ГЛАВНОЕ МЕНЮ
СТАРИННЫЕ КНИГИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИТИКА
КОНВОЛЮТ

 


"ЗЛАТЫЙ БИСЕР".
Просконитарий. Сказание Арсениево.

   В граде Хио; по обьявлению Просконитарий Арсения Суханова; живут с турками греки, и франки. И греки у франков, и франки у греков женятся, и в церковь заодно ходят. А Святии Собори съ противоверными брачетися запрещает. Яко же преподобный Никон Черногорский в книзѣ толкования Заповедей во главе ГI (13); о том полагает Священная правила, Шестаго Собора. Неподобает православному мужу от еретик жену приимати, ниже еретику мужу жене православней припрязатися. Но аще явится что таково некими бываемо, не тверд бракъ мнится быти, и беззаконное разрѣшается собрание. Ибо неподобное есть неприобщенным приобщатися, ниже овце волку примешатися, ни Христовѣ части, грешных жребию. Аще ли же преступит кто повеленная нами да отлучится.
Ниже. Лаодокийскаго Собора правило ЛА (31). Яко не подобает ко всем еретиком брак творити, или даяти сыны или дщери, но паче проводити, аще обещеваются християне быти. До здѣ из Никоновой книги…
…По Арсениеву же обьявлению, патриарх Иерусалимский и протчии греки со франки и армены, вмѣстѣ молитву творяху; а Правило Святых Апостол I (10), сицѣ запрещает. Моляйся со отлученными сам такожде да отлучен будет.
Толкование. Аще кто молится с еретики в церкви, или в дому со отлученными от Церкве сам такожде да отлучен будет. Правило МЕ (45) моляйся с еретики да отлучится. Аще же яко причетники примет я, да извержется (из сана).
Собора иже в Карфагене правило Ф (9). Неприобщенному приобщаяся, и сам неприобщен.
В толковании. Аще кто еретиком приобщается и молется с ними, с верными не приобщится, но от Церкве да изринется.
Подобинѣ и во иных Священных Правилах суть о сем множайшая запрещение. И посему в Восточных патриарсех от тогдашних времен, пренебрегахуся Апостольская и Соборная Правила.
По сказанию Арсениеву же, во Иерусалиме на Велик день, на Литоргии причащахуся, не честно мужи, и жены, со младенцы, и ходиша во олтарь с шумом и криком, во вся дверь и причащахуся во олтаре.
А митрополит прижався к жервеннику подавал а не знает кому подает, исповедался ли, или ни, верний или не верной, крещен, или не крещен, еретик, или православной, токмо они емлют, а он подает, и не ведает кому.
Мужи, и жены, и девицы, и младенцы. А всей из разных мест, из даль, и из деревень, котории живут с турками вместе, и у турков, а церкви и попа у них нѣть, токмо на Пасху приходят во Иерусалим, и ту причащаются, А не знают их, токмо называет себе христианином. И тако тогда неразсмотрительно у греков причащахуся.
Великий Василий глаголет. Блюди да не убоишися человека в падении его, да не предаси Сына Божия в руце недостойным.

+ + +

ИЗ ВИКИПЕДИИ:

Иеромонах Арсений (в миру Антон Путилович Суханов; 1600, дер. Спицыно, Псковский стан, Соловской уезд - 14 августа 1668, Москва) - русский церковный и государственный деятель, дипломат, писатель и книжник, иеромонах, строитель (распорядитель) московского Богоявленского монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря. Совершил несколько путешествий на Восток. Автор "Прений с греками о вере" и "Проскинитария".

Происхождение и молодость
Родился в семье обнищавшего дворянина Путилы Елизарьевича Суханова, скитавшегося по дворам своих тульских знакомых ("волочился меж двор на Туле"). Юноша рос любознательным и серьёзным, и вскоре ушёл в монастырь набираться учёности, сменив мирское имя Антон на монашеское Арсений. Он освоил греческий, латинский и польский языки, стал широко образованным человеком своего времени. Владел грамматикой, риторикой и диалектикой. По мнению С. А. Белокурова, Суханов получил образование в одной из школ западнорусских братств. Был переписчиком книг, архидиаконом, выполнял обязанности личного секретаря патриарха Филарета.

Первые путешествия с дипломатическими поручениями
В 1637 году Суханов был направлен вместе с посольством князя Фёдора Волконского в Кахетию, к царю Теймуразу. Арсений имел особое поручение "расспросить про все и разведати всякими мерами подлинно: какова их земля и сколь просторна, на скольких верстах и сколько в ней городов, и сколь людна, и каковы люди, и какие в ней узорочья, и любят ли Теймураз-царя". Ему также было поручено "веры их рассмотреть и разведать гораздо - какова у них вера и нет ли у них в чём розни, не изрозьнено ль что?".

В 1649 году в Москву для сбора пожертвований для храма Гроба Господня прибыл Иерусалимский патриарх Паисий. Он обратил внимание царя Алексея Михайловича и патриарха Московского Иосифа на то, что в русских богослужениях присутствуют отступления от обрядов восточной православной церкви. Знания старца Арсения стали решающим фактором при выборе посланника на Восток для изучения обрядов церкви. 10 июня 1649 года Арсений вместе с Паисием и иеродиаконом Ионою отправился в Константинополь с заданием описать церковные обычаи. Однако доехать до Царьграда Суханову не удалось - он дважды возвращается в Москву, сначала из Ясс а затем, 8 декабря 1650 года - с Афона. Вернувшись из путешествия, Суханов передал в Посольский приказ свои "Прения с греками о вере", а также сведения о путешествии с подробным описанием обычаев, нравов местного населения, климата и растительности, животного мира, крепостных укреплений городов, через которые проходил его путь.

Путешествие на Восток в 1651-1653 годах
В феврале 1651 года, Арсений вновь с той же целью был послан царем в Константинополь и Иерусалим. Проезжая через Украину, он случайно напал на след "вора Тимошки", выдававшего себя за сына московского царя - "князя Ивана Васильевича Шуйского". По приказу царя Алексея Михайловича Суханов потребовал от гетмана Богдана Хмельницкого выдать самозванца. Во время встречи с гетманом в Чигирине Суханов также обсуждал вопросы присоединения Украины к Московскому государству. В мае 1651 года Суханов нанимает в Галаце корабль и плывет по Дунаю через Измаил в турецкие земли. Чтобы беспрепятственно пересечь границу, в Килии во время осмотра корабля турецкими "начальными людьми" Суханов по совету капитана выдал себя за едущего в Мекку паломника, сделав себе из полотенца чалму и усевшись по-турецки на капитанском мостике[4]. Далее путь Суханова пролегал через Греческий архипелаг и Средиземное море. Он побывал на островах Хиосе и Родосе, посетил Египет, гору Синай и Яффу, довольно долго пробыл в Александрии, где предлагал многие вопросы Иоанникию, патриарху александрийскому, касательно церковных воззрений и обычаев. Задержавшись примерно на семь месяцев в Иерусалиме, горячо спорил с патриархом Паисием. Как отмечает Арсений, он не стал останавливаться на подворье патриарха, где началась эпидемия, кроме того его заранее предупредили о том, что обитателям подворья не стоит доверять.

Добравшись до Константинополя, Суханов узнал о том, что незадолго до этого патриарх Парфений, которому он должен был передать письмо царя Алексея Михайловича, был убит. Ему удалось выяснить подробности гибели патриарха, который был ослеплен, убит ударом кинжала и брошен в море. Кроме того, Арсений добыл сведения о причастности к организации убийства Парфения иерусалимского патриарха Паисия, а также волошского и мутьянского воевод, которые были недовольны тем, что Парфений "учинился на патриаршестве без их воли" и поддерживал связь с Богданом Хмельницким.

Обратный путь Арсения пролегал чрез Малую Азию, Грузию и Кавказ. В июне 1653 года он вернулся в Москву. Представленный им царю и патриарху отчет он назвал "Проскинитарием" или "Поклонником". Последний состоит из трех частей: росписи о посольстве, статьи о граде Иерусалиме и чиновника или тактикона: "Како греки церковный чин и пение содержат".

Путешествие за церковными книгами
В связи с начатым патриархом Никоном исправлением богослужебных книг возникла необходимость в возможно большем количестве древнегреческих текстов, так как число имевшихся в России оказалось недостаточным для подобных работ. В 1654 г. для приобретения необходимых греческих рукописей по совету Епифания Славинецкого и Арсения Грека патриарх Никон послал Суханова на Афон и Восток. Поездка требовала особой осторожности, поскольку старец Асений вез с собой "государеву милостыню", взамен которой в греческих монастырях предполагалось получить необходимые рукописи. "Милостыня" состояла из денежной казны и "государевых соболей" на огромную сумму - около пятидесяти тысяч рублей. В этой связи Суханову приходилось не раз нанимать провожатых, так как, по его словам, в то время в тех краях был "страх великий от воинских людей, и от татар и от венгров, и от междоусобий". Отправившись в путь под видом простого монаха - "в чернеческом образе", Суханов собирался продать соболя в Константинополе, но опасения, что по пути туда его могут ограбить, заставили его продать их уже в Яссах по сходной цене молдавскому воеводе Стефану. Там же Суханов нанял в провожатые грека Ивана Панкратьева "для толмачества турского языка". По замыслу Арсения, если бы турки стали отнимать деньги, Панкратий должен был выдать себя за едущего за товаром купца - торговые люди находились под защитой султана. Во время путешествия, продлившегося два года, Суханов посетил восемнадцать афонских монастырей, в которых лично отобрал 500 греческих рукописей. На обратном пути, который проходил через Константинополь, Суханов подвергся новым опасностям - он был объявлен в розыск османскими властями. В послании царю Алексею Михайловичу константинопольский грек Фома Иванов писал об этом: "Лихие люди наварили об нем султану и хотели его пытать, а я ево в то время сохранил и про него сказал, что он уже давно ушол и ево, Арсения, отпустил тайно и мысль их злая от того отошла". Проехав Яссы, Арсений вновь подвергся опасностям, о чём позднее написал в своем докладе царю: "в то время по обе стороны были люди воинские, с одну сторону от Умони татарове, а з другую сторону от Бряславля стояли ляхи. А я, Арсений, ехал промежь их на Балановку и ден и ноч, прося у Бога милости, чтоб уйти … И на те де места после меня ударили с обеих сторон татарове и ляхи и те местечка разорили, пожгли, а людей посекли и поимали".

Всего Суханов сумел приобрести на Востоке более 700 ценных и редких рукописей (505 в Афоне и 200 в других местах). 498 книг Суханов доставил в Москву лично, другие были привезены вслед за ним посланцами из Афона. Основная часть рукописей была написана на греческом, но среди них было и 29 славянских книг. Старейшей из рукописей - греческому еванигению, по свидетельству Арсения, было более 1050 лет, многим - более 700, 500 и 400 лет. В числе приобретенных Сухановым рукописей помимо книг духовного содержания было 58 светских манускриптов, в том числе сочинения Аристотеля, Аристида, Гомера, Демосфена, Плутарха, Фукидида, Эсхила. Приобретенные Арсением рукописи стали украшением Патриаршей библиотеки, часть из них была издана на Московском печатном дворе…

…Интересные факты
Арсений Суханов - один из первых известных русских библиофилов. Ещё в молодости, будучи архидиаконом и личным секретарем патриарха Филарета, он на собственные средства приобретал и даже заказывал рукописные книги. Интересно, что для этого Суханов отказался от причитавшегося ему "поденного питья" - кружка меда и три кружки пива, получая взамен его стоимость - по две деньги за кружку. Известно семь рукописей принадлежавших Суханову лично. Рукописи испещрены сделанными его рукой пометами и замечаниями к прочитанному.

До наших дней дошло большое число автографов Суханова. Это связано с тем, что, изучая библиотеки греческих монастырей, в книгах, отобранных для отправки в Москву, в нижней части одного из первых листов он писал своё имя - "арсеніи".
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Арсений_(Суханов)

2019-09-03