«Апокалипсис толковый в лицах»
   
«Острожская Библия» «Апокалипсис».
 
Синодальный перевод книги «Апокалипсис».

 

 

Слово КВ (22) О сѣдящемъ на престоле и общемъ воскресении и о судѣ.
Глава ѮД (64)

СѮ (260)
И видехъ престолъ великъ и бѣлъ. И сѣдящаго на немъ. Ему же от лица Его бѣжа земля и небо. И мѣсто не обрѣтеся има.
(толкъ)
Престоломъ бѣлымъ является Божий покой. Иже сотворитъ во свѣтлыхъ угодехъ Святыхъ. На сихъ сѣдяй . Бѣжание же сказаетъ небеси и земля сихъ мимошествие сказаетъ. Не яко погибнетъ тварь. Но обновление приимутъ. И мѣсто не обрѣтеся сирѣчъ обѣщаютъ. Глаголетъ бо Апостолъ, яко и сама тварь свободится от работы истлѣния. И Давидъ рече послеши Духъ свои и созиждутся. И обновиши лице земли. Исаия же рече будет небо ново и земля нова.

(комментарий)
В Слове КВ (22)-м речь идёт о Втором Пришествии Христовом и о Страшном суде. О том, что именно произойдёт после того, как ...вверженъ будетъ во езеро огненое, и жупелное, идѣже звѣрь и лжий пророкъ... (Слово КА (21)-е, глава ѮГ (63)-я, стих СНФ (259)-й ).
В стихе под словами «земля» и «небо» вероятно подразумевается не физическое небо и земля, а духовное состояние людей земных и тех, кто принял смерть первую, телесную.
Таким образом, обновление коснётся не только людей живых, их душ, их мыслей и чаяний, но и тех, кто уже умер, то есть произойдёт обновление и их душ, и их состояния. Всё старое, земное, чувственное уйдёт и не будет ему места в душе.

 



 

 

И видех престолъ велик бълъ, и седящего на нем, емуже от лица бъжа небо и земля, и место не обретеся имъ.


 

 

11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

 

 

СѮА (261)
И видѣхъ мертвеца великыя и малыя стояща пред престоломъ. И книги разгнушася, яже суть животныя. И судъ прияше мертвии от написания в книгахъ по дѣломъ ихъ.
(толкъ)
Мертвеца рече и вся человѣки умершая телесемъ, или умершвеныя грѣхы великыя же и малыя. Или сущая тѣломъ такой или мние паче и мертвыя дѣла дѣлавшая. Или великыя праведныя. А малыя грѣшныя за душевную сладость. Книги же разгибаемыя являютъ коегождо дѣла. Едины же книгы животныя рече в нихъ же суть имена Святыхъ написана.

(Комментарий)
В книгах «Апокалипсис», «Апокалипсис. Второй список» записано: ...И книгы разгнушася. И ина книга отвръзеся яже суть животная...
В «Острожской Библии» записано: ... и книги разгнушася, и ина книга отверзеся яже есть животная...
С этого стиха начинается описание Страшного Суда.

 




И видехъ мертвеца малыя и великия, стоящи пред Богомъ, и книги разгнушася, и ина книга отверзеся яже есть животная, и суд прияша мертвеци от написаныхъ въ книгахъ по деломъ ихъ.



12
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному
в книгах, сообразно с делами своими.

 

 

СѮВ (262)
И дастъ море мертвеца своя. И смерть и адъ. И даша мертвеца своя и судъ прияша кождо по дѣломъ своимъ.
(толкъ)
Коегождо дѣло рече ими же раздѣляетъ. Тѣми и ставлено будетъ, смерть же и адъ ни животней вещи еста ни душевней. Адъ же есть мѣсто неявленно намъ. Сирѣчь не сказанно не видимо еже приемлетъ душа отходящихъ от сюдѣ. Мертвыя же душа суть еже мертвыя дѣла носятъ. Праведныхъ же душа в Руцѣ Божии. И не коснется ихъ мука она.

 




И даст море мертвеца своя, и смерть и адъ даша своя мертвеца. И судъ прияша по деломъ своимъ.



13
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые
были в них; и судим был каждый по делам своим.

 

 

СѮГ (263)
И смерть и адъ положена бысть во езеро огненое, и иже ся не обрѣте в книгахъ животныхъ написанъ вверженъ будетъ во езеро огненое.
(толкъ)
Смерть и адъ мнитъ злыя силы винныя смертному грѣху. Или написано есть послѣдний врагъ предстанетъ смерть. Писано бо есть смерти Богъ нѣсть сотворилъ. Сего ради к тому не будетъ смерти ни истлѣния. Но царствовати без истлѣния и без смерти. А иже вся не написани в книгахъ животныхъ, и ввержени будутъ во езеро огненое не дивися. Ибо яко же суть многы обители уво Отца Спасаемыхъ. Тако и ту различная мѣста мучения. Ова а горѣйша, а другая легчайша.

(комментарий)
В «Острожской Бибилии» записано следующим образом: ...вовержена быста въ езеро огненое, и се есть вторая смерть...
В синодальном варианте перевода записано: ...повержены в озеро огненное. Это смерть вторая...

 




И смерть и ад вовержена быста въ езеро огненое, и се есть вторая смерть. И ижеся необръте въ книзе животнеи написанъ, въвержень будет въ езеро огненое.



14
И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

 


Глава ѮЕ (65) О новѣ Небеси и о земли. И о вышнемъ Иерусалиме.

СѮД (264)
И видѣхъ Небо ново и Землю нову. Первое небо и земля прейде, и моря не будетъ к тому.
(толкъ)
И здѣ сказаетъ не на пагубу но на болшее обновление. Яко же рече Апостолъ, и сама тварь свободится от работы истлѣния в свободу и в славу чад Божиихъ. И Давидъ рече яко ризу свѣеши ихъ и измѣнятся. И обѣтщавшее бо обновляет. Но онъ старости отвержение, а еже моря не будет к тому, кая бо потреба моря будет неплавающимъ человекомъ по нему. К сему же много волненаго жития море еси прелагаетъ. Исаия бо глаголетъ и бездна пустѣютъ. И вся реки твоя изсуши.

(комментарий)
В книгах «Апокалипсис», «Апокалипсис. Второй список», «Апокалипсис лицевой толковый с толкованиями архиепископа Андрея Кесарийскаго и Иринея» и в «Острожской Библии» записано: ...пръвое нѣбо и земля первая прейдет...
В синодальной версии перевода записано: ... ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...
Новое небо и новая земля — обновлённые живущие и умершие. Всё что связывало их со старым, ветхим перейдёт в прах и «моря» ... волненаго жития... не будет, в том понимании, что душа и мыли живущих будут едины с живущими на Небесах и ...сама тварь свободится от работы истлѣния...

 



 

Глава 21.
И видехъ небо ново и землю нову. Первое бо небо и земля первая преидоша, и моря нъсть к тому.


 

Глава 21.
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.



СѮЕ (265)
И град видѣхъ Святый Иерусалимъ сходящъ с Небеси от Бога приготованъ, яко невѣсту украшену мужу своему.
(толкъ)
И от сего являетъ новое имя на свѣтлое преложение знамения град же сий Соборъ Святыхъ нарицается.. О нихъ же есть писано, Камение Свято является на земли. И крайугольный Христа имый. Град же яко самая Царица Творца жилища. Невеста же яко прилѣпляющися Господи украшена же внутрь уду. Яко славу и красоту в различии имуще.

(комментарий)
В книге «Апокалипсис лицевой толковый с толкованиями архиепископа Андрея Кесарийскаго и Иринея» записано: ...И азъ Иоаннъ видѣхъ градъ Святый Иерусалим новый...
В «Острожской Библии» записано: ...И Азъ Иоаннъ видѣхъ градъ Святый Иерусалимъ, новъсходящь...
В синоидальной версии перевода записано: ...И я Иоанн, увидел Святый город Иерусалим, новый,...
В остальных книга ни не встречается подобного объявления ...Азъ Иоаннъ...

 




И азъ Иоаннъ видехъ градъ Святый Иерусалимъ, новъсходящь от Бога с Небеси приготованъ, яко невесту украшену мужу своему.



2
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.



СѮS (266)
И слышахъ глас велий с Небеси глаголющъ ми се и скиния Божия, со человеки веселится с ними и тѣ людие будутъ. И Самъ Богъ будетъ имъ, и отиметъ всяку слезу от очию ихъ.
(толкъ)
Скиния же есть воистину, ея же образ видѣвъ Моисей в горѣ. И сшед сотвори скинию Ветхому Закону, еже бѣ паки образ Церкви Християньски. В сей нерукотворне скинии не будетъ плача ни слезъ. Вѣчныя бо радости Датель, и дастъ всѣмъ Святымъ веселие не престающее.

(комментарий)
В книге «Апокалипсис» записано: ...и тии люди Его будоутъ, и Сам Богъ с ними бѣ будетъ им... (При этом, слово «Его» записано позже, сверху над словом « будоутъ».)


В книгах «Апокалипсис. Второй список», «Апокалипсис толковый Андрея Кесарийскаго» записано: ......и тии люди Его будоутъ, и Сам Богъ с ними бѣ будетъ им...
В книге «Апокалипсис лицевой толковый с толкованиями архиепископа Андрея Кесарийскаго и Иринея» записано: ...и тии людие Его будутъ, и Самъ Богъ будетъ с ними. И Богъ ихъ...
В «Острожской Библии» записано: ... и тии людие его будутъ, и самъ Богъ будетъ с ними Богъ ихъ...
В синодальной версии перевода записано: ...Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их...

 




И слышахъ гласъ велий с небесе глаголющъ, се скиниа Божия съ человекы, и вселится с ними, и тии людие его будутъ, и самъ Богъ будетъ с ними Богъ ихъ, и отиметъ Богъ всяку слезу от очию ихъ.



3
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

4 И отрет Бог всякую слезу с очей их,



СѮЗ (267)
И смерти не будетъ к тому ни плача ни вопля. Ни болѣзни не будет к тому первая мимо идоша.

(толкъ)
И се есть написаное отбѣже болѣзнь и скорбъ и воздыхание. А еже А (1)-я мимо идоша, сказает Святыхъ страсть, а нечестивыхъ гордыни кончину приятъ.

(комментарий)
В синодальном варианте перевода фраза ...яко первая мимо идоша… трактуется как: ...ибо прежнее прошло... Однако в стихе явное указание именно о том, что смерти первой уже не будет, а не в том понимании, что: всё что прошлое было, то прошло.

В стихе СѮ (260), глава ѮД (64), Слово КВ (22) в толковании есть такие строки: ...Не яко погибнетъ тварь. Но обновление приимутъ....
Первое пришествие и кончина мира — Новый Завет. Второе пришествие — перерождение всего тварного.

В предсказаниях ветхозаветных пророков говорится о Первом Пришествии Христовом. Что же будет далее, было сокрыто от них. Ветхозветные пророки не могли увидеть жизнь мира после Воскресения Спасителя, поскольку дело и смысл Искупительной Жервы Христовой тогда ещё было тайной для всех.
Так и для новозаветных пророков, всё что будет совершаться после Второго Пришествия Христова сокрыто.
Однако есть много предположительных описаний того, что станет с миром после Второго Пришествия. Очень часто можно услышатьь, что исчезнут моря и горы и останется одна только ровная суша и реки на ней. О том, что вся земля будет как ровное поле с цветущими садами и люди будут подобны ангелам, бестелесы и будут жить на Земле преображенной и похожей на рай.
Но если внимательно прочитать главы 64 и 65 в Слове 22 то можно увидеть, что речь идёт не о преображении морей или океанов, а в первую очередь о духовном преображении рода людского, всего человечества. Точно так же произошло преображение человека и в Первое Пришествие, когда смерть первая, телесная, являла вечный финал земной жизни. Так во Второе Пришествие смерть вторая, духовная стала смертью вечной.
Не могли ни предсказать ни увидеть ветхозаветные пророки рождение и земное существование Церкви Христовой и Спасение людям через Христа приходящее.
Точно так же и новозаветные пророки не могут увидеть что будет после Второго Пришествия Христова.
Поэтому, именно в духовном перерождении прежде всего следует рассматривать преображение земли. Земли, не как планеты, но как всех людей, всего их внутреннего состояния.
Всё что сказано в этих двух главах говорит о том, что преображение будет подобно тому, как преобразился мир в Первое Пришествие Христа.
Люди, пройдя через страшные испытания очистятся и мысли их перестанут носить земной характер. Все их стремления будут направлены единственно на единение с Богом, потому как они Его узрят. Исчезнет суета земная. Люди в сердце своём и в мыслях своих станут подобны святым, потому как очистятся от греха и не будет у змея ни сил ни возможностей искушать их. Господь станет им защитой и наполнит их Своею Благодатию. И хоть будут люди иметь тела человеческие физические, не будет у них потребности в земном и суетном.
Те же, кто не отречётся от греха, пойдут в вечную погибель. Сами себя уничтожат и снедят. Не смогут таковые жить в том мире, где нет места земным мыслям и желаниям.

Точно так же произошло перерождение мира и в Первое Пришествие. Те, кто принял Христа, уверовал и пошёл за Ним, обрели жизнь вечную. Те кто воспротивился Ему или не возымел желания отречься от греха - погиб. Но погиб прежде духовно, хотя и был жив телом физически. И продолжая жизнь свою суетную, земную пришёл в итоге и к кончине телесной и на Страшном Суде смерть вторая будет дана таковым на веки вечные.
Земля же действительно очистится. И в первую очередь от последствий воздействия на неё пороков всего человечества.

 




И смерти не будетъ к тому ни плача ни вопля ни болезни небудетъ ктому, яко прьвая мимо идоша.



и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.




Глава ѮS (66) О нихъ же рече, сѣдящеи на престоле. И о видѣнии.

СѮИ (268)
И рече ми седяи на престолѣ. Се новая творю вся. И рече ми напиши яко си слова вѣрна и истинна суть. И рече ми бѣхъ Азъ Начатокъ и Конець.
(толкъ)
Вѣрна и истинна яко от самоя Истинны исходяща. И к тому неприкладна но самѣми вещьми знаема начатокъ же и конецъ ихъ. Яко первый Божества ради и послѣдни иже человечества ради. Яко от первыя твари, и бесплотныхъ до послѣднихъ человекъ Свой притязающе промыслъ.

(комментарий)
В книге «Апокалипсис лицевой толковый с толкованиями архиепископа Андрея Кесарийскаго и Иринея» листы со стихами до слова КГ (23)-го отсутствуют.
В книгах «Апокалипсис», «Апокалипсис. Второй список.» «Апокалипсис толковый Андрея Кесарийскаго» записано: ...Аз есмь Алфа, и Омега начаток и конецъ...
В «Острожской Библии» занисано: ...И рече ми съвръшишася. Аз есмь Алфа, и Омега начаток и конецъ...
В синоидальной версии перевода записано: ...И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец...

Фраза: …...И сказал мне: совершилось!... ни где кроме «Апокалипсиса» из «Отсрожской библии» и синоидального перевода не встречается.

В данном стихе ещё раз утверждается, что книга сия есть БОГОСЛОВСКАЯ, поскольку слова в ней записанные - есть Слово Истины.
Написание слова «бѣхъ» подводит к утверждению, что слова даны слушающему, именно от Того, Кто Есть ...Начатокъ и Конець...

 



 


И рече съдяи на престолъ, сенова вся творю. И глагола ми, напиши, яко сии словеса истинна и върна суть. И рече ми съвръшишася. Аз есмь Алфа, и Омега начаток и конецъ.


 


5
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец;



СѮФ (269)
Аще жажущему дамъ от воды животныя туне.
(толкъ)
Жажущему правды, дати обѣшаваетъ Благодать Животворящаго Духа. Туне же яко недостойны мукы, и нынѣшняго времене к хотящей славѣ явитися в нас, яко нѣсть сего имѣниемъ стяжати, но добрыми дѣлы.

(комментарий)
В книгах «Апокалипсис лицевой с толкованиями Андрея Кесарийскаго» и «Апокалипсис толковый с прибавлениями» стих так же начинается со слов - ...Аще жажущему дамъ... Во всех остальных книгах записано: ...Азъ жаждущему дамъ...

 




Азъ жаждущему дамъ от источника воды животныя туне.



жаждущему дам даром от источника воды живой.



СО (270)
Побѣжаяй наслѣдитъ сии буду имъ Отецъ, и той будетъ ми въ сынъ.
(толкъ)
Побѣжая дѣмоньскую брань, сынъ Божий наречется и наслажаяся Отча добра.

 




Побеждаяй наследит вся, и буду ему Богъ, и тои будет мне в сына.



7
Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.



СОА (271)
Страшливым же и невѣрнымъ и сквернымъ убийцамъ, и блуд творящимъ и чары творящимъ, идолотворомъ и всѣмъ лживымъ часть имъ во езере горящемъ и жупеломъ еже есть смерть вторая.
(толкъ)
Всѣм инымъ спасения нашего Богъ. На наслѣдие Его добр уставъ кажетъ. Вышняго Иерусалима свѣтлость. И геоньскаго огня тъму и страсть, да желаниемъ вѣчнаго живота или страхомъ бесконечныя мукы. Дондеже время его дѣлаемъ добрая дѣла. Страшливым же на дияволю брань вторыя смерти осуждение обѣща. Буди же на нас Милость Господа нашего. И же не хощетъ смерти грѣшнику но обращения. Яко Тому подобаетъ всяка Слава во вѣлы вѣкомъ. Аминь.

(комментарий)
Хотел бы обратить внимание на перечисление грехов, которые особо тяжки перед Богом. О том, на сколько они смертельны и какому финали ведут указано очень ясно: ...часть имъ во езере горящемъ и жупеломъ...




Страшливым же и неверным, и сквернымъ и убиицам, и блуд творящимъ, и чары творящим идоложерцем и всемъ лживым часть им въ езеръ горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая.



8
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.