ДАТИРОВКА В ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯХ.

Провести исследование темы летоисчисления возымел целью, после того, как года 3 назад взялся за чтение и изучение книги "Знамения пришествия антихристова и кончины века".
Причиной такого желания послужила вот эта строка:
...в лето от сотворения мира 7261, от Рождества же по Плоти Бога Слова 1752, индикта 1. Месяца Септемврия...
Если из 7261 вычесть 1752 получим дату Рождества Христова — 5509 год. Я же был уверен, что Воплощение Иисуса Христа было в 5500 году от сотворения мира.
Основанием для такой уверенности были утверждения Святых Отцов Церкви и записи в церковно-служебных книгах. Например: в Святцах патриарха Иосифа записано ...Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду..., в книге «Цветник аввы Дорофея» так же указывается год Рождества Христова как 5500-й, и т.д.

Однако приступить к сему вопросу так всё и не удавалось. Пока в ходе текстологического исследования текста книги «Апокалипсис», в одной из рукописей «Апокалипсис. Второй список», где сразу после окончания текста Откровения,

было записано толкование священномученика Ипполита Римскаго, на стих СНЕ (255) Глава Ѯ (60) Слово К (20).
В сем толковании были вот такие строки:
...И по отрѣшении же реченному размыслим, рече Евангелистъ (Иоанн) яко связа диавола на тысущу лѣт. От нелѣ же бысть связание его, от вшествия въ адъ Господа нашего Иисуса Христа, в лѣто пяти тысущное, и пятсотное и тридесят третие... (5533)
(Почему именно этот стих и толкование именно Ипполита Римскаго было записано после основного текста, сказать не могу. Но есть некоторое предположение, о котором поймёте прочитав далее.)

Но не сам факт наличия такой записи меня заинтересовал, а то, что год вшествия Христа во ад указан как 5533. Таким образом, можно сказать, что дата рождения Иисуса Христа есть 5500 год. И если учесть, что Святой Ипполит Римский жил примерно в период с 170-го по 236-й годы, что весьма близко ко времени написания самой книги «Апокалипсис», то такое «дополнение» к основному тексту книги толкования богослова-ересеолога скорее есть указание на истинную дату, когда Христос был распят.
Более того, благодаря такому указанию, можно высчитать и дату Рождения Христа — 5500 год от сотворения мира. Так в книге «Око церковное», в главе 32 написано: «Господь наш Исус Христос распялся в лето 5533-е, марта 30, в 6-й час дня». В книге «Кормчая», на 1-м листе главы «О Вселенских и Поместных Соборах» сказано, что Первый Вселенский Собор состоялся в 318 году от Рожества Христова и 5818 году от Сотворения мира, что даёт точную дату Рожества Христова – 5500 год.
Таким образом: 5500 год от сотворения мира можно принимать за истинную дату Христова Воплощения.

Теперь, если вернуться к строке из книги «Знамения пришествия антихристова» получаем дату рождения Христа 5509 год.
Что бы убедиться в том, что это не простая ошибка переписчика или наборщика в типографии, я решил найти ещё рукописи, в которых были бы явно указаны даты как «от сотворения мира» и соответствующие им «от Рождества Христова». И вот что обнаружил:

1. «Акафисты и каноны» Киев. Дата: ...от сотворения мира ЗСѮВ (7262), от Рождества же по Плоти Бога Слова АѰНД (1754)... 7262-1754 = 5508
2. «Анфологион». Москва. Дата: ...от сотворения мира ЗСS (7206) от Христова же Воплощения АХЧЗ (1697) - 5509
3. «Блаженный Петр Хрисолог. Поучительные слова. ч.1». Москва. Дата: от сотворения мира ЗТГ (7303) от рождества АѰЧД (1794) - 5509
4. «Минея июль» Москва. Дата: в лето ЗРНА (7151) от Р.Х, (1646) - 5505
5. «Беседы на Шестоднев». Москва. Дата: 7 тысущ РѮД (7164) от воплощения АХНS (1656) - 5508
6. «Библия Московская» Москва. Дата: ЗРОВ (7172), от воплощения АХѮГ (1663) - 5509
7. «Евангелие учительное». Дата написания: от лета ЗЛА (7031). Книга датируется 1524-м годом. - 5507
8. «Евангелие учительное» Москва. Дата: от лета ЗРМА (7141). Книга датируется 1633-м годом. - 5509

Даже из приведённого краткого перечня книг, можно заметить, что даты имеют расхождение в 10-ть лет!!! От 5500 до 5509.
Причина такой разницы состоит в том, что при датировке рукописей и типографских изданий использовались разные летоисчисления. Например:

Александрийская — 5501 год до н. э., а также 5472 год до н. э. или 5624 год до н. э. Была основной хронологией в Византийской империи до IX века.
Антиохийская — 5969 год до н. э.
По Феофилу 5515 год до н. э., а также 5507 год до н. э.
По Блаженному Августину 5551 год до н. э.
Византийская (константинопольская) — (21 марта 5508, а впоследствии 1 сентября 5509 года до н. э.)., Начиная с VII века постепенно стала хронологической системой во всём православном мире. Эта эра была также введена и в России, где система использовалась с XI века до её упразднения в 1700 году Петром I.
По Ипполиту и Сексту Юлию Африканскому (греческая) 5500 год до н. э.

Однако, использование разных вариантов датировки рукописей приводит всего лишь к неправильному указанию даты издания, и не более. Глубинная же суть данной проблемы кроется в другом — зачем вообще было сформировано столько разных вариантов и систем летоисчисления?
Казалось бы, споров об истинности той или иной даты велось много и ведётся до сих пор. К единому мнению так и не пришли. Кроме того, нет ни в тексте Библии, ни в правилах и постановлениях Семи Вселенских Соборов, ни в Апостольском предании ни каких указаний на дату рождения Иисуса Христа. И казалось бы споры должны стать беспредметными и утихнуть, но... этого не происходит.
И причина такого положения, как мне думается, кроется как раз в желании создать искуственно эту проблему. Желание некоторой «группы лиц» скрыть или исказить истинную дату Христова Воплощения для того, что бы отвлечь от духовного восприятия Слова Божия, к плотскому размышлению и поиску "контрольных временных точек" в пророческих предсказаниях. Для чего именно такую проблему вдруг возвели в ранг чуть ли не канонического порядка, попробуем разобраться.

Есть вот такое логическое разумение. (Не моё :-) ): Почему 5508 год предпочтительно считать истинной датой? Бог сотворил человека на 6-й день. А 1000 лет для Бога как один день. Соответственно, дата 5500 логически более правильно будет соответствовать середине 6-го дня. Но для более удобного расчёта по индиктам, к 5500-м годам добавили 8 лет, и в итоге получили «дату рождения» Христа - 5508 год.
(Согласитесь, логично было бы предположить, что +/-8 лет на отрезке в 5500 лет не выйдут за рамки статистической математической погрешности. Опять же если логически!)

Второй вариант. Уже не логический а духовный, который как раз и показывает, зачем, кто и почему занимался искажением летоисчисления.
Источник:
http://urokirus.com/online/booki/anonim-dve-biblii-dva-puti/
10816-nachalo-voiny.html
(приводится с сокращениями)

...Святые апостолы, исполненные Духа Святого и разумения сокровенного, тайного смысла Библии, отправились в разные страны проповедовать Христа. Они – эти духовные рыбари, ловцы душ человеческих во спасение – уловляли и пленяли людей не только силой чудес и знамений, а – и это самое главное – разсуждающе писания, аще суть сия тако (Деян. 17, 11), сказуя писаньми Иисуса быти Христа (Деян. 48, 28). Они, имея ум, отверстый к разумению писаний, указывали на те явственные пророчества о жизни Христа, которыми изобилуют священные тексты. Но они не только доказывали от писаний, что подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день (Лк. 24, 46), а и указывали время Его жизни как на всем очевидный и бесспорный факт исполнения Данииловых седмин и Адамова предания, следовательно, время Мессии уже пришло и прошло и нечего сомневаться и продолжать ждать его...
...И если некоторые из слушающих, не находя противоречия в словах апостолов Священному Писанию, а видя, что, действительно, все сроки истекли и все Священное Писание дышит Благовестием Христовым, становились верующими, последователями апостолов, то некоторые, ложно понимавшие образ Мессии – Мессии не как помазанника Божия, искупителя и спасителя всего рода людского, а Мессии как избавителя евреев от очередного, теперь уже римского рабства, который сделает их властителями всех языков и племен, даст им власть над всем языческим миром, не только не верили апостолам, а и всячески старались помешать их Благовестию...
...И вот наступил год 5578 (70 год н. э.), когда римские войска императора Веспасиана, возглавляемые его сыном Титом после длительной осады ворвались в Иерусалим и предали его огню и мечу, разрушили весь город, сожгли храм, не оставили камень на камени (Мк. 13, 12), умертвили почти всех его жителей, а оставшихся взяли в плен. Исполнилось пророчество Христа, исполнилось пророчество Даниила о том, что после жизни Мессии град же и святое разсыплется со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе (Дан. 9, 26)...
.фарисеям и книжникам ничего, совершенно ничего нельзя было возразить христианам, никак уже нельзя было «отсрочить» приход Мессии на грядущее время...
...желая оправдать себя в глазах своих «овец» и найти способ борьбы с этим неотразимым всемирно христианским библейско-историческим оружием – календарем, берутся за уничтожение – искажение Священного Писания.
В результате этой правки, пророчества о Христе исчезают из Священных книг и летоисчисление сокращается; после чего у них в руках обретается основание для борьбы с верой в Истинного Мессию Христа – свое, отличное от предшествовавшего ему еврейского и переведенного с него греческого, писание, по которому Иисус Христос не может быть Мессией ибо еще не средина шестого тысячелетия. Адамово устное предание не исполнилось, так как Иисус родился в 3753 году – и потому Иисус Христос не может быть Мессией, так как Данииловы седмины не только не закончились, а еще будут очень долго длиться...
...духовно-пророческое созвучие жизни патриархов, начала Ветхого Завета, 50-летних кругов с годами жизни Иисуса Христа, есть одно из убедительнейших доказательств того, что Он – Мессия. И это доказательство стало причиной не только упразднения фарисеями Христа-Мессии через сокращение своей хронологии, а и причиной ещё и того, что они же посеяли семена сомнения в реальной историчности этой даты (5500 г. Боговоплощения) в сердцах многих христианских богословов как первых веков христианства, так и современных профессоров-историков...
...ибо уменьшить 5500 или увеличить его хоть на несколько лет ведет к тому, что годы отпущения и оставления будут падать на иные исторические события или даже на иные 50-летние круги. А потому мы считаем, что рождение патриарха Авраама в 3334 г. от Адама (см. табл. 1), начало Ветхого Завета в 3-месяцах 3 и 4 днях, и совпадение 33-го и 34-го кругов с концом земной жизни Спасителя, как ничто другое, свидетельствуют против всех этих иных, – не 5500 года, дат...

Что можно добавить к тому? Наверно то, что если принять дату 5508, то в таком случае возникает несоответствие с одним членом (предложения) из Символа Веры - «распятый за ны при Понтийском Пилате» - истинным событиям. Как тут не вспомнить множество «пророчеств», что появились ныне о том, что знамением скорого пришествия антихриста будет изменение Символа Веры. Ведь не сказано, каким будет это искажение — форменным (изменением состава слов самого Символа Веры) или скрытым (изменение смысла и сути одного или нескольких членов Символа Веры).

«Постскриптум»

В качестве заключительного слова, хочу предложить некоторые размышления.
Для начала вернусь к стиху СНЕ (255) Глава Ѯ (60) Слово К (20):
И видѣхъ аггелъ с Небеси сходящъ, имущь ключ бездны и желѣзно уже велие в руцѣ его и ятъ змия и змию древнюю, еже есть дияволъ и сатана, и связай на А(1000) лѣтъ и в бездну затвори и запечатлѣ о немъ. Да не прельститъ к тому языкъ дондеже скончается ҂А (1000) лѣтъ. И по сихъ подобаетъ ему отрешену быти в мало лѣтъ.

Здесь можно обозначить три конкретных периода: ...И связай на А(1000) лѣтъ и в бездну затвори и запечатлѣ о немъ.… И далее самый важный момент: ...Да не прельститъ к тому языкъ дондеже скончается ҂А (1000) лѣтъ...
Из этих строк можно сделать вывод, что будет лукавый заточён на 1000 лет когда не будет иметь возможность своими соблазнами и лукавством прельщать народы. Но, по прошествии 1000 лет, такая возможность у него появится. Потому и сказано, что не прельстит пока не скончаются 1000 лет.
И уже потом, по прошествии первого 1000-летнего периода заточения, появится у змея возможность для соблазнов и прельщения народов в течении следующих 1000 лет, и только после этого и будет отрешён от заточения змей, но лишь на малое количество лет. При этом, оба периода по 1000 лет каждый, змей так и будет находиться в бездне... А вот освобождение он получить лишь на малое время...
...Таким образом, с момента схождения Духа Святаго на Апостолов и до Второго Пришествия Христа пройдёт 2000 лет плюс ещё небольшой период... А вот каким будет в годовом исчислении сей малый период - не указано!

Вот и ещё одна причина для искажения летоисчисления — помешать определить, хотя бы приблизительно, время Второго Пришествия Христа.
Таким образом, если взять за основу расчётов вот эту фразу из толкования: От нелѣ же бысть связание его, от вшествия въ адъ Господа нашего Иисуса Христа, в лѣто пяти тысущное, и пятсотное и тридесят третие
то 5533+1000+1000=7533 (2033 год.)
С учётом ошибки, то по новому стилю это будет 2025 год. Теперь осталось найти величину ...в мало лѣтъ... о которой имеются указания о следующих сроках:

...и град святый поперутъ М(40) месяцъ и два месяца... стих РФК (129) Слово I (10) Примерно 3,5 года.
...Дамъ обѣма свѣдѣтелема моима прорицаета в тысящу и С(200) и М(40) днии... стих РЛ (130) Слово I (10) Примерно 3,5 года.
...И жена бѣжа в пустыню, идѣже мѣсто уготованно тамо от Бога да ту питают ю ҂А (1000) дний и СОИ (278)... стих РМЗ (147) Слово АI (11) примерно 3,5 года
...Идѣже препитана быша то время, и времена и пол времен от лица змиина... стих РНВ (152) Слово ВI (12) Возможно 1,5 года или 3,5 года, если «времена» это несколько лет во мн.числе, т.е. 3, а пол времени пол года.

Нет возможности утверждать, что приведённые для примера строки из книги "Апокалипсис" указывают именно на тот самый последний период в ...мало лет... Процитировал их с одной целью - показать, что ...мало ле...т может исчисляться буквально несколькими годами. А значит надо быть очень и очень бдительным, а не пытаться искать дату ради более "качественно" подготовки ко Второму Пришествию Христову.
В можно предположить, что период самых трудных испытаний будет длиться 3,5 года. Это, вероятно, самый короткий возможный временной отрезок. Однако не факт, что эти 3,5 составляет всю величину ...в мало лѣтъ... Потому как и ... град святый поперутъ... 3,5 года при этом сказано, что ...Церковъ Божию, и олтарь и кланяющаяся в Ней. И дворъ сущий внутрь Церкве изнеси вонъ, и не измѣри его... можно предположить, что эти 3,5 года не относятся к тому периоду, когда ...жена бѣжа в пустыню, идѣже мѣсто уготованно тамо от Бога да ту питают ю ҂А (1000) дний и СОИ (278)... и в реальности, период ...в мало лѣтъ... может составить не 3,5 года, а — 7 или может даже более лет.

Проведём примерное вычисление:
5533+1000+1000=7540-й год
В правильном (Рождество Христово в 5500 году) летоисчислении — 2040. С учётом ошибки (искажения) в 8 лет — 2032 год.

Мне могут возразить, дескать сказано …О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец... (Мк., 13:31—32), однако я не собираюсь строить умозаключения по фарисейскому принципу (закваске), что мол речь идёт о дне и часе и только. Посему скажу немного проще. Пример с вычислением даты Второго Пришествия Христова привёл лишь с одной целью, что бы показать, что даже зная точную дату, вам это не поможет ни чем. А вот навредить может, поскольку все ваши мысли и чаяния перейдут на земное ожидание, телесное спасение.
О том ли надо думать, что и когда случится с миром, когда не ведаем, что случится с нами в следующую секунду?

...Блаженъ чтый и слышай словеса пророчествия книги сия. И соблюдающеи написанная время бо близъ...
(Апокалипсис. Слово 1-е, глава 1-я стих 3-й)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ:

Книга: "Знамения пришествия антихриста и кончинны века"