КАРТИНА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ "СПАСИТЕЛЬ МИРА".
 

 

На сайте уже была выставлена статья с общим пояснением сюжета картины и указанием на символизм прозрачности шара, который Христос держит в Своей руке.
( http://aksinfos.ru/pagenews/sfera-davinchi.html )

Теперь хотелось бы поговорить не о свойствах шара – прозрачности, а о форме. Поскольку именно в ней, в форме, заключена весьма значимая суть изображённого символа.

Прежде всего, следует отметить, что любая геометрическая фигура, графический значок, узор, и даже буквы и цифры (не числа, а именно цифры), следует рассматривать как символ или знак, только тогда, когда сам человек, по собственному разумению, наделяет их некоторым значимым смыслом. При этом, вменяемые значения можно условно разделить на две категории: тайные и явные.
Тайные - когда назначение символа или смысл в него заложенный, известен либо узкому кругу людей (посвящённых в тайну), либо вообще, одному человеку. Например: тайные шрифты, условные знаки или символы, специальные узоры и т.п.
Явные – когда назначение и смысловая нагрузка знака или символа известна большинству людей, либо имеет общепринятое значение. Например: при счислении, изображения чисел – цифры, имеют общепринятую форму записи. Так же и в устной речи. Каждому звуку соответствует свой символ – буква алфавита.
Следует учитывать, что знак или символ, может иметь двойственный смысл – как явный, так и тайный. Элементом, с двойственным смыслом, как раз и является шар (сфера) или, если рассматривать на плоскости – круг (окружность). И в большинстве случаев, заметить, а тем более понять «дополнительный», тайный смысл, непосвящённому человеку, бывает весьма затруднительно.

Вероятно, что самой древней, а значит и самой известной геометрической фигурой, которой человек придал дополнительный смысл, был «треугольник». В объёмном исполнении – «пирамида».
Это самая простая геометрическая фигура. Пирамида - самое устойчивое сооружение.
Равносторонний треугольник имеет три, если можно так выразиться – равнозначимые вершины, три грани, три оси симметрии. Любой многоугольник, можно разложить на множество треугольников, а значит является базовой фигурой, из которой созданы все прочие.
.
Все эти свойства, вполне были способны указать на уникальность фигуры «треугольник».
Вполне естественно, что человек наделил фигуру треугольника различными смысловыми значениями. В том числе и религиозными.

В православном толковании, «треугольник» - символ Троицы Единосущной, где каждая вершина фигуры есть равнозначная, равноправная и неотделимая от всего образа.

У иудеев-каббалистов, десять имён бога записываются в виде треугольника. Первое Имя состояло из одной буквы. Второе из двух и т.д.

Такая пирамидальная форма записи даёт возможность наделить полученный образ множественными смыслами, воспроизводя те самые свойства треугольника, о которых упоминалось выше: абсолютная симметрия, надёжность, устойчивость и самое главное свойство – база для построения любых многоугольников. Своего рода, как некий способ получить возможность увидеть и понять основы мироздания.

Фигура треугольника складывается из букв, которые в свою очередь складываются в слова. Каждая буква, в отдельности, имеет свой собственный смысл. Каждое имя, в силу собственных значений каждой буквы, так же имеет свой, гораздо более широкий смысл.
Различные сочетания букв и слов, с учётом трёх осей симметрии, делают вложенный смысл настолько великим и ёмким, что вполне способен выразить, если не всю картину мира, то весьма большую его часть.
Фанаты современных «научных» изысканий в области теорий многомерности миров, назвали бы такое пирамидальное построение -  «всемирной матрицей». И вполне были бы правы. Потому как, даже число букв в каждом слове, имеет собственный смысл.
Укажу некоторые из них:
Число (1) «один». Начало всего сущего. Число Бога.
Число (2) «два». Имеет множественные толкования. В качестве основного следует отметить, что «два», это символ двойственной природы Христа – Богочеловек. Отсюда, исходят все остальные смыслы: Адам был создан по образу и подобию Божию – двойственность. Два первых человека – Адам и Ева. Дуализм мира – мужское и женское, свет и тьма, добро и зло и т.д. и т.п.
Число (3) «три». В православной практике - число Троицы Единосущной.
Число (6) «шесть» - число человеческое. На шестой день был создан человек.
Число (10) «десять» - Слово Божее.
Относительно числа «десять» надо отметить, что нумерологии подразделяют его на два символа – «1» и «0». Такое разделение ведёт к потере смысла заложенного в числе «10», а следовательно, к неправильному пониманию и толкованию всего, что с этим числом связано. В действительности, число «десять», в старину, обозначалось одним символом, т.е., единым и неделимым. У римлян это был символ – «х», в кириллической системе счёта – «i» и т.д.

В контексте статьи, более интересует число «шесть» - число человеческое. И поскольку, человек был создан Богом по Своему Образу и подобию, то и символ первого человека – Адама, образно подобен символу Троицы – «треугольник».
Ева – плоть от плоти Адама. Имеет с ним, с Адамом, единообразную суть. Два символа «треугольника», которые образуют шестиконечную звезду.

Два треугольника, не совмещённые один в один, а объединённые в виде звезды, указывают и на двойственность человеческой природы – тело и душа, мужское и женское, и на то, что человек создан по Образу и подобию Божиему. Важно и то, что образующим элементом, в построении шестиконечной звезды, является равносторонний треугольник – символ Троицы.
Графический элемент, в виде шестиконечной звезды (гексаграммы), использовался многими народами в своих узорах, клеймах, при изготовлении украшений, особенно ритуального и религиозного характера. Например, её можно встретить в шумерской, вавилонской, египетской, индийской, славянской, кельтской и многих других культурах и религиях. Но всё же особую известность такой символ приобрёл благодаря тому, что о нём есть упоминание в Ветхом Завете.
Царь иудейский – Давид, носил украшение в виде шестиконечной звезды, в качестве символа царской власти. Такие же звезды были высечены на колоннах дворца царя Соломона, и символизировали цветок лилии.
19. А в притворе венцы на верху столбов сделаны наподобие лилии, в четыре локтя,
20. и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок.
21. И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз.
22. И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии; так окончена работа над столбами.
(Третья книга Царств. 7:19-22)

Важно отметить, что колонны с гексаграммой, имели собственные имена. Не по причине своих размеров, а именно потому, что были увенчаны символом власти.
В Новом Завете так же можно найти некоторую параллель между царским предназначением символа шестиконечной звезды и цветком лилии:

«Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.»
(Евангелие от Луки. 12: 27.)

Думаю, не ошибусь, если скажу, что Библия, самая тиражируемая и самая изучаемая книга, то, вполне естественно, что в современном мире, гексаграмма  стала более ассоциироваться с иудаизмом.
Вот что об этом говорится в Википедии:
«Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».
С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются в символике других государств и населённых пунктов…
… В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии, что отразилось в часто вписываемых в символ шестиконечной звезды на амулетах буквах «МБД», обозначающих «Машиах бен Давид» («Мессия, сын Давидов»). Так, последователи лжемессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления…»
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Звезда_Давида )

Учитывая смысловое наполнение символа шестиконечной, или как ещё называют, шестилучевой звезды, и то, что царь Давид носил её, в качестве знака царской власти, становится понятным, по какой причине этот элемент использован в государственном флаге.
С учётом вышесказанного, символ шестиконечной звезды можно трактовать как ожидание мессии, некоего царя, который мог бы стать спасителем нации и владыкой всего мира.

Если интерпретировать суть символа шестиконечной звезды, с учётом современных религиозных веяний и различных предсказаний от новомодных «пророков», то можно обнаружить, что произошла подмена, изначально заложенного, в данный символ, смысла. И теперь, знак шестиконечной звезды, используется как символ иудаизма, а его «царское» значение перепрофилировано под нужды ожидающих грядущего царя-мессии, владыки всего мира – машиаха.
Главной причиной такой метаморфозы, послужил тот факт, точнее событие, когда иудейское священноначальство (фарисеи, саддукеи, ессеи и прочие иже с ними) отверглись от Христа. Не приняли ни Его, ни Его Слова. Более того, совершив богоубийство – распяв Христа, придали знаку «шестиконечной звезды» совершенно иной, противоположный смысл.
Поскольку, до Пришествия Христова, этот символ имел прямое отношение и к Троице, и ко Христу, как к Богочеловеку и как к Спасителю, то уже после Пришествия Христова, он (знак), вполне закономерно, должен был бы утратить своё значение, по причине совершения предсказаний ветхозветных пророков о грядущем Мессии, Спасителе и Царе иудейском.
В Евангелии есть указание о совершении и завершении Ветхого Завета, а значит и всех символов касающихся и царств и ветхозаветных законов и ветхозаветных пророчеств:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
(Евангелие от Матф. 15:7)

Но иудеи, не принявшие Христа, соответственно, не смогли принять и факт совершения пророчеств, и завершения, если можно так сказать, «действия» символа шестилучевой звезды.  Для них, он так и остался - символом грядущего царя. Царским символом.

Ветхий период вероисповедания – иудаизм, с приходом Христа, закончился. Законы и пророки получили своё завершение. Все символы, знаки, обряды и учения обрели во Христе своё полное смысловое завершение.
Точно так же и шестиконечная звезда, как символ числа человеческого (символ первородного греха совершённого Адамом), как символ двойственной природы человека, как символ мужского и женского, добра и зла и т.п., утратил своё значение. И ему на смену пришёл новый символ – «круг» («сфера»).
В отличии от «звезды», «круг» не имеет ни каких изъянов или излишеств.
Это совершенная, во всех отношениях, фигура. Всеобъемлющая.
В качестве «слова» (учения), символы «круг» или «сфера» указывает на идеальную лаконичность и окончательное совершенство заключённой в них сути. Абсолютную Истину.
Форма круга (сферы) показывает, что данный символ включает в себя не только видимый, плотский мир – «треугольник» и «звезду», но и невидимый, духовный мир – Царство Небесное. Об этом сказано и в Евангелии:

 «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него».
(Евангелие от Луки 16:16)

Именно по этой причине, Леонардо да Винчи нарисовал Христа держащим в руке шар, а не крест или что-то иное. Звезду, например. Поскольку с сего момента, человек стал словно «сфера», словно сосуд, способный вместить в себя совершенное Слово Божее, наполнить душу Духом Божиим и от того обрести Царство Небесное внутри себя:
«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (от Луки 17:21)

Для тех же, кто отверг Христа, отвратился от Слова Истины, знак шестиконечной звезды, стал символом грядущего мессии-спасителя и царя иудейского. Но не того, о котором утверждали ветхозаветные пророки. А иного, которого в православной традиции именуют антихристом.

Послесловие.

На картине, шар, изображён как бы хрустальный, похожий на каплю воды. Как форма предмета, так и «наполнение» его, имеет особе значение.
Сфера имеет идеальную, можно даже применить такой эпитет как, непогрешимую, форму, и исполнение её, в виде прозрачного хрустального шара или сферы, наполненной прозрачной, идеально чистой водой (кому как нравится больше, суть от этого не меняется), символизирует абсолютную чистоту и истинность Слова Божия. Дополнительным знаком того, что эта сфера являет собой Истинное Слово, отсутствие искажений при рассмотрении предметов находящихся позади прозрачного шара. Следующий момент, указывающий на глубокий символизм – равнозначность любой точки обзора. С любой «стороны», с любого «угла», как бы вы не смотрели на шар, всегда перед вашим взором будет именно шар, а не квадрат, многогранник или иной какой угловатый предмет, подобный звезде.

Таким образом, рассматривать прозрачный шар на картине, следует как символ, содержащий в себе истинную картину мира, всю суть его, всё совершенство. Того самого Мира, который был создан по Слову Божию.
И это совершенный, истинный, благостный мир и подаёт нам Христос.

Есть и ещё один символический момент, который в картине имеет выражение не столь явное, как хрустальная сфера – отсутствие нимба над головой Христа. При этом, следует признать, что большинство людей, даже не верующих, при первом же взгляде на картину, убеждены, что на ней изображен именно Христос.
И причина такого убеждения кроется, не только в художественном таланте Леонардо да Винчи, но и в умении наполнять глубоким смыслом любую деталь своих картин.
Объяснить отсутствие нимба достаточно просто. Как уже отмечал ранее, в Библии сказано, что человек был создан по образу и подобию Божию, и пребывал в раю – Царствии Небесном. По причине же грехопадения - отдаления от Бога, был изгнан и рая.
Дабы вернуть человека в Царство Небесное, Сам Бог, Своею Кровию, совершил Искупление рода человеческого от первородного греха и даровал возможность каждому, соединиться со Христом – Истинным Царём, и вновь обрести Царство Божее.
Соединиться же со Христом, можно только и только через Причастие. Только через Причастие происходит наполнение души человека Духом Божиим. Происходит возвращение человеку образа Божиего и уподобление его Христу. Поэтому, изображённый на холсте лик, есть своего рода, собирательный образ всех истинных Христиан. Всех, истинно Причащающихся, держащих в своих руках Пречистое Тело Христово, точно так же как Христос на картине держит в Своих руках идеальный шар.
Поэтому, художник и не обозначил наличие нимба, поскольку данный образ является выражением всего Христианского мира через образ Христа.

Первые Христиане Причащались из рук, то есть Пречистое Тело Христово подавалось им руки. Это и есть основной символический посыл картины - когда причастник получает в свои руки Пречистое Тело Христово. Момент, выраженный художественными средствами, показывающий идеальную, совершенную, непогрешимую, «хрустальную сферу», символ всей Вселенной, всего мира, видимого  и невидимого, находящегося  в руках Христианина.

…Причащение - Таинство, вокруг Которого все Священное Писание, и вообще все взаимоотношения между Богом и человеком совершаются. С какой стороны ты не глянешь на Бога и на себя и на свои нужды и на Славу Божию, и на Волю и на Спасение и на Любовь, и прочая вся, все исходит и вращается и возвращается и начинается и завершается в Единении человека с Богом, посредством Причащения....
Священник. Александр.

«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (от Луки 17:21)


27.09.2018