КОГДА ИССЯКНЕТ ЕВФРАТ.

Работая над фотокопией книги "Алфавит" (список с оригинальной книги Лаврентия Зизания - "Лексис") нашёл очень интересные толкования некоторых древних слов и географических названий. Ценность найденных определений заключается в том, что они позволяют толковать и объяснять значение не только фразеологизмов, но и некоторых мест из текстов Священного Писания.
В качестве примера: на основании найденных древнейших определений, предлагаю анализ двух сюжетов из книги Иоанна Богослова "Апокалипсис".

Глава 27.
117 И шестый аггелъ воструби, и слышахъ глас от 4-ро рогъ олтаря златаго сущаго пред Богомъ, глаголюще к шестому ангелу, имеяй трубу и разреши 4 ангелы, связаныя на реце велицей Еуфратстей. И разрешени быша 4 аггели уготовании на брань, и годину и день и месяць и лето. Да избиют 3-ю часть человекъ и число конникъ двоицею тмы тмами.
118 И тако видехъ кони видениемъ, и седящая на нихъ имуща броня огнены, и акинфъны и жупелы. И главы конемъ яко главы лвомъ. И из устъ ихъ исхожаше огнь. И дымъ и жупелъ. И от трей язвъ ихъ погибе 3-я часть человекъ. От огня дыма и жупела исходящаго изо устъ ихъ, область бо онемъ во устехъ ихъ быть. И опаши ихъ подобии змиемъ имуще главы, и теми пакости деяху.

Глава 51
197 И шестый аггелъ излия фиаль свою на реку великую Ефрантъ И иссяче вода ея. Да уготовится путь ту царем сущимъ от востокъ солнечных.
198 И видехъ изо устъ змиевъ и изо устъ зверинъ, и изо устъ лжаго пророка духи тринечестивыхъ аки жабы исходяща.
199 Суть бо дуси демонстии, творяще знамения яко исходят на Царя, и всея вселенныя собратися на брань, дни тому, великаго Бога Вседержителя.

Первое, на что следует обратить особе внимание, это на то, что в обоих указанных отрывках из текста упоминается река Евфрат.
Как правило, современные толкователи предполагают, что речь идёт о действительной реке, протекающей по территории Сирии и именуемой Евфрат. Однако древние толкователи и Отцы Церкви больше обращали внимание читателей на духовное видение текста, а не на фактически происходящее действие.
Причиной такого подхода по объяснению событий описанных в книге "Апокалипсис", является то, что и наставления и Учение Своё, господь наш, Иисус Христос подавал своим ученикам, облекая в притчи. В яркие, хорошо запоминающиеся иносказательные образные формы. Дабы слушателям было бы легче и проще их воспринимать и принимать. Для этого в притчах и использовались фактические (физические, материальные) предметы и действия, что бы через осязаемые образы дать возможность узреть глубокую суть Слова Божия.
Таким образом, способ толкования текста книги Апокалипсис на основе видимых (физических) образов и предметов есть самый поверхностный и естественно не самый точный и тем более не самый полный.
Взять, к примеру, притчу о злых виноградарях из Евангелий: от Матфея (21:33-41), от Марка (12:1-9) и от Луки (20:9-16) Духовно зрелому христианину и в голову не придёт трактовать сию притчу как некое описание фактически произошедшего события. Поскольку, и виноградари, и виноградник, и хозяин виноградника - это всё хотя и аллегорические образы, но имеющие видимые, а значит легко представляемые свойства и формы, то естественно будут наиболее знакомы и понятны слушающим. И для того, что бы понимание перешло от категории человеческого разумного (фактического) восприятия, в категорию духовного понимания, как раз и требуется толкование образов, и виноградарей, и виноградника, и прочих в духовном аспекте.

Точно такой же подход, в понимании духовного значения предметов и их свойств и следует использовать при толковании образов: реки Евфрат, воинов конных, числа тьма темь и пр.

И так. Возвращаясь к книге "Алфавит" приведу толкование образа реки Евфрат:
Ефратъ (евр.) - Ефратъ есть река, четвертая часть реки изшедшия из рая. Сия проходитъ землю Палестинскую; толкует же ся Ефратъ плод, или просвещение, или утроба.

Во-первых, почему использован образ именно реки?
Потому что …четвертая часть реки изшедшия из рая… То есть это не просто некая река, а река берущая начало в раю. То есть основное духовное значение таково, что воды сей реки исходят от Престола Божия, то есть полноводны Словом Божиим.

Во-вторых: почему именно река Евфрат, а не Тигр или Инд например?
И хотя река Евфрат и именуется одной из четырёх рек проистекающих из рая, но именно на ней стоял Вавилон. Это и послужило причиной того, что именно Евфрат был выбран в качестве образа, на основе которого и показаны совершающиеся события:
разреши 4 ангелы, связаныя на реце велицей Еуфратстей
И шестый аггелъ излия фиаль свою на реку великую Ефрантъ. И иссяче вода ея
Оба примера указывают на то, что толковать то, что описано в двух предложенных отрывках, необходимо именно духовно, а не на физическом (материальном) восприятии.
Потому как 4-ре ангела связанные на реке Евфрат как раз подтверждают то, что воды сей образной реки имеют наполнение Словом Божиим. И когда иссякнет вода живительная в реке Евфрат, означает, что иссякнет в речах проповедающих и учительствующих Слово Божее. И иссяче вода ея…, та самая Живая Вода Слова Божия. И от того произойдёт то, что сказано далее: …уготовится путь ту царем сущимъ от востокъ солнечных

В-третьих: поскольку, река Евфрат всё же есть образ духовный, то и под образами царей …сущимъ от востокъ солнечных… следует принимать не неких действительных монархов или правителей государств, а духовных наставников, проповедников, патриархов и всех тех, кого именуют как священноначалие. И конкретное направление внимания на Восток, лишь подтверждает правильность такого предположения, поскольку указывает именно на Восточную Церковь.

Современные толкователи, практически всегда, фразу …уготовится путь ту царем сущимъ от востокъ солнечных… толкуют как некое военное шествие армий, ведомых царями из стран Востока. Из Китая, например. И такое ложное предположение, привело к возникновению множества "пророчеств", в которых повествуется о некоей многомиллионной армии (как правило китайской), которая перейдёт реку Евфрат и развяжет войну в этом регионе.
Такого рода "пророчества" возможно и были бы верными, если рассуждать на уровне зрительного, предметного понимания текста книги "Апокалипсис". При духовном рассмотрении, появляется совершенно другая трактовка описанных событий.
Прежде всего, следует учесть, что фраза …иссяче вода ея… указывает на оскудении веры в последние времена в Восточной Церкви. Иссякнет проповедь Истинного Живого Слова Божия. Истощатся и иссохнут прежде исповеднические плоды (иссохнет река Евфрат). И тогда откроется путь ложным учениям и ересям, которыми будут поражены многие проповедники, наставники, пастыри и священноначалие, как раз и именуемые теми самыми царями сущими от восток солнечных, т.е., ранее пребывавших в Восточной Церкви, но ныне ставших на путь отошествия или отпадения от Истинной Церкви Христовой. И путь этот есть не что иное, как проповедь ложных учений и ереси: …изо устъ змиевъ и изо устъ зверинъ, и изо устъ лжаго пророка духи тринечестивыхъ аки жабы исходяща. Суть бо дуси демонстии, творяще знамения

Своими лживыми учениями и ересями увлекут в пагубу …3-ю часть человекъ и число конникъ двоицею тмы тмами… Здесь, число "две тьмы тем" или 3-я часть человек следует толковать не как явное количество погибших, а как людей принявших ложные учения и через то отпавших от Церкви Христовой. Само удвоение и без того огромного числа "тьма тем" придаёт усиление в осмыслении, сколь большое множество людей погибнет.
При этом, разделение людей на три части, следует толковать как разделение на три "категории": язычники, Христиане и отпавшие от Истинной веры.
Язычники - люди, судьба которых и верования их не имеют отношения ко Христу (мусульмане, буддисты, индуисты и т.п.) составляют одну треть, которая и так пребывает в погибели.
Еретики и отрекшиеся от Христа - вторая "треть". Это люди, которые познали Истинного Бога, но отреклись от Него. И о таких как раз и сказано - …избиют 3-ю часть человекъ…, т.е., погибнут от ересей и учений ложных идущих от царей сущих на Востоке.
Истинно верующие - все, кто имеет правую веру во Христа.

И здесь не важно, какое количество человек составляет ту или иную треть, поскольку разделение идёт не по числу участников, а по принадлежности к Церкви Христовой.
Даже если останется один единственный Христианин, то он всё равно составит одну треть, даже если еретиков и язычников будут миллиарды. Иже же в пагубу идут.
И от трей язвъ ихъ погибе 3-я часть человекъ. От огня дыма и жупела исходящаго изо устъ ихъ, область бо онемъ во устехъ ихъ быть

Всё, что происходит сейчас в мире, очень точно совпадает с тем, что сказано в главе 27:117-118 и в главе 51:197-199. (Приведены в начале статьи) И дополнительное подтверждение тому, что уже слышим звук трубы шестого ангела и изливается шестая чаша, дано и в 18-й главе и в 19-й:

Глава 18
87 И видехъ егда отверзе 6-ю печать и бысть трусъ велий, и солньце омрачено бысть яко вретище власяно. И месяць бысть яко кровъ и звезды небесныя падоша на земли яко смоковница отметающе пупы своя. Яко от ветра велика движима!
88 Небо отлучися яко списокъ свиваемо.
89 И всяка гора и отокы от местъ своих двигнутся. Цари земстии и велможа, и тысящницы крепцы, и богатии, и всякъ рабъ, и всякъ свободный скрышася в пещерахъ, и в камени горьстемъ. И глаголютъ горамъ и камению, падайтеся на нас и покройте насъ от лица седящаго на престоле. И от гнева Агньча яко прииде день великий гнева его, и кто можетъ стати противу.
Глава 19
90 И посемъ видехъ 4 ангелы стояща на 4-х углехъ земля и держаща 4 ветры земля. Да не дышетъ ветръ на землю ни на море ни на всяко древо.

10-11-2017

КНИГИ:

"Апокалипсис". Глава 27
"Апокалипсис". Глава 51

"Алфавит"