ГЛАВНОЕ МЕНЮ
СТАРИННЫЕ КНИГИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИТИКА
КОНВОЛЮТ

 

"КАНОНИЧЕСКИЙ" КАЛЕНДАРЬ.

В настоящее время, день наступления Пасхи определяют, используя Юлианский календарь. Но такой способ существовал не всегда. Если быть точным, то такого способа, изначально не существовало вовсе.
Изначально, день Пасхи находили, ведя отсчёт от дня весеннего равноденствия. При этом, действительное время наступления весеннего равноденствия брали не из календаря, а определяли по астрономическим событиям.
Вот как это правило по определению дня Пасхи описывает в своём слове Иоанн Златоуст:
…Так, берется прежде всего первый месяц, первый месяц действительно первого времени, которое определяется весенним равноденствием… …кто берет первое время, должен обращать внимание на начало первого времени; начало же его не иное какое-либо, как весеннее равноденствие... …И вот, так как мы принимаем во внимание и первое время, и равноденствие, и вместе с тем четырнадцатый день луны, и кроме того три дня - пятницу, субботу и день Господень, причем нельзя бывает праздновать Пасху, если хотя одного из этих времен недостает…
… Церковь содержит определенное время страдания Христа, весеннее равноденствие, четырнадцатый день луны, трехдневье: пятницу, субботу и Господень день. Ими мы пользуемся в данном случае и вполне законно, не новшеству какому следуя, но соблюдая по преданию от самого Моисея именно четырнадцатый день луны после равноденствия…

Из указанного Святителем метода, вполне очевидно можно понять, что ни о каком календаре и тем более способе его применения, при определении дня Пасхи, речи не идёт.
Возникает вопрос: почему радетели о чистоте веры, всесторонне изучающие и насаждающие к исполнению наследие Святых Отцов, вдруг пренебрегли, а если говорить более точно - отвергли духовное наследие Иоанна Златоуста, в деле определения дня Пасхи?
Прежде чем попытаться ответить на вопрос "по какой причине?" было отвергнуто, указанное Иоанном Златоустом, ПРАВИЛО определения дня наступления Пасхи, прежде рассмотрим историю возникновения Юлианского календаря. Для этого обратимся к старинной книге.

Сказание о году и о прочих предстоящих в нем.
Истинныя повести о BI (12) месяцех.
Месяцы сии, март, май, июль, август, октябрь, декабрь, генварь, имеют по Л (30) дней со днём. А сии, апрель, июнь, сентябрь, ноябрь, имеют по Л (30) дней токмо. Февраль имеет КИ (28) дней.
Егда же бысть строитель римскаго града Ромилъ, и устрои быти в году I (10) месяц и виде, яко несть лепо, под десятью месяцы, исполнитися году. И приложи еще два месяца генварь, февраль, умножение же они BI (12) месяц. Ино станет в году ТѮЕ (365) дней. И с пятию преизълишных дней дан бысть един день, месяцу марту. И уставися в марте ЛА (31) дней.
Вторый день дан бысть месяцу маю. Понеже от больших рода. Третий день дан бысть месяцу июлю, имени ради кесаря. Четвертый день дан бысть месяцу октябрю. Пятый день дан бысть месяцу генварю. Понеже начало года римский.
Кесарь Август, восхоте своего месяца августа равна быти ему, июлю. И отъятъ у февраля день един. И приложи августу, и уставися во августе, ЛА (31) день. А февраль КФ (29) дней.
Последи же римстии астрологи , отяша у февраля еще день, и предаша декабрю, и уставися в декабре, ЛА (31) день. А февраль ста, КИ (28) дней.
Понеже бо той месяц именовашася плачь и скорби. Егда же будет високосъ, тогда феврали ЛФ (29) дней.

Приведу, прежде, краткую выдержку из правила Великого Собора от 1583 года:

ПРАВИЛО ВЕЛИКОГО СОБОРА 1583 ГОДА ОБ ОТЛУЧЕНИИ РАЗРУШИТЕЛЕЙ ПАСХАЛИИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ НОВОГО КАЛЕНДАРЯ
…Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных...
… Константинопольский патриарх Иеремия II.
Александрийский патриарх Сильвестр.
Иерусалимский патриарх Софроний
и прочие архиереи собора, бывшего 20 ноября 1583 г.

Из сего правила, можно вывести два утверждения:
1. На Семи Вселенских Соборах было установлено "правило", как именно следовать определению даты Пасхи.
2. Григорианский календарь создан безбожными астрономами и посему, тот кто его придерживается (как впрочем и всего прочего, созданного безбожными астрономами, астрологами и прочими звездочётами), отлучается от Церкви.

Теперь, если обратиться к тексту книги, то увидим, что Юлианский календарь разработали и составили безбожные звездочёты и астрологи. Более того, создавали они сей календарь, и на своё усмотрение, и с учётом пожеланий "вышестоящего начальства"! И, если следовать правилу Собора от 1583 года, всякий, кто пользуется Юлианским календарём в определении дня Пасхи, …противодействует всем определениям св. Соборов и хочет их изменить и ослабить… и должен быть предан анафеме и отлучен от Церкви. Поскольку использует творение безбожных астрономов.
Ни на одном из Семи Вселенских Соборов, не принималось решения об использовании Юлианского календарь (как впрочем и любого другого) для определения дня Пасхи. И уж тем более не устанавливалась его каноничность. Есть лишь некое, "общепринятое" мнение о том, что Юлианский календарь-пасхалия, якобы был канонизирован на Первом Вселенском (Никейском) Соборе. Но, ни одно из 20-ти правил, принятых на нём, сие не устанавливает. Более того, ни в одном из них не говорится, ни о каком виде, варианте или способе определения дня Пасхи. Однако, следует отметить, что тема празднования Пасхи всё же обсуждалась. Запись об этом можно встретить в книге епископа и участника Первого Собора - Евсевия Кесарийского "О жизни блаженного Василевса Константина", в которой сказано, что на Первом Вселенском Соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и пришли к согласию, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на момент обсуждения на Первом Вселенском Соборе о необходимости празднования Пасхи всеми христианами в единый день, уже существовало правило по Его определению. Правило, которое и озвучил в своём слове на Пасху Иоанн Златоуст. И правило это предписывает пользовать в данном деле не календарь, а астрономические явления. И заначало отсчёта указано брать март месяц. Именно по причине того, что он первый, поскольку в нём имеется день весеннего равноденствия.
Точно так же и в книге можно найти объяснения, почему именно март месяц и почему именно 21-й день месяца берётся за точку отсчёта и за точку весеннего равноденствия:

Предисловие о марте месяце.
Сий месяц март, начаток месяцем, и первый наречется богоугодником Моисеом. От сего убо учими бываем всяким богосоделованными. От небытия в бытие, и яве яже от земля возвращаема былия, тогда и сеемое семя повелению Божию ине вкоренится. По тихости миру же и небу яснейшим бывати. Еже от земнаго пооблачению и мы пременшися.
В сем месяце, в КА(21)-й день человек создан бысть рукою Божиею. В сем месяце, и израильстии людие фараонитские руки отпущении быша, и море чермное проидоша. И пасху совершиша в сем месяце и в землю обетованную внидоша.
В сем Сын Божий сниде нашего ради Спасения и вселися во блаженное чрево, присно Девы Марии Пречистыя Богородицы. Плоть от Нея приим.
По сем и креста ради смерть восприятъ, и воскресение нам Боголепно обнови и всем веруем и общее воскресение будет. И всемирный суд. И всеконечному и отрешимому уставлению збытия, еже и рещи некоему месяцу, пролетна. Воистине имать рещи. Яко в том обретается вся пролетная бывати. Будуща яже избываемая. Сей же по ивреох нисан наричется.

Если внимательно проанализировать всё, что сказано о марте месяце, то можно подметить одну особенность - указан день месяца, в который совершается весеннее равноденствие. И день этот - 21-й по счёту, от начала. И именно тот факт, что весеннее равноденствие попадает на 21-й день и стало причиной, по которой перешли на использование календаря при определении дня пасхи. И с этого момента стали искать не день, но ДАТУ.
Здесь стоит отметить, что такой поиск по календарным датам стали применять не сразу. Поскольку долгое время пользовались не делением на месяцы, а делением дней года на седмицы. Вот как велось определение праздников в течении всего года по по пасхалии царя Константина:

Сия пасхалия мудрость царя Константина.
Аще хощеши обрести грядущаго лета Пасху, чти от понедельника светлаго, дней ТН(350). И в кой месяц прия число, то есть Пасха. А в другое лето ТНЗ(357). А в третие лето, ТНЕ(355). И сице лета обходит в три тыя стихия. В Т(300) поется во охтаи в неделю мытереву. Глас И(8). А в ТНЗ(357), поется глас А(1). А в ТНЕ(355) поется глас Е(5). Бывает же во мнозех летех, глас Д(4). А Петров месяц пуст. Ищи вторником страстным недели. Аще вторник страстной недели в марте будет, и ты Петрова мясопуста ищи в мае, в тоже число. Аще будет вторник страстной недели, во апреле. Ищи во июне в то же число. А средою светлыя недели, ищи мясопуст великаго прошедшая. Аще високос есть четвертком. Аще будет среда светлыя недели, в марте. И ты ищи великаго мясопуст, генварем в тоже число…

Пасхалия царя Константина, как видим из "инструкции", показывает, как можно использовать седмицы календарные Юлианского календаря. И поскольку календарь сей, весьма изменчив количеством дней в месяцах, то и принцип определения больше обращается к количеству дней, а не к датам по месяцам. Отсюда и метод, описанный в пасхалии, весьма сложен для определения.
Вполне естественным стало то, что для удобства нахождения дня Пасхи, за день весеннего равноденствия была принята дата - 21-е марта. Поскольку на тот период времени, весеннее равноденствие, действительно выпадало на 21-й день марта месяца.
Это, как раз и послужило причиной, по которой Юлианский календарь вдруг стал "каноничным" - в нём навечно "закрепили" на определенный день марта, дату весеннего равноденствия.
С таким же успехом, можно считать каноничным любой инструмент, с помощью которого совершаются особые работы. По строительству храмов, например: линейка - она позволяет точно отмерять длину брёвен для стен или объём камней для кладки. Отвес - в котором масса грузика и длина нити должны быть установленной размерности, что позволит точно определить степень вертикальности стены. Ну и компас, конечно же, придётся считать каноническим инструментом, поскольку благодаря ему, можно определить точное направление на Восток.
Но ведь именно так и поступают масоны. Не красоты ради, они используют в своей символике угольник и циркуль. Эти инструменты для них каноничны и символичны.

В самом начале статьи, показано, как формировался сей Юлианский календарь - по прихоти римских императоров. И коль скоро они были язычниками, то считать сие творение, образованное по их прихоти и их своемудрию - каноническим, верх безумия! Это как раз и равносильно хуле на Духа Святаго! Ведь получается, что утверждая о том, что сей календарь каноничен, соответственно утверждается и то, что он дан Церкви именно Духом Святым.
Но сие есть лукавейшая ложь. И первый признак того, что календарная проблема, по своей сути, есть искушение от лукавого - множественные распри и расколы в христианской среде. Разногласия и раздоры по применению календаря, который создан безбожными астрономами.

Даже само деление на седмицы, имеющие семь дней, есть ложное представление, что Юлианский календарь дан Богом.
Год длится 365 дней. Если разделить 365 дней на 7, получим, округлённо 52,14. Согласитесь, странно было бы вменять Богу то, что Он не создал год таким, что бы количество дней ровно делось бы на 7. Но даже количество дней в году не ровно 365. Имеется "хвостик" в 6 с лишним часов на каждый год.
Из такого положения вещей, вижу только один вывод: так создал Господь, что бы мы не тщились создавать календари, не отсчитывали и не измеряли свою жизнь по ним.
Так что, календарь - более похож на изобретение бесовское, чем на Божественное дарование. А разве может что от бесов быть Каноническим?

Постскриптум.

"Канонический": 1.соотн. с сущ. канон, то есть связанный с ним.
2.Свойственный канону, характерный для него. 3.Твёрдо установленный, принятый за образец.
(Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф.)

Третье определение - принятый за образец - как раз и доказывает, что как только, время наступления весеннего равноденствия было "установлено" на 20 марта, Юлианский календарь получил статус канонического. Но не по причине его "божественного" свойства, а по причине соблазна определять дату Пасхи путём математических вычислений.
Отвергающие астрономические явления, в деле определения времени Пасхи, отвергают то, что Господь наш Иисус Христос Сам положил в основание такого определения.

2019-11-09

Так уж сложилось, что в день окончания написания статьи, попался на глаза один рассказ. И прочитав его, пришлось отложить публикацию, что бы ещё немного продолжить календарную тему.
Приведу всю статью без сокращений.

"Переходом на новый стиль они не остановятся ..."
История из жизни Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.

Эта история произошла в середине 1990-х годов, во время паломнической поездки по святыням Средиземноморья, когда Митрополит Онуфрий (тогда ещё архиепископ Черновицкий и Буковинский) был руководителем паломнической группы. Вместе с ним тогда путешествовало еще три архиерея.
В Фессалоники наше судно с 500 паломниками должно было зайти рано утром. Входили в важный для города день - праздновали по новому стилю память святителя Григория (Паламы). Руководству рейса удалось договориться с Фессалоникийской митрополией о возможности сослужить всему путешествующему духовенству вместе с местными иереями и митрополитами.
Для всех нас это было очень радостное известие. Священники носились по судну в поисках утюгов, чтобы погладить свои облачения. Активно вычитывали правила ко Святому Причащению. Исповедовались у духовников.
А владыка Онуфрий, епископы Сергий, Феодор и Алипий во всей этой суматохе вели себя подозрительно отстраненно.
Я решил выяснить, что происходит. И узнал от архиепископа Онуфрия, что служить они... не собираются. Это меня поразило. Но еще более я был удивлен тем, что владыки единогласно не захотели служить по той причине, что служба будет совершаться по новому календарю!
Владыка Онуфрий, глядя на морские волны, спокойно и ласково объяснил мне, что он и его собратья-архипастыри рады поклониться всем святыням, но в Церкви надо держаться всего свято и незазорно.
Я возразил:
- Но ведь календарь - это такая мелочь! Главное - что православная литургия, что единым духом, единым сердцем!..
Церковь не должна меняться и ничего у себя менять. Иначе она не будет связана с вечностью
- Отец Алипий, мы никого не отговариваем от службы. Служите, кто хочет. Но мы не будем. Потому что считаем, что Церковь не должна меняться и ничего у себя менять. Иначе она не будет связана с вечностью. Если в ней что-то кардинально меняется, значит, это первый признак, что она отходит от Истины.

На мои возражения, что в Церкви за тысячелетия произошло много изменений, владыка все так же спокойно, не отрывая взгляда от горизонта, сказал, что если что и менялось в жизни Церкви, то в веках это было малозаметным и естественным, а не происходило сознательно, в угоду миру.
А потом добавил то, что я очень хорошо запомнил:
- Переход на новый стиль календаря кажется легким отступлением от традиции. Но он говорит о том, что пошедшие на это люди не остановятся. Придет время (дай, Боже, нам этого не увидеть!), когда они так же легко отступят от Церкви ради внешнего мира...
Я вспоминаю этот эпизод и всё так же отчётливо вижу нашего авву Онуфрия на палубе теплохода - светлого, доброго и непоколебимого, а вокруг - колеблющееся море. Так и хочется добавить: море страстей.

Увы, похоже, что некоторые иерархи греческих Церквей поспешили сойти с корабля вечности раньше…
Печально, но владыка Онуфрий оказался прав.
Блажен, кто останется рядом с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием на священной ладье спасения!

Архимандрит Алипий (Светличный)
13 ноября 2019 г.

Изначально, предполагал, что будет написан разбор ситуации и диалогов из статьи. Но всего одна фраза из ответа владыки Онуфрия, убедительно показала, что произносящий её человек не видит, и вероятно не понимает, что есть Закон Божий установленный Христом для Церкви Своей, и что есть традиция.

ТРАДИЦИЯ: (от лат. traditio - передача) - анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые традиции, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в т.н. традиционном обществе, где Т. определяются все сколь-нибудь существенные стороны социальной жизни…
…Традиции складываются при участии разума, а сам разум является продолжением и развитием имманентно присущей человеку традиционной рациональности…
…По существу своему традиция - это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах. Но такое сохранение суть акт разума, отличающийся, правда, своей незаметностью" (Х.Г. Гадамер).

(Философский академический словарь.)

Таким образом, владыка Онуфрий, сам того не понимая, проговорился, что традиционное использование календаря, в данном случае Юлианского, есть всего лишь традиция - человеческая прихоть или блажь, в случае с "блаженным" Онуфрием. Однако прихоть эта возводится в догму, облекается в статус каноничности, возводится до уровня Истины. Именно такое понимание традиции и проговаривает владыка:
Церковь не должна меняться и ничего у себя менять. Иначе она не будет связана с вечностью. Если в ней что-то кардинально меняется, значит, это первый признак, что она отходит от Истины.
Странно. С каких это пор традиция, стала не просто чем-то неизменным, но звеном, связывающим Церковь с Истиной?

Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Матф.12:25-26)

17.11.2019 г.