АПОКАЛИПСИС    ЕВАНГЕЛИЕ    БИБЛИОТЕКА    ИССЛЕДОВАНИЯ    АНАЛИТИКА
 

"РЕЦЕПТ" ОТ ПАИСИЯ.

   Предложили, по случаю, прочитать статью о Паисии Святогорце, и высказать личное мнение о том, на сколько интересный совет дал сей монах.
По началу, не придал особго значения просьбе, но... когда начал читать, решил, что будет полезно более детально рассмотреть советы Паисия Святогорца. Посему, процитирую целиком предложенную для обсуждения статью:

 Как разбогатеть? "Рецепт" от святого Паисия.

Советы старцы удивительно просты и понятны. Накопивший огромный духовный опыт и собрав в себе множество духовных даров, которые святой Паисий Святогорец считал истинным богатством. "Богатство" изначально означало "данное Богом", а нравственная, богобоязненная жизнь была гарантией успешности накопления "капиталов". В этом особенно преуспел святой Паисий, являющийся святым, а значит по духовным меркам "миллиардером". Вот как он учит собирать истинное богатство, не на земле, а на небе:

" - Геронда, бывает, что какая-нибудь сестра возводит на меня напраслину, а я не могу перенести этого и охладеваю по отношению к ней.
- Чему учит нас Церковь? Хорошо, допустим, дело действительно обстоит так, как ты говоришь, - то есть ты не виновата. Ну так что же: если с тобой обошлись несправедливо, ты получаешь прибыль. А та сестра, которая, желая себя оправдать, возвела на тебя напраслину, впоследствии почувствует угрызения совести, будет каяться и относиться к тебе с большей любовью. Таким образом, от того, что с тобой обошлись несправедливо, происходит не одно добро, а сразу два или три. Тем самым тебе дается благоприятная возможность разбогатеть и из цыганки-оборванки стать благородной барышней. Отчего же ты хочешь и дальше оставаться побирушкой, когда Бог дает тебе возможность разбогатеть и делиться своим богатством с другими?

- А мой помысел настаивает на том, чтобы я спросила сестру, каким образом она истолковала мое поведение и возвела на меня напраслину...
- Ну конечно, разве тангалашка может вытерпеть, видя, что у тебя есть кое-какие духовные сбережения? Он вынуждает тебя оправдываться, чтобы таким образом ты изгнала из себя Христа.

- Геронда, но все же я бы хотела, чтобы мне хоть иногда прощали мои погрешности.
- Хочешь, чтобы тебя оправдывали? Хорошо, допустим, тебя оправдывают. Ты от этого получаешь духовную прибыль или же терпишь духовный убыток?
- Терплю убыток.
- А вот если бы у тебя был магазин, то что бы ты хотела - получать прибыль или терпеть убытки?
- Получать прибыль.
- Ну так вот: если мы не хотим потерпеть убытка в вещах материальных, суетных, то насколько больше мы должны стараться не потерпеть убытка в духовном отношении! Когда с нами поступают несправедливо, то, принимая эту несправедливость, мы, в сущности, принимаем благодеяние. К примеру, меня оклеветали и неправедно заключили в тюрьму. Ну так что же? Во-первых, поскольку никакого преступления я не совершал, моя совесть спокойна. А во-вторых, меня ждет небесная мзда. Разве можно оказать мне большее благодеяние? Я не ропщу, но славословлю Бога: "Как благодарить Тебя, Боже мой, за то, что я не совершал этого преступления? Ведь если бы я его действительно совершил, то не мог бы вынести угрызений совести". Для тех, кто думает так, тюрьма становится Раем. Или другой пример: кто-то меня несправедливо ударил. "Слава Тебе, Господи! - говорю я. - Может быть, таким образом я искуплю какой-то из моих грехов, ведь когда-то и я поднял руку на своего ближнего". Или же меня справедливо обругали и я благодарю: "Слава Тебе, Господи! Я приемлю это ради Твоей любви, по которой Ты претерпел ради меня заушения и оскорбления".

https://zen.yandex.ru/media/kupol/kak-razbogatet-recept-ot-sviatogo-paisiia-5d1a3d5fdf71c300adae9905

Если рассматривать статью, как некий панегирик Паисию Святогорцу, в качестве доброго слова на добрую память, то цель достигнута. Если рассматривать как наставление или как некий урок из жизни Паисия, то здесь всё совсем не так уж красиво и гладко.
Дабы не показаться голословным, рассмотрим сказанное в статье более вдумчиво и внимательно.

Накопивший огромный духовный опыт и собрав в себе множество духовных даров… и далее … нравственная, богобоязненная жизнь была гарантией успешности накопления "капиталов"
"Как" и "какими" мерками определить величину духовного опыта? Количеством бесед, наставлений и советов, выдаваемых человеком? Или может красотою и велеречивостью сказанного? Что же в данном случае означает "величина духовного опыта"? Вероятно то, что данный совет или наставление помогают человеку справиться с некими, именно духовными, а не бытовыми или житейскими проблемами. Не душевными, а именно духовными. Поскольку душевные проблемы, это прежде всего проблемы плотские, мирские, бытовые.
Но можно ли считать умение решить бытовые, житейские и прочие подобные (душевные) проблемы и ситуации - духовным опытом? Отнюдь нет. Более того, ни в коем случае. Потому как духовный опыт призван решать духовные проблемы, задачи и вопросы, а не разрешать плотские терзания, помыслы и увлечения.
Так значит, даров духовных, вероятно было не так уж и много? А если и были то, каким образом были таковые обретены? Да очень просто, оказывается обрести, эти самые множественные, "духовные" дары: …нравственная, богобоязненная жизнь была гарантией
Если так подходить к мере определения "духовности", то тогда можно любого человека, живущего скромно, добропорядочно и боящегося Бога (от того видимо и живущего скромно и нравственно) считать гарантированно наделённым некими божественными дарами.
(Оказывается, как много вокруг меня людей, имеющих такие …накопления "капиталов"…)

…Вот как он учит собирать истинное богатство, не на земле, а на небе:…
" - Геронда, бывает, что какая-нибудь сестра возводит на меня напраслину, а я не могу перенести этого и охладеваю по отношению к ней….
…допустим, дело действительно обстоит так, как ты говоришь, - то есть ты не виновата. Ну так что же: если с тобой обошлись несправедливо, ты получаешь прибыль…

Прибыль "чего" к "чему"? Или может от "кого" к "кому"? Единственная прибыль, да и ту пожалуй, прибылью назвать, язык не повернётся, заключается в Слове Господа нашего Иисуса Христа:
…Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. (От Матфея 5:11)
О какой же тогда прибыли толкует Паисий Святогорец? О плотской, мирской. Ни о какой "прибыли" на Небесах, здесь речи и быть не может.
Не хорошо лукавить и вводить в заблуждение пришедших за советом.

- А мой помысел настаивает на том, чтобы я спросила сестру, каким образом она истолковала мое поведение и возвела на меня напраслину...
- Ну конечно, разве тангалашка может вытерпеть, видя, что у тебя есть кое-какие духовные сбережения? Он вынуждает тебя оправдываться, чтобы таким образом ты изгнала из себя Христа
Если принять за "истину" тот факт, что оправдание себя, "изгоняет" Христа из себя же, то есть, если рассуждать духовно - Дух Божий изгоняется из души человека, простейшим делом собственного оправдания перед кем-либо…, то более безумного "наставления", наверно сложно и сыскать!!!

Мне могут возразить, что может быть перевод сделан некорректно, или слова сказанные Паисием были записаны неверно, или ещё какие причины найдутся для оправдания такого рода "наставлений", но все эти попытки списать на "неточности перевода" перечёркивает следующая часть беседы:

- Геронда, но все же я бы хотела, чтобы мне хоть иногда прощали мои погрешности.
- Хочешь, чтобы тебя оправдывали? Хорошо, допустим, тебя оправдывают. Ты от этого получаешь духовную прибыль или же терпишь духовный убыток?
- Терплю убыток.
- А вот если бы у тебя был магазин, то что бы ты хотела - получать прибыль или терпеть убытки?
- Получать прибыль.
- Ну так вот: если мы не хотим потерпеть убытка в вещах материальных, суетных, то насколько больше мы должны стараться не потерпеть убытка в духовном отношении! Когда с нами поступают несправедливо, то, принимая эту несправедливость, мы, в сущности, принимаем благодеяние. К примеру, меня оклеветали и неправедно заключили в тюрьму. Ну так что же? Во-первых, поскольку никакого преступления я не совершал, моя совесть спокойна. А во-вторых, меня ждет небесная мзда.

Есть такая хорошая поговорка - "Не путай Божий Дар с яичницей". Так вот в данном случае, она особенно актуальна. Поскольку в качестве, как бы, Божиего Дара нам и предлагают принять ту самую "яичницу" - матерьяльное и/или моральное ущемление. Принять, как некую "мзду на небесах".
Ни убытка, ни прибытка, человек не получает: ни от оправдания, ни от напраслины на него возводимой. Всё это, суть - происки бесовские, направленные на отвлечение от Бога, на увлечение мирскими, плотскими делами и суетностью.
И вся эта бутафория …К примеру, меня оклеветали и неправедно заключили в тюрьму… и за это …меня ждет небесная мзда… и прочие примеры в процитированном ответе, как получить "небесную мзду", не более, чем попытка выторговать у Бога по-падение в "рай".

Самое время сейчас, вспомнить суть мытарств - прохождение душой неких ступеней испытаний с постоянными ОПРАВДАНИЯМИ самой себя перед бесами, и постоянной ТОРГОВЛЕЙ с ними, для откупа себя, от их же навязываемой напраслины. И торговля эта, как раз и совершается за счёт той самой "мзды", что была получена от тех же бесов, в ситуациях, ими же и подстроенными.
А если ещё прибавить к этому, ранее данное "наставление", что - в тот момент, когда душа оправдывается перед бесами, то её покидает Христос, - то тут уж говорить о возможности прохождения мытарств, не просто бес-полезно, а весьма душевредно. Как, впрочем, вообще говорить и поддерживать эту "мытарскую" ересь.

И в качестве темы для размышления.

Паисий Святогорец был одним из активных пропагандистов "учения" о цифре 666. И свои "наставления" основывал на книге американской писательницы Мэри Рэлф. И как сказано в книге, эта самая Рэлф, получила сие "откровение" от некоего духа.
Не знаю, что там наоткровенничал тот самый "дух", что посетил госпожу Рэлф, но гораздо важнее то, что сказано далее о сем числе в книге "Апокалипсис":
Да дастъ имъ начертание ихъ на десней руцѣ, и на челехъ, и да никто же ихъ не возможетъ купити или продати токмо иже имать начертание, на челѣ своемъ имя звѣрино число имени его… (Апок Слово 13 Глава 37 стих 166)
Вот и торгуются нынче многие. От мала до велика. От "святого", до последнего грешника. Торгуются с Самим Богом!!! И все эти советы, по обретению некоей "мзды на небесах", и есть та самая торговля, которую не возмогут те, кто не имеет начертания имени "звериного" или "числа" его.
Именно о том и сказано, что не имеющий начертания …не возможетъ купити или продати… Поскольку, истинному Христианину, даже сама мысль о "торговле" с Богом, мерзка во всех её проявлениях.

Закончить разбор статьи закончить хочу очень мудрым советом от Марка Аврелия:
Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет

Так что… хлопочите более о единении со Христом. О наполнении души своей Духом Божиим.

С Богом!

Постскриптум.

Марк Аврелий оставил философские записи, которым обычно приписывают общее название "Рассуждения о самом себе". Мы собрали 15 наиболее ярких цитат из его книг:

1. Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним.
2. Всюду, где можно жить, можно жить хорошо.
3. Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить.
4. Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.
5. Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.
6. Истинная ценность человека измеряется в тех вещах, к которым он стремится!
7. Твои мысли становятся твоей жизнью.
8. Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе.
9. Мечтайте о великом: лишь великие мечты в силах затронуть людские души.
10. Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в образе его мышления.
11. Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или уже в прошлом или неизвестно будет ли.
12. Смерть улыбается каждому из нас. Мы можем только улыбнуться ей в ответ.
13. Надо каждое утро говорить себе: сегодня меня ждёт встреча с глупцом, наглецом, грубияном, мошенником.
14. Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.
15. Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, тем, чего устранить не может, а не борется со своим личным собственным злом, что в его власти

(Источник: https://emosurf.com/post/8269)

Советы хорошие. Но вот что-то я не вижу народного движения, за присвоение звания "святой", Марку Аврелию!

2019.07.15

 
  © 2013-2024 "АКСИНФОС" Все права защищены. Гордобаев И. А.