АПОКАЛИПСИС    ЕВАНГЕЛИЕ    БИБЛИОТЕКА    ИССЛЕДОВАНИЯ    АНАЛИТИКА
 

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ. Картина "БОГАТЫРИ".

Богатыри. Картина.

   Многие люди старшего поколения помнят, как в школе, приходилось писать сочинения на тему картин известных художников. Радует, что такая традиция сохранилась и в современном учебном процессе. Но, написать сочинение по сюжету картины, совсем не означает сделать простое описание видимых образов и предметов. Гораздо важнее, показать связь между образами в картине и объяснить внутреннее, если хотите, духовное их наполнение. Только в этом случае, можно будет сказать, что сюжет картины раскрыт полностью.
Прежде, чем начать рассмотрение картины Виктора Васнецова - "Богатыри", обратим свой взор к Википедии:

"На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копьё и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
"Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича -Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки - метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты"...

Взято здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Богатыри_(картина_Васнецова)

Такое "математическое" толкование образов, более похоже на доклад британских "учёных", по которым частенько "прокатываются" на РЕН-ТВ. И для того, что бы понять образы и картины и суть в ней заложенную, необходимо учитывать один главный фактор - Виктор Васнецов, русский художник! Жил в стране, в которой христианская религия была государственной. И в довершение, необходимо указать, что русский язык более синтетический, и более вариативный, чем, тот же, английский язык. Соответственно, и образы использованные в картине, и их толкование необходимо проводить не просто с учётом мышления человека русского, но именно верующего христианина.

   Основа сюжета - три богатыря, три образа. На Руси, число "3" как правило имело отношение именно к Святой Троице. Трёх элементов, представляющих собой единый образ. Особенно ярко это было отображено Андреем Рублёвым на иконе
   Илья Муромец - богатырский земной образ Отца Небесного. Мудрого, заботливого, могучего. Защитника земли русской. Потому именно он и держит в своих руках копьё - как образ скипетра, и булаву - как образ державы. Символы царской власти.
Чёрный конь Ильи Муромца, символ не только крепкой опоры и надёжности, но ещё и как указание на непостижимость, безграничность сотворённого мира.

    Одесную, Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Символический образ Сына Человеческаго. В руках его меч.
Вспоминаются слова из Еанеглия от Матфея (10:34) : Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.
И мечь этот разделяет добрых и злых, истинно верующих и лукавствующих. Разделяет принадлежащих телом и душой миру тленному и живущих умом и душою в Царствии Небесном.
Белый конь Добрыни - символ победы, истинной чистоты. Символ грядущего Царства Небеснаго.

   По левую руку Ильи Муромца - Алёша Попович. Символический образ Духа Святаго. Лук, в его руках, указывает на свободу, быстроту и точность попадания Слова Божия в самое сердце человеческое. Полёт стрелы можно сопоставить со словами, которые Никодиму, одну из начальников иудейских, сказал Христос - Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. (Евангелие от Иоанна 3:8)
И здесь, именно гусли - символ Гласа Божиего, звучащего в душе каждого человека. Это глас Совести. Посему и находятся гусли не в руках, явно, а приторочены неприметно, для взгляда стороннего. Потаенно.
Рыжий конь Алёши Поповича - символ нового Крещения, символ огня веры, обуревающего душу каждого, рожденнаго от Духа: ...так бывает со всяким, рожденным от Духа... (Евангелие от Иоанна 3:8) ...Он будет крестить вас Духом Святым и огнем… (Евангелие от Матфея 3:11)

   Позади богатырей виден камень, на фоне холма - се есть символ скрижалей, Богом данных Моисею на горе Синайской. Единое значение всех элементов заднего фона, призвано указать нам, о совершении Ветхого Закона и пророков.
Впереди же, богатырей - широкое поле. Символ Нового Завета. Полем нарекается весь видимый мир, а
растущие в нём, молодые ели - символ новой жизни. Нового человека - христианина. Всё вместе: и поле, и ели - символ неизменности Нового Завета.
Широко то поле. И где граница ему, и чем завершается оно, только Илья Муромец о том занет: ...О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один... (Евангелие от Матфея 24:36)

Постскриптум.

   Если посмотреть на нынешний флаг России, и применить такой же синтетический анализ расцветки и позиций каждого цвета, то можно сказать следующее:
Белый цвет - символ Царствия Небеснаго. Цвет указующий на Отца Небеснаго. Цвет, самый верхний.
Ниже идёт, цвет голубой.
Красный цвет флага - символ Христианства. Цвет, символизирующий Сына Человеческаго - Господа нашего, Иисуса Христа. Искупившего нас Кровию Своею.

   Умышленно не дал пояснения к синему цвету, поскольку эту "полоску" флага, следует рассмотреть более тщательно.
Дело в том, что вместо синего, должен быть глубокий, тёмно-синий цвет. Именно такой цвет символизирует земную Церковь Божию и Духа Святаго. Тайнодействие Духа Святаго, присоединяет человека к Церкви Божией. Духом Божиим наполняется душа христианина.
Глубокий, тёмно- синий цвет так же указывает и на неизмеримую глубину, Богом сотворённой, вселенной.
   Синий или голубой, символизируют, прежде всего, Богоизбранность именно Ветхозаветного человека. В отличи от
тёмно-синего - символа нового человека. Человека пребывающего в Любви Божией. Пребывающего в Боге, посредством Причащения.
Причастник Брачного Пира, имеет своим символом тёмно-синий цвет. Цвет Духа Святаго. Потому как душа его наполнена Духом Святым, а в сердце пребывает Сам Христос.

   Таким образом, настоящий, правильный флаг истинно, христианского государства, вместо синего, должен иметь в своём составе тёмно-синий цвет.

2020.09.20

 
  © 2013-2024 "АКСИНФОС" Все права защищены. Гордобаев И. А.