"ТРЕТИЙ ХРАМ. "ПРОРОЧЕСТВО" О СТРОИТЕЛЬСТВЕ."

    Вокруг темы о строительстве Третьего храма Соломона, ходит очень много самых различных пересудов, толкований и предположений. Тема будущего строительства настолько актуальна в некоторых кругах, что люди, порой далёкие от религиозных вопросов и споров, наверняка наслышаны о разного рода "пророчествах" связанных с постройкой Третьего храма. И прежде чем начать рассуждать по данной теме, необходимо предоставить краткую историческую справку о самом храме.

Первый Храм. Был построен царем Соломоном на 480 год исхода евреев из Египта. Во многих источниках, дошедших до нас, говорилось о невиданной красоте и великолепии, как самого здания, так и внешнего, и внутреннего убранство храма.
В храме располагалась скиния Завета. По этой причине, храм был не местом собрания верующих, а являлся домом, где обитал Дух Божий.
В 586 году до нашей эры, храм был сожжён и полностью разрушен войсками царя Навуходоносора. Скиния была утеряна. А сами иудеи попали в пленение на 70 лет.

Второй храм. Был построен на месте первого, в период правления царя иудейского Зороавеля, в 520-526 году до нашей эры. Окончательное проведение реконструкции было завершено в период правления царя иудейского Ирода.
В 66-73 произошла вторая иудейская война. Во время подавления восстания иудеев, римская армия осадила Иерусалим. Военные действия проходили возле Храма. Бои продолжались 5 месяцев. В 70-м году нашей эры, храм снова был сожжён и разрушен.

Третий храм. О том, что будет построен и Третий храм, сторонники данной теории, приводят в подтверждение своих предположений, слова ветхозаветных пророков. И даже пытаются найти обоснование своим словам в Евангелии.

Основная мысль утверждения о возможном строительстве третьего храма, состоит в том, что, согласно еврейской традиции, Храм будет восстановлен с приходом мессии на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, и станет духовным центром не только для еврейского народа, но для всего человечества.
В христианской догматике, событие возведения Третьего храма, предлагается рассматривать как признак прихода лже-мессии (антихриста) и скорого Второго Пришествии Христа.

В христианской среде, утверждения о том, что возведение третьего храма ознаменует воцарение антихриста над миром, основывается на предсказаниях ветхозаветных пророков и на письменных трудах святителей церковных и толкованиях книг Ветхого Завета и Новаго Завета.

Цитаты из Ветхого Завета, которые часто приводят в качестве доказательства о строительстве третьего храма:

1.) Книга Иезекииля, 11:17-23. (Синодальный перевод.)
17 Затем скажи: так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву.
18 И придут туда, и извергнут из неё все гнусности её и все мерзости её.
19 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное,
20 чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом.
21 А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог.
22 Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними.
23 И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города.


В данной главе, стих 23-й приводится как указание о будущем строительстве третьего храма. Привёл не только 23-й стих, но и предыдущие, дабы более полно можно было понять, о чём именно идёт речь в пророчестве Иезекииля. Если внимательно прочитать, то можно найти соответствующее историческое событие, указанное в пророчестве.

…По смерти царя Соломона произошло разделение на два государства: двухколенное Иудейское и Израильское, в состав которого входило десять колен. Престол царя Давида наследовал внук его Ровоам. Иисус, сын Сирахов, говорит о печальных последствиях этого правления: Соломон оставил по себе от семени своего безумие народу, скудного разумом Ровоама, который отвратил от себя народ чрез свое совещание, и Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля и Ефрему указал путь греха. (Сир 47, 27-29)…
…Во главе Израильского государства встал Иеровоам из колена Ефремова, бывший при Соломоне одним из его смотрителей над оброчными. Своим главным городом Иеровоам сделал Сихем. Позже, около 925 года, царь Амврий построил новую столицу Израильского царства - Самарию…
…Но и в Иудейском царстве совершалось нечестие. Цари устроили у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых (3 Цар 14, 23-24). За это пришло наказание: царь египетский вышел против Иерусалима, взял город и разграбил…
…Ровоам правил семнадцать лет. Затем три года царствовал его сын Авия. Он тоже насаждал идолослужение. Его сын Аса восстановил благочестие в Иудейском царстве. Он следил за нравственной чистотой народа и отверг всех идолов, которых сделали отцы его…

(Цитирование с сайта https://pravoslavie.ru/104008.html)

Происходившие события, такие как: разделение царства, разделение колен израилевых, насаждение идолослужения, устроение капищ и т.п., дела, как раз и описаны в книге Иезекииля, в главе 11-й. А уже со стиха 17-го, говорится о собрании народа израильского воедино. О низвержении гнусности и мерзости со святого места. И уже после того, как восстановится вера в Истинного Бога в народе, появится возможность восстановить служение в храме. И тогда в полной мере, это событие совпадает со строками 23-го стиха:
И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города
Таким образом, речь в данном стихе идёт не о третьем храме, а о восстановлении служения Единому Богу, на Храмовой горе.

Точно такое же пророческое видение, имеющее отношение к периоду запустения на Храмовой горе, во время царствования Ровоама, записано и в книге пророка Иеремии. Об отступлении говорится в гл.3:9-19

2.) Книга Иезекииля, 40:5-49.
Многие толкователи данной главы считают, что в ней дано описание третьего храма. Но сие предположение вряд ли верно, поскольку примерно так и выглядел реконструированный, царём Иродом, Второй храм.
Кроме того, с учётом предсказанного в книге Иезекииля, в главе 11, и в книге Иеремии в главе 3, такое описание очень хорошо совпадает с реальными историческими событиями, происходившими в период Второго храма. Как и Первый храм, Второй храм, так же пострадал от разрушений и был осквернён войсками египетского царя.

3.) Книга пророка Даниила. Гл 9:24-27. (Синодальный перевод)
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан* был Святый святых.
25 Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.

Пророчество записанное в книге Даниила показывает, что произойдёт со Вторым храмом и то, какие именно события будут предшествовать его разрушению. При этом, сроки и время совершения событий, указано очень точно:
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.

Распятие Христа совершилось почти в середине срока от Рождения Иисуса Христа и до времени разрушения Второго храма: …а в половине седмины прекратится жертва и приношение
Так же следует отметить, что все ветхозаветные пророки объявляли о приходе Мессии. И все их пророчества не распространялись далее времени разрушения Второго храма. Причина такого ограничения очень проста, события, которые будут происходить после завершения Ветхого Закона, были для них закрыты, поскольку ни кто из живущих Ветхим Законом не сможет понять, а значит и принять Новый Завет - Завет Благодати. Посему, пророчества ветхозаветные завершаются с разрушением Второго храма. Храма каменного, как символа всего ветхого, плотского.
...Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое...
Евангелие от Матфея 9:17

4.) Евангелие от Матфея 24:1-22 (синодальный перевод)
Очень часто, в качестве доказательства о том, что будет Третий храм и именно в нём и произойдёт становление мерзости запустения на святом месте, приводят несколько строк из Евангелия от Матфея. Однако, такой подход - ссылка на маленькую часть повествования, приводит к неверному пониманию всего сказанного Иисусом Христом Своим ученикам. Посему, приведу полностью всё повествование о грядущих событиях.

1. И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5. ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят.
6. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец:
7. ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8. всё же это - начало болезней.
9. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё;
10. и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11. и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13. претерпевший же до конца спасётся.
14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец.
15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
16. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Евангелие от Матфея 24:1-22

Прежде всего, следует обратить внимание на следующее: …приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?...
Здесь указано, что было задано ДВА вопроса.
Первый: скажи нам, когда это будет?
Второй: какой признак Твоего пришествия и кончины века?
Соответственно порядку заданных вопросов, Иисус Христос и даёт ответы Своим ученикам.

Ответ на первый вопрос заключён в гл.24, в стихах с 4-го по13-й. Указано, что именно произойдёт, и какие именно события будут предшествовать времени разрушения Храма: придут в мир антихристы, дабы прельстить избранных, будут слухи о военных действиях, восстанет народ на народ и царство на царство, будут глады и моры. И это будет только начало всех грядущих бед. Продолжится всё гонением на верных - мучения, убийства христиан. Будут христиане всеми ненавидимы за Имя Христово. Усилится беззаконие и охладеет любовь во многих.
Именно в таком ужасном состоянии и будет пребывать мир ко времени разрушения Второго храма. Именно тогда и совершится то, о чём сказал Христос Своим ученикам - …не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено

Ответ на второй вопрос заключён в гл.24, в стихах с 14-го по 22-й. К моменту разрушения Второго храма, учениками Христа, Евангелие уже будет проповедано всем народам, по всей Вселенной. Уже не будет приноситься в Храме жертва и на Святом месте будет мерзость запустения. (По пророчеству Даниила.) Что на самом деле и происходило. И поскольку, храм перестал быть местом, пребывания Духа Божия, было попущено Богом разрушение здания римскими легионерами. И тогда все, кто из иудеев, те немногие, которые разумели происходящее и …находящиеся в Иудее да бегут в горы
Событие, разрушения Храма стало причиной великой скорби …какой не было от начала мира доныне, и не будет… потому как завершился Ветхий Закон. И для тех, кто остался в сем Законе, наступил конец света.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни…Ради избранных, время со дня Распятия Христа иудеями, до разрушения Второго храма сократилось до половины седмины - 35 лет.

Почти всегда, фразу …на святом месте… - относят к новому, третьему иудейскому храму, который, якобы и должен быть построен в будущем. Однако, если ещё раз внимательно прочитать главу 24-ю, то станет понятно, что всё сказанное в стихах с 1-го по 22-й имеет отношение только ко Второму храму.

6.) Первая иудейская война 66-73 годы н.э.
В 66-73 произошла Первая иудейская война. Во время подавления восстания иудеев, римская армия осадила Иерусалим. Военные действия проходили возле Храма. Бои продолжались 5 месяцев. В 70-м году нашей эры, храм снова был сожжён и разрушен.
Здесь очень интересно отметить два факта:
1. Время от Рождества Христова до времени разрушения Второго храма составляет 70 лет, а время со дня Распятия иудеями Христа и временем разрушения Второго храма практически половину из 70 лет.
2. Время совершения Первой иудейской войны составляет 7 лет, а время от начала сей войны до времени разрушения Второго храма - половину времени - 3,5 года.
Таким образом, и ветхозаветные пророчества и Евангельское Слово, в котором говорится о разрушении Второго храма, полностью совпадают по сути событий указанных в них.
Есть и ещё одно указание о событиях, которые будут происходить во время разрушения Второго храма. Это записано в книге "Апокалипсис":

Глава 26 О пятом ангеле, и восходящих от бездны и о разумныхъ прузехъ. И о различныхъ отразехъ.
113 И пятый ангелъ воструби. И виде звезду с небес падшу на землю. И данъ бысть ей ключь студенца и бездны. И отверзе студенець. И взыде дымъ от студенца, яко дымъ пещи велики горяща, и омерче солнце от дыма студенечнаго. И изыдоша прузи на землю. И дана бысть имъ область. Яко имуть область скорпиеве земстии. И речено имъ бысть да не вредятъ травы земныя ни всякаго злака, ни всякаго древа. Токмо человеки иже неимуть печати Божия на челехъ. И речено имъ бысть дане убиютъ ихъ, но да муку приимуть 5 месяць. И мучение их яко мучение скорпиево. Егда секнеть человека.
114 В ты дни взыщуть человецы смерти и неймуть обрести ея. И вожделеютъ умрети и бежитъ от них смерть.
115 Уподобление пругомъ, подобна конемъ уготовленымъ на бранъ. И на главахъ их венцы яко злату. И лица ихъ яко лица человеча. И имяху власы яко власы женьски. И зубы ихъ яко лвомъ беша. И имяху броня яко броня железны.
116 Глас крилъ иже конь много текущихъ на брань, имеяху опаши подобно скорпиемъ. И жала на опашехъ ихъ область ихъ вредити человеки 5 месяць имуще над собою царя ангела бездны. И имя ему Авадонъ. А гречески глас имя имать Губя, горе едино отиде еще два горя посихъ.

(Аваддон, также Абаддон: (др.-евр.) погибель, тление; уничтожение, прекращение бытия. Слово "абаддон", на иврите. означает место уничтожения либо просто переводится, как "уничтожение".)

Ранее уже отмечалось, что во время подавления восстания иудеев, римская армия осадила Иерусалим. Военные действия проходили возле Храма. Бои продолжались 5 месяцев.
Так и в книге "Апокалипсис" говорится о 5-ти месяцах, в течении которых …речено имъ бысть да не вредятъ травы земныя ни всякаго злака, ни всякаго древа. Токмо человеки иже неимуть печати Божия на челехъ. И речено имъ бысть да не убиютъ ихъ, но да муку приимуть 5 месяць… Особенно стоит отметить указание о том, что вред постигнет …Токмо человеки иже неимуть печати Божия на челехъ…То есть тех, кто не примет Иисуса Христа как Истинного Спасителя, как Мессию. Не прейдут в Завет Новый, в Жизнь, потому как не имут печати Божией на челе своём. И такие мертвые душою. хотя и взыщут смерти, желая прекратить невыносимость скорбей и вредительств, попущенных Богом через римских воинов, …и неймуть обрести ея. И вожделеютъ умрети и бежитъ от них смерть

События, которые будут совершаться во времена разрушения Второго храма, так же указаны и в Евангелии от Луки гл.19:41-44 (синодальный перевод)
41. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём
42. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43. ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44. и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Подведя итог, всему сказанному, можно однозначно утверждать, что все события, связанные с построением Храма в Иерусалиме, с проведением служений и жертвоприношений в Храме и с разрушением Храма, как у ветхозаветных пророков, так и в Евангелии, получили время своего совершения и были полностью исполнены. И о каком-либо очередном строительстве Третьего храма, ни царём, ни мессией, ни каким-либо другим народом, речи не идёт. Однако, Сам Господь указал о том, каким будет истинный Третий Храм. И Кто будет его строителем.
Господь наш Иисус Христос в Евангелии своём дал точное указание о том, что будет тем самым местом, тем самым храмом, в котором будет обитать Дух Божий. И каким образом и где, будет совершаться поклонение Богу:

1.) Евангелие от Иоанна гл. 2:18-22 (синодальный перевод)
18. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
19. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21. А Он говорил о храме тела Своего.
22. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

2.) Евангелие от Иоанна гл. 4:19-24 (синодальный перевод)
19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение - от Иудеев.
23. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине.

3.) Евангелие от Иоанна гл.7:38-39 (синодальный перевод)
38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.

4.) 1-е послание Коринфянам 6:19-20 (синодальный перевод)
19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Душа человека, и есть та самая, прежде утерянная, ветхая скиния, и ныне, обретённая новая скиния Завета - вместилище Духа Божия. Скиния, которая, как и заповедано, хранится в том самом Храме, о котором и Говорил Христос в Евангелии Своём. В нерукотворном Третьем Храме, из плоти и крови, который и есть суть камень в основании Церкви Христовой.
Посему, настало время, когда …не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но, когда …истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе… 

2021.05.12