ПРАВИЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДНЯ СОВЕРШЕНИЯ
ПРАВОСЛАВНОЙ ПАСХИ. ч.1

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – самый великий православный праздник. Это основа веры. Величайшая Истина, которую начали благовествовать апостолы. Посему, определение дня Православной Пасхи, есть весьма важный вопрос.
Приведу несколько цитат Святителя Иоанна Златоуста о том, каким правилом следует руководствоваться для определения дня Пасхи:

Нередко приходилось нам слышать высказывавшиеся некоторыми недоумения: почему это праздник Рождества Спасителя совершается в определенный день,… а с праздником Пасхи дело обстоит иначе? Это потому, что это таинство относится не к одному и, при том, какому-нибудь случайному дню, но его празднование падает на то именно время, которое удовлетворяет многим заранее определенным срокам.
Так, берется прежде всего первый месяц, первый месяц действительно первого времени, которое определяется весенним равноденствием. Притом, принимая первый месяц, мы должны обращать внимание и на первое время, которое самому месяцу сообщает название первого. И далее, кто берет первое время, должен обращать внимание на начало первого времени; начало же его не иное какое-либо, как весеннее равноденствие, как это я далее покажу. И вот, так как мы принимаем во внимание и первое время, и равноденствие, и вместе с тем четырнадцатый день луны, и кроме того три дня – пятницу, субботу и день Господень, причем нельзя бывает праздновать Пасху, если хотя одного из этих времен недостает, – то мы и не можем поэтому назначить один определенный день для таинства Пасхи, но, взяв вместе все эти определенные времена, отдельно определяем время спасительного страдания

Церковь содержит определенное время страдания Христа, весеннее равноденствие, четырнадцатый день луны, трехдневье: пятницу, субботу и Господень день. Ими мы пользуемся в данном случае и вполне законно, не новшеству какому следуя, но соблюдая по преданию от самого Моисея именно четырнадцатый день луны после равноденствия
необходимо напоследок сказать и о том, каким образом теперь делается определение времени Пасхи, как я и обещал в начале. Мы сказали, брат, что для времени страдания следует вместе брать и весеннее равноденствие, и четырнадцатый день луны, но не раньше равноденствия, и (пятницу) и субботу и день Господень. И вот, если когда-нибудь случится четырнадцатый день луны прежде равноденствия, мы оставляем его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия
И как мы видели, что, если четырнадцатый день луны случается прежде равноденствия, то мы пользуемся не этим днем, а соответствующим ему после равноденствия, так в свою очередь, если четырнадцатый день луны встречается с днем Господним, то мы не празднуем этот день Господень, как день воскресения, а берем следующий день Господень
(Слово седьмое на Святую Пасху. Иоанн Златоуст.)

По общепринятому мнению, церковный календарь-пасхалия был канонизирован на Первом Вселенском (Никейском) Соборе. Но, ни одно из 20-ти правил, принятых на Соборе, сие не устанавливает. Более того, ни в одном из них не говорится ни о каком виде или варианте расчёта даты Пасхи. Упоминание о том, что тема празднования Пасхи всё же обсуждалась, можно встретить в книге епископа и участника Первого Собора – Евсевия Кесарийского «О жизни блаженного Василевса Константина», где сказано, что на Первом Вселенском Соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и пришли к согласию, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время. И более ни чего. Видимо это описание и привело к ошибочному мнению, что именно на Никейском Соборе были приняты правила по вычислению даты Пасхи.

Доподлинно известно только то, что имеется 7-е апостольское правило, которое записано и гласит:
«Аще кто епископъ или пресвитеръ или диаконъ святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будетъ: да будетъ изверженъ от священнаго чина.»

На Соборе было предложено (именно предложено, а не предписано), дабы верующие могли праздновать Светлый Праздник Пасхи в один день, Александрийскому епископу вычислять дату заранее и сообщать о ней в Рим. (Как и сказано в книге Евсевия Кесарийского). Однако известно, что Александрийские священники никогда не утверждали, что Никейский Собор возложил на них это особое поручение или обязал использовать их способ расчёта даты Пасхи как правоустанавливающий. Другими словами, это предложение носило рекомендательный характер.
Почему именно александрийский епископ? Потому, как на тот период времени, когда проходил Первый (Никейский) Вселенский Собор, именно он пользовался особым уважением и являлся первым среди равных, что, в общем-то, и было отражено в шестом правиле Первого Вселенского Собора:
«Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому епископу сие обычно…»

Потому и привёл, в самом начале, слова Святителя Иоанна Златоуста, как самое первое из записанных правил по определению даты Пасхи. Более того, Святитель, не только подробно и полно объяснил, как и что следует использовать при расчёте, но и дал исчерпывающее пояснение к каждому пункту, основываясь на Священном Писании.
И так: ни в одном из постановлений семи Вселенских Соборов, ни в апостольских правилах не говорится и не предписывается, как рассчитывать дату Пасхи. Всё что касается самого способа расчёта, основывается на устном апостольском предании и впоследствии письменно засвидетельствовано Святителем Иоанном Златоустом.
Почему же сие правило вычисления должно использоваться нами для расчётов? По 91-му правилу Василия Великого, которое гласит:
Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления: а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно повредим евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи….
Что утверждает это правило? Как раз то, что именно по апостольскому преданию, нам следует вычислять дату Пасхи, как то делали и сами апостолы. Потому и нет ни каких других указаний по методу расчёта, что сие письменное наставление Святителя, берёт начало …от апостольского предания, по преемству в тайне

И так, если свести воедино все указания апостолов и Святых Отцов, то метод определения дня Пасхи будет выглядеть следующим образом:
1. Определяется день астрономического равноденствия.
2. После того, как будет определен день равноденствия, вычисляется ближайший к нему день, на который выпадает астрономическое полнолуние. При этом следует учитывать, чтобы день сей, был обязательно после дня равноденствия. (о чём как раз и утверждается в 7-м Апостольском Правиле)
3. Теперь же, обратившись к календарю, определяют ближайший ко дню полнолуния день Воскресный. (При этом следует учитывать, что если воскресный день наступает сразу после полнолуния, то необходимо брать следующий воскресный день, в силу того, что надобно сохранить трехдневье.)
4. Определив все три дня, следует проверить, не попадает ли определённый нами день Господень, с днём первого полнолуния. И если не совпадает, то считать сей день воскресный – днём празднования Пасхи. Если же совпадает, то берётся следующий день Воскресный.
5. Применяем апостольское правило 7-е.. Необходимо убедиться, что дата празднования Пасхи будет не ранее дня равноденствия.

Столь подробное описание метода определения дня Пасхи имеет своей целью, показать, что согласно сложившимся церковным правилам, день христианской Пасхи определялся с астрономического равноденствия, а не календарного. Более того, и по второй расчётной точке – полнолунию, так же предполагается именно астрономическое её совершение. И только третья расчётная точка – день воскресный, берётся уже из календаря.

Предвидя ваши вопросы о том, почему для определения даты Пасхи должно использоваться астрономическое явление и какие о том есть указания Святых Апостолов и Отцов Церкви или имеются ли какие документы принятые Соборно, постараюсь полно и подробно изложить суть исследования вопрошаемой темы немного позднее.

Прежде, вернёмся к одной сложности, возникающей из самой сути определения даты Пасхи – как сделать совместным празднование всеми церквами в один и тот же день Светлого Праздника. Эта проблема возникла сразу, как только Святые Апостолы отправились нести Благую весть во все страны и народы. Каким образом, не имея неподвижной календарной даты, праздновать её ежегодно и всем вместе в один день? При этом, находясь за многие и многие тысячи вёрст друг от друга, постоянно находясь в пути и, порой, не всегда имея возможность не только вести календарь, но и просто вести учёт дням и неделям.

Но Господь наш по мудрости Своей, положил поистине уникальную возможность иметь в любой точке земли такой единый ориентир – астрономическое явление. И где бы не находился верующий христианин, в каком бы уголке земли он не обитал, и каким бы календарём не пользовался, всегда есть возможность совместного празднования Светлого Праздника Пасхи.
Более того, второе астрономическое явление – полнолуние, так же не зависит от календарей и таблиц и посему может служить единым ориентиром всем верующим по всей Земле. Как тут не вспомнить слова Святителя Иоанна Златоуста о том, что …Церковь содержит определенное время страдания Христа, весеннее равноденствие, четырнадцатый день луны, трехдневье: пятницу, субботу и Господень день. Ими мы пользуемся в данном случае и вполне законно, не новшеству какому следуя, но соблюдая по преданию от самого Моисея именно четырнадцатый день луны после равноденствия…(Слово седьмое на Святую Пасху. Иоанн Златоуст.)

Воистину, мудрое решение, в качестве основания расчётов использовать не творение разума человеческого – календарь, но созданные Богом тела небесные и меру движения им, телам небесным, установленную от Бога.
Согласитесь, что использование дат календарных в качестве основания расчётов приведёт в конечном итоге к ошибкам в вычислении, (что в принципе мы сейчас и имеем) потому как календарь творение не совершенное, человеческое и посему содержит ошибки. Возможно, это ещё одна причина, почему нет документального подтверждения принятого правила о расчёте дня Пасхи. Именно потому, что нет смысла подтверждать то, что сам Христос, Своею смертию на кресте и Воскресением Своим показал нам …на то именно время, которое удовлетворяет многим заранее определенным сроком…(Слово седьмое на Святую Пасху. Иоанн Златоуст.)

И если есть такие, Богом установленные ориентиры, почему же тогда возникла ситуация, что в нынешнее время мы не имеем согласия в определении единого дня празднования Светлого Праздника? А причина тому – календарь. Точнее, не сам календарь, а то, что было предложено (заметьте – предложено, а не предписано к обязательному исполнению) опираться в данном вопросе, на расчёты александрийского епископа. При этом александрийская пасхалия, используемая в расчётах, основывалась на календарном способе определении даты Пасхи, а не на астрономических явлениях.
С этого момента и возникла ситуация, что дата Пасхи стала календарным событием. И уже не требовалось вычислять астрономическое равноденствие и смотреть на небо, дабы определить полнолуние, но достаточно было воспользоваться табличными правилами определения даты Пасхи и рассчитывать её по календарю.

Однако все эти горе радетели за календарь и календарную пасху не учитывают одного, что Александрийская пасхалия, как впрочем равно и другие не могли быть каноничными, поскольку являлись лишь инструментом, помогающим определить дату Пасхи. Сами пасхальные таблицы рассчитывались на определённые, конечные периоды. Далее их, продолжали эмпирически. Однако и составленные таким образом новые пасхальные таблицы заканчивались на начало 8-го тысячелетия от сотврения мира.
В связи с этим в 16-м веке по благословению архиепископа Новгородского Макария священником Агафоном была составлена новая пасхалия. В самом начале книги Агафон честно указывает, что сей круг миротворный (пасхалия) составлен на основании александрийских листов. Но не потому, что они эти листы каноничны или являются правилом, а всего лишь потому, что данная Александрийская пасхалия обсуждалась на Первом (Никейском) Соборе и была ПРЕДЛОЖЕНА в качестве основной при вычислении даты Пасхи.
В доказательство он приводит в своей книге множество текстов из писем и книг написанных уже гораздо позже Первого Вселенского Собора.
Главной задачей сего труда было продление пасхальных таблиц на 8-е тысячелетие, поскольку все и Александрийская и Римская и митрополита Зосимы и архиепископа Геннадия и Дионисия Малого и прочие, заканчивались до наступления 8-го тысячелетия.

ИНДИКТИОН ВЕЛИКИЙ
[великий (миротворный) круг], рус. название полного пасхального цикла в 532 года. Известен также под изопсефическим названием БЛЦБ (сумма числовых значений этих букв равна 532). По истечении И. В., представляющего собой комбинацию 19-летнего «лунного» (точнее, лунно-солнечного) и 28-летнего «солнечного» (точнее, недельно-високосного) циклов, даты христ. Пасхи, вычисленные по юлианскому календарю и правосл. пасхалии, повторяются в том же порядке. Составление таблицы на 532 года фактически означает создание «вечной» пасхалии. Однако такая таблица является очень громоздкой. Более популярны были пасхалии, охватывавшие не весь И. В., а лишь 95 лет (5-кратный 19-летний цикл, после к-рого требуются поправки, связанные с високосными годами). Согласно «Пасхальной хронике», нек-рые малограмотные христиане ошибочно считали 95-летние таблицы циклическими и неверно рассчитывали полнолуния, «служа посмешищем иудеям, язычникам и еретикам» (Chron. Pasch. P. 19-20). Одну из таких таблиц, приписываемую свт. Кириллу Александрийскому и охватывающую 437-531 гг., продолжил Дионисий Малый, сместив момент отсчета времени с эры Диоклетиана на «годы Господа нашего Иисуса Христа» и положив т. о. начало совр. летосчислению. Полные 532-летние таблицы И. В. на основе разных типов 19-летнего лунно-солнечного цикла составляли Анниан Александрийский (ок. 400; на 172 г. до Р. Х.- 360 г. по Р. Х.), Викторий Аквитанский (ок. 457; на 28-560), Эас Александрийский (ок. 562; на 553-1084), Анания Ширакаци (в 667; на 553-1084), Беда Достопочтенный (в 725; на 532-1063) и др. Нумерация годов в таких таблицах иногда ложилась в основу систем летосчисления (так, годы пасхалии Анании соответствуют «большой» арм. эре, а пасхалии Беды - эре Дионисия). Рус. таблицы полной, 532-летней пасхалии сохранились с XIV в. (древнейшая ркп.: ГИМ. Син. № 325. Л. 192 об.- Романова. 2002. С. 67-70), хотя «великий круг» был хорошо известен уже Кирику Новгородцу в XII в. (Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Др. Руси. М., 2007. С. 323). Большинство пасхалистических расчетов производилось в средние века с помощью кратких справочных таблиц («колес», «кругов», «рук» и проч.).

Уже в IV в., на этапе формирования систем летосчисления от Сотворения мира, сложилось представление о связи И. В. с началом творения (откуда др. рус. название И. В.- «круг миротворный»). Как александрийская (с 5492 г. до Р. Х.), так и визант. (с 5508 г. до Р. Х.) эра от Сотворения мира берет начало с 1-го года И. В. соответствующего типа. Кроме того, с И. В. связывались и эсхатологические ожидания, опирающиеся на представление о цикличности мироздания. Согласно одной из «астрономических» теорий, полное время существования мира должно было составить 12 «временных периодов», или 6384 года (Dobschutz E., von. Coislinianus 296 // BZ. 1903. Bd. 12. S. 550-551). Благополучное начало 13-го И. В. (1 сент. 876 по визант. эре) перенесло предполагаемую дату конца света на 7000 г. (1492 г. по Р. Х.), который по древней милленаристской традиции, уходящей корнями в дохристианскую эпоху, должен был ознаменовать конец последнего, 7-го 1000-летнего «дня Господня». В связи с этим пасхалисты не решались составлять пасхалию на 14-й И. В., начавшийся в сент. 1408 г., с трепетом ожидая мистической даты. Лишь после того, как в сент. 1492 г. в очередной раз подтвердились слова Спасителя о суетности человеческих попыток измерить «времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1. 7), пасхалии на И. В. вновь получили распространение (нередко в урезанном виде, с 85 по 7001 г. от Сотворения мира). В то же время возродилась идея о «великом круге» мировой истории, на сей раз в виде полной комбинации 19-летнего «лунного» и 28-летнего «солнечного» циклов с 15-летним периодом индиктов. Огромная таблица на 7980 (с учетом дополнения - на 8000) лет, включенная в состав сб. «Миротворный круг» (XVI в.), стала крупным достижением рус. пасхалистики, вобрав прошлое и ближайшее будущее человечества в канву литургического времени. При этом редактор сборника, новгородский свящ. Агафон, напоминал читателям, что определение даты конца мира находится в ведении Бога и мы «не вемы скончания всемирного» (Романова. 2002. С. 187-188. Ил. 22-23). В наст. время по православной пасхалии идет 15-й И. В., начавшийся 1 сент. (ст. ст.) 1940 г. На григорианский календарь и зап. пасхалию И. В. не распространяется.
(Источник: http://www.pravenc.ru/text/389571.html )

Однако споры возникли не из-за точности вычисления даты Пасхи, а скорее всего из-за того, что при переходе с Юлианского календаря на Григорианский, сместилась бы как календарная дата весеннего равноденствия, так и произошло бы нарушение богослужебного годичного цикла. Другими словами при попытке исправить календарную ошибку возникала проблема, при которой часть богослужебных текстов, читаемых на службах выпадала из годичного круга.
Понятно, что такое случилось бы один раз и следующий цикл богослужений прошёл бы в полном соответствии принятому обрядовому годичному кругу. Но, это как раз и стало одной из множества причин приведших к расколу между западной и восточной Церквями - принятие Григорианского календаря.
Стоит отметить особо тот факт, что изначально, календарь не являлся инструментом, с помощью которого определялась дата пасхи. Для этой цели как раз и были разработаны пасхалии. И уже потом, в силу некоторых причин, календарь стал руководить пасхальными таблицами и соответственно астрономическими датами в таблицах, тем самым породив «календарную проблему»

В Александрии были составлены «вечные» пасхальные таблицы — пасхальный календарь, позволяющий определить дату Пасхи на достаточно длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принята календарная дата – 21 марта. Впоследствии была предложена формула расчёта даты Пасхи по Александрийской пасхалии – полнолуние (Y) = 21 марта + [(19•[Y/19] + 15)/ 30]
То, что вместо использования астрономического равноденствия, была принята для расчётов календарная дата равноденствия, послужило причиной того, что со временем ошибка календаря, привела к ошибке и в вычислении даты Пасхи. Привязка основополагающих элементов расчёта – астрономического равноденствия и полнолуния – к фиксированной дате календаря, предопределила последующие проблемы и смещения в сопоставлении лунного календаря и юлианского (солнечного).

Суть же ошибок такова:
1. Разница в длительности года по юлианскому календарю и длительности астрономического, приводит к образованию «лишнего» дня на каждые 128 лет.
2. Лунные фазы по юлианскому календарю повторяются с периодом каждые 19-ть лет. Что тоже не совсем точно. И неточность приводит к смещению цикла на один день, примерно на каждые 300 лет. Хотя таблица «лунных течений» и обновлялась с учётом появляющейся разницы, это не влияло на расчёт даты Пасхи, потому как в основе расчёта использовались таблицы с неизменным 19-тилетним циклом – «круг Луны».
Таким образом, связав расчёты даты Пасхи с фиксированной календарной датой – 21-е марта, лунный цикл с имеющимся на тот период (солнечным) календарём – юлианским, «открепили» пасхалию от действительных, астрономических явлений и «перевели» в категорию календарных событий.

Стоит отметить ещё один интересный момент. С переводом расчётов на календарную основу, со временем произошло смещение даты Пасхи на более позднее время и апостольское 7-е правило: …Аще кто епископъ или пресвитеръ или диаконъ святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будетъ… утратило свою актуальность при использовании такого метода расчёта.
С другой стороны, если производить вычисление именно по астрономическим процессам, то день Пасхи никогда не сможет быть ранее дня равноденствия. Потому как расчеты будут производиться от самой даты равноденствия. В связи с этим уточнением, можно утверждать, что: либо использование календаря при вычислении даты Пасхи, либо использование другой пасхалии приводило к тому, что потребовалось дополнить правило вычисления ещё одним, 7-м апостольским правилом.
В итоге получилось, что александрийская пасхалия, разработанная специально для «внутреннего» пользования и сведения сути астрономических расчётов к математическим операциям с таблицами и календарём, стала использоваться в качестве основного инструмента по вычислению даты православной Пасхи, без прямого на то указания Святых Отцов или постановлений Вселенских Соборов. А неточности, имеющиеся, как в самом календаре, так и в пасхальных таблицах, накопившись за многие годы, привели к ошибкам в определении даты Пасхи.

Для примера, рассчитаем дату православной Пасхи на 2013-й год. В качестве правила воспользуемся письменным наставлением от Иоанна Златоуста, основанном на апостольском предании и на реальных астрономических событиях:

1. Астрономическое равноденствие в 2013 году: 7 марта ст.ст. (20 марта н.ст.)
2. Первое полнолуние в 2013 году после дня равноденствия: 14 марта ст.ст. (27 марта н.ст.)
3. Первый воскресный день после полнолуния: 18 марта ст.ст. (31 марта н.ст.)
4. Проверка на соблюдение 7-го апостольского правила.

Именно применение 7-го правила и показывает, что в расчеты вкралась ошибка. Как же определить, какого рода и свойства эта ошибка и откуда она взялась?
Если брать дату дня равноденствия по александрийской пасхалии, которая «закреплена» на календарную дату 21-е марта (ст. ст), то определённое нами число 18-е марта (ст. ст) выпадает раньше дня равноденствия. Казалось бы, налицо нарушение апостольского правила. Однако, нарушение произошло исключительно в силу того, что смещение дат календаря привело и к смещению даты равноденствия. Таким образом «нарушение» является календарной ошибкой, а не ошибкой в вычислении даты Пасхи. Поскольку, если брать астрономическое свершение события равноденствия, то на сегодняшний период времени, оно приходится на 7-е марта (по ст.ст.). И дата сия явно более ранняя, чем 18-е число того же месяца по ст.ст.

Возникает коллизия: с одной стороны – прямое указание принимать для вычисления даты Пасхи астрономические явления, с другой – предложение использовать календарь и пасхалию. Столкновение норм, регулирующих одну и ту же ситуацию разрешается простым способом. Принимается к исполнению закон, вступивший в силу позже, но при прочих равных условиях, то есть при одинаковой, так сказать юридической силе.
Другими словами, использование александрийской пасхалии с фиксированной датой равноденствия, согласно принципу разрешения противоречий являлось бы приоритетным, т.е., истинным, если бы не одно «но»! Использование александрийской пасхалии не имеет права силы, поскольку ни где, ни в каких правилах или постановлениях Соборов это не указано и не утверждено. А вот порядок и способ вычисления даты Пасхи по астрономическим явлениям имеет место быть. Кроме того, не астрономические явления надобно «подгонять» под календарные даты, а сам календарь корректировать (заметьте корректировать, а не реформировать) относительно, движениями светил. Однако, даже корректировку ошибок, накапливающихся из-за неточности (несовершенства) календаря, по непонятным причинам, запрещено производить.

И так, при соблюдении всех условий определяемых правилами и преданиями, православная Пасха в 2013 году должна была бы праздноваться 18-го марта по ст.ст., (31-го марта по н.ст.). На самом деле, празднование прошло 22-го апреля по ст. ст. (5-го мая по н.ст.). Причиной тому послужило то, что дата равноденствия определена как календарная и закреплена на 21-е марта. Теперь, если вычесть из даты 21-е марта по ст. ст., дату реально наступившего дня равноденствия 7-е марта по ст.ст., получим 14-ть дней. Именно это количество дней и стало причиной, почему было взято второе, а не первое полнолуние после дня равноденствия.
Предвидя вопрос, почему разница получилась 14-ть дней а не 13-ть, следует принять во внимание, что 13-ть дней - разница между датами календаря юлианского и григорианского. А 14-ть дней – разница между датой равноденствия по александрийской пасхалии (по календарю) и реальным астрономическим днём равноденствия. Кроме того, эта разница в один день показывает, что и в григорианском календаре уже начала накапливаться временнАя ошибка относительно реальных небесных событий.

СОДЕРЖАНИЕ:

Часть первая.
Часть вторая.
Часть третья.