ПРЕДИСЛОВИЕ СВЯТЦЕМЪ
   Истолковано:
Сказание вкратце о году. И о прочих предстоящых в нем: сие же писание, беседует. В начало святцем, нечто светло и кратко сложение написуется. Иже где в коих неких книгах сокровенно, и мрачно пишется: здѣ же светло и откровенно беседуется. От многих писаний собратися, воедино содержится. Сего ради первие притчею глаголет, о настоящих покажется сокровенно. Последи же толкование яко дверь отверзется. Написание же сице: в нем же лежит объявление векам. Сиречь, год солнечный, времена года. Месяцы и дни, часы, седмицы деньства. Два солнечных возврата, каланды, ноны, и доусы. Год лунный. Оставим же сия, и на преждереченную возвратимся притчю. О ней же нам слово предлежит. Услышим днесь что изъявит повесть сия.

   Притча.
Царь некий бяше зело славен, и благороден. И вельми богат светел и высок над всеми. Во времена бо некая его же и мы добре знахом. Обладаше же царь той всею вселенною, и не бысть инѣ таков, никако нигдеже.
Всякое убо начало и власти от первых и до последних во всем послушают, и покаряются ему. И не бысть ему нигде же противника.
Вси со страхом и трепетом работают ему. Служаху ему некая 4 цари строители и правители сущу царству того великаго царя. Под теми же четырми цари, устави великий царь той, 12 князя. Коемуждо царю дати по три князя. Яко да опасно строят царския вещи. Под теми же, 12 князи, повеле быти 52 епархом. И коемуждо князю даст, 4 епарха. Яко да устрояют царский двор. Тем же 52-м епархом предаст великий царь Той своих домочадцев, 365 мужей светлых и храбрых, под коимждо епархом, семь рабов бяше. Яко да строением епарховым, угодно служаху царю.
Повеле же давати, великий царь той, на потребу рабом своим, коемуждо рабу, 12 златых и 12 медницъ. Един же некто от меньших раб того великаго царя, послан бысть на ину страну, некия ради великия потребы, посла же ему царь той, на потребу, первое, 3 златницы и 3 медницы, второе, 6 златиницъ, и 6 медницъ. Третие, 9 златницъ и 9 медницъ. Четверто же приходит сам той раб ко царю. Яко же ему повелено. И повеле ему царь дати, 12 златницъ, и 12 медницъ. Якоже и прочим. И паки в той час раб онъ отходит от царя, на уреченное ему дело. И по сих тако же царь, посылаше к рабу тому злато и медь. Яко же и первие.

   О прежде реченных, 4 царехъ, и 12 князехъ.
Коемуждо царю единому, дано владети 91 рабом. И коемуждо единому князю, дано владети 30-ю рабы. Епархъ же владеет 7-ю рабы.
Коемуждо уставом царя. Из ризницы царевы подаются рабом его, коемуждо рабу 12 златницъ, и 12 медницъ. И всего 24 златниц и медниц.
А еже владеет кийждо епарх, 7-ю рабы. Дается из ризницы царевы, 84 златниц, и 84 медниц. И всего 168 златниц и медниц.
А еже владеет кийждо князь 30-ю рабы, дается им из ризницы царевы, 360 златых и 360 медниц, и всего 720 златниц и медниц.
А еже владеет кийждо царь, 91 рабом. Дается им из ризницы царевы, 1095 златых и 1095 медницъ. И всего 2190 златых и медницъ.
Всем же царевым мужем 365 рабом дается из ризницы царевы 4380 златых и 4380 медниц. И всего 8760 златых и медниц.
Кроме тех златниц и медниц еже посылаше к рабу своему на ону страну.
   Имеяше же царь той, два златомерителя, кои в царских полатах злато весят, на потребу дающим рабом царским. Еще же имеяше той царь два златозбирателя. Кои во царствии его, строяше за един злато и медь збираху, и дающе в царскую его ризницу. Имеяше же царь той, юношей доброродных, светлых и славных, 36 иже всегда предстоящих пред лицем царевым. Над ними же повеле ведати царь преждереченным, 12 князем, коемуждо единому князю предав по 3 юноши.
   Царица же царя того великаго, прекрасна зело, и славна во всех царствах.
Бѣ никогда же видевъ ю азъ, и познах ю добре и не бысть таковой царицы, никако ни где же.
   Пристави же царь той к царицы своей, 12 князя под ними же предаст, 354 раба. Коемуждо шести князем единому 30 рабов. Другим же шести князем, единому коемуждо 29 рабов, яко да рабы тии повелением князей прилежно служат царским праведно и страшно.
   Разумеем же братие притчи сея силу, и познаем приничюще в грубыя моя стихи, и уведевше я что бо глаголет настоящия сия книга, и великаго бога небеснаго помощию открыется разум чтущим сия. И благодатию его света просветится ум наш к познанию истины сея.

Толкуя в предисловии написанную притчу.
Притча. Царь некий. Толкъ. Год солнечный.
Притча. 4 царя. Толкъ. 4 времени года.
Притча. 12 князя. Толкъ. 12 месеца.
Притча. 52 епарха. Толкъ. 52 недели.
Притча. 365 домочадцев. Толкъ. 365 дней.
Притча. 12 златых. Толкъ. Часов дневных.
Притча. 12 медницъ. Толкъ. Часов нощных.
Притча. Един раб менший. Толкъ. День високосный.
Притча. Два златомерителя. Толкъ. Два равноденствия.
Притча. Два златозбирателя. Толкъ. Два солнцестояния. Сиречь возврата.
Притча. 36 юношей доброродных. Толкъ. 36 дней в году, каландовъ. Иноновъ и доусовъ.
Притча. Царица же. Толкъ. Год лунный.
Притча. 12 князя. Толкъ. 12 месеца.
Притча. 354 раба. Толкъ. 354 дней в году лунном.

Год же сокрощается век жития сего человеческаго.
Весна прообразует юность. Лето же муж совершен. Осень старость. Зима болезнь и смерть, и скончание живота. Блажен человек в разуме близѣ состаревся и умрет. И паки год есть.
Весна убо наричется яко дева преукрашена красотою и добротою сияюща, чюдна и преславна, яко всем дивитися зрящим доброты ея. Любима бо и сладка всем. Родит бо ся всяко животно в ней, и радости и веселия исполнена. Сицева есть весна.
Лето же наричется муж тих богат и красен, питая многи человеки, смотря и пекийся о своем дому. И любя дело прилежно без лености, воставая заутра и до вечера делая беспокоя, такоя есть муж лето.
Осень же подобна жене старей и богатей, и многочадней. Овогда же дряхлующеся. И веселящиеся, рекше иногда скудость плодов земных. И гладъ человеком. А иногда вѣдрена, и обильно плодом земным, тиха и безмятежна, в ню же жизнь человеком.
Зима подобна жене мачихе злей. Нестройней и нежалостивей. Ярей и немилостивей. Егда же ли и добра но и тогда знобит. А егда же милует но и тогда казнит знобит, и гладомъ морит. Мучит грех ради наших. Сицева есть зима, сицева же есть и мачиха.

Истинныя повести, о 12 месяцех.
Месяцы сии, март, май, июль, август, октябрь, декабрь, генварь, имеют по 30 дней со днём. А сии, апрель, июнь, сентябрь, ноябрь, имеют по 30 дней токмо. Февраль имеет 28 дней.
Егда же бысть строитель римскаго града Ромилъ, и устрои быти в году 10 месяц и виде, яко несть лепо, под десятью месяцы, исполнитися году. И приложи еще два месяца генварь, февраль, умножение же они 12 месяц. Ино станет в году 365 дней. И с пятию преизълишных дней дан бысть един день, месяцу марту. И уставися в марте 31 дней.
Вторый день дан бысть месяцу маю. Понеже от больших рода. Третий день дан бысть месяцу июлю, имени ради кесаря. Четвертый день дан бысть месяцу октябрю. Пятый день дан бысть месяцу генварю. Понеже начало года римский.
Кесарь Август, восхоте своего месяца августа равна быти ему, июлю. И отъятъ у февраля день един. И приложи августу, и уставися во августе, 31 день. А февраль 29 дней.
Последи же римстии астрологи , отяша у февраля еще день, и предаша декабрю, и уставися в декабре, 31 день. А февраль ста, 28 дней.
Понеже бо той месяц именовашася плачь и скорби. Егда же будет високосъ, тогда феврали 29 дней.

О году солнечном.
Что есть год. И како начало творити разнительно язычески и о високосте, и о первом дни века. и о индикте.
Год солнечный глаголется обхождения солнца, егда убо прошедшим 365 дней, и 6 часомъ; и паки солнце к тем же местом приидет. Сия же 6 часов, от четвертаго собираются, в четвертое лето, и творят един день високосъ.
Разныя же языцы и разными временны год зачинают от марта. Понеже в нем сотворен бысть весь мир.
В 25 день марта. Той есть первый день века сего. Вонъ же прогна Господь тьму, и рече, да будут светъ, и бысть светъ: к тому и повеление Господне Моисею рече. Месяц вам да будет сей первый в месяцех лету.
Потому мудрецы год начинают от марта. И всякому годовому обновлению, год мартом начинают. Арапове год починают, от 13 дни, месяца июля. И от того времени и лета чтут.
Персы же и вавилоняны, початок года своего имеют, от 14 дни месяца августа. И от того времени и лета чтут.
Римляне починают от 12 дни месяца декабря. И ины починают от Рождества Христова, и лета чтут.
Християне же римстии год почитают, от перваго дни септеврия месяца, и лета чтут.
Во Аравии же и египтяне год почитают от перваго дни месяца септеврия.
Понеже бо пишет, в начале мира, древесам плод имети. Мнят бо тогда и мира сотворена бывша, и се убо не суть право. От того бо времени годъ пишется индикта.
Римляном бо невозможно от дальних стран в Рим к даянию данем приходити. И сего ради, римстии властели индикты устроиша в 15 лето. В первое пятолетие приношаху железо, на кование оружию. Во второе же пятолетие, приношаху сребро на охафу (на защиту) воином. Во третие пятолетие приношаху злато на сотворение идолом. Прежде даже некрещены быша римляне, и егда убо прешедшим, 15 летом, паки починается индикта, первое сентября с перваго дни, пятолетие. В няже платяху, железо и сребро, и злато и вся яже от прочих.

Сказание о лунных днех. И о летех чти. (считай)
Ведомо же да есть, яко во едином лете книжных месяцов 12. А небесных лун исходит, 12. На 13 луну исходит 11 дней. И в том на 3-е лето прибудет 13 луна. А по 4 недели, чтущи в году, 13 месяцев и день един зовомый индикт. И 6 часов. А недель 52, недели, а дней 365. А в четвертое лето, един день високосный. И бывает в 4-е лето 366. Пребывает же, в 28 лет, 7 дней, сиречь, неделя едина.
Тем убо солнечный круг восходит, до 28, лет и паки возвращается на первое лето. Прибывает же на 4-е лето, вкладный той день. А по 28 летех прибывает вкладная неделя.
А часов во дни и в нощи, 24 часа. В недели в седми днех часов и в нощных часов 168. А в десети днех часов 240. А в месяце книжном, который имат, 31 день, часов в нем 744. А в котором 30 дней 720. А в месяцы которой по 4 недели чтущи, и в нем часов 672. А во всем году всех часов дневных и нощных, 8760 часов. А в четвертом году, високосном, часов 8784 часа.

КОММЕНТАРИЙ.

   История создания Юлианского календаря, является показательным примером того, насколько несостоятельны и бессмысленны разногласия в христианской среде о каноничности, как Юлианского календаря, так и любого другого.
Некоторые представители духовенства утверждают, что Юлианский календарь был введён в статус канонического, по той причине, что по нему определялось время наступления Христианской Пасхи. И статус сей, был придан Юлианскому календарю, на Первом Вселенском (Никейском) Соборе. Но, такое утверждение, порождает серьёзные противоречия.
Как утверждается: участниками Никейского Собора были 318-ть святых и богоносных отцов Церкви. Допустим, что было принято решение о придании Юлианскому календарю статуса "канонический", с целью использования его как инструмента для определения даты Пасхи. То возникает вопрос, почему богоносные отцы, собранные Духом Святым, вдруг решают вычислять, именно вычислять, а не определять, день наступления Пасхи по языческому календарю?
Во-первых: календарь сей разработали языческие астрономы, которые поклонялись идолам и просим своим богам.
Во-вторых: Юлианский календарь был собран таким образом, что бы удовлетворять социально-экономическим требованиям мирской жизни и одновременно прославлять языческих императоров.
В-третьих: поскольку календарь, творение падшего ума человеческого (языческого), то неизбежно содержит в себе ошибки, то есть ложь.
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами?
... (2 Коринф. 6:14-16)

Не имеется ни каких документальны фактов, подтверждающих, что на Никейском Соборе было принято решение вычислять дату Пасхи по Юлианскому календарю. Более того, таких фактов быть и не могло, поскольку День наступления Пасхи определялся по астрономическим событиям, а не вычислялся.
О том, как в действительности и каким именно образом определялся день наступления Христианской Пасхи, в своём слове. сообщает Иоанн Златоуст:
Так, берется прежде всего первый месяц, первый месяц действительно первого времени, которое определяется весенним равноденствием. Притом, принимая первый месяц, мы должны обращать внимание и на первое время, которое самому месяцу сообщает название первого. И далее, кто берет первое время, должен обращать внимание на начало первого времени; начало же его не иное какое-либо, как весеннее равноденствие, как это я далее покажу. И вот, так как мы принимаем во внимание и первое время, и равноденствие, и вместе с тем четырнадцатый день луны, и кроме того три дня - пятницу, субботу и день Господень, причем нельзя бывает праздновать Пасху, если хотя одного из этих времен недостает, - то мы и не можем поэтому назначить один определенный день для таинства Пасхи, но, взяв вместе все эти определенные времена, отдельно определяем время спасительного страдания
Слово седьмое на Святую Пасху. Иоанн Златоуст.

Таким образом, определение наступления дня, (обращаю внимание, не даты, а именно дня) в который совершается Пасха, происходит по астрономическим событиям. А календарные даты, всего лишь приурочиваются к ним.
В связи с этим, на Никейском Соборе. было принято всего лишь одно решение связанное с празднованием Христианской Пасхи. Для того, что бы весь Христианский мир мог …едиными усты… и в единый день, воспоминательно праздновать Светлое Христово Воскресение, было предложено священникам Александрийской Церкви, как самым опытным в астрономических науках, определять день наступления Пасхи, и сообщать о Нём, по всем остальным Церквям.

Однако, до сих пор, в спорах "старостильников" и "новостильников", данное условие - определение дня Пасхи по астрономическим событиям, не учитывается совсем. Таким образом, любой христианин, который использует для определения дня наступления Пасхи и Светлого Христова Воскресения, какой-либо календарь, всего лишь пользуется несовершенным, неточным, самопридуманным инструментом, который обязательно будет иметь погрешность. А значит, приведёт к ошибочному определению дня Пасхи.
Возьмусь предположить, что Господь умышленно определил движение небесных тел именно таким образом, что бы посрамить любые календарные пасхалии.

Апостол Иоанн Богослов праздновал день Святой Пасхи, каждый год, в один и тот же день - день весеннего равноденствия. Потому что именно в этот день иудеи распяли Христа. Именно в этот день было полнолуние.

21.12.21