ГЛАВНОЕ МЕНЮ
СТАРИННЫЕ КНИГИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИТИКА
КОНВОЛЮТ

 


Книга "ЗЛАТЫЙ БИСЕР".
Размышления о перстосложении.

   Небольшое исследование вопроса о двуперстном сложении на основе текста книги "Златый бисер". Написанной старообрядцем Поморского согласия - Михаилом Ивановичем Вышатиным.

+

Сия Никонъ въ скрижали; въ словѣ о еже киими персты воображати крестъ; от глагола несториянъскимъ разделениемъ.
Сам же он тремя персты рече; явѣ возвещающее тоя Святыя Троицы, равеньство, и соединение, въ купѣ и несмѣшение. Равенство убо; зане яко во Святѣй Троицѣ нѣсть первое, и посьлѣднее, ниже болѣе и мние. Но цѣлы три Ипостасии Соприсносущныи суть Себѣ и равны, сицѣ и въ тѣхъ трехъ перстахъ. нѣсть болшаго ни меньшаго но вси равеньство имутъ. И паки соединением же тѣхъ перстовъ въ купѣ, единосуществие; рече, исповѣдаем, оныя Святыя Троицы.
И паки ниже. Да не отлагаем оба Таинства первыми великими перьсты исповѣдовати Святыя Троицы глаголю и смотрение Бога Слова. Тѣмъ же от сицѣваго новоучительства никонова всякъ вѣрный опасатися должно есть сицевыхъ ради винъ.
ПЕРВОЕ Еже онъ Отецъ преданьное в перьстахъ православное исповѣдание. Добрѣ исповѣдающее триеми персты Таинство Святыя Троицы; двема же Воплощения Сына Божия. Оглаголя, несторианьским раздѣлениемъ.


ВТОРОЕ. Вознепшева не числомъ и совокуплениемъ токмо триехъ перстовъ исповѣдовати Таинства Святыя Троицы новомудръствовати не постижимое равеньство Божественных Испостасей возъмнѣным от него равенством, неравных перстовъ, триехъ перстовъ, явѣ возвѣстити. Каковаго лишьше умствования у богословцевъ необретается предано.
ТРЕТИЕ. Тѣм же треми перьстами. Смотрение; еже есть Воплощение; Бога Слова, исповѣдати, проповѣдает тыя же воедино совокупивъ Единосуществие исповѣдает, идѣже в таковомъ его исповѣдании воплощение Сына Божия. Въ совокуплении триехъ перстов едино существеннѣмъ Святыя Троицы образовании сьлиятелно образуется. И не знамѣнуется ту оба естества Христова но едино показуется.


Рцы же и вы соединяющии великий перстъ, сий есть палецъ, со двѣма малыми послѣдними велие неравенство, и разстояние мѣстное мѣжду себѣ имущими, како; можете исповѣдати Таинство Святыя Троицы, Присносущныя и Равнославныя, неприличнымъ воистину всячески изображениемъ первообразнаго, идѣже нѣсть; первеньства, ниже послѣдьства, якоже выше рекохомъ, и ниже большенствав, ниже мѣншеньства, во оного естествѣ; ниже. От онуду же всякому весма извѣстно есть, яко равьными и подобными перьсты, къ себѣ же и другъ къ другу. Святая Соприсносущая Сопрестолная и Равнославная Троица почитается, а не равными, и не подобьными къ себѣ же и другъ къ другу, зане како бы образъ былъ первообразнаго, неспасаяй пообразное…

+

Рассматривать приведённый текст в качестве догматического учения ни в коем случае нельзя. Причиной тому является тот факт, что в данном повествовании физическое сложение пальцев предлагается принимать как некий тайный знак, наделённый "спасительным" и "правильным" свойством. Постановка вопроса именно в ключе наделения тайным смыслом какого-либо плотского (физического) расположения частей тела относительно друг друга, сродни обрядоверию.
Из предложенного "обоснования" двуперстного сложения, можно понять, что проблема, не столько в количестве пальцев при сложении, а в их… размерах относительно друг друга и видимого расположения. Который из них ближе ко краю ладони, а который далее от края. Что и вызывает у автора книги, желание наделить пальцы разными "уровнями" свойств.
Таким образом, можно вполне обоснованно утверждать, что проблема двуперстного или трёхперстного сложения скорее произрастает не из богословских рассуждений, а из чисто анатомических аспектов человеческого тела. Большей глупости и более лукавого повода для устроения разлада и раскола по прчине телесных ущербностей, сложно придумать. Только сам сатана лукавый, змей древний, мог так затуманить и соблазнить верующих на столь глупые и ни чем не обоснованные распри, не имеющие ни какого, даже малейшего отношения к исповеданию веры Христианской.

Если следовать логике ревнителей двуперстного сложения, то три перста не сложенные с двумя совокупленными вполне могут "знаменовать" Троицу Единосущную. Знаменовать же Таинство Воплощения Сына Божия так и останутся два соединённых перста. Но, поскольку, в триперстном сложении, три перста "знаменуют" Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, то два оставшихся, вполне можно принять как "знаменование" вочеловечение Христа. И такое положение и соединение двух оставшихся пальцев, при трехпертсном сложении, более символично. То есть "знаменует" земное воплощение, отличное от Небесного непостижимого Единства и нераздельности Троицы.
Более того, поскольку два перста не соединены, но просто совместно сложены, то такое расположение вполне указывает на неслиянность тела и Духа Божия, но на Богочеловеческую природу Христа.
Таким образом, в троеперстном сложении одновременно исповедается и Единство и Нераздельность и Единосущность Троицы святой, и так же исповедуется Таинство Воплощения Христова. Чего ни как не получится двуперстным сложением.
Попробуйте сами сложить двуперстное сложение и посмотреть, есть ли в таком сочетании что-то исповедующее Троицу Единосущную и Нераздельную.
Однако, эти мои рассуждения о "знаменовании" и другие, подобные им, не имеют отношения к исповеданию Христианской веры. Это равносильно тому, как утверждать, что иконы исцеляют, искушения спасают, а доброделание спасает на мытарствах.
Все эти "наставления" о том, что и как "исповедуется" и "обозначается" в сложении пальцев - суть есть впадение в обрядоверие, вера в символы и знаки и желание превратить обычай, в некую "священную" догму.

2019-09-02