аваров.
Несмотря на уважительный тон письма, Карл Великий чётко в нём прояснил свою идею координации духовной и светской властей, не стесняясь напомнить папе о его духовных обязательствах. В частности, Карл заявил, что его функция - защищать Церковь, а функция папы - молиться за королевство и за победу королевской армии.
В 799 году противники Льва ІІІ под предводительством племянника папы Адриана I, Пасхалиса и казначея Кампулуса, подняли против него мятеж. 25 апреля на него было совершено нападение во время процессии у Фламинианских ворот.
Он был спасён двумя королевскими посланниками, которые явились с отрядом. С помощью герцога Сполето Винигиза Лев ІІІ бежал к Карлу в Падерборн.
Враги обвинили Льва III в прелюбодеяниях и клятвопреступлении. Карл Великий приказал доставить папу обратно в Рим. В ноябре 800 года сам Карл отправился в Рим и 1 декабря провёл совещание с представителями обеих сторон. 23 декабря Лев ІІІ принял присягу, поклявшись в своей чистоте, а его противники были сосланы.
В благодарность, Лев ІІІ венчал Карла императорской короной (25 декабря 800 года).
Через два дня после присяги Льва ІІІ, на Рождество 800 года, он короновал Карла как императора Священной Римской империи. Коронация оскорбила Константинополь, который видел себя все ещё законным защитником Рима, но Восточная Римская императрица Ирина, как и многие её предшественники, была слишком слаба, чтобы предложить городу защиту.
Мало моментов в мировой истории, имевших большее значение, чем то, что произошло в базилике Святого Петра в Риме на Рождество 800 года. Карл Великий стал "отцом Европы". К его двору стали стекаться самые одарённые люди того времени. Монахи и другие переписчики переписывали древние рукописи, при монастырях и соборах были созданы школы - предтечи великих университетов.

(21) Ахенский собор 809 года - поместный собор иерархов Франкского государства в императорском дворце в Ахене, состоявшийся по инициативе императора Карла Великого в ноябре 809 года для рассмотрения вопросов, связанный с богословской формулой о филиокве. Решением собора было принято добавление к Никео-Цареградскому Символу веры о том, что "Святой Дух нисходит не от одного Бога-Отца, но и от Сына".
Изложение учения собора было сделано на основе документа, подготовленного епископом Арно Зальцбургским. Участники собора установили, что многие богословы признавали, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына. Участники собора заявили, что так учил Августин, чей авторитет и доктрина были признаны на Втором Константинопольском соборе 553 года.
Лев ІІІ полностью подчинялся Карлу во всех вопросах, вплоть до догматических, однако отказался включить в Символ веры тезис Filioque, принятый на Ахенском соборе в 809 году.
В течение IX века Filioque было принято церквами Германии и Лотарингии, а также многими церквами Франции. Германские деятели церкви привнесли в тот период это добавление и в Рим, где Формоз также принял его.
Filioque к XI столетию окончательно превратилось в единственно верный, с точки зрения Римской церкви, богословский тезис, соответственно непринятие Filioque трансформировалось из допустимой практики древних церквей (как считалось ещё в начале IX века) в заблуждение. Это заложило основы для дальнейшего трагического развития событий в середине XI столетия, то есть стало одним из поводов к разделению Церкви.
В 1054 году легаты папы Римского во главе с кардиналом Гумбертом положили на престол храма Святой Софии в Константинополе анафему на того, кто противится Римскому престолу, назвав такового: "прозимитом и новым Антихристом".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Филиокве

(22) Папа римский Формоз (лат. Formosus PP.; 816 - 4 апреля 896) - Папа Римский с 6 октября 891 года по 4 апреля 896 года.
Православные видят в Формозе одного из зачинателей раскола христианства, якобы претендовавшего также и на светское господство. Андрей Курбский приписывает Формозу прибавку Филиокве.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Формоз

(23) Фотий, Патриарх Константинопольский (ок. 820 - ок. 897) [греч] - святой, память 6 февраля. Богослов, проповедник, ученый и политик, константинопольский патриарх с 857 по 867 и с 878 по 886 гг.
Одновременно, Фотий занимал важные светские должности при императорском дворе. В 858 году фактический правитель государства кесарь Варда отстранил патриарха Игнатия, обвинив его в государственной измене, а на патриарший престол из мирян пригласил Фотия. Это привело к длительной борьбе с Фотием сторонников Игнатия, которые получили поддержку папы Николая I. Последовали взаимные осуждения и отлучения патриарха и папы на соответствующих соборах в Риме и в Константинополе. После гибели кесаря Варды, воцарился новый император Василий I, возвративший Игнатия на патриарший престол. Однако через некоторое время, Фотий вновь стал патриархом, уже после смерти Игнатия. Умер Фотий в ссылке, вынужденный отречься от престола после смерти Василия I. В истории Православной церкви, Фотий почитается как защитник Православного Востока от папских притязаний, как замечательный богослов, оставивший многочисленные и разнообразные труды догматического и экзегетического характера. Фотий писал также полемические сочинения, посвященные раскрытию латинских заблуждений, опровержению различных ересей, в том числе манихейской.
http://www.bogoslov.ru/persons/3177038/index.html

(24) Сивиллы (сибиллы) - в античной культуре пророчицы и прорицательницы, экстатически предрекавшие будущее, зачастую бедствия.
По одной из теорий, первоначально "Сивилла" - личное имя одной из пророчиц. Впервые этот персонаж, по свидетельству Плутарха, упоминается у Гераклита. Затем оно было перенесено на прочих предсказательниц. Согласно Варрону, слово Сивилла переводится "божья воля".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сивиллы
Книги Сивилл - название нескольких античных стихотворных сборников, написанных гексаметром, на древнегреческом языке, которые, как считалось, содержали произнесённые сивиллами пророчества. Дошедший до наших дней сборник содержит около 4000 стихов, составляющих 14 песен и написанных во II веке до н. э. - IV веке н. э.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Книги_Сивилл

(25) Лакадемоняне. Лакедемон, древнегреческий полис в Лаконике (Пелопоннес), превратившийся (после завоевания в VIII-VI вв. до н. э. южной части Пелопоннеса) в крупное государство. По преданию, государственный строй в Спарту был установлен Ликургом (IX-VIII вв.). Спартиаты владели равными участками государственной земли с прикреплёнными к ним илотами, сами занимались главным образом военным делом. Ремесло и торговля находились в руках периэков. Спарта - классический образец полиса с олигархическим государственным строем; государственные дела решала герусия, затем коллегия эфоров. Соперничество между Афинами и Спартой привело к Пелопоннесской войне 431-404; победив в ней, Спарта утвердила свою гегемонию над Грецией. После поражения в войне с Фивами в 371 при Левктрах и в 362 при Мантинее Спарта превратилась во второстепенное государство. В 146 Спарта подчинена Римом, в 27 до н. э. вошла в римскую провинцию Ахайя.

(26) Разорение Ветки в 1735 году. Духовными старообрядческими центрами становились места, где сохранялась возможность вести духовную деятельность. Преимущественно это были монастыри и скиты.
Из Москвы и других крупных городов христиане бежали на окраины России, часто в совсем глухие, незаселенные места. Там, где они оседали, вскоре создавались монастыри и скиты, которые становились оплотом духовной жизни. Отсюда шло руководство Церковью, из монастырей рассылались священники на приходы, здесь составлялись увещания и послания к христианам, писались сочинения в защиту старообрядчества, обучались и воспитывались защитники и проповедники истинной веры.
В некоторых местах возникало по нескольку десятков скитов с сотнями иночествующих подвижников. Таких духовных центров в старообрядчестве было несколько.

Керженец - река, протекающая в Нижегородской области и впадающая в Волгу. По названию реки называлась и вся местность. В XVII веке здесь был густой, девственный лес, дававший христианам укрытие от преследователей. К концу XVII века на Керженце уже существовало до сотни обителей, мужских и женских. При Петре I началось их планомерное разорение. Наиболее жестоким гонителем старообрядцев в этой местности был нижегородский архиепископ Питирим. Керженских старообрядцев в это время ссылали на каторгу, подвергали пыткам, а иных казнили. В Нижнем Новгороде был публично казнен известный керженский диакон Александр, составивший ответы на полемические вопросы Питирима, так называемые "Диаконовы ответы". Ему отсекли голову, тело сожгли, а пепел развеяли над Волгой.

Стародубье - местность вокруг города Стародуба, объединявшая несколько уездов северной части Черниговской губернии. И в настоящее время здесь существуют города и селения, где живут потомки старообрядцев: Клинцы, Климово, Митьковка, Воронок, Лужки, Новозыбков, Злынка, Добрянка (в настоящее время относятся к Брянской и Черниговской областям). Здешние природные условия позволяли скрываться от гонений, а местные власти относились к пришлым христианам терпимо. Однако правительство нигде не оставляло старообрядцев в покое. Когда в конце XVII века преследования дошли и до здешних мест, священники вместе с паствой ушли на Ветку, в земли, принадлежавшие тогда Польше.

Ветка. В Польше старообрядцы пользовались большей свободой, их здесь не преследовали. Сюда бежали старообрядцы со всей России. Вскоре здесь выросло около двадцати новых слобод. Местность, населенная старообрядцами, стала называться одним общим именем - Ветка.
Царское правительство обратило внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не могло поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабло, русское правительство поспешило разогнать Ветку. Случилось это в 1735 году, в царствование Анны Иоанновны. По приказанию царицы войска внезапно окружили все ветковские слободы. Старообрядцы были захвачены врасплох, никто не смог бежать. Был совершен повальный обыск монастырей, скитов, келий, жилых домов. Все, что найдено, было отобрано. Постройки были сожжены дотла. Из жителей Ветки было захвачено более 15 тысяч мужчин, женщин и детей. В монастырях было захвачено более тысячи иноков и инокинь. Всех мирских жителей расселили по разным городам и селениям Российского государства. Этот разгром Ветки известен под названием "выгонки". Вскоре на испепеленном месте снова появились поселенцы, опять возникли слободы и скиты. При Екатерине II последовала вторая "выгонка" Ветки.

Иргиз - приток Волги, протекающий на юго-востоке Саратовской и Самарской областей. При Екатерине II старообрядцы поселились здесь в большом количестве и основали несколько скитов и монастырей, которые именовались общим названием Иргиз. Как монастыри, так и их окрестности населяли старообрядцы, возвращенные царицей из-за границы. Во время жестоких гонений на старообрядчество много людей бежало за пределы родного отечества: в Польшу, Швецию, Румынию, Турцию, Пруссию, Китай и даже в Японию. Вступив на престол, Екатерина II издала манифест, которым призывала старообрядцев вернуться в Россию и обещала им спокойную жизнь. Старообрядцы радостно откликнулись на этот призыв и большими массами устремились на Родину. Правительство отвело им место жительства в пределах Иргиза. Иргизские монастыри вскоре приобрели выдающееся значение в церковной и общественной жизни старообрядчества. Но в царствование Николая I они были разгромлены.

Рогожское кладбище в Москве основано при Екатерине II. В 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы. Московским старообрядцам было отведено для погребения покойников место за Рогожской заставой. Здесь постепенно возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами.
Сначала был построен храм во имя святителя Николы. Затем начато было сооружение по официальному наименованию - часовни, по сути же - огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. По обширности не было равного ему в Москве. Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом. Зато внутри храм поражает великолепием настенной росписи и редкостными по древности иконами. Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы, столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.
В 1854 году у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам. А через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 году.
С начала XIX века Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой. Тогда родилась поговорка: "Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том и Керженец".
http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/duhovnyie-tsentryi-staroobryadchestva/

(27) Братья Лихуды. Иеромонахи Иоанникий (в миру - Иоанн, 1633-1717) и Софроний (в миру - Спиридон, 1652-1730) Лихуды, греки по национальности, потомки византийского княжеского рода царской крови, были родом из Кефалонии. Получили образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете. Затем они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками.
Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем Академии, царь Фёдор (1682 год) просил восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Патриархи указали на Лихудов, которые и прибыли в Россию в 1685 году.
В следующем 1686 году братья начали преподавать в существовавших уже "заиконоспасских школах", помещавшихся в Заиконоспасском монастыре, и в течение восьми лет преподавали, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве ученых из Малороссии.
В 1688 году Иоанникий в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырех лет. В 1694 году по требованию иерусалимского Патриарха Досифея, недовольного тем, что братья вели преподавание в академии не только на греческом, но и на латинском языках, оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии.
В 1697 году указом Петра I им поручено было обучать 55 человек итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде.
В 1701 г. они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.
В 1706 г. новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву, для занятий в академии и для участия в исправлении Библии, вначале Софроний в 1709 году, а потом Иоанникий в 1716 году.
Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-грека, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства. Они отказывались подчиняться его распоряжениям, несколько раз держали его под арестом в его келье, покушались даже на его жизнь. Он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырских имуществ.
Труды братьев Лихудов еще не получили всесторонней оценки, так как до сих пор не рассмотрены все составленные ими учебники (по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию), по которым происходило преподавание в Заиконоспасской академии (они находятся в рукописях в разных библиотеках). Можно предположить, что для этих сочинений Лихуды более или менее воспользовались теми курсами, которые сами слушали в Падуе.
Из учеников Лихудов образовалось целое поколение первых собственно русских ученых, каковы Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и ее начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд ученых сочинений.
Лихудам было также суждено сыграть решающую роль в разгоревшемся в Москве споре о времени пресуществления Святых Даров на Божественной литургии, которому предшествовали академические споры Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого (1673 г.).
После приезда у Лихудов состоялся спор с Яном Белобоцким (1685 г.) В это же время лидер партии "латинофилов" Сильвестр Медведев издает трактат "Хлеб животный". Лихуды и инок Евфимий Чудовский пишут ряд трактатов, то же делает и Сильвестр ("Книга о манне хлеба животного"). В ответ братья написали сочинение "Акос, или врачевание от угрызений змиевых". Сильвестр издал второе сочинение против них - "Тетрадь на Лихуд"; они ответили книгой: "Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту". Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась вплоть до нач. XVIII в., но именно благодаря Лихудам этот вопрос был бесповоротно решен в пользу православного греческого мнения.
Вслед за тем против католичества написаны ими еще два сочинения: "Показание истины" (1689 год) и "Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле".
Также ими написаны сочинения против лютеран: "Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина", против раскольников: "Коллурий от лютой страсти очеболения Капитоновского" и "Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера" (напечатано в журнале "Странник", 1861 г.). Кроме того, известны еще "Философские ответы Софрония" и полный список Библии с исправлениями, сделанными Софронием.
http://www.patriarchia.ru/db/text/249018.html

(28) "Меч духовный". Трудом Лихудов в опровержении латинства были "Диалоги, сиречь разглагольства грека учителя к некоему иезуиту" или иначе "Мечец духовный". Сочинение это принадлежит Софронию. Это весьма удачный по времени, хотя и не совсем полный опыт обличительного богословия, написанный в форме разговора между иезуитом и греком. Всех "разглагольствий" или "диалогов" в "Мечце" двадцать один. В 1692 г. Иоанникий Лихуд пересмотрел и исправил древнеславянский болгарский перевод Литургии Иакова, сделанный Евфимием, патриархом Тырновским. Есть основание думать, что Лихуды принимали также значительное участие в составлении двух обширных сборников того времени, направленных против латинства, - "Остен" и "Щит веры".
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-6/ioannikij-i-sofronij-lihudy.html

(29) (А) Монтан. Движение монтанистов началось в христианстве еще во втором веке, и в третьем веке оно имело своих сторонников во многих христианских общинах. Называется это движение по имени его основателя - бывшего языческого жреца Монтана из Фригии. Обратившись ко Христу во второй половине второго века, Монтан усмотрел, что многие христиане не так горят, как должны были гореть. Он ревновал о большем огне. Желание Монтана было весьма хорошее, о большем огне должен ревновать каждый христианин, но Монтан впал в крайности в целом ряде вопросов. Он и его сторонники ревновали о более строгом образе жизни христиан. Они требовали строгих и продолжительных постов; считали, что христиане не должны допускать второго брака, если у христианина или христиан умер спутник или спутница жизни; христиан, которые овдовев, вторично обзаводились семьей, они объявляли прелюбодеями. Ничего подобного Христос не требовал от Своих учеников.
Кроме того, заблуждением монтанистов было их отрицание образования.
Заблуждением монтанистов было и их увлечение пророчествовами. По своей форме их пророческий дар выражался в крайне возбужденном состоянии. Всех христиан, не впадавших в такое возбужденное состояние, монтанисты считали плотскими, а себя считали духовными.
За свои крайности Монтан был исключен из членов церкви. После этого он, собрав вокруг себя своих сторонников, старался распространять свои убеждения по всем общинам. Достоверно неизвестен конец земной жизни Монтана, однако, по словам одного древнего писателя, он, заболев душевно, весьма печально закончил свой земной путь.
Последователи Монтана усиленно добивались гонений. Затишье в этом отношении в первой половине третьего века их явно не устраивало. И в этом вопросе монтанисты впали в крайность, конечно, вне всякого сомнения, пострадать за Христа является великой честью. Но это вовсе не значит, что христианин должен сам напрашиваться на гонения. Однако у монтанистов был именно такой дух, что если гонений в данный момент нет, то их надо искусственно вызывать, дабы получить венец мученика. Своей такой неразумной ревностью они обостряли обстановку, не понимая того, что за испытания, которые христиане сами на себя навлекли, правосудие Божие не отметит их золотыми венцами мучеников.
http://русскоедвижение.рф/index.php/orthodox-page/59-orthodox-page/5972-2012-03-14-10-00-34

(Б) Манихей. Род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония - ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония. Убит по требованию священников, последователей Заратустры, брошенным в него камнем.
Манихе?йство - составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса периода античности. Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.
Учение Мани - это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определенного круга последователей, строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть необходимых правил, что не отвергало возможности их спасения.
Поскольку Мани, считавший себя последним и главным из пророков Бога добра (до него пророками были Аврам, Моисей, Заратуштра, Иисус, Будда) стремился совместить все основные вероучения и заменить их, он стал преследуем всеми ими, в частности зороастрийскими священиками, от рук которых и умер. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сассанидов, а позднее - Аббасидов: на восток - вплоть до Китая и Сибири, на запад - до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, на протяжении семи лет был адептом этого культа.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1022617

(В) Валентиниан. Самый значительный гностический философ и один из гениальнейших мыслителей всех времен, родом из Египта, жил в первой половине II-го века; прибыл в Рим при папе Гигине в 140 г., стал знаменит при Пие I и дожил до времени папы Аникиты. Умер на острове Кипре в 160 г.
Валентинова система, стоящая во главе египетского типа гностики, обстоятельно излагается в древнейшем и важнейшем источнике для изучения гностицизма - у Иринея Лионского. В основе системы - общегностическая идея абсолютной полноты, вечного бытия или мира эонов, из которого происходит и к которому возвращается всё способное к восприятию истины.
Валентиниане. Ближайшие последователи Валентина: Секунд, Епифанэс, Птолемей и Гераклеон.
Ученики Гераклеона установили особое таинство для умирающих, которых мазали елеем, поливали священной водой и произносили над ними специальные молитвы и заклинания, чтобы искупить их духовную сущность из-под власти Демиурга и дьявола.
К Валентиновой школе относят также Марка-волхва, который думал дать новое основание системе в сложении и разложении чисел, имен и букв. Вместе с тем он и его последователи предавались усиленно магии и практической теургии, чем привлекали многих, особенно богатых женщин. Марк, равно как Секунд и Птолемей, действовали на Западе (в Италии и Галлии); представителями же Валентиновой школы на Востоке были Аксионик и Ардезиан.
https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Валентин_и_Валентиниане

(30) Святой Амвросий Медиоланский. Святой Амвросий родился в 340 году в северной Италии в богатой и знатной римской семье. Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и с 370 года занял должность консульского профекта (правителя) провинций Лигурии и Эмилии. Однажды в Медиолане (современном Милане), главном городе Лигурии, происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры. Амвросий явился в храм для водворения порядка, и вдруг какой-то голос, как бы детский, прозвучал: "Амвросий - епископ". Народ и сам император Валентин увидели в этом Божие избрание. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, готовящихся ко крещению, отговаривался и даже скрылся из Милана. Он вынужден был согласиться на единодушное избрание, принял крещение, и в течение восьми дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа (374 г.).
Первым делом, после посвящения, он раздал бедным свое имущество. Потом стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов восточной Церкви. Только после этого он выступил на поприще епископской деятельности.
Святой Амвросий мужественно боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил гимн "Тебе Бога хвалим", который до сих пор поется на благодарственных богослужениях. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание верховного священника (pontifex maximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы.
Святой Амвросий явил образец пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия, после кровавого избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: " Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира". Император возразил: "И Давид согрешил, но не лишился милости Божией". На что Амвросий ответил: "Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии", и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью.
В 387 г. под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви.
Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также, как преобразователь церковного пения: он ввел размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Многие тексты песней он заимствовал у святого Ефрема Сирина и у Илария, но и сам написал около 30 гимнов.
https://days.pravoslavie.ru/Life/life6403.htm

(31) сие бысть по 40 лет от Вознесения Господня, царями Римскими Веспасианом и Титом. Более подробно и в сопоставлении к тексту книги Апокалипсис, о разрушении храма Соломона Титомможно прочитать здесь: http://aksinfos.ru/dop/broad5ch3.html

(32) Митрополит Стефан (Яворский). Рязанский. Стефан (Яворский), митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола.
В миру Яворский Симеон Иванович, родился в 1658 г. в польском местечке Яворе (в Галиции) (ныне г. Яворов Львовской области) в православной семье. После Андрусовского мира, отдававшего Польше правобережную Украину, семья Яворских, желая остаться верной Православию, переселяется в сельцо Красиловку близ Нежина.
Образование получил в Киево-Могилевской коллегии, где приобрел покровителя в лице Варлаама (Ясинского), позднее митрополита Киевского.
В 1684 году отправлен митр. Киевским Варлаамом (Ясинским) за границу для завершения духовного образования. Ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). Стефан побывал в высших католических школах: во Львове, Любине он прослушал философию; в Познани и Вильне - богословие; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал панегирики (в честь Мазепы, позднее Петру I). В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму.
В 1687 г. (по другим источникам в 1689 г.) вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в ее лоно.
В 1689 г. принял монашество по совету Варлаама (Ясинского) и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.
В 1690 г. назначен преподавателем Киево-Могилянской академии, читал риторику, пиитику, философию и богословие.
С 1691 г. - префект академии.
В 1697 г. назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря.
Он был ближайшим помощником Киевского митрополита в его сношениях с московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. В январе 1700 г. митрополит, отправляя Стефана с другим игуменом в Москву, послал с ними письмо патриарху, в котором просил учредить Переяславскую епархию и поставить епископом одного из двух игуменов, присланных им.
В Москве случайное событие выдвинуло Стефана. В это время умер воевода Шеин и на погребение его, в присутствии царя проповедь поручили говорить Яворскому. Петру I понравилась и проповедь и сам проповедник. Он указал патр. Адриану посвятить Стефана в архиереи в какую-нибудь из великорусских епархий, "где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы", хотя Стефан, тяготевший к Киеву, пытался отказаться от этой чести.
7 апреля 1700 г. был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан митрополита.
16 декабря 1701 г. после смерти патр. Адриана, по указанию царя Петра I, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола.
Выбирая Стефана, Петр I видел в нем прежде всего человека с западной образованностью, которой он не находил в Московском духовенстве. Кроме того, в глазах Петра Стефан был человеком новым, свободным от традиций старой московской партии. Приверженцы старины не радовались его назначению. Он был и "обливанцем", и человеком, принесшим из польских школ вместе с латинской ученостью латинские ереси. На первых порах Стефану пришлось оправдываться и опровергать обличения, шедшие от иерусалимского патриарха. Он реформировал Московскую академию и завел в ней вместо эллинских, учения "латинския", т. е. схоластику в методах и содержании.
Пока деятельность Петра была посвящена политике и войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей. В целом ряде проповедей он восхвалял военные дела Петра. В угоду царю он повсюду ставил в архиереи чужеземцев, людей образованных. Однако для Петра Стефан оказался слишком консервативным, а для старорусской партии - совсем уж не таким реформатором; поэтому впоследствии с одной стороны последовало охлаждение, с другой - сближение. Собственно, митрополит Стефан по складу своей жизни и по своему образованию вовсе не был приверженцем старины; но католические принципы, им усвоенные, мешали ему сочувствовать преобразователю. Иногда содержание протеста, внушенного католицизмом, совпадало с содержанием протеста, шедшего из партии приверженцев старины. Как и последние, митр. Стефан шел наперекор царю в вопросе о размерах церковной власти, так как он заимствовал принцип главенства церкви из католической системы.
Церковно-административная деятельность митрополита Стефана была не широка: власть местоблюстителя сравнительно с патриаршьей была ограничена Петром, и взамен патриаршьего приказа был учрежден монастырский, под светским управлением. В духовных делах в большинстве случаев митр. Стефан должен был совещаться с собором епископов. С течением времени определились ясно ограничительные по отношению к церковной власти тенденции царя. Стало очевидно, что Петр не думает назначать патриарха, а наоборот, думает уничтожить самое патриаршество.
Пользуясь запутанной формой схоластических проповедей, митр. Стефан нередко делал неприязненные намеки на действия царя. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, он не раз просил об отставке, но тщетно: Петр держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для него реформы. У митрополита не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим.
В 1711 г. были введены в церковные суды фискалы от гражданского ведомства.
В 1712 г. митр. Стефан подверг резкой критике учреждение фискалов и современное положение России, назвав царевича Алексея "единой надеждой" страны. Сенаторы, слушавшие проповедь, поспешили препроводить ее текст царю. Петр оставил митрополита в покое, но сохранил в силе сенаторское запрещение ему проповедовать. Позднее при разборе дела об Алексее царь старался добраться до митр. Стефана, желая изобличить его не в мимолетных только сношениях с царевичем.
В 1715 г. Петр открыто выразил свое отношение к патриаршеству и иерархам в своих шутовских пародиях на церковные церемонии. В то же время завязываются и крепнут благосклонные отношения царя к протестантам и протестантизму. Митр. Стефан оказался в рядах приверженцев старины, стал помехой (правда, далеко не активной) Петру и терял мало-помалу свое значение.
В 1713 г. началось дело Тверитинова и других, увлекавшихся лютеранством. Митр. Стефан приложил все свои силы, чтобы изобличить их и тем косвенно обвинить и самого царя, потворствовавшего лютеранам. Это дело ясно обнаружило диаметральную противоположность тенденций Петра и митрополита Стефана и произвело окончательный разлад между ними. Митрополит выказал явно пристрастное и нетерпимое отношение к обвиняемым, во время процесса он работал над своим известнейшим полемическим сочинением "Камень веры", которое окончил в 1718 г., но напечатано оно было только после его смерти, в 1728 году.
Последовавшие за делом Тверитинова события еще больше расширяли пропасть между царем и митрополитом Стефаном.
В 1718 г. состоялся процесс царевича Алексея. Царь указал митрополиту приехать в Санкт-Петербург и держал его здесь почти до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он дотоле пользовался.
Приблизительно в это время разыгрался инцидент с Феофаном (Прокоповичем). Митр. Стефан не желал, чтобы Феофану досталось епископское место. Он видел в его учениях, в его лекциях сильные следы протестантского влияния. Царь выслушал оправдания Феофана и назначил его епископом; митр. Стефан должен был принести извинение перед Феофаном. Он сделал это, чувствуя себя правым.
Церковно-административная деятельность митрополита Стефана совершенно прекратилась; он не принимал никакого участия в подготовительных действиях к церковной реформе, без него писался Духовный регламент, церковное управление также шло мимо его рук.
В феврале 1720 г. устав духовной коллегии был утвержден; через год был открыт Синод; президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Митрополит Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал в его заседаниях. Никакого влияния на синодальные дела он не имел; царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению.
В своей привязанности к основанному им в Нежине монастырю он тоже не находил утешения, потому что обнаружил большое хищение денег, присланных им на устройство монастыря. Все эти неприятности сокращали жизнь митрополита Стефана. Свою библиотеку он пожертвовал Нежинскому монастырю, присоединив к каталогу книг трогательную элегию на лат. языке.
Скончался 27 ноября 1722 года в два часа ночи, в своем рязанском подворье в Москве. Тело его отправлено в Рязань, где было погребено в Успенском соборе. В конце XVIII - нач. XIX веков был перезахоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля. На начало XXI века честные останки митрополита находились в Рязанском Троицком монастыре.
После смерти его долго не оставляли в покое; полемисты высказывали даже мысль о том, что Стефан (Яворский) был тайный иезуит.
Проповеди
Как проповедник митрополит Стефан восхищал своих современников. Даже его враги отзывались о его проповедях следующим образом:
"что до витийства касается, правда, что имел Стефан Яворский удивительный дар и едва подобные ему в учителях российских обрестись могли. Мне довольно приходилось видеть, что он своими поучениями мог возбуждать в слушателях смех или слезы, чему много способствовали движения тела, рук, помавание очей и лица пременение, что природа ему дала".
В своем красноречии митрополит оставался верен католическим тенденциям. Проповеди его отличаются отвлеченностью и оторванностью от жизни; построение их в высшей степени изысканное ("люди подобно рыбам. Рыбы родятся в водах, люди - в водах крещения; рыбы обуреваются волнами, люди тоже" и т. д.). С формальной стороны проповеди Стефана (Яворского) обильны натянутыми символами и аллегориями, игрой слов. Вообще они соединяют в себе все характерные черты католической проповеди XVI-XVII вв.
Проповеди Стефана (Яворского) изданы в Москве в 1804-1805 гг.
Труды:
o Камень веры. М., 1728, Киев, 1730, М., 1749.
o Знамения пришествия антихристов и кончины века. М., 1703.
(Можно прочитать здесь: http://aksinfos.ru/oldbook/oldbook001a.html)
o Православие и неправославие.
o Виноград Христов. Чернигов, 1698.
o Собрание сочинений. М., 1804. Стефан (Яворский) (1658 - 1722), митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола.
https://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorskij/

В собрание сочинений входит и книга по риторике: "Книга диалектичныя глубины" Прочитать можно здесь:
http://aksinfos.ru/oldbook/ritorika.html