ГЛАВНОЕ МЕНЮ
СТАРИННЫЕ КНИГИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИТИКА
КОНВОЛЮТ
РАЗСМОТРЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА СВ. ДАНИИЛА И
АПОКАЛИПСИСА СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА.
Заключающее в себе мирозрительное зерцало
последней годины Церкви и мiра.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Прочитав книгу автора Оберлена под оглавлением пророк Даниил и Апокалипсис Иоанна Богослова переведенную с немецкого на русский язык протоиереем А. Романовым, я нашел нечто правдоподобное в его изложении как о пророчестве самого Святаго Даниила, так и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Из творений Оберлена видится замечательное обсуждение о Церкви Христовой облеченной в Солнце: (Апок. Гл. 12) и о церкви антихристовой седящей на седмиглавом звере. (гл. 17)
Принимая за правило по учению преподобнаго Антония о всяком предмете Божественнаго Писания, как о премудрости в тайне сокровенной, иметь разсуждение, которое по мнению великаго Антония, выше поста, молитвы, милостыни и прочих добродетелей. Разсуждение есть хранитель всем добродетелем. (В прологе 29 февраля).
В книге премудрости Соломона предано: Мудрствуйте о Господе в благостыню и в простоте сердца взыщите Его, яко обретается не искушающим Его, является же не неверующим Ему. (гл. 1, ст. 1 и 2). Вожделение убо премудрости возводит к Царству Вечному. (гл. 6, ст. 20) Яко все злато пред нею (премудростию) песок малый и яко брение вменится пред нею в серебро. (гл. 7, ст., 9). Никого же бо любит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. (Стих 28).
Святый Апостол Павел: Премудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающую; но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предъустави Бог во Славу нашу. Юже ни кто же от князь века сего разуме. (в зач., 126)

В творении Оберлена видится последование Христова Откровения слов: Блажен соблюдаяй словеса пророчества книги сея (гл., 22, ст. 7) Не запечатлей словес пророчествия книги сея: яко время близ есть. (стих 10) И хотя автор чуждевер (римско-протестантскаго убеждения), но принял похвальный труд самонужнейших на последнее время разсмотрений и от части верных указаний. А Святый Апостол Павел предписал: Вся искушающее: добрая содержите. От всякия вещи злыя отгребайтеся (в зач. 273). Святый Златоуст в беседе восполнил: Вся искушайте и ложная и истинная, да со искушением разсуждаете, и оных отгребайтеся, а сих держитеся.
В области внешноученых, указания г. Оберлена не всем показались благоприятными, образовались пререкатели, и он в предисловии втораго издания пророко апокалиптическаго разсмотрения, (напечатаннаго в 1857 г.,) показали мне что в нем есть нечто полезное для Церкви.
"Вместе с тем в продолжении трех лет я тщательно просмотрел всю критику на мой труд, а так же многия сочинения о том предмете появившиеся в ето время. Однако и теперь я еще не признал себя достаточно сильным, чтоб предпринять последовательное объяснение книги Даниила пророка и Апокалипсиса Св. Иоанна, и в особенности сего последняго, и ко второму изданию своего сочинения приготовил только более обстоятельное объяснение символических образов, встречающихся в помянутых Священных книгах, признавая ето необходимым для лучшаго понимания судеб Царства Божия на земле, и той истории, какую предлагает нам Библия. При том и теперь более, чем прежде убеждён;
во первых в том, что пророческое слово разсматривает все с точки зрения конца при свете той окончательной епохи, когда весь настоящий мiр, государства, равно как и церкви, предстанет на Божий Суд, и уступит место тому новому порядку вещей, какой установит Господь при Втором Своем Пришествии.
И во вторых в том, что на нас лежит долг извлекать из пророчества то, что может нас научить исправить и утвердить в вере. Учение о последних временах заслуживает с течением времен все большаго и большаго нашего внимания, потому что вся христианская жизнь наша, частная и церковная, получит для себя большую пользу, коль скоро мы будем иметь ясное представление о предсказанных нам окончательных делах".

Переводчик книги с немецкого языка на русский восполнил замечание в следующих словах: "И так настоящее, появляющееся в свет в нашем переводе сочинение, не есть последовательное изъяснение книги пророка Даниила и Апокалипсиса, и скорее может быть названо учением о последних временах мiра и церкви, на основании помянутых Священных книг. На етот предмет обращается все внимание автора: почему и избирает он для своих объяснений из книги Даниила преимущественно главы 2, 7, и 9, а из Апокалипсиса главы 12, 17, и 19, так как в етих собственно главах содержится пророчество о последних временах. Прочия же главы етих книг обозревает коротко и только по поводу главного своего предмета. Книга Оберлена отличается так же от многих последовательных изъяснений Слова Божия, и своими целями на первом плане здесь нравоучение, научныя же цели отходят на второй план. Пророчество о последних временах составляет важнейшую часть Божественных Откровений, и самым близким образом касается жизни христианина. Между тем оно по мнению автора, предано забвению и в христианской жизни, и в христианской науке. Изменить ето печальное положение, оживить в христианском сознании означенныя важныя Откровения, возвратить им в етом сознании подобающее им место, сделать их руководящим жизни христианина, вот главная цель и желание автора. На сколько автор достигает етаго своим сочинением, пусть судят читатели. Но в предисловии к оному из изданий своего труда, он высказывает надежду не на собственный труд свой, который скромно называет простою справочною книгою, но на само Слово Божее: из Него то непосредственно он и советует научаться читателю."
Как автор не ручается за свою ошибку в толковании Апокалипсиса, и не называет ее толкованием, а просто справочною книгою, и не смотря на всю любовь к истине, ошибка легко могла соскользнуть с его пера, как легко могла быть и в его духе. (В предисловии на стр.13)
Далее изложено: Не имеющие духовнаго созерцания при всех усилиях достичь святаго уразумения, сбиваются с пути (на стр.115)
И так по замечанию переводчика книги, протоиерея Романова, автор уже сбился с пути истиннаго разумения Апокалипсиса, допуская три пришествия Господа: первое - пришествие во плоти, второе - для основания на земли тысячелетняго царства и третие - для последняго суда. (Переводч., на стр.116).
Но все его глумословие о тысячалетнем царстве Христовом на земле, противно Христовой Церкви, Символу веры, где исповедуется два Христова Пришествия, первое во плоти и второе на Суд в Славе Божества.

Разсуждение: Не приидет Царствие Божие с соблюдением. (Евангелие Луки в зач., 86) что бы оно было приметно в мiре, и виден был его царь, т.е., царь мiра в имени и образе Христовом. В етом облике и наименовании может в мiре быть только антихрист.
Отрицательно учит нас Господь не верить в последнее время, когда рекут вам, се зде Христос в пустыни, или в сокровищих, то есть в домах царских, не имите веры, восстанут бо лжехристи и лжепророки, и дадят знамения и чудеса, яко прельстити аще возможно и избранныя. (Матф., в зач., 99) и показать образ своего явления глаголя: Яко же молния исходит от Восток и является до Запад, тако будет и Пришествие Сына Человеческаго. (в зач., 100).
Во всех етих словах Господа видится явное опровержение мнения что Иисус Христос будет царствовати на земли видимым образом в продолжении тысячи лет. Для Господа Иисуса Христа времени не существует, Он вечен, и Царствию Его нет конца.
Сбивчивость с пути автора книги вероятно послужило неправильное толкование седми глав зверя, указаннаго в Апокалипсисе. (Гл.13, и 17) (О чем в своем месте будет протолковано.) А более потому что западные вероотступники Святых Отец учителей церковных не почитают, и душеспасительных их поучений не имеют.
Далее в предисловии автор говорит: Не человек, а один Господь Грядущий с Неба может совершить славное преображение. Ложныя надежды на постепенное прославление мiра человеком, представляют большую опасность для веры.
При таких надеждах есть чем христианству вовлечься в самое жалкое положение относительно мiра и изменить Истине в слове и жизни. Я думаю, что в сих ожиданиях играет большую роль человеческая плоть, которая как известно не любит поношения Христова. Скорби последних времен ей не нравятся: она венцу из терновника, предпочитает золотые венки.
Но великую мысль Слова Божия о Суде мы желали бы не изучить только с исторической точки зрения, но и принять в свое сердце, и ввести в самую жизнь свою. Она должна служить нам пробным камнем при всех наших оценках, когда мы хотим дать себе отчет, что такое наш век и что такое мы;
Конец предисловию.

ВВЕДЕНИЕ.

Смиряясь пред Богом в простоте Духа, и уповая на Божественную Его помощь, как выше сказано, о всякой вещи предложенной к разсмотрению, по предмету премудрости в тайне сокровенной, иметь разсуждение. Более всего понудился составить краткое сие сочинение о недоуменных в тайне сокровенных словах, от которых не было пояснено в слове, написанном в прошедшем 1890 году, на ожидающих явления чувственнаго (самообразнаго) антихриста, и обличителей его пророков Еноха, Илию и Иоанна Богослова. Из книги автора Оберлена выбрал я только слова, относящияся к разумению тайны антихриста и его церкви, на которые где нужно сделал пояснение смысла, и вместе с тем опровержение его заблуждений в неправом толковании пророческих откровений, для чего я принял в доказательство поучения Святых Отец о последнем времени, которых вероятно он Оберлен пред своими глазами не имел.

С. В. Б. Декабрь 1891 года.

ПРОРОК ДАНИИЛ.

На первых страницах книги Оберлена, можно видеть опровержение критики, о не подлинности книги Даниила пророка, и что она будто написана, не в то время когда пророк Даниил был в плену вавилонском, а позже. Критика ета имела в виду то, что ветхозаветный канонник не поместил книгу Даниила пророка в числе прочих пророк Исаии, Иеремии и других, а простых гаиографовъ (агиографов), исторических повествований и событий ветхозаветных времен. В отдел гаиографов евреи относят следующия 13 книг: Псалмы, притчи Соломона, Иова, Песни песней, Руфь, плач Иеремии, Екклезиаста, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии, 1 и 2 Хроник.
В опровержение критики Оберлен приводит свидетельство Иисуса Христа Евангелие в котором Он называет его по имени и пророком: Егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте Святе: иже чтет да разумеет. (Матф. В зач., 99).

Разсуждение: Критика на истину пророчества Даниила, может быть только от невернаго язычника тогдашних времен, или жидовствующих, неверующих Первому Пришествию Христову на землю. Истина пророчества Св. Даниила очевидна по сбытию пророчества о Пришествии Христовом чрез 70 седмин, считая оныя от плена Вавилонскаго четыреста девяносто лет. Не только Первое Пришествие Христово провидел Св. Даниил, но и Второе по словам его книги: Зрех дондеже престоли поставишася и Ветхий деньми сѣдѣ, одежда Его бела яко снег, и власы главы Его яко волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ река же огненная течаше исходящи пред ним, тысяща тысящами предстояху Ему и тьмы тьмами служаху ему. (Гл. 7, стих 9 и 10).
Многосложное и пространное опровержение критики и доказательства подлинности Данииловой книги Оберленом, не относится к особому замечанию кроме некоторых замечаний, что Св. Писание предлагает нам такие проблемы исторически и нравственныя, которые не разрешимы для одного человеческаго ума чувствуют, необходимость склониться пред величием другаго духовнаго порядка, научиться признавать высоту Премудрости Божией и ограниченность мудрости человеческой.
Еще более достойны примечания та добросовестная точность с какою етот истинный израильтянин без обмана в юности своей ограждал себя от скверн язычества и та неизменная верность, с какою он служил своему Богу среди искушений и опасностей, за жизнь свою. (Гл., 1, ст., 8 и гл., 6, ст., 10.) Нужно ему было воздержаться от вина и сластей что бы быть способным к восприятию или истолкованию Божественных Откровений. В етом отношении как Даниил и три други его были как свет в нощи. Свет етот был утешением для народа Божия в плене. Только к Даниилу в продолжении плена Израиль обращал свои взоры и искал опоры религиознаго ободрения. Зато имя етого пророка поставлено современниками его рядом с именами Ноя и Иова, которые подобно ему пребыли в благочестии среди развращеннаго рода. (Иезекииля гл. 14, стих 14.)
Таков был человек избранный Богом для получения Апокалипсиса Ветхаго Завета, и если припомнить что и Апокалипсис Новаго Завета написан самым любимым учеником Иисусовым, то как не исполниться уважения к обоим етим апокалипсисам уже по тому самому, что для передачи их нам, Бог избрал двух наиболее возвышенных мужей Ветхаго и Новаго Завета.
Что касается того, что еврейский канон помещает Даниила в числе исторических книг написанных после плена, между Есфирью с одной стороны, Ездрою и Неемиею с другой, то причину етого объяснить легко: книга Есфирь описывает страдания пленных июдеев среди язычников, и то каким образом они избавились от угрожавшей им погибели. Ездра и Неемия описывают возстановления Израиля уже возвратившагося в отечество, но бывшаго еще под властию язычников, а Даниил назначен был служить светильником для етих трудных времен. Кроме того Даниил есть пророчествующий историк того новаго периода Царства Божия, который начался с плена, а потому нет ничего страннаго, что его книгу поместили среди книг исторических.
Книга Даниила за исключением введения разделяется на две части: 1-я часть (гл. 2, до 7) составляет взгляд на всеобщую историю; и с первой строки до последней, обозревает последовательный ряд земных монархий, до того времени, когда Царство Божее должно восторжествовать над нами. 2-я часть(с 8 до 12 главы) представляет историю етих монархий в их отношениях к Израилю, историю как ближайшую, так и ту, которая предшествовали явлению в плоти Христа, предсказанному в главе 9. Такое разделение книги весьма важно для понимания ея.
Бог дает Навуходоносору созерцать могущество мiра во образе колоссальной статуи человека: золотая голова его представляет царство Вавилонское, серебренная грудь и руки изображают царство Мидян и Персов, медныя чрево и бедра представляют владычество Греческое или Македонское, наконец голени с ногами и пальцами, составленные из железа и глины, означают царство Римское с славяно-германскими разветвлениями.
Вся виденная Навуходоносором статуя была разбита камнем, который сам собою без всякаго содействия человеческой руки, оторвался от горы и ударил в железныя и глиняныя ноги статуи. Тогда все вместе раздробилось, железо, глина, медь, сребро, и золото. Зделались как пыль на летних гумнах, и ветер унес их и следа не осталось от них, а камень разбивший статую сделался великою горою и наполнил собою всю землю.

Разсуждение: Умственному взору нашему представляется гора, камень, статуя. И так Св. Христова Церковь разумеет гору человеч роди от него произшедшую Пресвятую Деву Богородицу, и в песнопениях называет ее горою.
Камень Христос, статуя идолопоклонство. Яко же камень отторгся от горы без рук, означает, что Христос Сын Божий по благоволению Бога Отца и превечному Его совету благоизволил для Спасения рода человеческаго воплотиться от Преблагословенныя и Пречистыя Девы Марии без хотения мужеска.
Христос есть камень и гора велика, наполнившая всю землю обращением в веру Христову посланными от Него апостолами, рекшему: Шедше в мiр весь проповедите Евангелие всей твари, иже веру имеет и крестится Спасен будет: а иже не имеет веры осужден будет. (Марк в зач., 71.) И так проповедию их мрак идолобесия, как пыль на летних гумнах изчез.

Оберлен: история творения (бытия гл. 1, ст., 26, 27 и 28.) и другия относящияся к ней слова Св. Писания, показывают нам какую высокую идею имели израильтяне о человеке когда по их понятию союз человека с Богом составляет его царское достоинство безконечно возвышающее его над животными. В тоже время мы видим, что Библия низводит людей в разряд неразумных животных коль скоро они удаляются от Бога и не оберегают путей своих.
Человек без бога уже не человек. Он низпадает на степень животнаго, даже зверя. По етому еще до Даниила языческие народы враждебные Царству Божию изображались в Слове Божием под образом зверей. Царь египетский назван у Иезекииля большим крокодилом лежащим между рек, (Гл. 29, ст 3.) и львом между народами (Гл., 32, ст. 2)
Истинное величие человека составляет его смирение и способность познавать Волю Божию: ето возвышает его над земными предметами и обращает его к предметам высшим.
Из четырех зверей виденных Даниилом (гл. 7) последний четвертый необычный зверь имеющий десять царей сосредотачивает дух четвертой монархии Римской и другий рог мал (11-й) изыде имущий очи аки человечи и уста глаголюща великая, (ст. 8) в нем сосредотачивается свойственный падшему мiру характер тайна беззакония, и мы узнаем в етом 11-м малом роге, кого Апостол Павел называет человеком греха и сыном погибели. (В зач., 275.)
Описание какое дает етому малому рогу таково: глаза подобные глазам человеческим, символ его разумности, и уста говорящия высокомерно и хулы на бога напоминающие слова змия Адаму и Еве при вкушении запрещеннаго плода: отверзутся очи ваши и будете яко бози. (Бытия гл. 3, ст. 5.)
И так ето сатанинское обещание исполняется в антихристе: по наружности разумная культура, (умственное развитие) а в сердце открытое противление Богу Живому и обоготворение самого себя.

Разсуждение: Слова: Будете яко бози. Обещал сатана за вкушение запрещеннаго плода и в самом деле в настоящее время высокопоставленные иерархи достигли до равнобожнаго величия.
В Риме папа велит носить себя на престоле в виде того как на Небе Бог на херувимех носимым прославляется и целуют ноги его туфлю, на которой изображено распятие. Какое высокомерие! Для мнимаго смиренномудраго пастыря христианскаго! Какое унижение Святыни!.... К тому еще именует себя наместником Христовым. Так и сатана сказал: поставлю престол мой на облаках и буду подобен Вышнему. Ето подобие точь в точь восхитил папа римский.
Если кто желает видеть подобное восхищение равнобожия возми и прочти титулы современных патриархов: Цареградскаго Дионисия в словах: Всесвятый архиепископ новаго Рима и Вселенский патриарх. Александрийскаго Софрония: блаженный и святый папа и патриарх великаго града Александрии, Ливии, Пентополя, Ефиопии и всей земли Египетской. Отец отцев, пастырь пастырей, архиерей архиереев тринадцатый из апостолов и судия вселенной. (на стр.16.)
Не вольно подумаешь, какое любославия подстрекание, какая дерзость на восхищение равнобожия, тогда как по словам Евангелия, сам Бог Отец, не судит никому же, но суд весь даст Сынови. Никто из истинных Божественных Христовых Апостолов, никогда ни где не наименовал себя пастырем пастырей, архиереем архиереев. В наименований судия вселенной, не видится ли папоримское самовчинение в Христово наместничество, весьма противное апостольскому нраву и учению: не себе бо проповедаем но Христа Иисуса Господа: себе же самех рабы вам Иисуса Господа ради. (в зач., 175.)
Как римские папы самовчиняются ко все мiрному владычеству над душами человеческими, так и египетско-александрийский папа восхищая Суд Божий, именует себя судиею вселенной.
Рим оканчивается антихристом, который имеет в своем распоряжении все могущество мiра, соединяет к своей власти всех цивилизованных нации для обоготворения самого себя.
Могущество мiра обладающее всем, и воображающее что одно только видимое действительно. Такое могущество обоготворяет само себя, и дерзко восстает на Бога Живаго и на Святых Его.

Оберлен: Как пророчество Даниила объимает судьбу не одного Израиля, но и всего человечества, то естественно, что Мессия является не сыном Давида, а Сыном Человеческим, не царем Израиля, а Владыкою мiра. Здесь горизонт пророчества становится столь же широким как был первоначально при сотворении мiра.
Как сейчас мы нашли в антихристе последнее и полное осуществление злаго начала, введеннаго в мiр, грехопадением, чрез обольщение змием человека: Будете яко бози. Так в Сыне Человеческом у Даниила находим семя жены (Быт. Гл. 3.) Об етом семени сказано, что он сотрет главу змия, и в соответствие ему видим сдесь Сына Человеческаго, одержавшаго победу над враждебным Богу мiром. Дерзайте, говорит Господь, Азъ победих мiр. (Иоанн, в зач., 55)
Семя змия означает зверя семя жены означает Сына Человеческаго. Зверь представляющий в Апокалипсисе земную силу и состоящий из четырех зверей Даниила, изображает великаго дракона змия древняго который называется диаволом и сатаною обольщающим вселенную. (Апок., гл. 12, ст. 3, 9, и гл. 13 ст., 1 и 2) Что совершенно согласно с Евангелием, которое дает диаволу имя князя мiра сего. (Иоанн, гл. 12, ст, 31 и гл. 14, ст., 30, в зач., 43 и 49).
Как позади зверя вышедшаго из моря или пришедшаго из бездны и кончающаго тем, что делается антихристом стоит диавол, так за Сыном Человеческим, который приходит с Неба и есть Христос - стоит Бог.

О ДАНИИЛОВЫХ СЕДМИНАХ РАЗСУЖДЕНИЕ.

Число седьм, кроме собственнаго значения имеет в Св. Писании значение символическое и таинственное. Три суть число Божественное, четыре означают 4 стихии мiра (из которых составился мiр) и седьм слагаемое из 3 и 4 чисел будет числом Откровения.
Даниил: Утвердит завет многим седьмина едина (Гл. 9, ст., 27). Ета великая и последняя седмина, ни в каком случае не может считаться в числе о седминах прешедших до времени явления на земли Христа. Ангел Господень даст понять Даниилу, что еще далеко до исполнения ожидания Мессии Христа и в конце 70 седмин совершится полное умилостивление и прощение грехов.
В Евангелии написано: "Виде Иоанн Иисуса грядуща к себе и глаголя се Агнец Божий, вземляй грехи мiра." (Иоанн в зач., 3) С воплощением Иисуса Христа Ветхий Завет прекратил свое бытие.
В Ветхом Завете избранные названы многими, а в Новом Завете малыми. Слова Даниила одна седмина утвердит Завет многим, и в половине седмины отъимется жертва и возлияние, и во Святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение. (гл., 9, ст., 27) не относятся к ветхозаветной жертве.
Седмьдесят седмин по Даниилову пророчеству приняли свое начало от пленения Вавилонскаго и окончились Первым Пришествием Христовым. Последняя же седмина приемлет свое начало в Новом Завете и оканчивается Вторым Христовым Пришествием. О чем ясно указал ангел Св. Даниилу в словах: "до скончания времене, скончание дастся на опустение. Сам Господь пророков Иисус Христос исполнение сего пророчества явил по вопросу Святых Апостолов в знамение Втораго Своего Пришествия и кончины века, в словах: "Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте Святе, иже чтет да разумеет."
2-е указание: осквернят святыню могутства, и преставят жертву всегдашнюю и дадят мерзость запустения. И беззаконнующии наведут завет с прелестию. Людие же ведущии Бога своего премогут. (Дан., гл. 11, ст., 31).
3-е указание: В книге Даниила пророка под сими главами есть толкование: мерзость запустения нарицает самого антихриста, пременением жертвы всегдашния, и церковнаго служения чин, неистовством и яростию онаго разрушаемый и упраздняемый.
4-е указание: Святая Церковь в Кирилловой книге засвидетельствовала: антихрист везде жертвенники и истинную жертву истребит и кумир свой на месте Святе поставит…. Тако будет в запустении нынешняя Святая жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему мiру уставлена есть. (На лис., 55) В той же книге последний антихрист, его же по словам Св. Апостола Павла, Господь Иисус Христос убиет Духом уст Своих и упразднит явлением Пришествия Своего, (в зач., 275), явлен в лице папы римскаго (на лис., 47).
5-е указание: Пророк Даниил: "Дастся в руку его (то есть антихриста) даже до времене, и времен и пол времене. (Гл. 6, ст., 25).
6-е указание: Муж виденный Св. Даниилом с клятвою живущим во веки, возвести яко во время и времена и пол времене, егда скончается разсыпание рук людей освященных, и уведят сия вся.

На вопрос Даниила, что последняя сих: ангел рече: "Заграждена словеса и запечатана до конца времене." (Гл., 12, ст., 7 и 8.)
Теперь обратимся к разсуждению о времени: Реченное в Данииловом пророчестве (в главах 9 и 12) и Апокалипсисе Иоанна Богослова (гл, 12, ст., 14) - время, времен и полвремя - составляющая полседмину, вычисляемую в три лета с половиною, или 42 месяца, или тысячу двести шестьдесят дней, означают односущную ограниченность времени, которое есть сокровенное и относительное к скончанию мiробытия, о котором толкователь Апокалипсиса Св. Андрей архиепископ написал; что оно единому самому Богу знаема суть ведущему до коего нам времене полезну быти судил есть долготерпению, и сим жития протяжению. (В толков. 20 главы). Ангел Божий пророку Даниилу о значении времени, времен и полвремене возвестил: "Заграждена словеса и запечатана даже до конца времене". (Гл. 12, ст. 9) Тоже и Иоанн Богослов не явил конца времене бегства жены в пустыню от лица змиина. (Апок. Гл. 12)
Что под словом время разумеется; представим следующий пример: когда видим человека престарелого удрученнаго дряхлостию, не говорим ли что сей человек прожил свой век или время, а ето время жизни человека наименовано летом, в словах канона Пресвятей богородице Одигитрии: "Лето живота нашего прочее сохрани неврежденно". (В 9-й песни)
В псалме 89 читаем: "Дние лет наших, в них же седмдесят лет, аще ли же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь."
В книге премудрости Иисуса Сирахова написано: "Число дней человеку много лет сто." (Главы 18, ст. 8)
В толковании 9 главы, 25 стиха книги пророка Даниила предано: Время здесь полагается не за известныя месяцы и дни, ниже за три года с половиною, как некоторые толкуют, но за некое неопределенное время, коего конец в тайном совете Божием сокрыт.
Там же: Не подобает всем просто прелагать Божия Тайны, но благоразумным посредством свыше подаваемаго им познания уразумеют. Живущии же в беззаконии и нечестии ничто же из сущих внутрь познати возмогут. Егда же приидет событие вещей, тогда явственно уразумеют пророчества силу. (на гл. 12, ст.10).
Петр Апостол: "Всякое пророчество книжное по своему сказанию не бывает". (в зач. 66)

Оберлен: Если частныя пророчества были нужны в то время (о Пришествии на землю Христа), то особенно нужны к соображению те пять столетий, которые должны пройти между пленом и Пришествием Христовым.
Кроме того ети близкия судбы должны были служить предвестием судеб как приближалось уже Христово во Плоти Пришествие. Так затем и антихристово, которые дают откровение о том, чем будет мiр в пришествие антихриста.

АНТИОХЪ

Все учители Церкви усматривали в етом Антиохе прообраз антихриста. ветхозаветный антихрист тоже в отношении к новозаветному антихристу (имеет) один тот же факт, что Антиох есть прообраз великаго и последняго противника, он был для народа израильскаго полным предсказателем что изобразил Апостол Павел в послании к Солуняном. (зач. 275)

О ЯВЛЕНИИ МЕССИИ.

Мессия явится не тотчас после плена, но что от приближающагося возстановления Иерусалима до пришествия Мессии должно пройти 70 седмин (490 лет), но и тогда он явится не в Славе, как может быть Даниил ожидал по словам прежних пророк. (гл. 7). Мессия должен быть предан смерти по писанию пророк. Но Святою смертию совершить искупление грехов мiра и приобретет многим Спасение. Народ израильский будет отвергать Его и сам будет отвергнут, Иерусалим и храм будут разрушены.
При последних днях земной жизни, до своего вольнаго Распятия Господь видев град плакал о нем, говоря "Аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к смирению твоему: ныне же скрыся от очию твоею: яко приидут дние на тя и обложат врази твои острог о тебе и обыдут тя, и объимут тя от всюду. И разбиют тя и чада твоя в тебе: понеже не разуме времене посещения Твоего". (Луки зач. 97)
Таковы последствия неверия сонливости и не внимания. Все предреченное Христом Спасителем исполнилось в точности. Во очию всех исполняется и другое: "Иерусалим будет попираем языки, дондеже скончаются времена язык". (В зач. 106)

АПОКАЛИПСИС СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА.

Апокалипсис Иоанна Богослова написан для тех, которые верою и духовным разумением усвоили себе, все прочее Слово Божее. В нем сокрыты глубокия тайны, недостижныя понятию мiрскаго человека. Ни кто кроме Агнца закланнаго может раскрыть книгу запечатанную седмию печатями: и никто другой, как только тот, для которого мiр распят, не может разгадать тайн ея.
Разумение Апокалипсиса предоставлено терпению и вере Святых, тем которые одарены Благодатию Мудрости. (Гл. 22, ст., 10 и 11) Лишенные духовнаго созерцания при всех усилиях достигнуть праворазумения, претыкаются и сбиваются с пути.
Откровения существуют только для разумеющих, и исполнения при безчисленно многих различных толкований, приближаются к Истине понемногу по мере исполнения пророчества.

Разсуждение: Если разумеющие приближаются к Истине понемногу, по мере исполнения пророчества, то имущие ум в вещах житейских и связанные суетами и пристрастиями мiра, отнюдь не разумеют сокровенных тайнословий, но и не желают того разумения, и аще услышат Слова Божией Премудрости не веруют, как предусмотрел и написал богоносный Ефрем Сирин. (на листе 304)

ЗВЕРЬ С 7 ГОЛОВАМИ И 10 РОГАМИ. (гл. 13)

Зверь етот без сомнения во всей полноте своей может принадлежать только личному антихристу. Зверь начинает немедленно говорить и действовать против Бога и Святых Его, Которому даны уста глаголющия великая и хульная. (Гл. 13, ст. 5) χξς (666) число антихриста, имеет свой частный и определенный смысл. Смысл етот выведен в особо произведенном сочинении с толкованием об антихристе. Читай слово на буквалистов. (Сентябрь, 1890 г.)
Зверь был и несть его и явится, когда седьмая голова вполне возвратится к жизни тогда выйдет осьмая которая произойдёт от седьми, и будет уже полным и окончательным выражением зла. Зверь который был и котораго нет есть осьмый, и из числа седьми (Апок. Гл, 17, ст. 11) Подобно тому как в видении Св. Даниила на лбу четвертаго животнаго вырос совершенно особый рог, представляющий собою антихриста и его царство, так и во Апокалипсисе седьмое царство переходит в восьмое, которое не есть одно из седми но изходит из них всех как выжатый сок; и в етом смысле антихриста, в котором во всей полноте сосредоточивается все когда либо бывшее на земли зло, и всякая враждебность Богу.
Антихрист с седьмию своими головами не есть одна из предыдущих голов. Но соединяет в себе их все, так что можно сказать, что он есть вполне цельный зверь, зверь преимущественно претендующий на господство над мiром. По Святому в стихе 11 (17 главы) Апокалипсиса, не читаем 8 голова, а читаем осмой, т.е., царь.
Автор книги (Оберлен) пишет загадочно о седми головах зверя, как о царствах присвоивая каждой голове особое царство: 1-й голове - Египетское, 2 - Ассирийское, 3 - Вавилонское, 4 - Мидо-персидское, 5 - Греческое, 6 - Римское, 7 - Германское. Путаясь в изчислении царств, ему нужно было набрать только число седми царств, упустил из виду другие царства: Российское, Австрийское, Английское, Американское, Китайское, Оттоманское. Если присоединить сии последние к седми, тогда уже будет выходить 13 голов. Загадка его и изчисление царств не относится к истинному разумению пророчества.

Разсуждение: Обратимся к предмету о котором идет речь: имянно о звере с седмию головами и десятию рогами.
При виде етого зверя Св. Иоанн был в великом удивлении. Ангел Господень открывая тайну зверя сказал: Зде ум есть иже имать мудрость. Седмь глав горы суть седмь и царие седмь суть: пять их пало, один есть, а другой ещё не прииде. И зверь его же видел осмый есть, и от седми есть, и в пагубу идет. ((Гл. 17, ст. 6, 7 и 9, 10 и 11) И десять рог его, десять царей, иже царства еще не прияша (ст. 12).
Пред словом гор и царей и падении их ангел Господень дает разуметь не горы и не царства, как разсуждает Оберлен (горы и царства не падают и доныне существуют), а века мiра, которые имеют свое значение в тысячелетии, и так пять их прошло, т.е., пять веков, шестой тогда имел свое существование, ибо Господь наш Иисус Христос в среде шестаго века в 5500 году воплотился, а седмый век тогда еще не пришел.
Все века от сотворения мiра по отступлению от Бога и идолопоклонству, как первые так и последние были враждебны Богу, как и самый зверь, исходящий из моря, с седмию головами враждует на Бога, которому даны уста глаголющия великая и хульная, в хуление Богу хулити Имя Его, и селение Его, и живущая на Небеси. (Апок., гл.13, ст.5 и 6)
Как тогда в прошедшие века большинство народа, вместо Бога сотворшаго их, почитали и кланялись идолам, делу рук человеческих, так и на конец поклонятся зверю все живущие на земли, им же не написана имена в книгах животных Агнца заколенаго от сложения мiра. (Главы 13, ст. 8).
Что век мiра составляет не более и не мене как тысячу лет и семь глав зверя означают семь веков и осмый не совершенный, ето можно видеть из поучительных слов Святых Отец:

1. Григорий Богослов во втором слове на Св. Пасху седморичное число лета показует седмицами возъокружаем, и есть число сие тайна в десятице, то есть в десяти частях или столетиях составно же мiру и сходственно: седмию днями мiр совершися и седмотысящными леты будет кончина. (На лис. 692)
2. Того же Григория Богослова в слове на новую неделю по Пасце: Аще хочет кто разумети новую неделю дивнейшу обрящет яко начальна сущи невещественной оной блаженной жизни осмаго непреемнаго (то есть безконечнаго века) (лист 749)
3. Того же Св. Григория на Св. Пятидесятницу: Седморичное число пятидесятницу собра, ибо седмь многосугубства творит 49, одному же оскудеваему дню на совершение прияхом от будущаго века осмый сущи и первый, за еже есть по седмем седморичный сей век, первый же начало Божественнаго жительства и безсмертныя жизни будущаго века день. (На листе 819)
4. Св. Иоанн Златоуст в поучительном слове; на 8-й день по Воскресении Христове: Новая неделя глаголется понеже в сию имут осмая купно и первая. Осмая от преславнаго Воскресения Христова, первая же яже по сей, образ еже по седмоисленнем сем веце, осмому купно и первому и единому неразрушному дню века будущаго образ носит.
5. Св. Каллист патриарх: Три Воскресения бывших от пророк Илии и Елисея, и четыре от Самаго Христа Бога. Но сии седьм Воскресений, смерть паки прия, осмое же Христово выше смерти пребысть ибо во осмый век хотящее быти мертвым Воскресение, смертию не будет пресечено но нерушимо будет и вечно. (В поучит. Евангелии, на нед., 20, лист 283)
6. Книги Кирилловой в слове о антихристе. Христов Приход имать быти в осмом веке.
7. В Синозаре на неделю мясопустную; по седми тысяч лет второе Христово пришествие будет.

Жена облеченная в солнце, луна под ногами ея и на главе ея венец от звезд двоюнадесяте. (Гл. 12.)
Жена сия изображает собою Христову Церковь воинствующую, а новый Иерусалим Церковь торжествующую. Таким образом Жена облеченная в солнце, есть Церковь Божия, которая победила язычество или идолопоклонство, и она есть Божественный Свет мiру подобно солнцу освещающему вселенную. 12 звезд означают 12 Апостолов, луна, Св. Крещение, как степень и основание веры, без существеннаго восприятия котораго, затворен вход в Царство Божие. (Иоанн в зач., 8)
Дитя котораго родила Жена, есть ни кто другой, как Христос. Младенствовавший мужескаго пола человек. Он родился от жены (Преблагословенныя Девы Марии обрученной мужу) подчинился закону ветхозаветной Церкви, как Сам сказал: "Не приидох разорити Закона, или пророки, но исполнити". (Матф., в зач., 11)
Он есть вместе Соестесвенный Сын Божий, начаток сынам Божиим по Благодати веры. По вочеловечению именует Себе Сыном Человеческим. Но как Соприсносущный в Троице имеет Жизнь и в Самом Себе, по словам Евангелия: Яко же Отец имать Живот в Себе, тако даст и Сынови Живот имети в Себе". (Иоанн, в зач., 16) Азъ есмь Воскрешение и Живот. (В зач., 39) Азъ есмь Путь и Истина и Живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною. (В зач., 47)
Предстоит вопрос! Какое с символической точки зрения есть различие между образом мужа и образом жены. Требуется розыскать что в Св. Писании и в частности у пророков изображает собою жена и что любодеяние. На предложенный вопрос можно отвечать так: Жена есть образ народа Божия, то есть Церкви, а любодеяние означает неверность ея Божественному Мужу, то есть Иисусу Христу.
Невозможно например, что бы жена изображала земныя царства, а зверь изображал церковь; Но как в животности зверя, мы понимаем символ земных царств, точно так же в самой природе Жены находим основание почему она сделалась символом Церкви.
Море есть мятущиеся народы или воды, которые ты видел (говорит ангел Иоанну), суть люди и народы, племена и языки. Из етого моря вышел зверь с 7-ю головами и 10-ю рогами. Земля же изображает собою мiр политический, цивилизованный, из которой тоже вышел другой зверь в виде агнца с двумя рогами.
Апокалипсис гл. 17: "Видех жену седящу на звере червлене исполненнем имен хульных, иже имеяше глав 7 и рогов 10. И жена бе оболчена в порфиру и червленицу, и позлащена златом и камением драгим и бисером, имущи чашу злату в руце своей полну мерзости и скверн любодеяния ея, и на челе ея написано имя, тайна. Вавилон великий".
Жена седящая на седмиглавом звери, изображает собою церковь, но она носит имя Вавилона, великия любодеицы. При том имя Тайна.
Тоже должно сказать о христианстве (нарицательном) оставившем Христа и возлюбившем настоящий век. Оно заслуживает имя Вавилона или мiра.
Слово тайна указывает на такой предмет - действительное свойство которое сокрыто от глаз человеческих и может быть познано при помощи откровения Божия, даруемаго ищущим того верным Его рабам.
Слово тайна, есть такая глубокая истина, которую может понять только мудрость, полученная свыше. Все ети выражения о тайне соединены со словами Апостола Павла, в 1-м послании Коринфяном написавшаго: Мы проповедуем Премудрость Божию которая есть тайна, которую Бог нам открыл Духом Своим, и о которой должно судить духовно". (В зач., 126)
И действительно глубокая тайна если Апокалипсис говорит сдесь о церкви. И так церковь настолько же мiрская названа Вавилоном любодеицею.
Во вторых обстоятельство ето тем более замечательно, что не только пустыня, но и жена встречается в двух главах Апокалипсиса 12 и 17. Она всегда означает Церковь Верную (гл., 12) и церковь неверную любодеицу. (Гл., 17)
Жена есть Церковь Невидимая Христианство искреннее и сердечно-боголюбное. Любодеица церковь видимая христианство внешнее (нарицательное), или то, что остается в церкви видимой: если отделить от нея Церковь Невидимую. Невеста же есть Церковь торжествующая.
Смущение Апостола при виде жены седящей на звере, необычайная перемена произошедшая в жене удивила его больше всего. Тогда охотно воскликнул бы с Исаией, как сделалась ты блудницей верная столица; (гл., 1, ст., 21) Особенно изумило его то, что церковь упилась кровию свидетелей Христовых. (Апокал., гл, 17, ст., 6)
Как жена на языке пророческом есть постоянный синоним (равносильныя и равнозначущия слова) Церкви Истинной, так любодеица составляет синоним церкви неверной. Стало быть церковь может сделаться Вавилоном не переставая быть церковию, но о такой то именно церкви и идёт речь (В гл., 17, ст. 18), где она на столько отожетсвленная с мiром, что почти не отличается от мiрскаго города, порча нравов, и широкий путь разврата, есть обычное явление в большой столице.
Имя жены в 17 главе неверной церкви любодейной присвоено имя Вавилона, означает церковь язычествующую, нечистую, идущую к верной погибели.
Слова (ѵосхеƨеѡ) означают разрыв союза заключеннаго через Христа человеком с Богом и распространение ложных учений.
И так Апокалипсис предвещает глубокое падение церкви, предвещает унижение ея даже в уровень с мiром. Новозаветные люди будут точно так же прелюбодействовать, как прелюбодействовали люди ветхозаветныя. (Иеремия гл. 3. Евангелие от Матф., гл. 24, ст., 11, 24) и будут предавать собою ложныя учения. (Ст. 23, 26)
Христианство столь высоко стоявшее некогда над мiром падет и снова сделается частию мiра. В Христианской Церкви за добрыми начинаниями, начались времена прискорбныя, семя жены сделалось малым остатком небольшаго числа людей (Иезек., гл., 16, ст., 17), а масса христиан уподобилась любодеице, Вавилону, древнему врагу Божию.
Подобие тоже было во времена допотопныя, когда все Царство Божее и все царство человеческое в двух семействах в потомстве Каина представителя зверя и в потомстве Сифа представителя жены.
После того как сыны Божии смешались с сынами человеческими и развратились; гнев Божий излился на оба ети рода и только один Ной с семейством своим спасся.
Апостол Петр: "Ожидаше Божие долготерпение во дни Ноевы делаему ковчегу, в нем же мало сиречь восемь душ спасошася.

Разсуждение: Не то же ли подобие совершается и в настоящее последнее прискорбное время: как тогда за смешение людей Божиих с людьми враждебными Богу, все люди с безсловесными животными наказаны были водным потопом, так и ныне за смешение верных по Благодати сынов Божиих (Апостол в зач., 250) со лжеверными сынами человеческими ожидается не водный, а огненный потоп, по верховнаго Апостола писанию: "Тогдашний мiр водою потоплен быв погибе, а нынешняя небеса и земля тем же словом сокровенна суть, огнем блюдома в день суда и в погибель нечестивым человеком". (в зач., 68)
Св. Златоуст: Како можете убежати гнева приходящаго на них, иже с ними сквернящиися в ядени их и питиих. (В Маргарит, на листе 583)
Обратимся к слову о любодейной церкви: И так любодеица есть неверная церковь; Да, есто она, - она не зделалась зверем, оберегла свой человеку свойственный образ, но сохранив даже вид благочестия, потеряла Его силу! (Апост., в зач., 295)
К чему призвана Церковь! Она призвана жить в мiре и не принадлежать мiру. Жить подражая Господу своему в странничестве и крестоношении. (Ап., в зач., 58, 126 и 334) Помнить, что мiр распят и осужден, должно не признавать силы его, пренебрегать гневом и любовию его.
Любодеица чужда сочетания к Пречистому Жениху Церкви Христу. Она опирается на головах седмиглаваго зверя (Апок., гл. 17, ст. 9) Вместо Христовой чаши скорбей, ей приятней держать в руке чашу нечистот любодейства своего (стих 4)
Такова характеристика любодеицы, она называется еще Вавилоном. Если из етих названий первое более указывает на ея неверность Богу, то второе больше указывает на ея сходство с мiром. Преданное мiру нарицательное христианство действительно сходно с мiром и внешне, но и внутренно.
На внешнее сходство указывает Апокалипсис, когда говорит что любодеица сидит на водах многих. (Гл. 17, ст. 1) Воды же суть люди народы племена и языки. (Стих 15) Разуметь должно житейское море из котораго вышел и седмиглавый зверь.
На втуреннее же сходство указывает роскошь ея высокомерие и тщеславие. Она роскошествуя и тщеславясь говорит: в своем сердце: "Сижу царицею и вдова несмь, и рыдания не имам видети (гл. 18, ст., 7)
Правда, была воля и призвание Спасителя мiру Христа на то, что бы семя Спасительнаго Слова Его было посеяно во всем мiре и что бы чрез проповедь и Крещение обратились все народы к Единому в Творце Славимому Истинному Богу. (Матф., в зач., 116) Как солнце освещает всю землю, так Жена облеченная в солнце в Благодати Св. Апостол, пролияла по всей земли свет и жизнь Божественнаго Евангелия и во Апокалипсисе предсказано обращение ко Христу царей и народов. Но какое обращение! В большинстве случаев чисто внешнее. Овладевая мiром, церковь допустила что и мiр овладел ею.
В новозаветныя времена верная жена, не имеет на земли постояннаго города, но ищет будущаго. (Ап. В зач., 334) и живет как в пустыне (Апок., гл., 12, ст., 6, 14) только любодеица как Каин построивший первый город (Быт., гл. 4 ст. 17) незамедлила как можно прочнее устроиться на земле. С массами языческих народов проник в Церковь и языческий дух: и вместо того чтоб поднимать мiр над его уровнем, большинство членов само опустилось до уровня с мiром, подобно тому как в ветхозветное время Иезавель и Валаам. Вместо того чтоб обратиться к Богу Израиля, самого Израиля совратили в идолопоклонство.
Буквально с теми самыми образами которыми Апокалипсис предсказывает глубокое падение христианства, исполняется в точности во очию нашею. Любодеица не есть исключительно город Рим, не есть католицизм, или какая либо другая церковь, но она составляется из членов всех вероотступных церквей, вообще не исключая ни одной. Она есть Вавилон смешение, путаница всех сект и партий. Есть все ето (нарицательное) христианство выродившееся, лишенное Христова Духа, пекущееся только о плоти, занято только благосостоянием животнаго человека увлекающееся всяким ложным учением, подверженное всяким пагубным влияниям. (Примечание: Христианство в собственном смысле есть и именуется по Причастию Духопомазания, по победе над страстьми и похотьми. Лишенников сих совершенств, не мыслимо именовать христианами.) Но среди етого хаоса, мирно и невидимо живет Истинная Христова Церковь, изображенная Женою облеченною в солнце, в малом числе избранных Божиих.
Существуют ныне многия более или менее значительныя частныя церкви, приписывающие себе Православие, и все права Церкви первенствующей, самохвалящейся древностию, но в жизни действительности у них нет Христова Духа. Мирское христианство и мiр (нарицательно) христианствующий, все что можно сказать о нем, есть только то, что антихристианский дух его вынуждает пока притворяться.
И так зверь исцелися от своей раны, мiр германо-христианский отступит от веры, а за ним и другие. Нечестие оживет и усилится, христианство впадет в язычество, в язычество хуждшее древняго, потому что пренебрежение Благодатию во Христе Иисусе более важно чем пренебрежение совестию и откровением естественным. (Римлян., в зач. 82)
Не один Апокалипсис предвещает ети прискорбныя дни: речение о вероотступничестве, составляет главный предмет Втораго Послания Апостола Павла к Солуняном (в зач. 275) И замечательно, что люди последних времен описываются Св. Павлом в послании к Тимофею, в выражениях напоминающих тот знаменитый очерк в язычестве. (В зач., 80, посл Римлян.) Там и здесь неповиновение Закону во всех его частях и видах составляет столь же отличительную черту антихриста.
Иисус Христос в Евангелии от Матфея (зач. 97) и Апостолы говорят о ложном учении и обольстителях об отступлении от веры. Но Апокалипсис указывает два вида отступления: церковный и языческий.
Первый вид есть ложное христианство пропитанное духом мiра или мiр пропитанный ложным христианством.
Вторый вид антихристианство исцеленнаго зверя или мiр отступивший от христианства.
Нет ничего не согласнее с Евангельским Духом и непорочностью Невесты Христовой Истинной Церкви, как оба ети растлевающая деятели но делания любодеицы быть может еще опаснее зверя потому что прикрываются одеждою веры.
В наши дни когда заговорят о великих врагах Церкви, многие христиане думают, что они уже все сказали, когда указали на Рим или на неверие и радикализмъ (корень) но нет, на право и на лево от нас есть враги. Царство Христово не принадлежит ни сидящим на лево ни сидящим на право но единственно малому стаду.

О МАЛОМ СТАДЕ ИЗБРАННЫХ.

Иисус Христос Истинный и Непресменый Пастырь: "Не бойся малое стадо, яко Благоизволи Отец ваш дати вам Царство". (Луки в зач., 67) 3-й книги Ездры: "Век сей сотворен Вышним многих ради, будущий же ради малых". (главы 8, ст., 1) Мнози сотворении суть немнози же Спасутся. (ст. 3) Книги пророка Даниила в толковании: Избраннии пред концом мiра будут и убелятся и аки огнем искусятся и освятятся мнози. (гл. 12, ст. 10)
Избраннии Божии будучи бедственно угнетаемы от всюду, хотя бы все страны света обошли везде безнадежны пребудут. Следовательно не прежде могут обрести обещанной спасения надежды как тогда когда обратят мысли свои на Второе Христово Пришествие. (Гл. 12, ст. 2)
Евангелие: "Мнози суть звании мало же избранных". (Матф., в зач., 89) Сын Человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли. (Луки в зач., 88) В толковании: Пришед убо Господь на земли, токмо не во многих…. Зело бо мало будет тогда иже к Богу человеком веру хранящих.
Великому удивлению достоин вопрос Господа вся будущаго: и замечательно толкование: не обрящет веры Своей Господь токмо не во многих. Вопрос етот относится ко времени, в неже достигохом, и потребно по завещанию Апостола лишше внимати (в зач., 304) в виду события, в последующих словах толкования изъявленнаго: "Тольма бо удержит тогда сын беззакония, яко же прельстити и избранныя, аще мощно". Истинно и верно Истиннаго Бога Спаса изречение: "Аще не быша прекратилися дние оны не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратится дние оны". (Матф., в зач., 99) (Мар. В зач., 60, Даниила гл., 12 ст. 1)

О ТЫСЯЧЕЛЕТНЕМ СВЯЗАНИИ САТАНЫ И ТЫСЯЧЕЛЕТНЕМ ЦАРСТВЕ ХРИСТОВЕ.

Тайнозрительный Апостол Иоанн Богослов написал: "Видех ангела сходяща с Небесе, имеюща ключь бездны, и уже велико в руце своей. И ятъ змия, змия древняго иже есть диавол и сатана и связа и на тысящу лет, и в бездну верже его, и заключи его, и запечатле над ним, да не прелстит к тому языки, дондеже скончается тысяща лет: и по сих подобает ему отрешену быти на мало время. И видех престолы, и сидящия на них, и суд дан бысть им: и души растесанных за Свидетельство Иисусово и за Слово Божие, иже не поклонишася зверю ни иконе его и не прияша начертания на челех своих и на руце своей: и ожиша и воцаришася со Христом тысящу лет". (главы 20, ст., 1, 2, 3 и 4).
Из сих слов Откровения видно, что явление престолов, оживление и Суд Божий последовали для тех Святых победоносцев, которые не поклонились зверю и не прияли начертании его. Зверь же есть антихрист, о котором написано в Откровении: "Даде ему змий силу свою и престол свой и область великую: (гл., 13, ст. 2) и котораго по словам Св. Апостола, Иисус Христос упразднит явлением Пришествия Своего. (в зач., 275) Посему видение Славы Святых по всей справедливости должно разуметь в том торжестве и Небеснаго Иерусалима, которое Благовестил Св. Апостол Павел. (В зач., 332) и которое последует во Второе Пришествие Иисуса Христа грядущих Благ Архиерея по всеобщем Воскресении.
Римско протестантский толкователь Апокалипсиса Оберлен весьма неразсудно тысящелетнее Царство Христово (по словам Откровения) приписал к чувственному на земли царству. (На стран., 116) в которое будто последует обращение евреев в христианскую веру. (на стран., 433), но не сходственна с Божественным Евангелием: Глаголю вам, яко не имате Мене видети от селе дондеже речете, благословен грядый во Имя Господне". (Матф., в зач. 96, Луки в зач., 73) В толковании : "Не имате Мене видети до Втораго Пришествия, тогда бо и не хотяще поклонятся Ему и рекут: благословен грядый во Имя Господне. Мудрование Оберлена о обращении в веру жидов через посредство чувственнаго на земли царства Христова, не сходственно со словами Св. Апостола Павла: "Постиже на них гнев до конца". (в зач., 266) и со словами Златоустовой беседы: "Внегда рещи гнев, показуяй паки должный бывший и предопределенный, и пророчествованный".
Со обще догматствование открытия на земли чувственнаго Царства Христова противно Самого Его Словам: "Не приидет Царствие Божие с соблюдением: ниже рекут, се зде, или онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть". Отрицают открытие чувственнаго царства и последующия тайнословия: "Рече же ко учеником своим, приидут дние, егда вожделеете единаго дне Сына Человеческаго видети и не узрите. И рекут вам, се зде, или се онде: не изыдите ни пожените. Яко бо молния блистающися от поднебесья на поднебесней светится: тако будет Сын Человеческий в день Свой". (Луки в зач., 86)
Сущность Царства Божия Царь царей явил в испитии чаши мучениских страданий, по ответу просившим царственных сопрестолий: "Может ли питии чашу, юже Азъ имам питии, или Крещением, им же Азъ крещаюся Креститися". (Матф., в зач. 81) Победитель мiра и смерти, Ходатай Истинной Славы и Безсмертия Иисус Христос явил открытие Своего Царства, новый живый путь в него, (Апост., в зач., 324) в последней предсмертной беседе при исходе на подвиги поруганий, биений, оплеваний, заушений, и поносной клятвенной смерти: "Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог Прославися о Нем". (Иоанн, в зач., 47)
Святый Апостол Павел написал: " Не судих бо ведети то в вас, точию Иисуса Христа и сего распята". (В зач., 125) Да исходим к Нему вне стана, (внешняго мира) поношение Его носяще. (в зач., 334)
Святая Церковь в поучительном Евангелии засвидетельствовала: "Господь Крест Своего Царства творит. И смотрив обрящеши яко не царствует Иисус в нач разве злостраданием: питающий бо ся враги Кресту и Иисусу". ( на 110 зач. Луки.)
В такой Христоподражательной доброте осуществилось явленное в Откровении тысячелетнее Христово Царство, страданиями Святых Апостол, мучеников и прочих Благочестия подвижников украшенное. По Откровению: "Видех престолы и седящая на них…. И царствоваша со Христом тысящу лет". (главы 20, ст., 4)
Св. Андрей архиепископ в толковании написал: "Уже убо Святым Апостолом учительстии престоли дани быша, ими же языцы световодими суть. Даны же будут по Божественному Обещанию и в будущем веке яко же глаголет Давид: "Яко ту седоша престоли на суде". И прочим же Святым мучеником за Христа пострадавшим и не приемши умнаго зверя начертание, сиречь образ отступления его, дан бысть суд. Сиречь власть судити име же бесов даже до ныне, яко зрим судят спрославляеми Христу.
В толковании той же главы шестаго стиха, написано: "Тысяща лет совершенное число предержащее от Перваго Его (Христова) Пришествия, даже до Втораго Славнаго.
Тысящелетнее связание сатаны (по 3 стиху 20 главы) в толковании приписано времени от Вочеловечения Христова даже до антихристова пришествия, или десятищи сто якоже некоим возмнится. Или и сих недостающая. Богу Самому знаема суть, ведущему до коего нам времене полезну быти судил есть долготерпению и сим жития протяжению.

О ТАЙНЕ АНТИХРИСТА.

У Апостола Павла антихрист изображен как человек беззакония сын погибели, седящий в церкви. (в зач., 275) Всякая господствующая идея воплощается духом сатаны в одной или нескольких личностях, что они становятся представителями ея, например в Риме папа, в России патриарх.
По етому если б Библия ни чего не говорила о антихристе как о лице, то самый дух последних времен потребовал бы что б явился некто антихрист, который двинет восстание на Бога - гоня Святыя, и хуля на Бога. (Апок., гл. 40, ст. 6 и 7)
Тайна антихриста по учению Св. Апостола Павла в послании к Солуняном, (зач., 275) состоит в отступлении от веры, и Св. Иоанн Златоуст в беседе наименовал отступление антихристом.
Ето начальное отступление и падение церкви по развязании сатаны видим в римском папе. Но в етом частном отпадении нельзя еще признать полное владычество антихриста, ибо тогда на Востоке и других странах вселенной стояло непорочное Правоверие, и совершалась Истинная безкровная жертва. А о антихристе написано, в Кирилловой книге, что он везде жертвенники и Истинную жертву истребит. (на лис., 55) Потому еще разумению, что при римском отступлении не совершился седмотысячный век, как и седмая глава зверя, как сказано в Откровении: "Зверь иже бе и несть, и той осмый есть и от седмих есть и в пагубу идет". (гл., 17, ст., 11)
Открытое его окончательное пришествие то есть в полном составе с семью главами, Апокалипсис указывает на восьмой век, и на число χξς, в словах: "Зде мудрость есть, иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть". (Главы 13, ст., 18)
Книга Правой веры свидетельствует и предостерегает, указывая на вероотступление западной страны: По тысяче лет, Рим отпал, а в 595 году по тысяче (1595) жители Малороссии отступили, и во всем заручную грамоту римскому папе дали. Оберегая же Московское государство, писал: Егда исполнится от Воплощения Бога Слова 1666 лет, и нам от преждереченных винъ должно иметь опасение. Но какое может опасение, когда от Бога дана власть зверю брань творити со Святыми и победити я. (Апок. Гл., 13, ст., 7)
Ето χξς число ознаменовалось не на Западе отступившем от веры, а на Севере по пророчеству: "от севера лукавство изыдет". В ето самое время совершилось полное отступление и воцарение на земли антихриста. Все не покорившиеся ему предавались мучению.
Удивлению достойно то, что не зверь, а жена седящая на звери, то есть властолюбивая церковная иерархия обнажила меч на кровопролитие непокоривых на вероотступление. И потому Иоанн Богослов более всего был удивлен при виде жены на звере, опьяневшей кровми Святых и кровми свидетелей Иисусовых. (Апок., гл. 17, ст. 6)
Что ето верно, я привожу в доказательство на память выписку из газеты "Русь", пятаго декабря, тысяча восемьсот восемдесят перваго года, за номером пятдесят шестым, следующаго содержания: "митрополит Филипп оправдал веру народную, не посрамил христианскаго знамени, и вот несмотря на весь погром Иоанна 4-го, народ остается спокоен. По русскому чувству еще можно жить при Иване Грозном. От чего же через сто лет при тишайшем Алексее Михайловиче, значительная часть русскаго народа, вдруг почувствовала, что жить нельзя, и в отчаянии бросилась в леса и пустыни, и полезла в горящие срубы; Что ж такое случилось, - етим людям показалось, что случилась величайшая на земли беда, что архиереи уклонились в латинство, не стало истинной духовной власти в православном мiре, наступило царство антихриста. На престоле митрополита мученика сел патриарх мучитель. Сам принял латинство, и других к тому силою принуждает.
Потянувшись за приманкою земной власти, иерархия обнаружила первое отступление от своего истиннаго призвания, за ним последовало второе еще более решительное. Отступивши от христианскаго идеала (совершенства), иерархия тем самым роняет свой нравственный авторитет в глазах христианскаго народа, теряет свою внутреннюю духовную связь с ним. Ей остается только внешний принудительный авторитет. Такой авторитет как нечто чуждое вызывает не согласие и протест. Но иерархия раз ставши в положение внешней власти смотрит на не согласие с собою как на преступное возмущение, и отвечает на него преследованиями и казнями. В защиту авторитета и единства церковнаго воздвигаются плахи и костры. Духовной власти нужно не только корона, но и меч государственный!
Когда Апостол Павел в саду Гефсиманском вынул меч в защиту Христа, Христос остановил и осудил его. В защиту ли Христа вынула свой меч русская иерархия. На Христа ли напали раскольники: (примечание: погрешительно автор наименовал раскольниками приискренних и благопослушных чад Христовой Церкви.) или патриарх Никон со своими (мнимо) исправленными книгами был дороже Христа; или протопоп Аввакум со товарищами были хуже рабов первосвященнических;
Кого и за что ограждали застенками русские архиереи пусть они сами скажут, послушаем их собственное признание.
В 1682 году во время стрелецкой смуты, один из старообрядцев Павел Даниловец сказал, обращаясь к патриарху Иоакиму: правду ли говоришь святейший владыка, что вы на себе Христов образ носите; Но Христос сказал: "Научитесь от Мене яко кроток есмь и смирен сердцем": А не срубами, не огнем и мечом грозил. Велено повиноваться наставникам, но не велено слушать и ангела если не то возвещает. Что за ересь и хула двумя перстами креститься; За что тут жеч и пытать;
И что же отвечает патриарх: "Мы за крест и молитву не жжем и не пытаем: жжем за то, что нас еретиками называют и не повинуются Св. Церкви, а креститесь как хотите". (Примечание: В чем же не повиновение Церкви. В ответе патриарха не видится ли явное неповиновение преданиям грекорусскаго 1666 года Собора, тяжкими заклинаниями закрепленным не повиновение самого его.)
Вот из-за чего носители образа Христова проливали кровь христианскую, вот за что мучили и жгли тысячи христиан, как в злейшия времена языческих гонений! Нас еретиками называете, а креститесь как хотите. Иезуиты (тоже) говорят, живите и веруйте как и во что хотите, только признавайте папу.
Великие Святители Православной Церкви вообще не славились гонениями на еретиков, такими гонениями издавна славилось папство, и тут опять несомненно, чьи предания были усвоены русскою иерархиею со времен Никона.
Хорошо было бы все ето забыть как дела давно минувшия, но к несчастию русская иерархия до селе не отказалась явно от латинскаго начала религиознаго насилия внесеннаго в нее Никоном.
После того, как Московский Собор осудил явно Никона, не только подтвердил доброе дело исправления книг, но и своими злосчастными клятвами как бы освятил и тот пагубный дух насилия и деспотизма (злоупотребления) с которым Никон вел ето дело. Преемники низложеннаго патриарха решительно пошли по его следам, умножая кровавыя гонения на раскольников.
Вскоре формы етих гонений смягчились, но и смягчение ето произошло по почину не церковной, а светской власти. Иерархия не столько не руководила ими в етом, но и задерживала их добрыя начинания, ревниво охраняя латинское начало принуждения в делах веры и совести.
Етим духовная власть решительно признала, что она опирается не на внутреннюю нравственную силу, а на силу внешнюю, вещественную. Но иерархия отделившаяся от всенароднаго тела, сама по себе не имеет и вещественной силы. Она должна искать ее у того же светскаго правительства, обладающаго материальным могуществом, но для етого ей нужно отказаться от своей независимости, пойти в услужение к светской власти. И русская иерархия незамедлила совершить етот третий грех против своего великаго призвания. Вместо того что бы поучать и руководить мирское правительство, в истинном служении Богу и земле, оная сама как бы пошла в услужение к тому правительству. Сначала при Никоне она тянулась за государственною короною, потом крепко ухватилась за государственный меч, и наконец принуждена была надеть государственный мундир.
Чуждое семя пересаженное Никоном на почву русской Церкви произрасло в течении двух столетий, и теперь мы можем судить о нем по его всходам".

Так внешноученые правдолюбцы приняли смелость писменно разоблачить качество современной церковной иерархии: но не во внешних только и не в единичных личностях исполняется пророчество: "Не уразумеют вси нечестивии, но умни уразумеют". (Дан. Гл., 12, ст. 10)
Множайше разумения безмолвствует одни по рабству и почтительности, другие по страху и послушанию совета святых: Смысляй в то время премолчит, яко время лукаво есть", (Амоса гл., 5, ст., 13) охраняя свое личное спасение, по стоцерковному завещанию: "Соборища бесовского блюдися, зане и собрание нечестивых обыче такожде наричется церковию божиею: Но ты виждь и бегай бесовскаго Вавилона, сиречь от сонма злых и нечестивых людей, и примет тя Господь Бог". (Катихизис больш. Гл., 25, на лис., 122 на обор.)
В заключение всего вышеписаннаго скажем, что настоящее сочинение наше при безчисленно многих различных толкований, раскрывает пророчества книг Даниила пророка и Апокалипсиса Иоанна Богослова тайн, достижных разумению по мере времени исполнения пророчеств, как о том написано в толковании книги Даниила пророка: Егда приидет событие вещей, тогда явственно уразумеют пророчества силу. И толкователь Апокалипсиса Святый Андрей архиепископ написал: Известное ведение числа (χξς) якоже и прочая о нем (антихристе) писанная, время открыет, и искус целомудрствующим и бодрствующим". (На 18 ст., 13 главы.)
Мы в настоящее время видим событие вещей и исполнение пророчеств, и то, что по них я разумею, то по любви спасения и предаю во утвержение в вере сущим чадам и сочленам Церкви облеченной в солнцу, бежавшей в пустыню от лица змиина. (Апок. Гл., 12)
Прочим же живущим в беззаконии и нечестии ни едино слово к разумению касается, да они и сами не внимают и даже мерзят спасительным благоразумием и исполняется в них богогласнаго Исаии пророчество: "Слухом услышите и унеразумеете: и видяше узрите и не увидите". (гл., 6, ст.9)

НАДСЛОВИЕ.

В последнее время многие претыкаются во взгляде сущности новозаветной Церкви, относя состояние ея к исполнению церковной иерархии: но такое мудрование ложно и противно Самого Зиждителя и Главы Церкви преданию, Который предстателей Церкви наименовал ангелами, а предстательствуемых сущими церквами. (Апок., гл. 2 и 3) Тоже Его посланник Павел ефесским епископам просвещал: "Внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епискоы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею". (Деян., в зач., 44) И в 1-м Послании Коринфским христианам написал: "Невесте ли яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас". ( в зач., 148)
Не в превосходстве иерархическаго священноначалия, но во внутренней благочестия доброте проявили Церковь и Богоспрославленные Святые иерархи; имянно: Св. Василий великий архиепископ написал: "Бываем мы храмом Божиим, когда земными попечениями всегдашняя о Боге память не пресекается, ни же нечаянными страстьми ум смущается". ( В слове о молитве.)
Св. Иоанн Залатоуст патриарх: Церковь ничтоже ино есть, но разве нашими душами созданный дом". (В 10 нравоуч., на посл. Ефес.) Человек от церкве (рукотворенной) есть честнейший. Ибо не стен ради Христос умре, но храмов сих ради. (В окончан. 26 беседы на посл., римл.) Храм ли желаеши видети, не потецы в сонмище, но буди ты храм: един разори Бог храм во Иерусалиме и тмами возстави множае онаго честнейши: вы бо рече храм Бога Живаго есте. Удобротвори сию храмину отжени всяк лукавый помысл: яко да будеши удъ Христов честен, яко да будеши храм Духа. (Маргарит. В сл., 4)
В молебном каноне тропарь: "Храм Божий быв от Крещения Божественнаго". (Октай 6 гласа на павечер., в среду в 6 песни, и в минеи 28 декабря в 5 песни.)
Преподобный Феодор Студийский: "Не будем подавать соблазна Церкви Божией, которая может состоять и из троих православных". (В 39 письме)
Из сих Святоотеческих преданий ясно видится, что сущность новозаветной Церкви состоит не в превосходстве служебной иерархии, и не в существе ея посредства, а в Благодати непорочной веры, Святым Крещением печатляемой и святостию жизни соблюдаемой. В хранении того имянно духовнаго обручения какое основал Жених Церкви, по Святаго пророка Иосии словам: "Обручу Тя Себе в век, и обручеу Тя Себе в Правде, и в Суде и в милости, и в щедротах. И обручу Тя Себе в вере, и увеси Господа". (главы 2 ст., 19)
Прелазащие инуду заключая Церковь в область иерархическаго священнончалия, предложили некогда преподобному Максиму исповеднику вопрос: Коея еси Церкви, Византийския ли, или Римския; Антиохийския ли, или Александрийския, или Иерусалимския; се вси тыя Церкви с подлежащими им странами с нами согласуют: аще убо и ты кафолическая еси Церкве, убо едино буди с нами…. К ним же Блаженный муж премудр отвеща: Христос Господь кафолическою Церковию нарече быти правое и спасенное веры исповедание, того ради и Петра добре исповедавшаго нарече блаженна, на его же исповедании таковую создати Церковь всех Господь обеща. (Четьи минеи 21 января.)
Из сего разумно существо Церкви, и то, что иерархия не Церковь, а служительница Церкви не лишающейся своей состоятельности и по запустении иерархии, как видно из Евангельскаго толкования Святаго Афанасия великаго архиепископа Александрийскаго, который по законоположению Иисуса Христа Евангелия: "Аще око твое десное тебе соблазняет тя, изми и изверзи от себе", и проч. (Матф., в зач. 13) написал следующее толкование: "Идя путем непогрешительным и живоносным, исторгнем мы у себя соблазняющее око, но нечувственное, (ибо и слепые прелюбодействуют), а мысленное. Так например, если епископ или презвитер, как очи Церкви, живут худо, и соблазняют народ, то надлежит их извергнуть. Ибо лучше без них собираться в молитвенный дом, нежели с ними, как с Анною и Каиафою ввергаться в геенну огненную. Подобно и рука диакон, если поступает в чем недостойно, да будет отлучен от олтаря. Если и нога церковнослужитель прибегает ко лжи и берет деньги подобно Гиезию; то и его как неспособнаго и неблагоразумнаго, должно устранить от общения; да соблюдется Церковь неблазненно собирающиеся".
Лженадежно авторитеты преобладательной иерархии сущность Церкви и дело человеческаго Спасения заключают в исполнение нарицательных пастырей, которых Сам Бог обличал виновниками человеческаго Спасения, по словам пророчества: "Пастырие мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть желаемую Мою в пустыню непроходную". (Иерем. Гл. 12, ст. 10) Овцы погибшыя быша людие Мои, пастыри их совратиша их, и сотвориша я крытися по горам: с горы на холм ходиша. (главы 8, ст., 6)
Созерцательный пророк Иеремия засвидетельствовал: "Истинно лживи быша холми, и множество гор, токмо Господем Богом нашим Спасение Израилево. (главы 3, ст., 23)

С….. В….. Б…..

Март. 2018 год.

Дополнительные материалы по книге:
Размышления по книге "Рассмотрение пророчества...