ГЛАВНОЕ МЕНЮ
СТАРИННЫЕ КНИГИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИТИКА
КОНВОЛЮТ
Како огнь с Небеси сходитъ на гробъ Господень

Каждый год, в канун Пасхи, разгораются споры по поводу, является ли схождение Благодатного огня чудом. Или это всё хорошо поставленный спектакль и зажжение огня совершается каким-либо техническим или даже ручным способом.
Не собираюсь рассматривать методику и способы зажжения огня, поскольку постановка вопроса именно в таком ключе, обязательно приведёт к единственно возможному выводу - огонь зажигает священник, находящийся в кувуклии. Поскольку любая полемика, начинающаяся с вопросов: "кто?", "как?" и "какими средствами?", переводит разговор в область плотского умствования.
Посему, отложим в сторону вопрос о том, "кто" и "каким способом" зажигает огонь, а начнём рассматривать ситуацию неразрывно как от подготовительных действий, так и от всего происходящего, в сей Великий день, в храме Гроба Господня.

Имеется фотокопия страниц старинной рукописной книги, в которой очень детально описываются все действа и обстоятельства предшествующие моменту схождения Благодатного огня.
Прежде чем перейти к рассуждению о том, что ныне мы видим: театральную постановку или истинно христианское празднование, которое завершается чудом схождения Благодатного огня, предлагаю ознакомиться с частью текста, в котором и описываются подробнейшим образом все события и действа сего Великого дня.


О дни великомъ и о субботѣ, како огнь с Небеси сходитъ на гробъ Господень в день субботы.

В день Великия Субботы, канонъ Воскресения Христова, Пасхи, заутро пришедъ патриархъ Софроний, и мы грѣшнии с ним же, ко вратомъ Великия Церкви. И тутъ стоящу много народу пришедшихъ от далнихъ странъ на поклонение гробу Господню. И патриархъ сяде пред церковию, тутъ же и мытники сидятъ. И пришедъ турки ко вратомъ Великия Церкви, и отомкнувъ врата, и патриархъ идетъ в Церковь. По немъ же христиане.
Христиане же суть - сербы, греки, сирияне, вели, русь, дреанити, вожи.
Емлют поганыя турки со всякаго христианина Д (4) золотыхъ, оугорскихъ тожь, и в церковь пустятъ, такожъ и мы грѣшнии, по Д (4) золотыхъ дали с человека. Которому христианину дать нѣчево того и в церковь не пустятъ, а тѣм людемъ которыя золотыя даютъ писмо да потому писму и пускаютъ. А с латынян, и со фрязовъ и еретиковъ емлютъ по I (10) золотыхъ с человека, а золотыя оугорские, развѣ с чернецовъ мыта не емлютъ.
В той же день субботны приидутъ многи христианъ от многихъ странъ, а дать что не имущихъ, приходяще же имъ страннымъ и оубогимъ, ко вратомъ Великия церкви. А во вратѣхъ учинено оконце невелико. В тожъ оконце, зрящимъ имъ, внутрь церкви ходя, видѣти гробъ Господень нашего Иисуса Христа, и сшествие Святаго Духа с Небеси на гробъ Господень.
Вшедшу же патриарху в церковь, и мы грѣшнии с ним же внидоша ко гробу Господню. Помолихомся престолу Святаго Воскресения Христова, и приидохомъ гдѣ лежитъ камень, его же отвали ангелъ господень от гроба Господня. Над ним стоятъ образы, и поклонихомся образомъ, и целовахом же мы недостойнии, и паки внидохомъ внутрь предѣла, ко гробу Господню и тутъ узрехомъ гробъ Избавителя нашего и начахомъ дивится человеколюбию Божию, како ны допусти со ггѣхи нашими дойти до Святаго града Иеросалима, и видѣти и целовати гробъ Своего человеколюбия. И видехомъ которыя с нами идущихъ, поклонитися гробу Господню. И паки видехомъ мы к Богу отшедшихъ на пути, занеже бо на пути многия скорби бываютъ. От беззаконныхъ турокъ и от араплянъ на море и на сухе.
В той же день Великия Субботы, заутри внидутъ поганыя турки и янчарѣ в церковь ко гробу Господню, и погасятъ вся кандила гарящая, по всей церкви и по предѣломъ, и над самим гробомъ Господнимъ. Ни единаго не оставятъ со огнемъ. У патриарха же и у христианъ обычей имѣютъ, в домѣхъ своихъ въ Великий Четвертокъ погашаютъ огнь. И от техъ мѣстъ нѣсть у нихъ огня ни у кого дондеже огнь снидетъ с Небесе на гробъ Господень. И от того огня взимаютъ и разносятъ в домы своя, и держа на весь годъ огнь тотъ. А дѣла не дѣлаютъ никакого, развѣ Богу молятся, до Воскресения Христова. А церковь малую иже над гробомъ Господнимъ, запечатаютъ своею печатью, и стражи приставятъ у дверей гробницы. А патриархъ с христианы идетъ во свою церковь к Воскресению Христову, и тамо молятся со слезами ждутъ знамения Божия с Небеси.
За два часа до вечера, приидетъ аки солнце, в Великую церковь и в ней покровенное мѣсто, в большой церкве над гробомъ Господнимъ, здѣлано от низу церкви пошло широко, а к верху поуже, а верхъ непокровенъ, подобно быти аки колпакъ на гллавѣ безверхъ. И станетъ лучь от солнца на крестъ иже внутрь, Великия церкви крестъ во гробницѣ, над гробомъ Господнимъ и в пределехъ узревшее патриархъ лучь Божественны Знамения, и вземъ Евангелие и крестъ, и свѣщу без огня и пойде патриархъ в боковыя двери; сирѣчь в сторонние, от старыя трапезы, ко гробу Господню, и за нимъ игуменъ арменский со армены, за ним же идутъ гофти дахабѣжи, и несториане, и прочия еретики со всѣми попами. И пришедъ патриархъ ко гробу со христианы, и обыдоша трижды кругомъ престола гробницы молящееся Богу со слезами. Иноком же и инокинямъ, и всѣмъ православнымъ христианомъ, плачющимся горцѣ, и вопиюще к Богу глаголющимъ Господи сподоби насъ видити Благодать Святаго Человеколюбия, и не остави насъ сирыхъ.
Патриархъ же ходя кругъ гроба Господня, пояше стихѣры днесь адъ стеня, вопиетъ, нам же всѣмъ плачющимъ, и не могохомъ воздержатися от слезъ.
Пришедшед жъ патриархъ к дверемъ церковнымъ ко гробницѣ, и повелѣ туркомъ, предѣлъ над гробомъ Господнимъ отпечатати, онижъ отпечатавши церковь, патриархъ же отверзе двери гробницы, и узрѣвъ Благодать Божию, сшедшую с Небеси на гробъ Господень, во образѣ огненнѣ, и огню ходящи по гробу Господню, по доске мраморней, всѣми цвѣтами аки молния с небеси, и паникадиломъ всѣмъ стоящимъ, верху гроба Господня без огня и видѣвше вси людие, таковое чюдо человеколюбие Божие, многие слезы испущающе, и радостию великою воозрадовашася.
Патриархъ же Софроний, вниде единъ в пределъ гроба Господня, имѣя во обоихъ рукахъ свѣщи многия, и приступилъ ко гробу Господню, в край гроба Господня и изыде огнь из гроба Господня аки молния на патриаршеския руки, и абие загорѣшася свѣщи в рукахъ патриаршескихъ пред всѣми людми. Сподобижъ Господь Богъ и насъ видѣти таковое человеколюбие Свое.
Тут же над гробомъ христианское паникадило загорѣлося, патриархъ же изыде ис предѣла от гробницы имяше во обоихъ рукахъ свѣщи горящыя много, и посторонь того предела ста на высокомъ мѣсте, иже бѣ ему на то учинено. Народ же окрестъ его стояше, и от руки его взимаху огнь христианѣ, и зажигаютъ по всей церкви по всѣмъ мѣстомъ свѣщи и поникадила, и понесутъ тотъ огнь по домомъ своимъ, и держатъ во весь годъ.
Еще же дивно о Святомъ Огни повѣдати, которы изнесе патриархъ из гроба Господня на свѣщахъ незжетъ онъ в патриаршескихъ рукахъ рукъ человеческихъ развѣ свѣщи, и какъ христиане от патриарха свѣщи возмутъ, и онъ у нихъ станетъ как и прочий огнъ горѣть.
А латыне и вси еретицы ихъ игумены и попы взымаютъ огнь от христианского кадила зажигаютъ. А патриархъ имъ от своихъ рукъ свѣчь и огня не даетъ и от нихъ оудаляется и совѣту с ними не творятъ.
И пойде патриархъ со христианы по Святымъ церквамъ и по Святымъ мѣстамъ со слезами Богу моляся, и потомъ во свою церковь Воскресения Христова, и паки чтецъ начнетъ паремьи чести, и поряду начнутъ пѣти Божественную Литоргию в нощи.
Отпустиша же ю во вторы часъ нощи, по Божественнѣй же Литоргии сѣде патриархъ в церкви со христианы, и вкуси мало хлѣба и мало вина испи с водою, и намъ же грѣшнымъ вкусившимъ и испившимъ такожде. И потомъ начаша чести дѣяние апостольское. Церковь же Великая дѣломъ мудра зѣло. И вся муси его оутварена, и златомъ подписана, а гробъ Господень покрытъ доска мраморная ничемъ не подписана.


На сайте имеется более ранняя публикация по данной теме, включающая в себя части ещё из двух глав книги: aksinfos/pagebook/velikaya_subbota.html
Кто имеет желание самостоятельно провести анализ текста, могут скачать фотокопии страниц из двух разных книг. Исследование текста проводилось по первой книге.
1. Книга: Паломничество во Святую землю. (38 мб) скачать
2. Книга: Паломничество во Святую землю. (26 мб) скачать

Теперь следует сопоставить описанное в книге, с тем, что совершается в Великую Субботу ныне.

1. ...В той же день Великия Субботы, заутри внидутъ поганыя турки и янчарѣ в церковь ко гробу Господню, и погасятъ вся кандила гарящая, по всей церкви и по предѣломъ, и над самим гробомъ Господнимъ. Ни единаго не оставятъ со огнемъ...
Ныне так же гасят все свечи и огни в храме.

2. ...А церковь малую иже над гробомъ Господнимъ, запечатаютъ своею печатью, и стражи приставятъ у дверей гробницы. А патриархъ с христианы идетъ во свою церковь к Воскресению Христову, и тамо молятся со слезами ждутъ знамения Божия с Небеси...
Здесь, с натяжкой некоторой, можно сказать, что практически так же происходит. Единственно, не могу сказать, поскольку сам не наблюдал, постоянно ли присутствует стража возле опечатанной Кувуклии с момента погашения всех свечей и огней до момента вскрытия печатей.

3. ..За два часа до вечера, приидетъ аки солнце, в Великую церковь и в ней покровенное мѣсто, в большой церкве над гробомъ Господнимъ… И станетъ лучь от солнца на крестъ иже внутрь, Великия церкви крестъ во гробницѣ, над гробомъ Господнимъ и в пределехъ узревшее патриархъ лучь Божественны Знамения, и вземъ Евангелие и крестъ, и свѣщу без огня и пойде патриархъ в боковыя двери…
Здесь стоит отметить один факт …За два часа до вечера… То есть служба начинается не с утра или с обеда, но за два часа ДО ВЕЧЕРА. Причина такого времени указана в тексте явно и без возможности толковать двояко.
Ныне же, патриарх со свитой прибывает в Великую церковь днём, даже до полудня. При этом, не обращаю внимания ни на какие падения солнечных лучей и не дожидаясь вечернего времени.

4. …и пойде патриархъ в боковыя двери; сирѣчь в сторонние, от старыя трапезы, ко гробу Господню, и за нимъ игуменъ арменский со армены, за ним же идутъ гофти дахабѣжи, и несториане, и прочия еретики со всѣми попами...
Ныне же, как то показывают по телевидению, видим как люди одетые в священнические одежды (не поворачивается язык назвать таковых священниками) устраивают потасовки ради первенства хода. Хотя в тексте книги явно указано, что первым идёт патриарх, а уже за ним остальные "христиане", со своими "священниками".
Нам же часто показывают ссору представителей двух церквей - армянской и греческой, которые постоянно воюют за первенство

5. ...И пришедъ патриархъ ко гробу со христианы, и обыдоша трижды кругомъ престола гробницы молящееся Богу со слезами...
Ныне видим, что так же обходят вокруг гроба Господня с молитвами, но уже не только христиане, но и еретики (ранее перечисленные) принимают участие в этой молитве и в этом шествии. Что является весьма серьёзным нарушением апостольских правил о запрете молитвенного общения с еретиками и отлученными.

6. ...Патриархъ же ходя кругъ гроба Господня, пояше стихѣры днесь адъ стеня, вопиетъ, нам же всѣмъ плачющимъ, и не могохомъ воздержатися от слезъ.
Пришедшеджъ патриархъ к дверемъ церковнымъ ко гробницѣ, и повелѣ туркомъ, предѣлъ над гробомъ Господнимъ отпечатати…

А вот с этого момента начинаются самые сильные расхождения. Как видим, из сказанного, что патриарх не входит в Кувуклию, поскольку она запечатана. Потому то и не происходит ритуала его разоблачения, проверки на наличие зажигалок, спичек и прочих огнеопасных предметов. Но здесь самое главное - он в Кувуклию не заходит вообще. До самого момента схождения Благодатного огня находится снаружи. То есть вся служба происходит исключительно на глазах у верующих христиан. И только по окончании служения и моления даётся команда охранникам-туркам снять печати с Кувуклии.

7. …и повелѣ туркомъ, предѣлъ над гробомъ Господнимъ отпечатати, онижъ отпечатавши церковь, патриархъ же отверзе двери гробницы, и узрѣвъ Благодать Божию, сшедшую с Небеси на гробъ Господень, во образѣ огненнѣ, и огню ходящи по гробу Господню, по доске мраморней, всѣми цвѣтами аки молния с небеси…
Заметьте разницу - ни кто в Кувуклию, до момента схождения Благодатного огня даже не имеет возможности войти! Поскольку она опечатана. Ни кто внутрь не допускается. Потому-то и называется это чудом и Благодатию Божией, поскольку является без присутствия (участия) человека. Всё что необходимо - только искренняя и сердечная молитва ко Господу нашему Иисусу Христу от православных христиан и истинного патриарха.

8. ...Патриархъ же Софроний, вниде единъ в пределъ гроба Господня, имѣя во обоихъ рукахъ свѣщи многия, и приступилъ ко гробу Господню, в край гроба Господня и изыде огнь из гроба Господня аки молния на патриаршеския руки, и абие загорѣшася свѣщи в рукахъ патриаршескихъ пред всѣми людми...
Вот только когда допускается патриарх внутрь Кувуклдии!!! Когда сняты печати и на гробе Господнем и зримо чудо схождения истинно Благодатного огня.
И далее: патриарх взяв свечи заходит внутрь, где уже есть огонь! И огонь переходит ему на РУКИ и потом на свечи и они возгораются. И это происходящее чудо видят все присутствующие.
А ныне! Разоблачают патриарха, закрывают его с ваткой внутри Кувуклии и по прошествии некоторого времени он выходит оттуда с сообщением, что огонь сошёл. И в качестве доказательства своих же слов, предъявляет горящую ватку. А об отсутствии огня, на руках такого патриарха, даже и не предлагаю размышлять. Слишком черны они, что бы Благодатный огонь мог на них находиться.

9. ...Тут же над гробомъ христианское паникадило загорѣлося
Этот момент - чудесное возгорание паникадила над гробом Господним, вообще ни как не проявляется, ни указывается и вряд ли кто о нём вообще знает и разумеет. Да видимо и некогда о такой "мелочи" думать. Ватку горящую надо срочно выносить, пока не потухла.

10. …патриархъ же изыде ис предѣла от гробницы имяше во обоихъ рукахъ свѣщи горящыя много, и посторонь того предела ста на высокомъ мѣсте, иже бѣ ему на то учинено. Народ же окрестъ его стояше, и от руки его взимаху огнь христианѣ, и зажигаютъ по всей церкви по всѣмъ мѣстомъ свѣщи и поникадила…
Сколь разительно отличие происходящего ныне, от того, как Чудо сие совершалось в те дни. Теперь же, патриарх выйдя с горящей ваткой, поджигает свечи всех, рядом присутствующих. Видимо из боязни что ватка потухнет. Потому и нет времени переходить на возвышение, которое должно быть специально для этого момента устроенное.
И самое главное - свечи христиане зажигают …от руки его взимаху огнь… Именно ОТ РУК, поскольку войдя в Кувуклию и поднеся свечи ко плите над гробом, на которой и блистает Благодатный огонь, огонь переходит сначала на РУКИ патриарха, а уже потом на свечи. Потому и христиане, зажигают свои свечи от Благодатного огня, что на руках патриарха, а не от огня свечи. Поскольку это действительно чудо Божее и именно для истинных христиан.

11. …Еще же дивно о Святомъ Огни повѣдати, которы изнесе патриархъ из гроба Господня на свѣщахъ незжетъ онъ в патриаршескихъ рукахъ рукъ человеческихъ развѣ свѣщи, и какъ христиане от патриарха свѣщи возмутъ, и онъ у нихъ станетъ как и прочий огнъ горѣть…
Есть такие россказни, что огонь свечи зажжённой от Благодатного огня первые несколько секунд не жгёт. И здесь ошибочка выходит. Не жжёт лишь тот огонь, что на руках патриарших и тот, что в его руках на свечах светится. А как только зажгут свечу от такого огня, так и станет такой огонь свечи, как и прочий - гореть и жечь как и обычный огонь.
И именно этот самый, Благодатный огонь, что на руках патриарха и есть тот самый - неопаляющий (необжигающий). А вовсе не тот, от которого сгорают свечи.

12. ...А латыне и вси еретицы ихъ игумены и попы взымаютъ огнь от христианского кадила зажигаютъ. А патриархъ имъ от своихъ рукъ свѣчь и огня не даетъ и от нихъ оудаляется и совѣту с ними не творятъ...
И снова видим разительное отличие современного действа от того, как то совершалось в давние времена.
То, что происходит ныне, серьёзнейшее нарушение. Патриарх, выйдя из Кувуклии, поджигает все свечи подряд, не взирая кто перед ним, еретик или истинный христианин. Хотя как сказано в книге …патриархъ имъ (еретикам) от своихъ рукъ свѣчь и огня не даетъ… И более того, …и от нихъ оудаляется и совѣту с ними не творятъ…
За сим, делаю вывод, коль раздаёт "патриарх" сей огонь всем подряд, и даже явным еретикам, то ватку сию он сам и поджёг. А значит и распоряжается этим огнём имеет право на своё личное усмотрение.

Если теперь собрать воедино то как было раньше и как происходит ныне, то можно вполне уверенно сказать, что Благодатный огонь не сходит. И видимо уже давным-давно не сходит.
Я не имею мысли утверждать, что схождения Благодатного огня не происходит вообще. Но могу лишь, на основании исследования текста говорить, что именно в это время, и в этом месте, и по молитвам этого "патриарха" схождения Благодатного огня не происходит. Потому и приходится устраивать такое театральное представление - закрывать "патриарха" в Кувуклии с ватой, что бы создать иллюзию чуда. А иначе, зачем там внутри, в Кувуклии, вообще нужен человек?
Да и все последующие действия явно указывают на театральность всего происходящего. Более похожее на сборище огнепоклонников, чем на собрание верных Христиан.

И поклонитися звѣри первому. Ему же целена бысть язва смертная и сотворитъ чюдеса велия. Да и огнь сотворитъ сходити с небеси на землю пред человекы
(Апок., гл. 37 стих 164)

Послесловие.

Имею некоторые мысли, почему раньше вся служба происходила вечером.
Дабы ни кто не мог указать, что схождение Благодатного огня, есть оптические манипуляции с солнечными лучами, благодаря которым удаётся разжечь огонь.
Огонь - как символ схождения Христа во ад! Свет поражающий тьму, до самых её глубин преисподних. Это торжество Благодати Божией изливаемой на всех верных! И потому патриарх, если он истинный, то и Огонь Благодатный не станет отдавать на поругание и осквернение еретикам. Достаточно им и того огня, который от лампадки зажгут. Будет это как назидание им, дабы не тешили себя иллюзиями, что огонь адский не жжёт.
Так же, странным выглядит ситуация, что человек, пусть даже именующий себя патриархом, имеет дерзновение, находится в Кувуклии, в момент схождения Благодатного огня. Это равносильно тому, как если бы кто из апостолов вознамерился проникнуть в гробницу, затворённую камнем, дабы видеть происходящее в ней, после погребения Господа нашего Иисуса Христа.
Истинный Благодатный огонь, есть чудо Божее, совершаемое в тайне, невидимо и непостижимо для человеческого понимания. И не требует ни участия, ни присутствия человека.

03.05.17

(Статья была написана в 2017 году, но по некоторым причинам, с публикацией пришлось повременить.)