АПОКАЛИПСИС    ЕВАНГЕЛИЕ    БИБЛИОТЕКА    ИССЛЕДОВАНИЯ    АНАЛИТИКА
 

ТАИНСТВА ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ.
ПАСХА. (письмо 2-е).

   В первом письме было рассмотрено Таинство Крещения. Во втором письме надобно говорить о Пасхе. По той причине, что от дня Совершения Пасхи, Новый Завет берёт своё начало. И прежде чем начать размышление, узнаем, что именуют «пасхой».

   Древнееврейским словом «Песах» (иногда пишут как Пейсах), со временем, обретшим общеупотребительное именование «Пасха», обозначают иудейскую Пасху, которую определяли по лунному календарю. Слово «Песах» связано с корнем слова פָּסַח ‎, которое имеет значение: 1. пройти мимо, 2. миновать, 3. избавиться от чего-либо.
В любом из вариантов перевода с древнееврейского на другой язык, могут быть неточности в передаче сути, заложенной в изначальном слове. Потому, самым близким по смыслу, переводом слова «Пейсах», на славянский язык, вероятнее всего следует признать слово – «Избавление». По той причине, что именно это слово наиболее точно отражает суть совершаемого действия. Смысл, заключённый в церковно-славянском слове «Избавление», объявляется как: освобождение, спасение, искупление. (Словарь древнего славянского языка» составленный по Остромирову Евангелию. 1899 года издания. Стр. 263.)
На основании предложенных рассуждений о слове «Песах», можно утверждать, что одно из значений действия совершения Пасхи, есть совершение Избавления.

Ветхозаветная Пасха.

   Начать рассмотрение следует с Ветхозаветной Пасхи, поскольку в Её совершении обретаем начало Ветхому Завету. И для этого, обратимся к Писанию.

12:3 Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
12:4 а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
12:5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
12:6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,
12:7 и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
12:8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его;
12:9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;
12:10 не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
12:11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
12:12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
12:13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
12:14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.
12:15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
Книга Исход 12:1-14 (Синодальный перевод)

   Ветхозаветная Пасха есть действие, совершаемое Богом, во избавление народа еврейского от рабства Египетского и от власти Фараона. Сия Пасха (Песах), истинно есть Избавление.
Так же и Пасха Новаго Завета, есть Избавление. Избавление, но не от рабства Египетского и исход из под власти фараона, а избавление от рабства греху и от власти смерти. И по Закону, как для совершения Ветхой Пасхи, так и для совершения Новой Пасхи, требуется принесение Жертвы.
Внимательно рассмотрим, с рассуждением, по тем действиям, которые Бог совершил и что утвердил для Ветхой Пасхи. Рассмотрение будем проводить так, что бы иметь возможность сравнить Ветхозаветную Пасху и Пасху Новаго Завета.

«Пусть возьмут себе каждый одного агнца…». Сей был агнец животный. И Духа в себе не имел. Потому и дано указание – каждому, в каждый дом, взять агнца, дабы все получили возможность стать участниками совершения Пасхи.

«Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола…» Христос есть Агнец, не имеющий ни какого порока. Мужеского пола. Слово, обретшее Плоть. Агнец, посредством которого, в совершении Пасхи, участвует весь род человеческий.

«И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца…»
По календарю, который пользовал еврейский народ, 14-й день месяца Ниссана, о котором Господь указал, как день празднования Пасхи (Ветхой), определялся по Лунно-солнечному календарю и всегда указывал на полнолуние. Праздновать начинали с вечера дня предыдущего дню 14-го Ниссана, потому как сутки по еврейскому счислению, начинались с заходом Солнца. По ныне принятой, современной системе отсчёта времени суток, это было в 6-ть часов вечера. И заканчивали утром, 14-го Ниссана. Так и Христос, со Своими Учениками, совершил Пасху Ветхую, как то и было заповедано, вечером, то есть, по исчислению древнееврейского календаря, в начале суток 14-го дня Ниссана месяца. На которой явил образ Таинства Евхаристии.
«Прииде же день опреснок вонже подобен обе время жрети Пасху. И посла Петра и Иоанна рекъ, шедше да уготоваи та нам Пасху да ямы…» (От Луки, зач.108.)
В 14-й день месяца во время полной Луны и весеннего равноденствия весеннего, когда пришло время Ветхой Пасхи, был распят Христос.

«Тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером…»
«Глаголаша ему [Пилату] вси: да распят будет. Игемон же рече: кое убо зло сотвори. Они же излиха вопияху, глаголюще: да пропят будет…»
(От Матфея, зач.111.)
«Пилат же отвещав паки рече им: что убо хощете сотворю, Его же глаголете Царя Иудейска. Они же паки возопиша глаголюще: пропни Его. Пилат же глаголаше им: что бо зло сотвори. Они же излиха вопияху: пропни Его…»
(От Марка, зач.66.)
«Пилат же созва архиереи и князи и люди, рече к ним: приведосте ми человека сего, яко развращающа люди, и се азъ пред вами истязав, ни единыя же обретаю в человеце сем вины, яже Нань вадите… Они же возглашаху, глаголюще: распни, распни Его...»
(От Луки, зач.110.)
«Егда же видеша Его [Христа] архиерее и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни Его…
Бе же пяток Пасце, час же яко шестый. И глагола иудеом: се Царь ваш. Они же вопияху: возми, возми, распни Его…»
(От Иоанна, зач.59.)

«И пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его…»
«Видев же Пилат, яко ничтоже успевает, но паче молва бывает, приемъ воду, умы руце пред народом, глаголя: неповинен есмь от крове Праведнаго Сего, вы узрите. И отвещавше вси людие реша: кровь Его на нас и на чадех наших…» (От Матфея, зач.111.)

«Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его…»
Пасха Новая совершилась в ночь дня весеннего равноденствия. «С пресным хлебом» – хлеб из теста не прошедшего сбраживание. «С горькими травами» – здесь следует различать горечь, производимую от продуктов гниения, от горечи трав, которые именуются специи. Горечь трав (специй), усиливает вкусовые ощущения от принимаемой пищи. Указание, есть с горькими травами (со специями), вероятно указано, дабы усилить вкусовые ощущения у вкушающих Пасху. Понудить плоть, к более яркому восприятию праздника Пасхи.

«Не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте]…»
«И се муж именем Иосиф, советник сый, муж благ и праведен сей не бе пристал совету и делу их, от Аримафеа града Иудейска, иже чаяше и той Царствия Божия. Сей приступи к Пилату, проси тело Иисусово. И снем е, обвит плащаницею, и положи е во гробе изсечене, в нем же не бе никто же никогда же положен. И день бе пяток, и суббота светаше…»
(От Луки, зач.110.)
«Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их и возмут. Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с Ним. На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений, но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его. И той весть, яко истину глаголет. Да вы веру имете. Быша бо сия, да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него. [Псалом 33:21]…»
(От Иоанна, зач.61.)

   «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю…»
Господь, в те дни, когда попустит земле (народам), быть пораженной язвою губительной, избавит (пройдёт мимо) от наказания те дома, на дверях которых будет иметься помазание кровью агнца Пасхального. Избавление состоит в том, что минует их, пройдёт мимо помазанных, и язва губительная, и смерть. 

   «Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля…»
Семь дней. Число «7» – есть символ Церкви Ветхого Завета. Время суток – «день», есть время света, отделяющего нас от тьмы. «Семь дней» - обращение к Ветхозаветной Церкви. Указание уничтожить квасное в домах, суть есть образ, который в полной мере раскрыт в Евангелии.
«Исус же рече им [ученикам Своим]: внемлите и блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска. Они же помышляяху в себе, глаголюще: яко хлебы не взяхом. Разумев же Иисус рече им: что мыслите в себе, маловери, яко хлебы не взясте. Не ули разумеете, ниже помните пять хлебы пятим тысящам, и колико кошь взясте? Ни ли седмь хлебы четырем тысящам, и колико кошниць взясте? Како не разумеете, яко не о хлебех рех вам внимати, но от кваса фарисейска и саддукейска. Тогда разумеша, яко не рече хранити ся от кваса хлебнаго, но от учения фарисейска и саддукейска.…» (От Матфея, зач.66.)
«И прещаше им, глаголя: зрите, блюдитеся от кваса фарисейска и от кваса иродова…» (От Марка, зач.33.)
«Он иже собравшымся тмам народа, яко попирати друг друга, начат глаголати учеником Своим первее. Внемлите себе от кваса фарисейска, еже есть лицемерие…» (От Луки, зач.62.)
Посему, каждый, кто «будет есть квасное», то есть иметь в себе дух фарисейский, саддукейский, дух книжников, истреблён будет. Душа такового, истреблена будет из Церкви Христовой.

 «Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь…»
Господь, поражая землю (народ египетский), прошёл мимо тех домов, на дверях которых нанесено было помазание кровью.
Как кровью агнца Пасхального, отделила народ еврейский от народа египетского, так и Кровь Агнца – Иисуса Христа, отделяет праведно верующих от всех прочих и от неправедно верующих. И будет над неверными и прочими не имеющими Помазания Кровию Господа нашего Иисуса Христа, совершён Суд.
«Егда же приидет Сын Человеческий во Славе Своей и вси святии ангели с Ним, тогда сядет на престоле Славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, яко же пастырь разлучает овцы от козлищ, и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущи им одесную Его, приидете Благословении  Отца Моего. Наследуйте уготованое вам Царствие от сложения миру… Тогда речет и сущим ошую Его, идете от Мене проклятии в огнь вечный, уготованый диаволу и аггелом его... И идут сии в муку вечную. Праведницы же в Живот вечный.» (От Матфея, зач.106.)

   Исполню обещанное, объявляет Господь народу еврейскому, если будете пребывать в Моих Заповедях:
«И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его…»
И исполнять будете так, как Азъ, Господь, вам укажу и наставлю:
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня…»

   Ветхая Пасха, есть избавление еврейского народа от рабства египетского. В эту ночь, смерть прошла мимо всех домов, косяки дверей которых были помазанных кровью агнца. С сего времени, всякий, кто возымеет желание обратить в рабство Помазанных Моих, будет поражён язвою смертельной. «Не прикасайтесь к Помазанным Моим…» (Пс.104.)
Всякий, кто возымеет желание и посягнёт захватить власть над Помазанными или ввести закон, в Церкви Божией, как если бы и выглядел сей закон благообразным или благопристойным, всякий, будь то человек (властитель или царь некий) или язычник (животный образ истуканов и идолов) будет поражён. Над всеми богами египетскими (боги египетские, есть образ любого религиозного «владыки») совершу суд, говорит Господь.

  Пасха Ветхая избавила евреев от рабства египетского, и от власти фараона над ними. Пасха Новая, избавила весь род человеческий от рабства греху и от власти смерти. Как в совершении Ветхой Пасхи, так и в совершении Новой Пасхи, смерть проходит мимо Помазанных Кровию Бога.
Моисей, вывел народ еврейский из Египта. Иисус Христос вывел весь род людской из пустыни Египетской. Из пустыни духовной. Из царства смерти.
Имя Моисей – означает «взятый из воды». Подообно и о Крещении Христа говорится в Евангелии: «И крестився, Иисус взыде абие от воды, и се отверзошася Ему Небеса, и виде Духъ, сходящь  яко голубь, и грядуща Нань. И се глас с Небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих…» (От Матфея, зач.6.)
В книге «Исход» сказано: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет…» (Исход 1:15-16)
Во Евангелии сказано: «Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: встав, поими Отроча и Матере Его, и бежи в Египет, и буди тамо, дондеже реку ти. Хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е. Он же, встав, поятъ Отроча и Матере Его нощию и отиде в Египет. И бе тамо до умертвия Иродова. Да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющем: от Египта возвах Сына Моего. Тогда Ирод, видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело и послав, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределех его, от двою лету и нижайше, по времени еже известно испыта от волхвов…» (От Матфея, зач.4.)

   Рассмотрев совершение Ветхой Пасхи, по каждому событию в частности, можно вполне обоснованно утверждать, что есть между Пасхой Ветхой и Пасхой Новой взаимосвязь, основанная на  исполнении Закона Божиего. И дабы Искупить род человеческий от первородного греха и избавить от власти смерти, требовалось исполнить все действия по Закону. Только Сам Бог, Само Слово, обретшее плоть человеческую – Иисус Христос, способен исполнить весь Закон. О чём и указано в Евангелии:
«Да не мните, яко приидох разорити Закона или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Аминь бо глаголю вам: дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут…» (От Матфея, зач.11.)
Посему, по совершении Пасхи Новой упраздняет ся Закон. Бог вводит человека под действие Благодати.
«И от исполнения Его, мы вси прияхом, и Благодать Возблагодать. Яко закон Моисеом дан бысть, Благодать же и Истина Иисус Христом бысть…» (От Иоанна, зач.1.)
Искупление ветхого человека, было крайне необходимо для того, что бы мог, сей, духовно мёртвый человек, принять Благодать Божию и обрести в себе Жизнь. Стать человеком Новым. Не под законом пребывающим, но под Благодатию. О том, как обрести человеку Воскресение из мертвых и Благодать Божию, говорит Христос во Евангелии Своём:
«Отвеща убо Иисус и рече им: не ропщите убо между собою, никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его, и Азъ воскрешу его в последний день…» (От Иоанна, зач.22.)
«Рече же ей Иисус: Азъ есмь Воскрешение и Живот. Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки…» (От Иоанна, зач.39.)
И когда совершится, Духом Святым, Таинство Крещения над человеком, совершится Воскресение души.
«Той вы крестит Духом Святым…» (От Матфея, зач.5.)
«Той же крестит вы Духом Святым…» (От Марка, зач.1.)
«Той вы крестит Духом Святым и огнем…» (От Луки, зач.9.)
«Той есть крестяй Духом Святым…» (От Иоанна, зач.3.)
Тогда и обретёт человек Благодать Жизни.

Пасха Новаго Завета.

   От рассмотрения Ветхозаветной Пасхи, перейдём к рассмотрению Пасхи Новаго Завета. Прежде, чем начать, обратимся к Евангелиям от четырёх Евангелистов.

«И пришедше на место нарицаемое Голгофа, еже есть глаголемо Краниево место, даша Ему пити оцет с желчию смешен, и вкушь не хотя аше пити. Распенше же Его разделиша ризы Его, вергше жребия, и седяще стрежаху Его ту. И возложиша верху главы Его вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяша с Ним два разбойника, единаго одесную, и единаго ошуюю. Мимоходящеи же хуляху Его, покивающе главами своими, и глаголюще: разоряяй церковь и трими деньми созидая, спаси ся Сам. Аще Сын еси Божий, сниди со креста. Такожде же и архиерее ругающеся с книжники, и старцы, и фарисеи, глаголаху: иныя спасе, Себе ли не может спасти? Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него (Ему). Упова на Бога, да избавит ныне Его, аще хощет Ему, рече бо, яко Божий есмь Сын. Тожде же и разбойника распятая с Ним поношаста Ему. От шестаго же часа тма бысть по всей земли, до часа девятаго. О девятом же часе возопи Иисус гласом велиим, глаголя: Или, Или, лима савахфани. Еже есть, Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил. Неции же от ту стоящих слышавше, глаголаху, яко Илию глашает Сей. И абие текъ един от них, и прием губу, исполнив же оцта, и вознесе на трость, напаяше Его. Прочии же глаголаху: остави, да видим, аще приидет Илиа спасти Его. Иисус же, паки возопив гласом велиим, испусти дух. И се завеса церковная раздрася на двое, с вышняго края до нижняго; и земля потрясеся, и камение распадеся. И гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых восташа. И изшедше из гроб по воскресении Его, внидоша во Святый град, и явишася мнозем. Сотник же и иже с ним стрегущеи Иисуса, видевше трусъ и бывшая, убояшася зело, глаголюще: воистинну Божий Сын бе Сей.…» (От Матфея, зач.113.)

«И приведоша Его на Голгофу место, еже есть сказаемо Лобное место. И даяху Ему пити Есмирийсмено (смешанное со смирной. Горькой травой.) вино, Он же не прият. И распенше Его, разделиша ризы Его метающе жребия о них, кто что возмет. Бе же час третий, и пропяша Его. И бе написание вины Его написано: Царь Иудейск. И с Ним распяша два разбойника, единаго одесную и единаго ошуюю Его. И сбыстся Писание, еже глаголет: и со беззаконными вменися. И мимоходящии хуляху Его, покивающе главами своими и глаголюще: оуа, разоряяй церковь и треми деньми созидаяй, спасися Сам и сниди со креста. Такожде и архиерее ругающеся, друг ко другу с книжники глаголаху: иныи спасе, Себе ли не может спасти, Христос, Царь Израилев? Да снидет ныне со креста, да видим и веру имем Ему. И пропятая с Ним поношаста Ему. Бывшу же часу шестому, тма бысть по всей земли до часа девятаго. И в час девятый возопи Иисус гласом велиим, глаголя: Елои, Елои, лима савахфани. Еже есть сказаемо: Боже, Боже Мой, во что Мя остави. И неции от стоящих слышавше, глаголаху: сей Илию гласит. Тек же един, и наполнив губу оцта, и возложь на трость, напояша Его, глаголя: оставите, да видим, аще приидет Илиа сняти Его. Иисус же пущь глас велий, издеше. И завеса церковная раздрася на двое, свыше до ниже. Видев же сотник стоя прямо Ему, яко тако возопив издеше, рече: воистинну Человек Сей Сын бе Божий.…» (От Марка, зач.68.)

«Ведяху же и ина два злодея с Ним убити. И егда приидоша на место, нарицаемое Лобное, ту распяша Его и злодея. Оваго убо одесную, а другаго ошуюю. Иисус же глаголаше: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят. Разделяюще же ризы Его, метаху жребия. И стояху людие зряще. Ругахуся же ся и князи с ними, глаголюще: иныя спасе, да спасет и Себе, аще Той есть Христос, Божий избранный. Ругахуся же ся Ему и воини, приступающе и оцетъ (уксусная настойка) придеюще Ему, и глаголаху: аще Ты еси Царь Иудейск, спаси ся Сам. Бе же и написание написано над Ним, писмены еллинскими и римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейск. Един же от обешеною злодею, хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христос, спаси Себе и наю. Отвещав же другий прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко в том жде осужден еси? И мы убо в правду, достойная бо по делом наю восприемлев, Сей же ни единаго зла сотвори. И глагола аще Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии си. И рече ему Иисус: аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи. Бе же час яко шестый, и тъма бысть по всей земли до часа девятаго. И померче солнце, и завеса церковная раздрася посреде. И возглашь гласом велиим Иисус, рече: Отче, в руце Твои предаю дух Мой. И сия рек издеше. Видев же сотник бывшее, прослави Бога, глаголя: воистинну человек сей праведен бе…» (От Луки, зач.111.)

«Поемше же Иисуса и ведоша. И нося крест Свой, изыде в глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа, идеже пропяша Его и с Ним ина два сюду и сюду, посреде же Иисуса. Написа же и титла Пилат и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский. Сего же титла мнози чтоша от иудей, яко близ бе место града, идеже пропяша Иисуса. И бе написано еврейски, гречески, римски. Глаголаху убо Пилату архиерее Иудейстии: не пиши, Царь Иудейский, но яко Сам рече: Царь есмь Иудейский. Отвеща Пилат: еже писах, писах. Воини же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его и сотвориша четыри части, комуждо воину часть, и хитон. Бе же хитон не швен, свыше исткан весь. Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет. Да сбудется Писание, глаголющее: разделиша ризы Моя себе и о матисме (одежде) Моей меташа жребия. Воини жеубо сия сотвориша. (От Иоанна, зач.60.)
Стояху же при кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его Мариа Клеопова и Мариа Магдалина. Иисус же видев Матере и ученика стояща, его же любляше, глагола Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом же глагола ученику: се Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во свояси. Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася, да сбудется Писание, глагола: жажду. Сосуд же стояше полн оцта. Они же исполнивше губу оцта и на трость вознезше, придеша ко устом Его. Егда же прият оцетъ Иисус, рече: совершишася. И преклонь главу, предаде Духъ. Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их и возмут. Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с Ним. На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений, но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его. И той весть, яко истину глаголет. Да вы веру имете. Быша бо сия, да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него и паки другое писание глаголет, возрят Нань Его же прободоша…» (От Иоанна, зач.61.)

   Рассмотрим, как Христос совершил и Закон и пророков. И Пасхою Новой запечатал и Закон и пророков.

«Пусть возьмут себе каждый одного агнца…».
«Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола…».
«И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца…»
Иисус Христос, есть Единый Агнец для всего человечества. Единственный Сын Человеческий, не имеющий ни какого порока. Хранивший Себя от уловления иудеями и расправы над Собою, до самого дня Ветхой Пасхи. До 14-го дня.

«Тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером…»
«Они же возглашаху, глаголюще: распни, распни Его...» (От Луки, зач.110.)
«Егда же видеша Его [Христа] архиерее и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни Его…
Бе же пяток Пасце, час же яко шестый. И глагола иудеом: се Царь ваш. Они же вопияху: возми, возми, распни Его…» (От Иоанна, зач.59.)

 «Бе же час третий, и пропяша Его. И бе написание вины Его написано: Царь Иудейск. И с Ним распяша два разбойника, единаго одесную и единаго ошуюю Его. И сбыстся Писание, еже глаголет: и со беззаконными вменися…» (От Марка, зач.68.)
Христос, во исполнение Закона, попустил всему народу еврейскому, всему обществу Израильскому, принести Себя в Жертву, позволив распять Себя на кресте.
Жертва принесена. Кровь пролита за весь род людской.
Но, готов ли ты, человече, принять, дарованное Богом, Избавление от рабства греху? Готов ли выйти из «пустыни египетской», покинуть погибельное царство смерти? Где ты, человече, для Спасения которого, Бог пролил Кровь Свою? Где тот, который помажет Кровию Христовой косяки дверей сердца своего?
«И пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его…» (Исход 12:7)
И что же слышит Христос, терпя страдания на кресте.
«Мимоходящеи же хуляху Его, покивающе главами своими, и глаголюще: разоряяй церковь и трими деньми созидая, спаси ся Сам. Аще Сын еси Божий, сниди со креста. Такожде же и архиерее ругающеся с книжники, и старцы, и фарисеи, глаголаху: иныя спасе, Себе ли не может спасти? Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него. Упова на Бога, да избавит ныне Его, аще хощет Ему, рече бо, яко Божий есмь Сын. Тожде же и разбойника распятая с Ним поношаста Ему…»
(От Матфея, зач.113.)
«И мимоходящии хуляху Его, покивающе главами своими и глаголюще: оуа, разоряяй церковь и треми деньми созидаяй, спасися Сам и сниди со креста. Такожде и архиерее ругающеся, друг ко другу с книжники глаголаху: иныи спасе, Себе ли не может спасти, Христос, Царь Израилев? Да снидет ныне со креста, да видим и веру имем Ему. И пропятая с Ним поношаста Ему....»
(От Марка, зач.68.)
«И стояху людие зряще. Ругахуся же и князи с ними, глаголюще: иныя спасе, да спасет и Себе, аще Той есть Христос Божий избранный. Ругахуся же Ему и воини, приступающе и оцет придеюще Ему, и глаголаху: аще Ты еси Царь Иудейск, спаси ся Сам…»
Вот она – «пустыня Египетская». Глядя на то беснование, которое поразило всё общество  Израиля, можно было бы легко разувериться в человеках. И плакать не от тщетности своих стараний, но от понимания того, что нет ни одного человека, в этом царстве смерти, жаждущего обрести Избавление от власти греха. Обрести Спасение.
Вечер дня на исходе. И взирая на эту пустыню смерти, слыша ругательства и терпя издевательства и страшные страдания крестные, Иисус Христос обращается ко Отцу, обращается к Любви, пославшей Его для Спасения рода человеческого «Или, Или, лима савахфани? Еже есть, Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?...» Для чего, для какого ещё свершения Меня оставляешь находиться здесь, в этой «пустыне»? Где же ты, человече, для Спасения которого, Азмъ есмь Бог, пролил Кровь Свою Пречистую?

   «Един же от обешеною злодею, хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христос, спаси Себе и наю. Отвещав же другий прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко в том жде осужден еси? И мы убо в правду, достойная бо по делом наю восприемлев, Сей же ни единаго зла сотвори. И глагола аще Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии си. И рече ему Иисус: аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи. Бе же час яко шестый, и тъма бысть по всей земли до часа девятаго…»
Пророчества свершились. Закон исполнен. Ветхий Завет запечатан. Смерть мимо прошла рода человеческого. От сего времени, Пасха Новая совершается! Об этом объявил Сам Христос:
«Иисус, рече: совершишася…» (От Иоанна, зач.61.)
«И возглашь гласом велиим Иисус, рече: Отче, в руце Твои предаю дух Мой. И сия рек издеше…» (От Луки, зач.111.)
Совершилось Искупление рода человеческого! Завершилась Пасха Ветхая! Пришло время совершать Пасху Новую. Пасху в Воскресение Жизни. Пасху Новаго Завета!
«И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его…» (Исход 12:14)

Воскресение Христово.

   Весь род людской, начиная с Адама, обретался в царстве смерти. Пребывал под проклятием первородного греха.
5:14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над не согрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
5:15 Но дар Благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более Благодать Божия и дар по Благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
5:16 И Дар не как [суд] за одного согрешившего; ибо суд за одно [преступление] — к осуждению; а дар Благодати — к оправданию от многих преступлений.
5:17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие Благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
5:18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к Жизни.
Послание к Римлянам 5:14-18 (Синодальный перевод)

   И от той поры, смерть, получила власть над всем родом людским. И ни каким Крещением, грех сей первородный, не было возможности разрешить. Но лишь до тех лишь пор, пока не будет принесена Искупительная Жертва.
И Бог, столь сильно возлюбив человека – творение Своё, что по Слову Любви Своей, прияв для Себя плоть, исполнил Закон. И принеся Себя в Жертву за весь род людской, разрешил от первородного греха. Бог Совершил Пасху. Но избавление от рабства греху, ещё не есть обретение Жизни. Избавление от рабства фараону, ещё не означает, что пустыня Египетская обратилась в землю Обетованную. Что бы стать Живым, что бы обрести рай обетованный на земле, надобно обрести Жизнь в себе. Надобно Воскреснуть. И такое Воскресение души совершается только в Крещении Духом Святым.
«Рече же ей Иисус: Азъ есмь Воскрешение и Живот. Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки…» (От Иоанна зач.39.)

   Воскресение из смерти в Жизнь. Переход из тьмы «рабства Египетского», от человека ветхого, во Свет Нового, «Восьмого» дня. Воскресение из мёрвых в Жизнь вечную.
«Якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем…» (Послание Римлянам 6:3-11, зач.9.)

   Воскресение из мертвых, подобно бы как рождение ребёнка. Новый человечек народился на свет. Но родиться, равно как и Воскреснуть, этого ещё мало. Требуется иметь в себе Жизнь постоянно. Для этого, душе, равно как и телу плотскому, должно питаться. И питаться постоянно, непрестанно. Душе, дабы иметь наполнение Духом Божим. Телу, дабы совершать бытие плотское.  И такому Живопитанию души, был дан образ во Евангелии.

«Ядущим же им, прием Иисус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником. И рече: приимите, ядите, се есть Тело Мое. И прием чашу, хвалу воздав, даст им, глаголя: пийте от нея вси, се бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаемая, во оставление грехов. Глаголю же вам: яко не имам пити от ныне от сего плода лознаго, до дне того, егда и пию с вами ново во Царствии Oтца Моего. ….» (От Матфея, зач.108)

«И ядущем им, прием Иисус хлеб, и Благословив, преломи, и даст им, и рече: приимите ядите, Се есть Тело Мое. И приим чашу, хвалу воздав, даст им, и пиша от нея вси. И рече им: Се есть Кровь Моя Новаго Завета, за многи изливаема. Аминь глаголю вам, яко к тому не имам пити от плода лознаго до дне того, егда е пия ново во Царствии Божии. …» (От Марка, зач.64.)

«И егда бысть час, возлеже, и обанадесяте Апостола с Ним. И рече к ним, желанием возжелех сию Пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук. Глаголю бо вам, яко отселе не имам ясти от него, дондеже скончается во Царствии Божии. И приим чашу, хвалу воздав, рече: приимите се, и разделите себе. Глаголю бо вам, яко не имам пити от плода лознаго, дондеже Царствие Божие приидет. И приим хлеб, хвалу воздав, преломи и даст им, глаголя: Се есть тело Мое, еже за вы даемо, се творите в Мое воспоминание. Такоже же и чашу повечери, глаголя: сия чаша Новый Завет Моею Кровию, яже за вы проливается.…» (От Луки зач.108.)

Вот оно, Живопитание Воскресшей души!
«Рече же им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, Живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать Живот вечный, и Азъ Воскрешу его в последний день…» (От Иоанна, зач.23.)

Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребываетъ, и Азъ в немъ.

Послесловие.

   Многие богословы и толкователи Евангелия утверждают, что по Крестной смерти, Христос, спустился в ад и вывел оттуда всех праведников от начала времён там пребывающих.
Однако, ни кто из толкователей, так и не привёл ни какого доказательного слова из Евангелия, на основании которого можно было бы принять сие предположение. Посему, утверждать, что Христос именно спустился в ад, было бы по меньшей мере неразумно. Единственное, косвенное указание о том, что Христос победил ад, имеется в книге «Апокалипсис»:
«Азъ Первый и последний, и живый и быхъ яко мертвъ, и се живъ есмь и во вѣкы вѣкомъ Аминь. И имамъ ключа смерти и аду…»
Как видно из этих слов, Христос держит в руке Своей ключи – символ власти над царством смерти и над адом. И есть в Евангелии указание о значении символа «Ключ»: «Горе вам законником, яко взясте ключъ разумения, сами не внидосте, и входящым возбранисте…» (От Луки, зач.62.) Не достаточно держать «ключ», надобно иметь и власть, и право законное, и умение сим «ключом» пользоваться. Ключи, от ада и смерти, что держит в Руках своих Христос (по Апокалипсису), дают власть управлять и адом и царством смерти. И что бы вывести всех праведников из ада, не обязательно опускаться в ад. Достаточно иметь «ключ», дающий право и силу отворять сим «ключом» ад. Господь освободил всех праведников, что пребывали в аду со времён Адама, отворил «ключом» врата адовы. Совершенно нет необходимости «лично» спускаться в ад. Ведь где Бог, там и Царство Божее. И если принять утверждение богословов о том, что Господь спустился в ад, то тогда придётся признать, что и в аду есть Царство Божее.
И если обратиться к Слову Евангельскому, то сможем найти образ того, что Господь, открыв «ключом» ад, избавил праведников от власти смерти над ними.
По совершении Пасхи Ветхой, избавив древних евреев от власти фараона, Бог, открыл для евреев, путь по дну моря и перевёл весь народ еврейский в землю Обетованную. Так и Пасха Новая, Христос, открыл двери ада и праведники смогли выйти в Воскресение будущего века, в «восьмой» день.
«Иисус же, паки возопив гласом велиим, испусти дух. И се завеса церковная раздрася на двое, с вышняго края до нижняго; и земля потрясеся, и камение распадеся. И гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых восташа. И изшедше из гроб по Воскресении Его, внидоша во Святый град, и явишася мнозем…» (От Матфея, зач.113.)
«Изшедше из гроб по Воскресении Христа…» Это единственное, событие, о котором можно говорить уверенно, что оно связанно с исшествием праведников из ада. Всё прочее, будет лучше не рассматривать, а толкования о том как Христос спустился в ад, как впрочем и приведённое выше, разумно будет отнести к разряду красивых образов.

2023.12.29

 
  © 2013-2024 "АКСИНФОС" Все права защищены. Гордобаев И. А.