«Апокалипсис толковый в лицах»
   
«Острожская Библия» «Апокалипсис».
 
Синодальный перевод книги «Апокалипсис».

 

 

Слово S (6)-е
Глава SI (16) Отрешение Д (4)-я печати являюще наводимыя казни и раны на отрицающих Иисуса Христа нетерпѣниемъ.

ПГ (83)
Егда отверзе Д (4)-ю печать слышах Д (4)-е животное глаголюще, гряди и виждь.
(толкъ)
Четвертое животное сказаетъ орле высоко летание. И скоро наядь свыше на ня приходя от Божия гнѣва на мѣсте вѣрныхъ а на муку невѣрныхъ, аще ся не обратятъ.

 








И егда отврьзе четвертую печать, слышахъ гласъ четвертаго животна глаголющь, гряди и виждъ.







7.
И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

 

 

ПД (84)
И видехъ се конь блѣд и иже сѣдящи на немъ. И имя ему смерть. И адъ и идяше во слѣдъ его. И дана бысть ему область на Д (4)-й части земли убити оружиемъ, и гладомъ, и смертию, и звѣрми земными.
(толкъ)
Предложением чину и си предръжатъ. Яко же рече сказают учители. Яко гладъ и моръ и мучение бывшее при Максимияне людем вѣрнымъ менить.

(комментарий)
Четвёртое животное с головою орла. Четвёртое царство — римское царство, имеет своим символом знак орла. Впоследствии, римское царство разделилось на западную часть и восточную. Вероятно это и стало причиной появления нового символа - двуглавого орла.

Бледность означает смерть. И четвёртый всадник несёт смерть и... ад. Здесь следует понимать, что смерть не только телесная, и скорее даже не телесная, а именно духовная подразумевается под фразой: и ад следовал за ним.

Четвёртое царство, его отправная точка развития, неразрывно связана именно с христанством. И именно с него, с момента рождения христианства и следует понимать четвёртое царство. Потому как оно уже не просто некое земное образование, но прообраз небесного Царства. И в царстве этом, новом, Спасение возможно лишь через Христа, а не не через обряды, церемонии и дела, пусть даже Богоугодные. Таким образом имя всаднику — смерть, та которая адова, та которая духовная и вечная для тех, кто не принял или не пожелал принять Христа.

И дана была тому всаднику власть, наводить смерть во всех 4-х уголках земли. Ни где не будет Спасения тем, кто не со Христом. От чего бы не погибали люди, за какие бы идеалы не приносили себя в жертву, всё будет напрасно для тех, кто не со Христом. Убиваемы будут оружием — войны, конфликты, междоусобицы. Гладом — от голода, ядовитой едой, лекарствами и пр. Смертию — естественной смертью (по возрасту или болезни) или случайной (по внешней) видимости. Убиваемые зверями земными — нечестивцами, губящими души.

 




И видехъ. И се конь бледъ. И седящ на немъ имя ему смерть, и ад идяше въследъ его. И дана бысть ему область на четвертой части земля убити оружиемъ и гладомъ и смертию, и зверми земными.



8.
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад
следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

 

 

Глава ЗI (17) Отрешение Е (5)-я печати сказание Святыхъ душъ вопль к Богу, дабы была кончина.

ПЕ (85)
И егда отверзе Е (5)-ю печать и видехъ пред олтаремъ душа человекъ, избиенных за Христа и за Слово Святое, и за свѣдетеьство Иисуса Христово, еже имѣяху. И возопиши глаголюще гласомъ великимъ глаголюше доколе Господи Святый Истинный судии не мстиши крови нашея на живущих на земли!
(толкъ)
И се окончавшихся пророцехъ древнихъ первѣе июдеи святыхъ можетъ прилежати. Яже мучиша до Христа. Аще ли же кто и будущихъ проречение се прииметъ по церковных учителей. Яже избиша Христа ради. Подобное яже окончинѣ суда молятъ да скорѣе приимуть свою честь.

 



 

 

И егда отверзе пятую печать, видехъ под олтаремъ душа избиеныхъ за Слово Божие и за сведетельство еже имеяху и възопиша гласомъ великомъ глаголюще, доколе Владыко Святый и Истинный, несудиши, и не мстиши крови наша от живущихъ на земли;


 

 

9. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

 

 

ПS (86)
И даны быша комуждо их ризы бѣлы, и речено имъ бысть. Дапочиютъ еще премало. Дондеже скончаются клеврети их, и братия и хотяща избиени быти яко же и тии.
(толкъ)
Сими являются Святии кончины просяще всего мира. тѣм же и терпѣти до кончины братия своея. Велими суть дане без нихъ совершени будутъ по апостолу. Бѣлыя же ризы цветущая ихъ угоженьми свѣтлость являютъ. О ней же утѣшающеся. Живутъ аще и неука суть прияли обѣтование.

(комментарий)
В современной редакции: "братия их, которые будут убиты как они, дополнят число."

 




и даны быша комуждо ихъ ризы белы. И речено бысть имъ да почиютъ еще время мало дондеже скончаются и клеврети ихъ, и братия ихъ хотящей избиени быти яко же и тии.



11.
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились
еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

 

 

Глава ИI (18) Отрешение S (6)-я печати сказая наводимыя раны на кончину.

ПЗ (87)
И видехъ егда отверзе S (6)-ю печать и бысть трусъ велий, и солньце омрачено бысть яко вретище власяно. И месяць бысть яко кровъ и звѣзды небесныя падоша на земли яко смоковница отметающе пупы своя. Яко от вѣтра велика движима!
(толкъ)
Будущую страсть при Антихристе менитъ. В ней же прочее и многую скорбъ быти, и муку от антихриста. Яко же не вѣмъ бывшая николиже да быша человецы чтуще не опали. Трус же и вещная прелагания. Мнози же в книгах обрѣтаемъ. Еже бо есть еще единою, потрясу указаетъ движимое преложение. А еже омрачное темное кровавое неосвещение являетъ. На них же будетъ Божий гнѣвъ нежели звѣдамъ спасти, иже ся мнятъ быти свѣтилницы на земли. Падати начнутъ не трепяще бывающих яко же рече Господь прекращенымъ быти, аще возможно праведнымъ. За сокровенную трубу тѣмъ же и смоковницу прилагаетъ отметающу неправедныя плоды от напастнаго отпадения и диаволя вѣтра уже не созрѣвше. И не услажшася Благодатию.

(комментарий)
«Вретище власяно» – грубая шерстяная ткань.

 





И видехъ егда отверзе шестую печать. И се бысть трусъ велий, и Солнце мрачно бысть яко вретище власяно. И Луна бысть яко кровь. И звезды небесныя падоша на землю, яко смоковница отметающи пупы своя от ветра велика движима.





12.
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

13. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

 

 

ПИ (88)
Небо отлучися яко списокъ свиваемо.
(толкъ)
Иже ся небо яко свитокъ свиваетъ. Невидяй сия втораго пришествия Христова сказаетъ, а не скроботно бо свитокъ развѣвается есть и еврейский обычай. На свитцехъ своя книгы написати. Его же ради апостолъ глаголетъ, и свитокъ менитъ, или печати Небесныя Силы от нападение грѣшных менитъ и приемлютъ, яко свитку свивающуся!

(комментарий)
Отлучися - отделяться, удаляться от преместности или окрестности

Если предположить, что падение звёзд и сокрытие неба в свиток есть не физическое явление, видимое, а духовное, то эти два момента из предсказания: «…И звезды небесныя падоша на землю…» и «…И небо отлучися яко свитокъ свиваемо…» могут указывать на такой период, когда произойдёт множественное падение и/или убиение или изгнание (гонение) истинных светильников веры, истинных пастырей. Потому и Небо отделится, отторгнется от людей и будет нам как свиток свёрнутый, который невозможно «разгнути» и прочесть, поскольку некому будет помочь, подсказать и направить. Люди будут стеснены в возможности питаться Истинными Словом Господним, потому как мало будет число пастырей которые не отпали или которые не убиены будут.
Это описание очень похоже на то, что произошло в период октябрьской революции в России. Многие пастыри истинные пострадали. Многие пали, поклонившись сатанинской власти. И произошло то, что Небо словно закрылось для людей. Свилось в свиток. Вроде и видим мы его, "свиток", но прочитать не знаем как. Посему и приходится по крохам собирать и хранить, что осталось от прежних светильников веры христианской.

 




И небо отлучися яко свитокъ свиваемо
.



14.
И небо скрылось, свившись как свиток;

 

 

ПФ (89)
И всяка гора и отокы от мѣстъ своих двигнутся. Цари земстии и велможа, и тысящницы крѣпцы, и богатии, и всякъ рабъ, и всякъ свободный скрышася в пещерахъ, и в камени горьстемъ. И глаголютъ горамъ и камению, падайтеся на нас и покройте насъ от лица сѣдящаго на престолѣ. И от гнѣва Агньча яко прииде день великий гнѣва его, и кто можетъ стати противу.
(толкъ)
Господь нашъ апостоломъ вопрошающимъ, о разорении Церкве Иерусалимския и о кончине. Яко не можаху приимати. Первѣе рече будущая, еже и вѣмъ бывшее. Приевъ спасия не итите христоубийцамъ июдеомъ, яко же сказаетъ, Иосифъ на кончине же всего мира паче егда антихристъ приидетъ. Егда же ли жития сего силнии, или церковнаго чина несуще горы нарицаются. И вѣрныхъ Церкви отоцѣ по Исаи смѣсть своихъ побегнутъ. И мѣсто с мѣста измѣняющеся антихриста ради. Цари же земстии иже ею владуют сирѣчь. А ни что же на Небеси неимуще со всѣми велможами, и богати нами сущими низу и рабы и свобоными от Христовы работы горамъ и каменемъ и вертепы покрысти молятъ. Неже искушения Божия гнѣва прияти. Его же даны избавитъ Человеколюбецъ Богъ, Ему же Слава во вѣкы вѣкомъ. Аминь.

(комментарий)
Камении горъстемъ. Возможно имеется ввиду сокрыться в домах, убежищах и катакомбах подземных.
Покрыйте ны, т.е., уповая на защиту стен своего убежища или жилища.

Смысл такого подробного описания вероятно кроется в том, что бы показать всю тщетность любого человека, будь то господин или раб, в самнадеянном Спасении своей души через какие-либо заслуги или материальные ценности или при помощи укрытий как рукотворных, так и природных. Ни где, без помощи Божией, не смогут обрести люди Спасение, как бы того не желали или хотели. Все равны перед лицом Господним.




И всяка гора и островъ от местъ своихъ двигнушася, и цари земъстии и велможи и богатии и тысущницы и силнии. И всяк рабъ и всякъ свободъ, съкрышася в пещерахъ и камении горъстемъ. И глаголаша горамъ и камению, падъте на ны и покрыйте ны, от лица сидящаго на престоле, и от гнева Агньча. Яко прииде день великий гнева Его, и кто можетъ стати.



и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

15. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,

16. и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;

17. ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?