РАЗСМОТРЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА СВ. ДАНИИЛА И
АПОКАЛИПСИСА СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА.
Заключающее в себе мирозрительное зерцало
последней годины Церкви и мiра.

АПОКАЛИПСИС СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА.

Апокалипсис Иоанна Богослова написан для тех, которые верою и духовным разумением усвоили себе, все прочее Слово Божее. В нем сокрыты глубокия тайны, недостижныя понятию мiрскаго человека. Ни кто кроме Агнца закланнаго может раскрыть книгу запечатанную седмию печатями: и никто другой, как только тот, для которого мiр распят, не может разгадать тайн ея.
Разумение Апокалипсиса предоставлено терпению и вере Святых, тем которые одарены Благодатию Мудрости. (Гл. 22, ст., 10 и 11) Лишенные духовнаго созерцания при всех усилиях достигнуть праворазумения, претыкаются и сбиваются с пути.
Откровения существуют только для разумеющих, и исполнения при безчисленно многих различных толкований, приближаются к Истине понемногу по мере исполнения пророчества.

Разсуждение: Если разумеющие приближаются к Истине понемногу, по мере исполнения пророчества, то имущие ум в вещах житейских и связанные суетами и пристрастиями мiра, отнюдь не разумеют сокровенных тайнословий, но и не желают того разумения, и аще услышат Слова Божией Премудрости не веруют, как предусмотрел и написал богоносный Ефрем Сирин. (на листе 304)

ЗВЕРЬ С 7 ГОЛОВАМИ И 10 РОГАМИ. (гл. 13)

Зверь етот без сомнения во всей полноте своей может принадлежать только личному антихристу. Зверь начинает немедленно говорить и действовать против Бога и Святых Его, Которому даны уста глаголющия великая и хульная. (Гл. 13, ст. 5) χξς (666) число антихриста, имеет свой частный и определенный смысл. Смысл етот выведен в особо произведенном сочинении с толкованием об антихристе. Читай слово на буквалистов. (Сентябрь, 1890 г.)
Зверь был и несть его и явится, когда седьмая голова вполне возвратится к жизни тогда выйдет осьмая которая произойдёт от седьми, и будет уже полным и окончательным выражением зла. Зверь который был и котораго нет есть осьмый, и из числа седьми (Апок. Гл, 17, ст. 11) Подобно тому как в видении Св. Даниила на лбу четвертаго животнаго вырос совершенно особый рог, представляющий собою антихриста и его царство, так и во Апокалипсисе седьмое царство переходит в восьмое, которое не есть одно из седми но изходит из них всех как выжатый сок; и в етом смысле антихриста, в котором во всей полноте сосредоточивается все когда либо бывшее на земли зло, и всякая враждебность Богу.
Антихрист с седьмию своими головами не есть одна из предыдущих голов. Но соединяет в себе их все, так что можно сказать, что он есть вполне цельный зверь, зверь преимущественно претендующий на господство над мiром. По Святому в стихе 11 (17 главы) Апокалипсиса, не читаем 8 голова, а читаем осмой, т.е., царь.
Автор книги (Оберлен) пишет загадочно о седми головах зверя, как о царствах присвоивая каждой голове особое царство: 1-й голове - Египетское, 2 - Ассирийское, 3 - Вавилонское, 4 - Мидо-персидское, 5 - Греческое, 6 - Римское, 7 - Германское. Путаясь в изчислении царств, ему нужно было набрать только число седми царств, упустил из виду другие царства: Российское, Австрийское, Английское, Американское, Китайское, Оттоманское. Если присоединить сии последние к седми, тогда уже будет выходить 13 голов. Загадка его и изчисление царств не относится к истинному разумению пророчества.

Разсуждение: Обратимся к предмету о котором идет речь: имянно о звере с седмию головами и десятию рогами.
При виде етого зверя Св. Иоанн был в великом удивлении. Ангел Господень открывая тайну зверя сказал: Зде ум есть иже имать мудрость. Седмь глав горы суть седмь и царие седмь суть: пять их пало, один есть, а другой ещё не прииде. И зверь его же видел осмый есть, и от седми есть, и в пагубу идет. ((Гл. 17, ст. 6, 7 и 9, 10 и 11) И десять рог его, десять царей, иже царства еще не прияша (ст. 12).
Пред словом гор и царей и падении их ангел Господень дает разуметь не горы и не царства, как разсуждает Оберлен (горы и царства не падают и доныне существуют), а века мiра, которые имеют свое значение в тысячелетии, и так пять их прошло, т.е., пять веков, шестой тогда имел свое существование, ибо Господь наш Иисус Христос в среде шестаго века в 5500 году воплотился, а седмый век тогда еще не пришел.
Все века от сотворения мiра по отступлению от Бога и идолопоклонству, как первые так и последние были враждебны Богу, как и самый зверь, исходящий из моря, с седмию головами враждует на Бога, которому даны уста глаголющия великая и хульная, в хуление Богу хулити Имя Его, и селение Его, и живущая на Небеси. (Апок., гл.13, ст.5 и 6)
Как тогда в прошедшие века большинство народа, вместо Бога сотворшаго их, почитали и кланялись идолам, делу рук человеческих, так и на конец поклонятся зверю все живущие на земли, им же не написана имена в книгах животных Агнца заколенаго от сложения мiра. (Главы 13, ст. 8).
Что век мiра составляет не более и не мене как тысячу лет и семь глав зверя означают семь веков и осмый не совершенный, ето можно видеть из поучительных слов Святых Отец:

1. Григорий Богослов во втором слове на Св. Пасху седморичное число лета показует седмицами возъокружаем, и есть число сие тайна в десятице, то есть в десяти частях или столетиях составно же мiру и сходственно: седмию днями мiр совершися и седмотысящными леты будет кончина. (На лис. 692)
2. Того же Григория Богослова в слове на новую неделю по Пасце: Аще хочет кто разумети новую неделю дивнейшу обрящет яко начальна сущи невещественной оной блаженной жизни осмаго непреемнаго (то есть безконечнаго века) (лист 749)
3. Того же Св. Григория на Св. Пятидесятницу: Седморичное число пятидесятницу собра, ибо седмь многосугубства творит 49, одному же оскудеваему дню на совершение прияхом от будущаго века осмый сущи и первый, за еже есть по седмем седморичный сей век, первый же начало Божественнаго жительства и безсмертныя жизни будущаго века день. (На листе 819)
4. Св. Иоанн Златоуст в поучительном слове; на 8-й день по Воскресении Христове: Новая неделя глаголется понеже в сию имут осмая купно и первая. Осмая от преславнаго Воскресения Христова, первая же яже по сей, образ еже по седмоисленнем сем веце, осмому купно и первому и единому неразрушному дню века будущаго образ носит.
5. Св. Каллист патриарх: Три Воскресения бывших от пророк Илии и Елисея, и четыре от Самаго Христа Бога. Но сии седьм Воскресений, смерть паки прия, осмое же Христово выше смерти пребысть ибо во осмый век хотящее быти мертвым Воскресение, смертию не будет пресечено но нерушимо будет и вечно. (В поучит. Евангелии, на нед., 20, лист 283)
6. Книги Кирилловой в слове о антихристе. Христов Приход имать быти в осмом веке.
7. В Синозаре на неделю мясопустную; по седми тысяч лет второе Христово пришествие будет.

Жена облеченная в солнце, луна под ногами ея и на главе ея венец от звезд двоюнадесяте. (Гл. 12.)
Жена сия изображает собою Христову Церковь воинствующую, а новый Иерусалим Церковь торжествующую. Таким образом Жена облеченная в солнце, есть Церковь Божия, которая победила язычество или идолопоклонство, и она есть Божественный Свет мiру подобно солнцу освещающему вселенную. 12 звезд означают 12 Апостолов, луна, Св. Крещение, как степень и основание веры, без существеннаго восприятия котораго, затворен вход в Царство Божие. (Иоанн в зач., 8)
Дитя котораго родила Жена, есть ни кто другой, как Христос. Младенствовавший мужескаго пола человек. Он родился от жены (Преблагословенныя Девы Марии обрученной мужу) подчинился закону ветхозаветной Церкви, как Сам сказал: "Не приидох разорити Закона, или пророки, но исполнити". (Матф., в зач., 11)
Он есть вместе Соестесвенный Сын Божий, начаток сынам Божиим по Благодати веры. По вочеловечению именует Себе Сыном Человеческим. Но как Соприсносущный в Троице имеет Жизнь и в Самом Себе, по словам Евангелия: Яко же Отец имать Живот в Себе, тако даст и Сынови Живот имети в Себе". (Иоанн, в зач., 16) Азъ есмь Воскрешение и Живот. (В зач., 39) Азъ есмь Путь и Истина и Живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною. (В зач., 47)
Предстоит вопрос! Какое с символической точки зрения есть различие между образом мужа и образом жены. Требуется розыскать что в Св. Писании и в частности у пророков изображает собою жена и что любодеяние. На предложенный вопрос можно отвечать так: Жена есть образ народа Божия, то есть Церкви, а любодеяние означает неверность ея Божественному Мужу, то есть Иисусу Христу.
Невозможно например, что бы жена изображала земныя царства, а зверь изображал церковь; Но как в животности зверя, мы понимаем символ земных царств, точно так же в самой природе Жены находим основание почему она сделалась символом Церкви.
Море есть мятущиеся народы или воды, которые ты видел (говорит ангел Иоанну), суть люди и народы, племена и языки. Из етого моря вышел зверь с 7-ю головами и 10-ю рогами. Земля же изображает собою мiр политический, цивилизованный, из которой тоже вышел другой зверь в виде агнца с двумя рогами.
Апокалипсис гл. 17: "Видех жену седящу на звере червлене исполненнем имен хульных, иже имеяше глав 7 и рогов 10. И жена бе оболчена в порфиру и червленицу, и позлащена златом и камением драгим и бисером, имущи чашу злату в руце своей полну мерзости и скверн любодеяния ея, и на челе ея написано имя, тайна. Вавилон великий".
Жена седящая на седмиглавом звери, изображает собою церковь, но она носит имя Вавилона, великия любодеицы. При том имя Тайна.
Тоже должно сказать о христианстве (нарицательном) оставившем Христа и возлюбившем настоящий век. Оно заслуживает имя Вавилона или мiра.
Слово тайна указывает на такой предмет - действительное свойство которое сокрыто от глаз человеческих и может быть познано при помощи откровения Божия, даруемаго ищущим того верным Его рабам.
Слово тайна, есть такая глубокая истина, которую может понять только мудрость, полученная свыше. Все ети выражения о тайне соединены со словами Апостола Павла, в 1-м послании Коринфяном написавшаго: Мы проповедуем Премудрость Божию которая есть тайна, которую Бог нам открыл Духом Своим, и о которой должно судить духовно". (В зач., 126)
И действительно глубокая тайна если Апокалипсис говорит сдесь о церкви. И так церковь настолько же мiрская названа Вавилоном любодеицею.
Во вторых обстоятельство ето тем более замечательно, что не только пустыня, но и жена встречается в двух главах Апокалипсиса 12 и 17. Она всегда означает Церковь Верную (гл., 12) и церковь неверную любодеицу. (Гл., 17)
Жена есть Церковь Невидимая Христианство искреннее и сердечно-боголюбное. Любодеица церковь видимая христианство внешнее (нарицательное), или то, что остается в церкви видимой: если отделить от нея Церковь Невидимую. Невеста же есть Церковь торжествующая.
Смущение Апостола при виде жены седящей на звере, необычайная перемена произошедшая в жене удивила его больше всего. Тогда охотно воскликнул бы с Исаией, как сделалась ты блудницей верная столица; (гл., 1, ст., 21) Особенно изумило его то, что церковь упилась кровию свидетелей Христовых. (Апокал., гл, 17, ст., 6)
Как жена на языке пророческом есть постоянный синоним (равносильныя и равнозначущия слова) Церкви Истинной, так любодеица составляет синоним церкви неверной. Стало быть церковь может сделаться Вавилоном не переставая быть церковию, но о такой то именно церкви и идёт речь (В гл., 17, ст. 18), где она на столько отожетсвленная с мiром, что почти не отличается от мiрскаго города, порча нравов, и широкий путь разврата, есть обычное явление в большой столице.
Имя жены в 17 главе неверной церкви любодейной присвоено имя Вавилона, означает церковь язычествующую, нечистую, идущую к верной погибели.
Слова (ѵосхеƨеѡ) означают разрыв союза заключеннаго через Христа человеком с Богом и распространение ложных учений.
И так Апокалипсис предвещает глубокое падение церкви, предвещает унижение ея даже в уровень с мiром. Новозаветные люди будут точно так же прелюбодействовать, как прелюбодействовали люди ветхозаветныя. (Иеремия гл. 3. Евангелие от Матф., гл. 24, ст., 11, 24) и будут предавать собою ложныя учения. (Ст. 23, 26)
Христианство столь высоко стоявшее некогда над мiром падет и снова сделается частию мiра. В Христианской Церкви за добрыми начинаниями, начались времена прискорбныя, семя жены сделалось малым остатком небольшаго числа людей (Иезек., гл., 16, ст., 17), а масса христиан уподобилась любодеице, Вавилону, древнему врагу Божию.
Подобие тоже было во времена допотопныя, когда все Царство Божее и все царство человеческое в двух семействах в потомстве Каина представителя зверя и в потомстве Сифа представителя жены.
После того как сыны Божии смешались с сынами человеческими и развратились; гнев Божий излился на оба ети рода и только один Ной с семейством своим спасся.
Апостол Петр: "Ожидаше Божие долготерпение во дни Ноевы делаему ковчегу, в нем же мало сиречь восемь душ спасошася.

Разсуждение: Не то же ли подобие совершается и в настоящее последнее прискорбное время: как тогда за смешение людей Божиих с людьми враждебными Богу, все люди с безсловесными животными наказаны были водным потопом, так и ныне за смешение верных по Благодати сынов Божиих (Апостол в зач., 250) со лжеверными сынами человеческими ожидается не водный, а огненный потоп, по верховнаго Апостола писанию: "Тогдашний мiр водою потоплен быв погибе, а нынешняя небеса и земля тем же словом сокровенна суть, огнем блюдома в день суда и в погибель нечестивым человеком". (в зач., 68)
Св. Златоуст: Како можете убежати гнева приходящаго на них, иже с ними сквернящиися в ядени их и питиих. (В Маргарит, на листе 583)
Обратимся к слову о любодейной церкви: И так любодеица есть неверная церковь; Да, есто она, - она не зделалась зверем, оберегла свой человеку свойственный образ, но сохранив даже вид благочестия, потеряла Его силу! (Апост., в зач., 295)
К чему призвана Церковь! Она призвана жить в мiре и не принадлежать мiру. Жить подражая Господу своему в странничестве и крестоношении. (Ап., в зач., 58, 126 и 334) Помнить, что мiр распят и осужден, должно не признавать силы его, пренебрегать гневом и любовию его.
Любодеица чужда сочетания к Пречистому Жениху Церкви Христу. Она опирается на головах седмиглаваго зверя (Апок., гл. 17, ст. 9) Вместо Христовой чаши скорбей, ей приятней держать в руке чашу нечистот любодейства своего (стих 4)
Такова характеристика любодеицы, она называется еще Вавилоном. Если из етих названий первое более указывает на ея неверность Богу, то второе больше указывает на ея сходство с мiром. Преданное мiру нарицательное христианство действительно сходно с мiром и внешне, но и внутренно.
На внешнее сходство указывает Апокалипсис, когда говорит что любодеица сидит на водах многих. (Гл. 17, ст. 1) Воды же суть люди народы племена и языки. (Стих 15) Разуметь должно житейское море из котораго вышел и седмиглавый зверь.
На втуреннее же сходство указывает роскошь ея высокомерие и тщеславие. Она роскошествуя и тщеславясь говорит: в своем сердце: "Сижу царицею и вдова несмь, и рыдания не имам видети (гл. 18, ст., 7)
Правда, была воля и призвание Спасителя мiру Христа на то, что бы семя Спасительнаго Слова Его было посеяно во всем мiре и что бы чрез проповедь и Крещение обратились все народы к Единому в Творце Славимому Истинному Богу. (Матф., в зач., 116) Как солнце освещает всю землю, так Жена облеченная в солнце в Благодати Св. Апостол, пролияла по всей земли свет и жизнь Божественнаго Евангелия и во Апокалипсисе предсказано обращение ко Христу царей и народов. Но какое обращение! В большинстве случаев чисто внешнее. Овладевая мiром, церковь допустила что и мiр овладел ею.
В новозаветныя времена верная жена, не имеет на земли постояннаго города, но ищет будущаго. (Ап. В зач., 334) и живет как в пустыне (Апок., гл., 12, ст., 6, 14) только любодеица как Каин построивший первый город (Быт., гл. 4 ст. 17) незамедлила как можно прочнее устроиться на земле. С массами языческих народов проник в Церковь и языческий дух: и вместо того чтоб поднимать мiр над его уровнем, большинство членов само опустилось до уровня с мiром, подобно тому как в ветхозветное время Иезавель и Валаам. Вместо того чтоб обратиться к Богу Израиля, самого Израиля совратили в идолопоклонство.
Буквально с теми самыми образами которыми Апокалипсис предсказывает глубокое падение христианства, исполняется в точности во очию нашею. Любодеица не есть исключительно город Рим, не есть католицизм, или какая либо другая церковь, но она составляется из членов всех вероотступных церквей, вообще не исключая ни одной. Она есть Вавилон смешение, путаница всех сект и партий. Есть все ето (нарицательное) христианство выродившееся, лишенное Христова Духа, пекущееся только о плоти, занято только благосостоянием животнаго человека увлекающееся всяким ложным учением, подверженное всяким пагубным влияниям. (Примечание: Христианство в собственном смысле есть и именуется по Причастию Духопомазания, по победе над страстьми и похотьми. Лишенников сих совершенств, не мыслимо именовать христианами.) Но среди етого хаоса, мирно и невидимо живет Истинная Христова Церковь, изображенная Женою облеченною в солнце, в малом числе избранных Божиих.
Существуют ныне многия более или менее значительныя частныя церкви, приписывающие себе Православие, и все права Церкви первенствующей, самохвалящейся древностию, но в жизни действительности у них нет Христова Духа. Мирское христианство и мiр (нарицательно) христианствующий, все что можно сказать о нем, есть только то, что антихристианский дух его вынуждает пока притворяться.
И так зверь исцелися от своей раны, мiр германо-христианский отступит от веры, а за ним и другие. Нечестие оживет и усилится, христианство впадет в язычество, в язычество хуждшее древняго, потому что пренебрежение Благодатию во Христе Иисусе более важно чем пренебрежение совестию и откровением естественным. (Римлян., в зач. 82)
Не один Апокалипсис предвещает ети прискорбныя дни: речение о вероотступничестве, составляет главный предмет Втораго Послания Апостола Павла к Солуняном (в зач. 275) И замечательно, что люди последних времен описываются Св. Павлом в послании к Тимофею, в выражениях напоминающих тот знаменитый очерк в язычестве. (В зач., 80, посл Римлян.) Там и здесь неповиновение Закону во всех его частях и видах составляет столь же отличительную черту антихриста.
Иисус Христос в Евангелии от Матфея (зач. 97) и Апостолы говорят о ложном учении и обольстителях об отступлении от веры. Но Апокалипсис указывает два вида отступления: церковный и языческий.
Первый вид есть ложное христианство пропитанное духом мiра или мiр пропитанный ложным христианством.
Вторый вид антихристианство исцеленнаго зверя или мiр отступивший от христианства.
Нет ничего не согласнее с Евангельским Духом и непорочностью Невесты Христовой Истинной Церкви, как оба ети растлевающая деятели но делания любодеицы быть может еще опаснее зверя потому что прикрываются одеждою веры.
В наши дни когда заговорят о великих врагах Церкви, многие христиане думают, что они уже все сказали, когда указали на Рим или на неверие и радикализмъ (корень) но нет, на право и на лево от нас есть враги. Царство Христово не принадлежит ни сидящим на лево ни сидящим на право но единственно малому стаду.

О МАЛОМ СТАДЕ ИЗБРАННЫХ.

Иисус Христос Истинный и Непресменый Пастырь: "Не бойся малое стадо, яко Благоизволи Отец ваш дати вам Царство". (Луки в зач., 67) 3-й книги Ездры: "Век сей сотворен Вышним многих ради, будущий же ради малых". (главы 8, ст., 1) Мнози сотворении суть немнози же Спасутся. (ст. 3) Книги пророка Даниила в толковании: Избраннии пред концом мiра будут и убелятся и аки огнем искусятся и освятятся мнози. (гл. 12, ст. 10)
Избраннии Божии будучи бедственно угнетаемы от всюду, хотя бы все страны света обошли везде безнадежны пребудут. Следовательно не прежде могут обрести обещанной спасения надежды как тогда когда обратят мысли свои на Второе Христово Пришествие. (Гл. 12, ст. 2)
Евангелие: "Мнози суть звании мало же избранных". (Матф., в зач., 89) Сын Человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли. (Луки в зач., 88) В толковании: Пришед убо Господь на земли, токмо не во многих…. Зело бо мало будет тогда иже к Богу человеком веру хранящих.
Великому удивлению достоин вопрос Господа вся будущаго: и замечательно толкование: не обрящет веры Своей Господь токмо не во многих. Вопрос етот относится ко времени, в неже достигохом, и потребно по завещанию Апостола лишше внимати (в зач., 304) в виду события, в последующих словах толкования изъявленнаго: "Тольма бо удержит тогда сын беззакония, яко же прельстити и избранныя, аще мощно". Истинно и верно Истиннаго Бога Спаса изречение: "Аще не быша прекратилися дние оны не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратится дние оны". (Матф., в зач., 99) (Мар. В зач., 60, Даниила гл., 12 ст. 1)

О ТЫСЯЧЕЛЕТНЕМ СВЯЗАНИИ САТАНЫ И ТЫСЯЧЕЛЕТНЕМ ЦАРСТВЕ ХРИСТОВЕ.

Тайнозрительный Апостол Иоанн Богослов написал: "Видех ангела сходяща с Небесе, имеюща ключь бездны, и уже велико в руце своей. И ятъ змия, змия древняго иже есть диавол и сатана и связа и на тысящу лет, и в бездну верже его, и заключи его, и запечатле над ним, да не прелстит к тому языки, дондеже скончается тысяща лет: и по сих подобает ему отрешену быти на мало время. И видех престолы, и сидящия на них, и суд дан бысть им: и души растесанных за Свидетельство Иисусово и за Слово Божие, иже не поклонишася зверю ни иконе его и не прияша начертания на челех своих и на руце своей: и ожиша и воцаришася со Христом тысящу лет". (главы 20, ст., 1, 2, 3 и 4).
Из сих слов Откровения видно, что явление престолов, оживление и Суд Божий последовали для тех Святых победоносцев, которые не поклонились зверю и не прияли начертании его. Зверь же есть антихрист, о котором написано в Откровении: "Даде ему змий силу свою и престол свой и область великую: (гл., 13, ст. 2) и котораго по словам Св. Апостола, Иисус Христос упразднит явлением Пришествия Своего. (в зач., 275) Посему видение Славы Святых по всей справедливости должно разуметь в том торжестве и Небеснаго Иерусалима, которое Благовестил Св. Апостол Павел. (В зач., 332) и которое последует во Второе Пришествие Иисуса Христа грядущих Благ Архиерея по всеобщем Воскресении.
Римско протестантский толкователь Апокалипсиса Оберлен весьма неразсудно тысящелетнее Царство Христово (по словам Откровения) приписал к чувственному на земли царству. (На стран., 116) в которое будто последует обращение евреев в христианскую веру. (на стран., 433), но не сходственна с Божественным Евангелием: Глаголю вам, яко не имате Мене видети от селе дондеже речете, благословен грядый во Имя Господне". (Матф., в зач. 96, Луки в зач., 73) В толковании : "Не имате Мене видети до Втораго Пришествия, тогда бо и не хотяще поклонятся Ему и рекут: благословен грядый во Имя Господне. Мудрование Оберлена о обращении в веру жидов через посредство чувственнаго на земли царства Христова, не сходственно со словами Св. Апостола Павла: "Постиже на них гнев до конца". (в зач., 266) и со словами Златоустовой беседы: "Внегда рещи гнев, показуяй паки должный бывший и предопределенный, и пророчествованный".
Со обще догматствование открытия на земли чувственнаго Царства Христова противно Самого Его Словам: "Не приидет Царствие Божие с соблюдением: ниже рекут, се зде, или онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть". Отрицают открытие чувственнаго царства и последующия тайнословия: "Рече же ко учеником своим, приидут дние, егда вожделеете единаго дне Сына Человеческаго видети и не узрите. И рекут вам, се зде, или се онде: не изыдите ни пожените. Яко бо молния блистающися от поднебесья на поднебесней светится: тако будет Сын Человеческий в день Свой". (Луки в зач., 86)
Сущность Царства Божия Царь царей явил в испитии чаши мучениских страданий, по ответу просившим царственных сопрестолий: "Может ли питии чашу, юже Азъ имам питии, или Крещением, им же Азъ крещаюся Креститися". (Матф., в зач. 81) Победитель мiра и смерти, Ходатай Истинной Славы и Безсмертия Иисус Христос явил открытие Своего Царства, новый живый путь в него, (Апост., в зач., 324) в последней предсмертной беседе при исходе на подвиги поруганий, биений, оплеваний, заушений, и поносной клятвенной смерти: "Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог Прославися о Нем". (Иоанн, в зач., 47)
Святый Апостол Павел написал: " Не судих бо ведети то в вас, точию Иисуса Христа и сего распята". (В зач., 125) Да исходим к Нему вне стана, (внешняго мира) поношение Его носяще. (в зач., 334)
Святая Церковь в поучительном Евангелии засвидетельствовала: "Господь Крест Своего Царства творит. И смотрив обрящеши яко не царствует Иисус в нач разве злостраданием: питающий бо ся враги Кресту и Иисусу". ( на 110 зач. Луки.)
В такой Христоподражательной доброте осуществилось явленное в Откровении тысячелетнее Христово Царство, страданиями Святых Апостол, мучеников и прочих Благочестия подвижников украшенное. По Откровению: "Видех престолы и седящая на них…. И царствоваша со Христом тысящу лет". (главы 20, ст., 4)
Св. Андрей архиепископ в толковании написал: "Уже убо Святым Апостолом учительстии престоли дани быша, ими же языцы световодими суть. Даны же будут по Божественному Обещанию и в будущем веке яко же глаголет Давид: "Яко ту седоша престоли на суде". И прочим же Святым мучеником за Христа пострадавшим и не приемши умнаго зверя начертание, сиречь образ отступления его, дан бысть суд. Сиречь власть судити име же бесов даже до ныне, яко зрим судят спрославляеми Христу.
В толковании той же главы шестаго стиха, написано: "Тысяща лет совершенное число предержащее от Перваго Его (Христова) Пришествия, даже до Втораго Славнаго.
Тысящелетнее связание сатаны (по 3 стиху 20 главы) в толковании приписано времени от Вочеловечения Христова даже до антихристова пришествия, или десятищи сто якоже некоим возмнится. Или и сих недостающая. Богу Самому знаема суть, ведущему до коего нам времене полезну быти судил есть долготерпению и сим жития протяжению.

О ТАЙНЕ АНТИХРИСТА.

У Апостола Павла антихрист изображен как человек беззакония сын погибели, седящий в церкви. (в зач., 275) Всякая господствующая идея воплощается духом сатаны в одной или нескольких личностях, что они становятся представителями ея, например в Риме папа, в России патриарх.
По етому если б Библия ни чего не говорила о антихристе как о лице, то самый дух последних времен потребовал бы что б явился некто антихрист, который двинет восстание на Бога - гоня Святыя, и хуля на Бога. (Апок., гл. 40, ст. 6 и 7)
Тайна антихриста по учению Св. Апостола Павла в послании к Солуняном, (зач., 275) состоит в отступлении от веры, и Св. Иоанн Златоуст в беседе наименовал отступление антихристом.
Ето начальное отступление и падение церкви по развязании сатаны видим в римском папе. Но в етом частном отпадении нельзя еще признать полное владычество антихриста, ибо тогда на Востоке и других странах вселенной стояло непорочное Правоверие, и совершалась Истинная безкровная жертва. А о антихристе написано, в Кирилловой книге, что он везде жертвенники и Истинную жертву истребит. (на лис., 55) Потому еще разумению, что при римском отступлении не совершился седмотысячный век, как и седмая глава зверя, как сказано в Откровении: "Зверь иже бе и несть, и той осмый есть и от седмих есть и в пагубу идет". (гл., 17, ст., 11)
Открытое его окончательное пришествие то есть в полном составе с семью главами, Апокалипсис указывает на восьмой век, и на число χξς, в словах: "Зде мудрость есть, иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть". (Главы 13, ст., 18)
Книга Правой веры свидетельствует и предостерегает, указывая на вероотступление западной страны: По тысяче лет, Рим отпал, а в 595 году по тысяче (1595) жители Малороссии отступили, и во всем заручную грамоту римскому папе дали. Оберегая же Московское государство, писал: Егда исполнится от Воплощения Бога Слова 1666 лет, и нам от преждереченных винъ должно иметь опасение. Но какое может опасение, когда от Бога дана власть зверю брань творити со Святыми и победити я. (Апок. Гл., 13, ст., 7)
Ето χξς число ознаменовалось не на Западе отступившем от веры, а на Севере по пророчеству: "от севера лукавство изыдет". В ето самое время совершилось полное отступление и воцарение на земли антихриста. Все не покорившиеся ему предавались мучению.
Удивлению достойно то, что не зверь, а жена седящая на звери, то есть властолюбивая церковная иерархия обнажила меч на кровопролитие непокоривых на вероотступление. И потому Иоанн Богослов более всего был удивлен при виде жены на звере, опьяневшей кровми Святых и кровми свидетелей Иисусовых. (Апок., гл. 17, ст. 6)
Что ето верно, я привожу в доказательство на память выписку из газеты "Русь", пятаго декабря, тысяча восемьсот восемдесят перваго года, за номером пятдесят шестым, следующаго содержания: "митрополит Филипп оправдал веру народную, не посрамил христианскаго знамени, и вот несмотря на весь погром Иоанна 4-го, народ остается спокоен. По русскому чувству еще можно жить при Иване Грозном. От чего же через сто лет при тишайшем Алексее Михайловиче, значительная часть русскаго народа, вдруг почувствовала, что жить нельзя, и в отчаянии бросилась в леса и пустыни, и полезла в горящие срубы; Что ж такое случилось, - етим людям показалось, что случилась величайшая на земли беда, что архиереи уклонились в латинство, не стало истинной духовной власти в православном мiре, наступило царство антихриста. На престоле митрополита мученика сел патриарх мучитель. Сам принял латинство, и других к тому силою принуждает.
Потянувшись за приманкою земной власти, иерархия обнаружила первое отступление от своего истиннаго призвания, за ним последовало второе еще более решительное. Отступивши от христианскаго идеала (совершенства), иерархия тем самым роняет свой нравственный авторитет в глазах христианскаго народа, теряет свою внутреннюю духовную связь с ним. Ей остается только внешний принудительный авторитет. Такой авторитет как нечто чуждое вызывает не согласие и протест. Но иерархия раз ставши в положение внешней власти смотрит на не согласие с собою как на преступное возмущение, и отвечает на него преследованиями и казнями. В защиту авторитета и единства церковнаго воздвигаются плахи и костры. Духовной власти нужно не только корона, но и меч государственный!
Когда Апостол Павел в саду Гефсиманском вынул меч в защиту Христа, Христос остановил и осудил его. В защиту ли Христа вынула свой меч русская иерархия. На Христа ли напали раскольники: (примечание: погрешительно автор наименовал раскольниками приискренних и благопослушных чад Христовой Церкви.) или патриарх Никон со своими (мнимо) исправленными книгами был дороже Христа; или протопоп Аввакум со товарищами были хуже рабов первосвященнических;
Кого и за что ограждали застенками русские архиереи пусть они сами скажут, послушаем их собственное признание.
В 1682 году во время стрелецкой смуты, один из старообрядцев Павел Даниловец сказал, обращаясь к патриарху Иоакиму: правду ли говоришь святейший владыка, что вы на себе Христов образ носите; Но Христос сказал: "Научитесь от Мене яко кроток есмь и смирен сердцем": А не срубами, не огнем и мечом грозил. Велено повиноваться наставникам, но не велено слушать и ангела если не то возвещает. Что за ересь и хула двумя перстами креститься; За что тут жеч и пытать;
И что же отвечает патриарх: "Мы за крест и молитву не жжем и не пытаем: жжем за то, что нас еретиками называют и не повинуются Св. Церкви, а креститесь как хотите". (Примечание: В чем же не повиновение Церкви. В ответе патриарха не видится ли явное неповиновение преданиям грекорусскаго 1666 года Собора, тяжкими заклинаниями закрепленным не повиновение самого его.)
Вот из-за чего носители образа Христова проливали кровь христианскую, вот за что мучили и жгли тысячи христиан, как в злейшия времена языческих гонений! Нас еретиками называете, а креститесь как хотите. Иезуиты (тоже) говорят, живите и веруйте как и во что хотите, только признавайте папу.
Великие Святители Православной Церкви вообще не славились гонениями на еретиков, такими гонениями издавна славилось папство, и тут опять несомненно, чьи предания были усвоены русскою иерархиею со времен Никона.
Хорошо было бы все ето забыть как дела давно минувшия, но к несчастию русская иерархия до селе не отказалась явно от латинскаго начала религиознаго насилия внесеннаго в нее Никоном.
После того, как Московский Собор осудил явно Никона, не только подтвердил доброе дело исправления книг, но и своими злосчастными клятвами как бы освятил и тот пагубный дух насилия и деспотизма (злоупотребления) с которым Никон вел ето дело. Преемники низложеннаго патриарха решительно пошли по его следам, умножая кровавыя гонения на раскольников.
Вскоре формы етих гонений смягчились, но и смягчение ето произошло по почину не церковной, а светской власти. Иерархия не столько не руководила ими в етом, но и задерживала их добрыя начинания, ревниво охраняя латинское начало принуждения в делах веры и совести.
Етим духовная власть решительно признала, что она опирается не на внутреннюю нравственную силу, а на силу внешнюю, вещественную. Но иерархия отделившаяся от всенароднаго тела, сама по себе не имеет и вещественной силы. Она должна искать ее у того же светскаго правительства, обладающаго материальным могуществом, но для етого ей нужно отказаться от своей независимости, пойти в услужение к светской власти. И русская иерархия незамедлила совершить етот третий грех против своего великаго призвания. Вместо того что бы поучать и руководить мирское правительство, в истинном служении Богу и земле, оная сама как бы пошла в услужение к тому правительству. Сначала при Никоне она тянулась за государственною короною, потом крепко ухватилась за государственный меч, и наконец принуждена была надеть государственный мундир.
Чуждое семя пересаженное Никоном на почву русской Церкви произрасло в течении двух столетий, и теперь мы можем судить о нем по его всходам".

Так внешноученые правдолюбцы приняли смелость писменно разоблачить качество современной церковной иерархии: но не во внешних только и не в единичных личностях исполняется пророчество: "Не уразумеют вси нечестивии, но умни уразумеют". (Дан. Гл., 12, ст. 10)
Множайше разумения безмолвствует одни по рабству и почтительности, другие по страху и послушанию совета святых: Смысляй в то время премолчит, яко время лукаво есть", (Амоса гл., 5, ст., 13) охраняя свое личное спасение, по стоцерковному завещанию: "Соборища бесовского блюдися, зане и собрание нечестивых обыче такожде наричется церковию божиею: Но ты виждь и бегай бесовскаго Вавилона, сиречь от сонма злых и нечестивых людей, и примет тя Господь Бог". (Катихизис больш. Гл., 25, на лис., 122 на обор.)
В заключение всего вышеписаннаго скажем, что настоящее сочинение наше при безчисленно многих различных толкований, раскрывает пророчества книг Даниила пророка и Апокалипсиса Иоанна Богослова тайн, достижных разумению по мере времени исполнения пророчеств, как о том написано в толковании книги Даниила пророка: Егда приидет событие вещей, тогда явственно уразумеют пророчества силу. И толкователь Апокалипсиса Святый Андрей архиепископ написал: Известное ведение числа (χξς) якоже и прочая о нем (антихристе) писанная, время открыет, и искус целомудрствующим и бодрствующим". (На 18 ст., 13 главы.)
Мы в настоящее время видим событие вещей и исполнение пророчеств, и то, что по них я разумею, то по любви спасения и предаю во утвержение в вере сущим чадам и сочленам Церкви облеченной в солнцу, бежавшей в пустыню от лица змиина. (Апок. Гл., 12)
Прочим же живущим в беззаконии и нечестии ни едино слово к разумению касается, да они и сами не внимают и даже мерзят спасительным благоразумием и исполняется в них богогласнаго Исаии пророчество: "Слухом услышите и унеразумеете: и видяше узрите и не увидите". (гл., 6, ст.9)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие
Пророк Даниил
Апокалипсис
Надсловие

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ:

Размышления по книге:
"Разсмотрение пророчеств".