РАЗСМОТРЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА СВ. ДАНИИЛА И
АПОКАЛИПСИСА СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА.
Заключающее в себе мирозрительное зерцало
последней годины Церкви и мiра.

ПРОРОК ДАНИИЛ.

На первых страницах книги Оберлена, можно видеть опровержение критики, о не подлинности книги Даниила пророка, и что она будто написана, не в то время когда пророк Даниил был в плену вавилонском, а позже. Критика ета имела в виду то, что ветхозаветный канонник не поместил книгу Даниила пророка в числе прочих пророк Исаии, Иеремии и других, а простых гаиографовъ (агиографов), исторических повествований и событий ветхозаветных времен. В отдел гаиографов евреи относят следующия 13 книг: Псалмы, притчи Соломона, Иова, Песни песней, Руфь, плач Иеремии, Екклезиаста, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии, 1 и 2 Хроник.
В опровержение критики Оберлен приводит свидетельство Иисуса Христа Евангелие в котором Он называет его по имени и пророком: Егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте Святе: иже чтет да разумеет. (Матф. В зач., 99).

Разсуждение: Критика на истину пророчества Даниила, может быть только от невернаго язычника тогдашних времен, или жидовствующих, неверующих Первому Пришествию Христову на землю. Истина пророчества Св. Даниила очевидна по сбытию пророчества о Пришествии Христовом чрез 70 седмин, считая оныя от плена Вавилонскаго четыреста девяносто лет. Не только Первое Пришествие Христово провидел Св. Даниил, но и Второе по словам его книги: Зрех дондеже престоли поставишася и Ветхий деньми сѣдѣ, одежда Его бела яко снег, и власы главы Его яко волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ река же огненная течаше исходящи пред ним, тысяща тысящами предстояху Ему и тьмы тьмами служаху ему. (Гл. 7, стих 9 и 10).
Многосложное и пространное опровержение критики и доказательства подлинности Данииловой книги Оберленом, не относится к особому замечанию кроме некоторых замечаний, что Св. Писание предлагает нам такие проблемы исторически и нравственныя, которые не разрешимы для одного человеческаго ума чувствуют, необходимость склониться пред величием другаго духовнаго порядка, научиться признавать высоту Премудрости Божией и ограниченность мудрости человеческой.
Еще более достойны примечания та добросовестная точность с какою етот истинный израильтянин без обмана в юности своей ограждал себя от скверн язычества и та неизменная верность, с какою он служил своему Богу среди искушений и опасностей, за жизнь свою. (Гл., 1, ст., 8 и гл., 6, ст., 10.) Нужно ему было воздержаться от вина и сластей что бы быть способным к восприятию или истолкованию Божественных Откровений. В етом отношении как Даниил и три други его были как свет в нощи. Свет етот был утешением для народа Божия в плене. Только к Даниилу в продолжении плена Израиль обращал свои взоры и искал опоры религиознаго ободрения. Зато имя етого пророка поставлено современниками его рядом с именами Ноя и Иова, которые подобно ему пребыли в благочестии среди развращеннаго рода. (Иезекииля гл. 14, стих 14.)
Таков был человек избранный Богом для получения Апокалипсиса Ветхаго Завета, и если припомнить что и Апокалипсис Новаго Завета написан самым любимым учеником Иисусовым, то как не исполниться уважения к обоим етим апокалипсисам уже по тому самому, что для передачи их нам, Бог избрал двух наиболее возвышенных мужей Ветхаго и Новаго Завета.
Что касается того, что еврейский канон помещает Даниила в числе исторических книг написанных после плена, между Есфирью с одной стороны, Ездрою и Неемиею с другой, то причину етого объяснить легко: книга Есфирь описывает страдания пленных июдеев среди язычников, и то каким образом они избавились от угрожавшей им погибели. Ездра и Неемия описывают возстановления Израиля уже возвратившагося в отечество, но бывшаго еще под властию язычников, а Даниил назначен был служить светильником для етих трудных времен. Кроме того Даниил есть пророчествующий историк того новаго периода Царства Божия, который начался с плена, а потому нет ничего страннаго, что его книгу поместили среди книг исторических.
Книга Даниила за исключением введения разделяется на две части: 1-я часть (гл. 2, до 7) составляет взгляд на всеобщую историю; и с первой строки до последней, обозревает последовательный ряд земных монархий, до того времени, когда Царство Божее должно восторжествовать над нами. 2-я часть(с 8 до 12 главы) представляет историю етих монархий в их отношениях к Израилю, историю как ближайшую, так и ту, которая предшествовали явлению в плоти Христа, предсказанному в главе 9. Такое разделение книги весьма важно для понимания ея.
Бог дает Навуходоносору созерцать могущество мiра во образе колоссальной статуи человека: золотая голова его представляет царство Вавилонское, серебренная грудь и руки изображают царство Мидян и Персов, медныя чрево и бедра представляют владычество Греческое или Македонское, наконец голени с ногами и пальцами, составленные из железа и глины, означают царство Римское с славяно-германскими разветвлениями.
Вся виденная Навуходоносором статуя была разбита камнем, который сам собою без всякаго содействия человеческой руки, оторвался от горы и ударил в железныя и глиняныя ноги статуи. Тогда все вместе раздробилось, железо, глина, медь, сребро, и золото. Зделались как пыль на летних гумнах, и ветер унес их и следа не осталось от них, а камень разбивший статую сделался великою горою и наполнил собою всю землю.

Разсуждение: Умственному взору нашему представляется гора, камень, статуя. И так Св. Христова Церковь разумеет гору человеч роди от него произшедшую Пресвятую Деву Богородицу, и в песнопениях называет ее горою.
Камень Христос, статуя идолопоклонство. Яко же камень отторгся от горы без рук, означает, что Христос Сын Божий по благоволению Бога Отца и превечному Его совету благоизволил для Спасения рода человеческаго воплотиться от Преблагословенныя и Пречистыя Девы Марии без хотения мужеска.
Христос есть камень и гора велика, наполнившая всю землю обращением в веру Христову посланными от Него апостолами, рекшему: Шедше в мiр весь проповедите Евангелие всей твари, иже веру имеет и крестится Спасен будет: а иже не имеет веры осужден будет. (Марк в зач., 71.) И так проповедию их мрак идолобесия, как пыль на летних гумнах изчез.

Оберлен: история творения (бытия гл. 1, ст., 26, 27 и 28.) и другия относящияся к ней слова Св. Писания, показывают нам какую высокую идею имели израильтяне о человеке когда по их понятию союз человека с Богом составляет его царское достоинство безконечно возвышающее его над животными. В тоже время мы видим, что Библия низводит людей в разряд неразумных животных коль скоро они удаляются от Бога и не оберегают путей своих.
Человек без бога уже не человек. Он низпадает на степень животнаго, даже зверя. По етому еще до Даниила языческие народы враждебные Царству Божию изображались в Слове Божием под образом зверей. Царь египетский назван у Иезекииля большим крокодилом лежащим между рек, (Гл. 29, ст 3.) и львом между народами (Гл., 32, ст. 2)
Истинное величие человека составляет его смирение и способность познавать Волю Божию: ето возвышает его над земными предметами и обращает его к предметам высшим.
Из четырех зверей виденных Даниилом (гл. 7) последний четвертый необычный зверь имеющий десять царей сосредотачивает дух четвертой монархии Римской и другий рог мал (11-й) изыде имущий очи аки человечи и уста глаголюща великая, (ст. 8) в нем сосредотачивается свойственный падшему мiру характер тайна беззакония, и мы узнаем в етом 11-м малом роге, кого Апостол Павел называет человеком греха и сыном погибели. (В зач., 275.)
Описание какое дает етому малому рогу таково: глаза подобные глазам человеческим, символ его разумности, и уста говорящия высокомерно и хулы на бога напоминающие слова змия Адаму и Еве при вкушении запрещеннаго плода: отверзутся очи ваши и будете яко бози. (Бытия гл. 3, ст. 5.)
И так ето сатанинское обещание исполняется в антихристе: по наружности разумная культура, (умственное развитие) а в сердце открытое противление Богу Живому и обоготворение самого себя.

Разсуждение: Слова: Будете яко бози. Обещал сатана за вкушение запрещеннаго плода и в самом деле в настоящее время высокопоставленные иерархи достигли до равнобожнаго величия.
В Риме папа велит носить себя на престоле в виде того как на Небе Бог на херувимех носимым прославляется и целуют ноги его туфлю, на которой изображено распятие. Какое высокомерие! Для мнимаго смиренномудраго пастыря христианскаго! Какое унижение Святыни!.... К тому еще именует себя наместником Христовым. Так и сатана сказал: поставлю престол мой на облаках и буду подобен Вышнему. Ето подобие точь в точь восхитил папа римский.
Если кто желает видеть подобное восхищение равнобожия возми и прочти титулы современных патриархов: Цареградскаго Дионисия в словах: Всесвятый архиепископ новаго Рима и Вселенский патриарх. Александрийскаго Софрония: блаженный и святый папа и патриарх великаго града Александрии, Ливии, Пентополя, Ефиопии и всей земли Египетской. Отец отцев, пастырь пастырей, архиерей архиереев тринадцатый из апостолов и судия вселенной. (на стр.16.)
Не вольно подумаешь, какое любославия подстрекание, какая дерзость на восхищение равнобожия, тогда как по словам Евангелия, сам Бог Отец, не судит никому же, но суд весь даст Сынови. Никто из истинных Божественных Христовых Апостолов, никогда ни где не наименовал себя пастырем пастырей, архиереем архиереев. В наименований судия вселенной, не видится ли папоримское самовчинение в Христово наместничество, весьма противное апостольскому нраву и учению: не себе бо проповедаем но Христа Иисуса Господа: себе же самех рабы вам Иисуса Господа ради. (в зач., 175.)
Как римские папы самовчиняются ко все мiрному владычеству над душами человеческими, так и египетско-александрийский папа восхищая Суд Божий, именует себя судиею вселенной.
Рим оканчивается антихристом, который имеет в своем распоряжении все могущество мiра, соединяет к своей власти всех цивилизованных нации для обоготворения самого себя.
Могущество мiра обладающее всем, и воображающее что одно только видимое действительно. Такое могущество обоготворяет само себя, и дерзко восстает на Бога Живаго и на Святых Его.

Оберлен: Как пророчество Даниила объимает судьбу не одного Израиля, но и всего человечества, то естественно, что Мессия является не сыном Давида, а Сыном Человеческим, не царем Израиля, а Владыкою мiра. Здесь горизонт пророчества становится столь же широким как был первоначально при сотворении мiра.
Как сейчас мы нашли в антихристе последнее и полное осуществление злаго начала, введеннаго в мiр, грехопадением, чрез обольщение змием человека: Будете яко бози. Так в Сыне Человеческом у Даниила находим семя жены (Быт. Гл. 3.) Об етом семени сказано, что он сотрет главу змия, и в соответствие ему видим сдесь Сына Человеческаго, одержавшаго победу над враждебным Богу мiром. Дерзайте, говорит Господь, Азъ победих мiр. (Иоанн, в зач., 55)
Семя змия означает зверя семя жены означает Сына Человеческаго. Зверь представляющий в Апокалипсисе земную силу и состоящий из четырех зверей Даниила, изображает великаго дракона змия древняго который называется диаволом и сатаною обольщающим вселенную. (Апок., гл. 12, ст. 3, 9, и гл. 13 ст., 1 и 2) Что совершенно согласно с Евангелием, которое дает диаволу имя князя мiра сего. (Иоанн, гл. 12, ст, 31 и гл. 14, ст., 30, в зач., 43 и 49).
Как позади зверя вышедшаго из моря или пришедшаго из бездны и кончающаго тем, что делается антихристом стоит диавол, так за Сыном Человеческим, который приходит с Неба и есть Христос - стоит Бог.

О ДАНИИЛОВЫХ СЕДМИНАХ РАЗСУЖДЕНИЕ.

Число седьм, кроме собственнаго значения имеет в Св. Писании значение символическое и таинственное. Три суть число Божественное, четыре означают 4 стихии мiра (из которых составился мiр) и седьм слагаемое из 3 и 4 чисел будет числом Откровения.
Даниил: Утвердит завет многим седьмина едина (Гл. 9, ст., 27). Ета великая и последняя седмина, ни в каком случае не может считаться в числе о седминах прешедших до времени явления на земли Христа. Ангел Господень даст понять Даниилу, что еще далеко до исполнения ожидания Мессии Христа и в конце 70 седмин совершится полное умилостивление и прощение грехов.
В Евангелии написано: "Виде Иоанн Иисуса грядуща к себе и глаголя се Агнец Божий, вземляй грехи мiра." (Иоанн в зач., 3) С воплощением Иисуса Христа Ветхий Завет прекратил свое бытие.
В Ветхом Завете избранные названы многими, а в Новом Завете малыми. Слова Даниила одна седмина утвердит Завет многим, и в половине седмины отъимется жертва и возлияние, и во Святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение. (гл., 9, ст., 27) не относятся к ветхозаветной жертве.
Седмьдесят седмин по Даниилову пророчеству приняли свое начало от пленения Вавилонскаго и окончились Первым Пришествием Христовым. Последняя же седмина приемлет свое начало в Новом Завете и оканчивается Вторым Христовым Пришествием. О чем ясно указал ангел Св. Даниилу в словах: "до скончания времене, скончание дастся на опустение. Сам Господь пророков Иисус Христос исполнение сего пророчества явил по вопросу Святых Апостолов в знамение Втораго Своего Пришествия и кончины века, в словах: "Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте Святе, иже чтет да разумеет."
2-е указание: осквернят святыню могутства, и преставят жертву всегдашнюю и дадят мерзость запустения. И беззаконнующии наведут завет с прелестию. Людие же ведущии Бога своего премогут. (Дан., гл. 11, ст., 31).
3-е указание: В книге Даниила пророка под сими главами есть толкование: мерзость запустения нарицает самого антихриста, пременением жертвы всегдашния, и церковнаго служения чин, неистовством и яростию онаго разрушаемый и упраздняемый.
4-е указание: Святая Церковь в Кирилловой книге засвидетельствовала: антихрист везде жертвенники и истинную жертву истребит и кумир свой на месте Святе поставит…. Тако будет в запустении нынешняя Святая жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему мiру уставлена есть. (На лис., 55) В той же книге последний антихрист, его же по словам Св. Апостола Павла, Господь Иисус Христос убиет Духом уст Своих и упразднит явлением Пришествия Своего, (в зач., 275), явлен в лице папы римскаго (на лис., 47).
5-е указание: Пророк Даниил: "Дастся в руку его (то есть антихриста) даже до времене, и времен и пол времене. (Гл. 6, ст., 25).
6-е указание: Муж виденный Св. Даниилом с клятвою живущим во веки, возвести яко во время и времена и пол времене, егда скончается разсыпание рук людей освященных, и уведят сия вся.

На вопрос Даниила, что последняя сих: ангел рече: "Заграждена словеса и запечатана до конца времене." (Гл., 12, ст., 7 и 8.)
Теперь обратимся к разсуждению о времени: Реченное в Данииловом пророчестве (в главах 9 и 12) и Апокалипсисе Иоанна Богослова (гл, 12, ст., 14) - время, времен и полвремя - составляющая полседмину, вычисляемую в три лета с половиною, или 42 месяца, или тысячу двести шестьдесят дней, означают односущную ограниченность времени, которое есть сокровенное и относительное к скончанию мiробытия, о котором толкователь Апокалипсиса Св. Андрей архиепископ написал; что оно единому самому Богу знаема суть ведущему до коего нам времене полезну быти судил есть долготерпению, и сим жития протяжению. (В толков. 20 главы). Ангел Божий пророку Даниилу о значении времени, времен и полвремене возвестил: "Заграждена словеса и запечатана даже до конца времене". (Гл. 12, ст. 9) Тоже и Иоанн Богослов не явил конца времене бегства жены в пустыню от лица змиина. (Апок. Гл. 12)
Что под словом время разумеется; представим следующий пример: когда видим человека престарелого удрученнаго дряхлостию, не говорим ли что сей человек прожил свой век или время, а ето время жизни человека наименовано летом, в словах канона Пресвятей богородице Одигитрии: "Лето живота нашего прочее сохрани неврежденно". (В 9-й песни)
В псалме 89 читаем: "Дние лет наших, в них же седмдесят лет, аще ли же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь."
В книге премудрости Иисуса Сирахова написано: "Число дней человеку много лет сто." (Главы 18, ст. 8)
В толковании 9 главы, 25 стиха книги пророка Даниила предано: Время здесь полагается не за известныя месяцы и дни, ниже за три года с половиною, как некоторые толкуют, но за некое неопределенное время, коего конец в тайном совете Божием сокрыт.
Там же: Не подобает всем просто прелагать Божия Тайны, но благоразумным посредством свыше подаваемаго им познания уразумеют. Живущии же в беззаконии и нечестии ничто же из сущих внутрь познати возмогут. Егда же приидет событие вещей, тогда явственно уразумеют пророчества силу. (на гл. 12, ст.10).
Петр Апостол: "Всякое пророчество книжное по своему сказанию не бывает". (в зач. 66)

Оберлен: Если частныя пророчества были нужны в то время (о Пришествии на землю Христа), то особенно нужны к соображению те пять столетий, которые должны пройти между пленом и Пришествием Христовым.
Кроме того ети близкия судбы должны были служить предвестием судеб как приближалось уже Христово во Плоти Пришествие. Так затем и антихристово, которые дают откровение о том, чем будет мiр в пришествие антихриста.

АНТИОХЪ

Все учители Церкви усматривали в етом Антиохе прообраз антихриста. ветхозаветный антихрист тоже в отношении к новозаветному антихристу (имеет) один тот же факт, что Антиох есть прообраз великаго и последняго противника, он был для народа израильскаго полным предсказателем что изобразил Апостол Павел в послании к Солуняном. (зач. 275)

О ЯВЛЕНИИ МЕССИИ.

Мессия явится не тотчас после плена, но что от приближающагося возстановления Иерусалима до пришествия Мессии должно пройти 70 седмин (490 лет), но и тогда он явится не в Славе, как может быть Даниил ожидал по словам прежних пророк. (гл. 7). Мессия должен быть предан смерти по писанию пророк. Но Святою смертию совершить искупление грехов мiра и приобретет многим Спасение. Народ израильский будет отвергать Его и сам будет отвергнут, Иерусалим и храм будут разрушены.
При последних днях земной жизни, до своего вольнаго Распятия Господь видев град плакал о нем, говоря "Аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к смирению твоему: ныне же скрыся от очию твоею: яко приидут дние на тя и обложат врази твои острог о тебе и обыдут тя, и объимут тя от всюду. И разбиют тя и чада твоя в тебе: понеже не разуме времене посещения Твоего". (Луки зач. 97)
Таковы последствия неверия сонливости и не внимания. Все предреченное Христом Спасителем исполнилось в точности. Во очию всех исполняется и другое: "Иерусалим будет попираем языки, дондеже скончаются времена язык". (В зач. 106)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие
Пророк Даниил
Апокалипсис
Надсловие

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ:

Размышления по книге:
"Разсмотрение пророчеств".