РАЗСМОТРЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА СВ. ДАНИИЛА И
АПОКАЛИПСИСА СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА.
Заключающее в себе мирозрительное зерцало
последней годины Церкви и мiра.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Прочитав книгу автора Оберлена под оглавлением пророк Даниил и Апокалипсис Иоанна Богослова переведенную с немецкого на русский язык протоиереем А. Романовым, я нашел нечто правдоподобное в его изложении как о пророчестве самого Святаго Даниила, так и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Из творений Оберлена видится замечательное обсуждение о Церкви Христовой облеченной в Солнце: (Апок. Гл. 12) и о церкви антихристовой седящей на седмиглавом звере. (гл. 17)
Принимая за правило по учению преподобнаго Антония о всяком предмете Божественнаго Писания, как о премудрости в тайне сокровенной, иметь разсуждение, которое по мнению великаго Антония, выше поста, молитвы, милостыни и прочих добродетелей. Разсуждение есть хранитель всем добродетелем. (В прологе 29 февраля).
В книге премудрости Соломона предано: Мудрствуйте о Господе в благостыню и в простоте сердца взыщите Его, яко обретается не искушающим Его, является же не неверующим Ему. (гл. 1, ст. 1 и 2). Вожделение убо премудрости возводит к Царству Вечному. (гл. 6, ст. 20) Яко все злато пред нею (премудростию) песок малый и яко брение вменится пред нею в серебро. (гл. 7, ст., 9). Никого же бо любит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. (Стих 28).
Святый Апостол Павел: Премудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающую; но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предъустави Бог во Славу нашу. Юже ни кто же от князь века сего разуме. (в зач., 126)

В творении Оберлена видится последование Христова Откровения слов: Блажен соблюдаяй словеса пророчества книги сея (гл., 22, ст. 7) Не запечатлей словес пророчествия книги сея: яко время близ есть. (стих 10) И хотя автор чуждевер (римско-протестантскаго убеждения), но принял похвальный труд самонужнейших на последнее время разсмотрений и от части верных указаний. А Святый Апостол Павел предписал: Вся искушающее: добрая содержите. От всякия вещи злыя отгребайтеся (в зач. 273). Святый Златоуст в беседе восполнил: Вся искушайте и ложная и истинная, да со искушением разсуждаете, и оных отгребайтеся, а сих держитеся.
В области внешноученых, указания г. Оберлена не всем показались благоприятными, образовались пререкатели, и он в предисловии втораго издания пророко апокалиптическаго разсмотрения, (напечатаннаго в 1857 г.,) показали мне что в нем есть нечто полезное для Церкви.
"Вместе с тем в продолжении трех лет я тщательно просмотрел всю критику на мой труд, а так же многия сочинения о том предмете появившиеся в ето время. Однако и теперь я еще не признал себя достаточно сильным, чтоб предпринять последовательное объяснение книги Даниила пророка и Апокалипсиса Св. Иоанна, и в особенности сего последняго, и ко второму изданию своего сочинения приготовил только более обстоятельное объяснение символических образов, встречающихся в помянутых Священных книгах, признавая ето необходимым для лучшаго понимания судеб Царства Божия на земле, и той истории, какую предлагает нам Библия. При том и теперь более, чем прежде убеждён;
во первых в том, что пророческое слово разсматривает все с точки зрения конца при свете той окончательной епохи, когда весь настоящий мiр, государства, равно как и церкви, предстанет на Божий Суд, и уступит место тому новому порядку вещей, какой установит Господь при Втором Своем Пришествии.
И во вторых в том, что на нас лежит долг извлекать из пророчества то, что может нас научить исправить и утвердить в вере. Учение о последних временах заслуживает с течением времен все большаго и большаго нашего внимания, потому что вся христианская жизнь наша, частная и церковная, получит для себя большую пользу, коль скоро мы будем иметь ясное представление о предсказанных нам окончательных делах".

Переводчик книги с немецкого языка на русский восполнил замечание в следующих словах: "И так настоящее, появляющееся в свет в нашем переводе сочинение, не есть последовательное изъяснение книги пророка Даниила и Апокалипсиса, и скорее может быть названо учением о последних временах мiра и церкви, на основании помянутых Священных книг. На етот предмет обращается все внимание автора: почему и избирает он для своих объяснений из книги Даниила преимущественно главы 2, 7, и 9, а из Апокалипсиса главы 12, 17, и 19, так как в етих собственно главах содержится пророчество о последних временах. Прочия же главы етих книг обозревает коротко и только по поводу главного своего предмета. Книга Оберлена отличается так же от многих последовательных изъяснений Слова Божия, и своими целями на первом плане здесь нравоучение, научныя же цели отходят на второй план. Пророчество о последних временах составляет важнейшую часть Божественных Откровений, и самым близким образом касается жизни христианина. Между тем оно по мнению автора, предано забвению и в христианской жизни, и в христианской науке. Изменить ето печальное положение, оживить в христианском сознании означенныя важныя Откровения, возвратить им в етом сознании подобающее им место, сделать их руководящим жизни христианина, вот главная цель и желание автора. На сколько автор достигает етаго своим сочинением, пусть судят читатели. Но в предисловии к оному из изданий своего труда, он высказывает надежду не на собственный труд свой, который скромно называет простою справочною книгою, но на само Слово Божее: из Него то непосредственно он и советует научаться читателю."
Как автор не ручается за свою ошибку в толковании Апокалипсиса, и не называет ее толкованием, а просто справочною книгою, и не смотря на всю любовь к истине, ошибка легко могла соскользнуть с его пера, как легко могла быть и в его духе. (В предисловии на стр.13)
Далее изложено: Не имеющие духовнаго созерцания при всех усилиях достичь святаго уразумения, сбиваются с пути (на стр.115)
И так по замечанию переводчика книги, протоиерея Романова, автор уже сбился с пути истиннаго разумения Апокалипсиса, допуская три пришествия Господа: первое - пришествие во плоти, второе - для основания на земли тысячелетняго царства и третие - для последняго суда. (Переводч., на стр.116).
Но все его глумословие о тысячалетнем царстве Христовом на земле, противно Христовой Церкви, Символу веры, где исповедуется два Христова Пришествия, первое во плоти и второе на Суд в Славе Божества.

Разсуждение: Не приидет Царствие Божие с соблюдением. (Евангелие Луки в зач., 86) что бы оно было приметно в мiре, и виден был его царь, т.е., царь мiра в имени и образе Христовом. В етом облике и наименовании может в мiре быть только антихрист.
Отрицательно учит нас Господь не верить в последнее время, когда рекут вам, се зде Христос в пустыни, или в сокровищих, то есть в домах царских, не имите веры, восстанут бо лжехристи и лжепророки, и дадят знамения и чудеса, яко прельстити аще возможно и избранныя. (Матф., в зач., 99) и показать образ своего явления глаголя: Яко же молния исходит от Восток и является до Запад, тако будет и Пришествие Сына Человеческаго. (в зач., 100).
Во всех етих словах Господа видится явное опровержение мнения что Иисус Христос будет царствовати на земли видимым образом в продолжении тысячи лет. Для Господа Иисуса Христа времени не существует, Он вечен, и Царствию Его нет конца.
Сбивчивость с пути автора книги вероятно послужило неправильное толкование седми глав зверя, указаннаго в Апокалипсисе. (Гл.13, и 17) (О чем в своем месте будет протолковано.) А более потому что западные вероотступники Святых Отец учителей церковных не почитают, и душеспасительных их поучений не имеют.
Далее в предисловии автор говорит: Не человек, а один Господь Грядущий с Неба может совершить славное преображение. Ложныя надежды на постепенное прославление мiра человеком, представляют большую опасность для веры.
При таких надеждах есть чем христианству вовлечься в самое жалкое положение относительно мiра и изменить Истине в слове и жизни. Я думаю, что в сих ожиданиях играет большую роль человеческая плоть, которая как известно не любит поношения Христова. Скорби последних времен ей не нравятся: она венцу из терновника, предпочитает золотые венки.
Но великую мысль Слова Божия о Суде мы желали бы не изучить только с исторической точки зрения, но и принять в свое сердце, и ввести в самую жизнь свою. Она должна служить нам пробным камнем при всех наших оценках, когда мы хотим дать себе отчет, что такое наш век и что такое мы;

Конец предисловию.

ВВЕДЕНИЕ.

Смиряясь пред Богом в простоте Духа, и уповая на Божественную Его помощь, как выше сказано, о всякой вещи предложенной к разсмотрению, по предмету премудрости в тайне сокровенной, иметь разсуждение. Более всего понудился составить краткое сие сочинение о недоуменных в тайне сокровенных словах, от которых не было пояснено в слове, написанном в прошедшем 1890 году, на ожидающих явления чувственнаго (самообразнаго) антихриста, и обличителей его пророков Еноха, Илию и Иоанна Богослова. Из книги автора Оберлена выбрал я только слова, относящияся к разумению тайны антихриста и его церкви, на которые где нужно сделал пояснение смысла, и вместе с тем опровержение его заблуждений в неправом толковании пророческих откровений, для чего я принял в доказательство поучения Святых Отец о последнем времени, которых вероятно он Оберлен пред своими глазами не имел.

С. В. Б. Декабрь 1891 года.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие.
Пророк Даниил
Апокалипсис
Надсловие

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ:

Размышления по книге:
"Разсмотрение пророчеств".