ГЛАВНОЕ МЕНЮ
СТАРИННЫЕ КНИГИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИТИКА
КОНВОЛЮТ

 


"ОБ ОТЦАХ ЦЕРКВИ И УЧИТЕЛЯХ ЦЕРКОВНЫХ."

   К написанию сего размышления, подвигло одно обстоятельство. Очень часто, люди, изучающие древне-церковные рукописи, по какой-то причине, приступают к такому делу, имея сильное внутреннее убеждение о том, что всё, что написано в них - непогрешимо. Представляется, в их понимании, если не догматом, то как минимум, законом обязательным для исполнения и соблюдения. Такое представление частных, как правило субъективных суждений, толкований или наставлений, в качестве догмата, приводят к весьма печальным последствиям. Поскольку, изучающий старинные рукописи, вполне вероятно попадёт в фанатическую, бездумную зависимость от "учителей", "наставников", мнящих себя авторитетными богословами.
   От чего происходит такое закабаление разума и подавление воли? Почему человек, изучающий церковно-славянские книги и рукописи, вдруг становится безвольным, бездумным и проявляет непоследовательность в своих выводах и рассуждениях о прочитанном?
Первоначальной причиной падения в такое состояние, предполагаю, является нарушение одной из Заповедей Божиих:
"вы же не нарицаите ся учителе, Един бо есть ваш Учитель Христос. Вси же вы братия есте. И отца не зовете себе на земли, Един бо есть Отец ваш иже на Небесех. Ниже нарицайте ся наставницы, Един бо есть наставник ваш Христос." (Ев. От Матфея. Зачало 93).


   По какой причине Господь наш Иисус Христос дал такое наставление ВСЕМ Христианам? Дабы не имели среди себе учителей и наставников, которые суть есть обычные люди, точно такие же, как и вы, слушающие их. Посему, любое толкование или пояснение на Слово Евангельское, показывает нам лишь то, что именно, и как именно говорящий уразумел. И всем читающим или слушающим, следует иметь рассуждение, прежде чем принять или отвергнуть прочитанное или услышанное. Обязательно, при таком рассуждении обратиться к Слову Евангельскому.
   В предыдущем абзаце, преднамеренно выделил слово "всем", относительно ко Христианам. Поскольку учителями и наставниками именовали себя фарисеи. А о том, как именовал таковых "учителей" Христос, и как к ним относился, можно очень хорошо узнать из Евангелия.
   Но современные богословы пошли дальше ветхозветных фарисеев. И стали именовать себя "отцами" церкви, святыми "отцами", "пастырями" и т.п. Мало того, что нарицают себя таковыми, наперекор Заповеди Божией, так ещё и поставляют себя над братиями своими - христианами.
   "Болии же в вас, да будет вам слуга. Иже вознесет ся, смирится. И смиряяи ся вознесет ся." (Ев. От Матфея. Зачало 93).
   Причину такого собственного возвеличивания вижу в том, что это есть проявление страстного желания укрепить, или даже можно сказать, узаконить своё самопридуманное "право" на верховенство. Желание, утолить собственное тщеславие. И не только в наставничестве, но и в учительстве как в духовном, так и в мирском.
   Очень точное, в данном случае, указующее слово - "тщеславие", поскольку очень раскрывает, какова же истинная суть такой страсти - тщетное (пустое, а значит мёртвое) стремление к обретению славы. Желание уподобиться Богу. Однако, кто был самый первый такой жаждатель славы? О том, всем известно.
   Вот и получается, что именующие себя "учителями" церкви, "пастырями" и "отцами", совершают подмену, т.е., выдают себя вместо Христа. Становятся теми самыми антихристами, о которых в своём Первом Соборном послании писал Апостол Иоанн Богослов:
   Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши
. (Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова. Гл. 2:18-19.)
   Антихристом является не противник Христа, но тот, кто тщится встать вместо Христа. Тот, кто открыто не отвергает Заповедей Божиих, но всеми средствами старается подменить Слово Истины, на своё слово. Выдать свои правила, как Закон Божий. А, что бы не усомнился кто и добровольно принял сие лукавство, достаточно создать себе ореол непререкаемого авторитета.
   И вот, уловившиеся на такие авторитеты, и начинают именовать "отцами" церкви любого, пишущего то что им по нраву, принимая всё без рассуждения по Совести, по Слову Божиему. И далее, все высказанное "авторитетами" церковными, вводят в ранг догмата.
   Ищут себе учителей и пастырей по нраву своему и по похотям своим. Создают себе кумиров из среды себе же подобных, на удовлетворение собственных страстей и тщеславия. Вот так и появляются "законы" и уставы церковные, которые не имеют никакого отношения к Церкви Божией.

   Как видим, в такой церкви, "отеческой", не нашлось места Закону Божиему. Поскольку глава такой церкви, некий "отец" со своими уставами, а не Христос. То значит, что и правила церковные и уставы для такой церкви, даются отцами этой самой церкви. О чём, автор сей рукописи честно и открыто объявляет, что та церковь, о которой он говорит, есть церковь "отцов", а не Церковь, в которой глава - Христос.

   В данном отрывке, та же самая ситуация. Отступающий от отеческого предания, отступает от Бога. Другими словами, нам предлагают принимать отеческое предание, как Истинное Слово Божее. Вот уж реально, гротескная вершина антихристовых изворотов!!! Поставлять себе "отцов", в Церкви Божией, вместо Отца Небеснаго!!! И правила сей церкви антихристовой, в коей "богоносный" отец, т.е. человек, поставляющий себя на место законодавца, на место Христа, считать истинно правилами Церкви Христовой!

   Сколь лукаво совершена подмена в таком наставлении. В начале идёт речь о живущих по Заповедям Божиим. Далее, указывается, что живут таковые во кротости и смирении по книгам прилежащим. А затем идёт указание, что держать в уме надобно не учение Евангельское, а УЧЕНИЕ именно тех, кто живёт в кротости и смирении. Более того, подражать необходимо им в таковом житии. А вот о том, что жить надо на основании Слова Евангельского, видимо, сказано совсем кратко: …и присно Святых книг… То есть Слово Божее, есть как бы дополнение к прочим книгам от "учителей" и "наставников".

   Откуда пошло такое именование "отцы церкви", "отеческое предание", "уставы отческие", то мне не ведомо. Но думается, что такое авторитарное и фанатичное возвеличивание, происходит по одной простой причине, о которой уже говорил ранее - собственного желания узаконить своё личное "право" на управление жизнью Церкви.
Однако, такие "управленцы" забывают одно, что Жизнь - есть Бог! И желание управлять жизнью Церкви, в каком бы то ни было понимании и контескте слова "жизнь", есть проявление духа сатаниского, антихристова.

   И если человек, читающий и изучающий писания христианские, более ишет в них себе наставления и указания от "отцов" и "учителей" церкви, приятных своему нраву или разумению, то таковый к Богу обратиться, явно нужды не имеет. Вот и сотворяют себе кумиров. Поклоняются им. Чтут их. И от них, от кумиров, себе помощи в спасении ищут.

2020-07-23