КНИГИ О СЛУЧАЕХ ПОСЛЕДНЯГО ВРЕМЕНЕ.
ТИТИНЪ ПОТРЯСЕТ ВЕЛМИ χξς ЧИСЛО

   Книга написана старообрядцем Андреем Дионисьевичем Мыщицким из Выговского Старообрядческого общежития, и представляет собой сборник из вопросов и ответов. Основная тема вопросов - о признаках пришествия антихристова и о его царствовании.

При переводе с фотокопий в электронный текстовый формат, текст книги был немного адаптирован под современный язык. Адаптация затронула, в основном, окончания слов, чтобы сделать чтение более удобным. При этом не вносилось ни каких искажений в построение фраз, речевые оброты и в цитаты из других древних источников, приведённых в книге.
На полях книги имеются комментарии. Все они включены в даную публикацию, выделены курсивом и заключены в скобки со следующим предваряющим указанием: (Записано на полях:.....)
Пояснительные комментарии
к словам или фразам, так же выделены курсивом и заключены в скобки.

Краткая биография Андрея Дионисьевича (Мыщицкого).

   Знаменитый вождь и учитель староверцев-безпоповцев Андрей Дионисьевич родился в 1674 году в с. Повенце Олонецкого края. Прадед Андрея Дионисьевича "бяше новгородской области князь Борис Александрович Мышецкий". Во время нашествия на российскую землю шведов и поляков, "егда российские местоначальницы присуждахуся за чужестранных кралей присягати, сей великодушный князь не восхоте того сотворити. Сего ради, оставив вся вотчины и поместья, преселися в Заонежскую пятину".
   Родители Андрея, занимавшиеся крестьянством, воспитали его "не толико бо млеком, елико молитвами, не толико хлебом, елико молебными прошениями" (Андрей Борисов. "Житие и подвизи премудрого древнего благочестия учителя, блаженного отца Андрея Дионисьевича". Рукопись XVIII века. Пушкинский дом в С-Петербурге. Р. IV, оп. 16, № 41, л. 4).
С детских лет "велеумный Андрей преуспевал в мудрости, Божий страх в своем имыи сердцы". Особенное влечение имел он к книжному чтению.

   Беседы с выходцами из Соловецкого монастыря, их рассказы о мучениках за древне-православную веру оказали большое влияние на впечатлительного отрока. В декабре 1691 года Андрей покидает отцовский дом и, "Богом наставляем, приходит к подвигу пустынному". Вместе с "подругом" своим Иваном Белоутовым поселяется он, после долгих скитаний, в пустынном месте между озерами Таго и Белое. Неподалеку подвизался диакон Шунгского погоста Даниил Викулов. К нему стал приходить Андрей и, "о душевной беседующе пользе, к пустынному злостраданию обостряхуся". По предложению Даниила, юные пустынножители переселились к нему "во единотрапезное и единоименное житие". Андрей и сестру свою Соломонию "из бури и треволнения мирского во спасительное пристанище приводит".
   Когда пожар уничтожил "все строение и запасы", Даниил и Андрей направились за советом к иноку Корнилию. "Отец же Корнилий пророчески проглагола про Андрея: сей будет наставник и учитель, древнему благочестию проповедник", и благословил Даниила и Андрея на основание обители на новом месте.

   Осенью 1694 года на р. Выг, при впадении речки Сосновки, в 70 км от Повенца, было положено начало Выговскому общежительству (Иван Филиппов. "История Выговской старообрядческой пустыни. СПБ. 1862 г., стр. 105-107).
"И начаша к ним людие приходити с разных мест и градов. А оные же отцы Даниил и Андрей приимаху их с любовию, учаще и наказующе. И начаша чины и уставы церковные. и монастырские хранити (Ив. Филиппов, стр. 107). Андрей Дионисьевич явился достойным помощником Даниила Викулова. "Хитр и сладостен бе словом. Божия бо благодать из уст его исхождаше. На праздники, по совершении всенощных пений, простираше праздничное златострунное словес учение..., чтением своим всех слушающих в плачь приводя" (Ив. Филиппов, стр. 215).

   17 сентября 1702 года Андрей Дионисьевич был избран главным наставником Выго-рецкой обители: "многого ради его к Божественному писанию прилежания и тщания к поучению заповедей Божиих" (Соборное постановление 1702 г. "Поморский сборник" -рукоп. нач. XVIII в., л. 15-19. Из собрания И. Н. Заволоко). На посту начальника обители Андрей Дионисьевич проявил свои многосторонние способности и неутомимую энергию.

   На соборе 1702 г. был принят "Устав Выгорецкой обители", предложенный Андреем Дионисьевичем. В основу устава были положены дониконовские церковные уставы, применительно к монастырскому богослужению, совершаемому "мужами не хиротонисанными". Особый "Чин и устав, по общежительных свв. отец преданиям", был составлен А. Д. для "Лексинского девического полка". В 1719 году Андрей Дионисьевич дополнил этот устав "пятью главизнами".

   Многочисленные списки поучений А. Д. (до 60-ти, по П. Любопытному) свидетельствуют о том, что автор их был талантливым писателем. До нас дошло около 200 сочинений Андрея Дионисьевича (В. Г. Дружинин. "Писания русских старообрядцев", СПБ, 1912г., стр. 128). В поморском "Торжественнике" (собрание слов на праздники), датированном 24 июня 1720 года, содержится ПО слов, расположенных в миней-ном порядке. Большинство этих поучений принадлежит Андрею Дионисьевичу (В. Г. Дружинин. "Поморский Торжественник", ( СПБ. 1911г., стр. 21).

   В 1718 году Андрей Дионисьевич посещает Киев, осматривает достопримечательности города и выступает в духовной Академии. Его доклад на заданную тему: "Сотове медов ни - словеса добра, сладость же их - исцеление души" - поразил всех слушателей глубоким философским содержанием и своеобразной формой изложения. "Все хвалили Андрея Дионисьевича", повествует "Житие А. Д.". Некоторые даже сомневались: "Суждаху быти прежних творцов перевод с греческого или латинского". После своего удачного выступления Андрей Дионисьевич "отверстый вход себе получи", как ритор и философ ("Житие А.Д.", л. 105 об.).

   О выдающихся способностях А. Д. было известно далеко за пределами Выгореции. В 1720 г. "керженские поповцы, утесненные миссионером-иерархом господствующей церкви Питиримом, обратились с просьбой о помощи к Андрею Дионисьевичу. С его участием были составлены так называемые "Диаконовы ответы" - первый опыт систематической защиты старообрядчества (П. Г. Любомиров " Выговское общежительство", М-С, 1924г., стр. 76). Но самым замечательным, непревзойденным апологетическим произведением Андрея Дионисьевича нужно считать "Поморские ответы" (1723 г.). "В этом сочинении, - говорит проф. А. К. Бороздин, - виден ученый, применяющий приемы археологического исследования, филологической и исторической критики. Обнаруживается талант и огромная начитанность Андрея" (Проф. А. К. Бороздин. "Очерки русского религиозного разномыслия", стр. 159, СПБ, 1905г.). Старообрядцы-поповцы, издавая в 1911 году "Поморские ответы", назвали этот труд "дивным творением" обессмертившим имя автора.

   По определению ученого Е. П. Барсова, Андрей Дионисьевич был выдающимся оратором своего времени. "Сладкоголосый ритор Господень, Андрей Денисович, - читаем в поморской рукописи XVIII в., - произносил глас в различных своих сказаниях и поучениях различно по подобию разума и приличности, сказуемой вещи и дела" (Ст. "О произношении гласа". Журнал "Родная старина" за 1931 г. № 10, стр. 13). "За красноречие и чистое в произношении слов вещание поморцы называли Андрея Денисовича "вторым Златоустом" (Д. Островский. "Выговская пустынь и ее значение". Петрозаводск. 1914 г., стр. 61).

   Весьма возможно, что Андрей Денисов, о котором говорит проф. С. А. Белокуров, есть киновиарх Выговской обители. Андрея Дионисьевича хорошо знал Петр I, к выговцам благосклонно относился и А. Меньшиков (попечитель школы Глюка). У Андрея Дионисьевича были большие связи с дворцом и правительственными кругами. "Несомненно исторический факт, - говорит П. С. Усов в статье "Помор-философ", - что Андрей Денисович толковал Псалтырь царице Параско-вии Федоровне, при чем присутствовала ее дочь Анна Ивановна" (в будущем императрица) ("Исторический вестник, 1886 г. Апрель, стр. 151).

   Выдающиеся познания А. Д., его здравый природный ум и кипучая энергия поражали современников: "Если бы ты, Андрей Денисович, был согласен с великороссийскою церковью - говорил ему начальник повенец-ких заводов Вильгельм Генник, - то надлежало бы быть тебе патриархом ("Исторический вестник", 1886 г., Апрель, стр. 159).

   Андрей Дионисьевич не щадил своих сил и здоровья, "да обдержанием общежительст-ва благочинное утвердится бытие".
Когда 15 мая 1727 года пожар уничтожил все здания Лексинской обители, решено было построить обитель на новом месте. Стали готовить материал для построек. "Сам настоятель Андрей с братией бревна сечаху и на лошадях к воде возяху. Того же лета сам же Андрей со стариками начаша лес по воде плавити сверху на поводь и в порогах сам в воде бродяше и труждашеся... Настоятель Андрей толь велие попечение имеяше о строении, елико всех мужественных мужест-веннейший, всех ревнивых ревнительнейший бяше. Видяше сирот и больничников без покоев пребывающих и толико о сем боляше сердцем, толико скорбяше душею, яко всего нужнейшее дело имяше обители строение. И кое дело совершися без оного? Кая келия не име того основателя? Кое бревно не осязася руками оного? О руки блаженные: кто ублажит вас по достоянию?" - восклицает Иван Филиппов.

   Обитель была построена. Но с этого времени "нача настоятель Андрей часто изнемо-гати, аще и на ногах хождаше". Болезнь развивалась.
И "марта в первый день 1730 г., в третию неделю святого поста, настоятель Андрей от сущих зде преставися. И бысть плачь велий и рыдание и вопль от всех неутешный, яко всепресладка учителя многоболезненно жаляще. Не тако чада родителей своих горко-слезно рыдают, яко общего всех отца толико премногим плачем ко гробу проводивше погребению предаша".

   "Ты един был еси всем вся, по апостолу, - оплакивает И. Филиппов Андрея Дионисьевича, - был еси алчющим пища сладкая, болящим врачевство драгое, немощным сила непобедимая, печальным веселие неизреченное, стены не имущим общежителем - стена адамантная, и покрова не стяжавшим - державный покров. Был еси во время зимы - теплота, во время жара - прохлаждение, во время бури - глубокая тишина. Был еси темным о свете солнце незаходимое и о мудрости ненаказанным наказатель изрядный".
"Другого Андрея негде взять и не сыскать и во всех староверцех и нет и впредь не будет", - такими словами заканчивает Иван Филиппов главу "О преставлении настоятеля Андрея" (И. Филиппов. Указ. соч., стр. 210- 217).

Источник: http://www.anti-raskol.ru/pages/1039

Перейти к чтению книги: http://aksinfos.ru/oldbook/titin_01.html