Выписки из книги "О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ" ч.3
(с комментариями)

 
Вопрос: чесо радие люди в последняя лета от веры отступят и абие в ереси приступати имут.
Ответ: трех ради винъ, первая вина сия есть яже Даниил пророк рече мерзость запустения станет на месте Святее, сиречь еже обладает нечестивыя ересь церкви святыя, сия бо убо мерзость толкуется по писанию Иоанна Златаустаго, рече: воинство антихристово разоряющее Церковь Божию тогда людие не имущее скрытися от таковых, их ради гонения приступати имут к ересем.
Вторая вина сия есть, ея же ради отступят от православныя христианския веры, понеже возлюбят мира сего славу и красоту, и всякое наслаждение, его и боящееся лишены бытии тленнаго своего богатства, еже приобретша и желающее себе больше избыточество получити телеснаго ради питания и прочих миролюбных винъ бегающее нищеты и утеснения.
Третия вина сия есть, ея же ради вины от веры отступют хотением в ереси, иже имут в себе жидовство, и всяко нечестие в них обящется, понеже не суть утверждения в вере и во всяком благочестии христианскаго Закона, ты же пребывай во страсе Божии и Заповедех Господних горних сохрани себе, да не впадеши в мерзость запустения. До зде Катихисис. …

Прежде следует сказать, что "последняя времена" означает не последнее некое количество лет, веков или тому подобных счисляемых периодов, но означает одно, что наступили времена последние. Последние, в чреде смены времён. После них уже не будет сего мира, каким мы его воспринимаем ныне. Всё изменится. А слово "времена" лишь показывают, что длительность этого, действительно последнего периода человечества, не имеет в себе некоего определённого количества лет или веков. Единственное, что можно сказать точно, что в конце последних времён наступит полное отступление от Истинной веры. И когда и как скоро такое совершится, о сем ведает лишь один Господь Бог. Мы же можем только наблюдать за происходящим. И нет смысла вычислять чего-либо. Мы и своих лет не можем исчислить и предугадать. Что уж говорить о годах, котороые составляют последнее время.
Теперь немного о мерзости запустения на святом Месте. Сие уже совершилось. И поскольку Даниил пророк, есть ветхозаветный, то и полное совершение всего изреченного им закрывает времена, которые предшествуют последним временам. И предпоследние времена - ветхозаветные. Ибо предстоят перед временами последними. И всё что сказано в тех временах имеет отношение только к тем, ветхим временам. И становление мерзости запустения на Святом Месте, то есть во втором Храме Соломона, показывает, что ветхозаветные времена и пророчества ветхозаветные совершились. И всё что было необходимо, совершилось в сем времени ветхозаветном. Наступили Новые времена. Последние. И эти последние времена не являются худшими или лучшими, чем прочие. Они просто последние. И на этом всё.
Поэтому, первую причину можно отсечь, как не имеющую отношения к Последним временам. Не может ересь возобладать над Церковью Святою. Как не может и воинство антихристово разорить Её.
Но ересь и мерзость запустения и воинство антихристово разорить может, лишь мнящих себя святою церковью.
Вторая же и третья причины суть есть последствия одного и того же состояния души - её пустоты. А пустая душа, суть есть мёртвая душа. И ни чего кроме беззакония и греха мертвец творить не может.