РАЗСМОТРЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА СВ. ДАНИИЛА И
АПОКАЛИПСИСА СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА.
Заключающее в себе мирозрительное зерцало
последней годины Церкви и мiра.

НАДСЛОВИЕ.

В последнее время многие претыкаются во взгляде сущности новозаветной Церкви, относя состояние ея к исполнению церковной иерархии: но такое мудрование ложно и противно Самого Зиждителя и Главы Церкви преданию, Который предстателей Церкви наименовал ангелами, а предстательствуемых сущими церквами. (Апок., гл. 2 и 3) Тоже Его посланник Павел ефесским епископам просвещал: "Внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епискоы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею". (Деян., в зач., 44) И в 1-м Послании Коринфским христианам написал: "Невесте ли яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас". ( в зач., 148)
Не в превосходстве иерархическаго священноначалия, но во внутренней благочестия доброте проявили Церковь и Богоспрославленные Святые иерархи; имянно: Св. Василий великий архиепископ написал: "Бываем мы храмом Божиим, когда земными попечениями всегдашняя о Боге память не пресекается, ни же нечаянными страстьми ум смущается". ( В слове о молитве.)
Св. Иоанн Залатоуст патриарх: Церковь ничтоже ино есть, но разве нашими душами созданный дом". (В 10 нравоуч., на посл. Ефес.) Человек от церкве (рукотворенной) есть честнейший. Ибо не стен ради Христос умре, но храмов сих ради. (В окончан. 26 беседы на посл., римл.) Храм ли желаеши видети, не потецы в сонмище, но буди ты храм: един разори Бог храм во Иерусалиме и тмами возстави множае онаго честнейши: вы бо рече храм Бога Живаго есте. Удобротвори сию храмину отжени всяк лукавый помысл: яко да будеши удъ Христов честен, яко да будеши храм Духа. (Маргарит. В сл., 4)
В молебном каноне тропарь: "Храм Божий быв от Крещения Божественнаго". (Октай 6 гласа на павечер., в среду в 6 песни, и в минеи 28 декабря в 5 песни.)
Преподобный Феодор Студийский: "Не будем подавать соблазна Церкви Божией, которая может состоять и из троих православных". (В 39 письме)
Из сих Святоотеческих преданий ясно видится, что сущность новозаветной Церкви состоит не в превосходстве служебной иерархии, и не в существе ея посредства, а в Благодати непорочной веры, Святым Крещением печатляемой и святостию жизни соблюдаемой. В хранении того имянно духовнаго обручения какое основал Жених Церкви, по Святаго пророка Иосии словам: "Обручу Тя Себе в век, и обручеу Тя Себе в Правде, и в Суде и в милости, и в щедротах. И обручу Тя Себе в вере, и увеси Господа". (главы 2 ст., 19)
Прелазащие инуду заключая Церковь в область иерархическаго священнончалия, предложили некогда преподобному Максиму исповеднику вопрос: Коея еси Церкви, Византийския ли, или Римския; Антиохийския ли, или Александрийския, или Иерусалимския; се вси тыя Церкви с подлежащими им странами с нами согласуют: аще убо и ты кафолическая еси Церкве, убо едино буди с нами…. К ним же Блаженный муж премудр отвеща: Христос Господь кафолическою Церковию нарече быти правое и спасенное веры исповедание, того ради и Петра добре исповедавшаго нарече блаженна, на его же исповедании таковую создати Церковь всех Господь обеща. (Четьи минеи 21 января.)
Из сего разумно существо Церкви, и то, что иерархия не Церковь, а служительница Церкви не лишающейся своей состоятельности и по запустении иерархии, как видно из Евангельскаго толкования Святаго Афанасия великаго архиепископа Александрийскаго, который по законоположению Иисуса Христа Евангелия: "Аще око твое десное тебе соблазняет тя, изми и изверзи от себе", и проч. (Матф., в зач. 13) написал следующее толкование: "Идя путем непогрешительным и живоносным, исторгнем мы у себя соблазняющее око, но нечувственное, (ибо и слепые прелюбодействуют), а мысленное. Так например, если епископ или презвитер, как очи Церкви, живут худо, и соблазняют народ, то надлежит их извергнуть. Ибо лучше без них собираться в молитвенный дом, нежели с ними, как с Анною и Каиафою ввергаться в геенну огненную. Подобно и рука диакон, если поступает в чем недостойно, да будет отлучен от олтаря. Если и нога церковнослужитель прибегает ко лжи и берет деньги подобно Гиезию; то и его как неспособнаго и неблагоразумнаго, должно устранить от общения; да соблюдется Церковь неблазненно собирающиеся".
Лженадежно авторитеты преобладательной иерархии сущность Церкви и дело человеческаго Спасения заключают в исполнение нарицательных пастырей, которых Сам Бог обличал виновниками человеческаго Спасения, по словам пророчества: "Пастырие мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть желаемую Мою в пустыню непроходную". (Иерем. Гл. 12, ст. 10) Овцы погибшыя быша людие Мои, пастыри их совратиша их, и сотвориша я крытися по горам: с горы на холм ходиша. (главы 8, ст., 6)
Созерцательный пророк Иеремия засвидетельствовал: "Истинно лживи быша холми, и множество гор, токмо Господем Богом нашим Спасение Израилево. (главы 3, ст., 23)

С….. В….. Б…..

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие
Пророк Даниил
Апокалипсис
Надсловие

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ:

Размышления по книге:
"Разсмотрение пророчеств".