|
Картина Леонардо да Винчи "Спаситель мира"
![Леонардо Да Винчи](images/davinchi_news.jpg)
На
сайте, ранее, была выставлена статья с пояснением сюжета картины
и указанием на символизм прозрачности шара, который Христос держит
в Своей руке. В том, что изображён именно Иисус Христос, нет ни каких сомнений.
http://aksinfos.ru/pagenews/sfera-davinchi.html
Теперь хотелось бы поговорить не о свойствах шара - прозрачности,
а о форме. Поскольку, и в самой форме шара, заключена значимая
суть изображённого символа.
Прежде всего,
следует отметить, что любая геометрическая фигура, значок, узор, и даже буквы и цифры (не числа, а именно цифры),
следует рассматривать как символ или знак, потому
сам человек их формирует и сам же, по собственному разумению, наделяет их некоторым
значимым смыслом. При этом, значения можно условно разделить
на две категории: тайные и явные.
Тайные - когда назначение символа или смысл в него заложенный,
известен либо узкому кругу людей (посвящённых в тайну), либо вообще,
одному человеку. Например: тайные шрифты, условные знаки или символы,
специальные узоры и т.п.
Явные - когда назначение или смысловое значение символа
известно большинству людей. Такие знаки имеют общепринятое значение.
Например: при счислении, изображение числа - цифра - имеет общепринятую
форму записи и определяет точное количество того, что она обозначает.
Например цифрой "6" обозначают число предметов в количестве шести штук.
Так же и в устной речи. Каждому звуку соответствует свой символ - буква алфавита.
Следует учитывать, что знак или символ, может иметь двойственный
смысл - как явный, так и тайный. Элементом, с двойственным смыслом,
как раз и является шар (сфера) или, если рассматривать на плоскости
- круг (окружность). И в большинстве случаев, заметить, а тем
более понять "дополнительный", тайный смысл, непосвящённому
человеку, бывает весьма затруднительно.
Вероятно,
что самой древней, а значит и самой известной геометрической фигурой,
которой человек придал дополнительный смысл, был "треугольник".
В объёмном исполнении - "пирамида". Треугольная пирамида - это самая простая
геометрическая фигура. Чем проще предмет, тем он крепче, надёжней и т.п.
По этой причине, пирамиды - весьма устойчивые архитектурные сооружения.
Равносторонний треугольник имеет три, если можно так выразиться
- равнозначимые вершины, три грани, три оси симметрии. Любой многоугольник,
можно разложить на множество треугольников, а значит треугольник, является
базовой фигурой, из которой созданы все многоугольники и многогранники.
Все эти свойства, указывали на уникальность
такой фигуры как "треугольник". И вполне естественно, что человек наделил,
и сам треугольник, и различные геометрические комбинации, основанные на его форме, всевозможными
смысловыми значениями. В том числе и религиозными.
Так в православном толковании, "треугольник" - символ Троицы Единосущной,
где каждая вершина фигуры есть равнозначна, равноправна и неотделима
от единого образа.
У иудеев-каббалистов,
десять имён бога записываются в виде треугольника. Первое Имя
состояло из одной буквы. Второе из двух и т.д.
![Пирамида имён](images/sfera-davinchi-znaki_01.jpg)
Такая пирамидальная
форма записи даёт возможность наделить полученный образ множественными
смыслами, воспроизводя те самые свойства треугольника, о которых
упоминалось выше: абсолютная симметрия, надёжность, устойчивость
и самое главное свойство - база для построения любых многоугольников.
Своего рода, как некий способ получить возможность увидеть и понять
основы мироздания.
Фигура треугольника
складывается из букв, которые в свою очередь складываются в слова.
Каждая буква, в отдельности, имеет свой собственный смысл. Каждое
имя, в силу собственных значений каждой буквы, так же имеет свой,
гораздо более широкий смысл. Различные сочетания букв и слов, с учётом трёх осей симметрии,
делают вложенный смысл настолько великим и ёмким, что вполне способен
выразить, если не всю картину мира, то весьма большую его часть.
Фанаты современных "научных" изысканий в области теорий
многомерности миров, назвали бы такое пирамидальное построение
- "всемирной матрицей". И вполне были бы правы. Потому
как, даже число (количество) букв в каждом слове, имеет собственный смысл.
Укажу лишь некоторые из них:
Число (1) "один". Начало всего сущего. Число Бога.
Число (2) "два". Имеет множественные толкования. В качестве
основного следует отметить, что "два", это символ двойственной
природы Христа - Богочеловек. Отсюда, исходят все остальные смыслы:
Адам был создан по образу и подобию Божию - двойственность. Два
первых человека - Адам и Ева. Дуализм мира - мужское и женское,
свет и тьма, добро и зло и т.д. и т.п.
Число (3) "три". В православной практике - число Троицы
Единосущной.
Число (6) "шесть" - число человеческое. На шестой день
был создан человек.
Число (10) "десять" - Слово Божее.
Немного отвлекусь от основной темы
и укажу на одну особенность цифр, как символов, обозначающих числа.
Так относительно числа "десять", как впрочем и любого другого двузначного,
трёхзначного и т.д., числа, надо отметить, что нумерологи,
используя символы цифр, которыми записаны такие числа, разделяют их на одиночные символы.
Например, мы знаем, что число десять, записанное цифрами, выглядит так: "10".
А "наука" нумерология раскладывает число "10",
на два символа - "1" и "0". Таким образом, эта самая нумерология
вкладывает свои особенные, свои некие "тайные" смыслы не только в сами цифры,
но и в их сочетания, и даже в порядок их расположения относительно друг друга!
Возникает что-то вроде суеверия. Цифрового суеверия. Когда разным цифровым символам и их сочетаниям,
начинают придавать особые, так называемые, сакральные свойства. Опасность, в данном случае кроется в том,
что такая сакрализация ведёт к потере основного смысла заложенного в числе "10" - указывать
на количество. А далее, ведёт к искажённому пониманию и толкованию всего, что с этим числом связано
и что этому числу навязано.
В действительности, число "десять", в старину, обозначалось одним символом (знаком)
т.е., являлось однозначным.
У римлян это был символ - "х", в кириллической системе счёта - "i" и т.п.
И когда количество выражается одиночным символом, тогда лишь можно присвоить этому символу, не числу,
а именно символу, некий дополнительный смысл. Но что самое интересное, ключом, к пониманию такого
"дополнения", будет служить количество (число), которое таким символом обозначается.
Наибольший интерес, как правило,
вызывает число "шесть". Исключительно по причине того, что его использовал Иоанн Богослов
в книге "Апокалипсис". Кстати, именно там же, в книге, прежде чем указать на число
"666" (Х. Ѯ. S), был дан и ключ к нему:
"Здѣ мудрость есть иже имать умъ да почитаетъ число звѣрино.
И число бо человѣческо и число бо его Х. Ѯ. и S..."
"Число человеческое" - вот он ключ. Потому как в шестой день, Господь создал человека.
Потому и сказано: число человеческое - "шесть". И тогда число звериное будет выглядеть как
600, 60 и 6. Именно так оно и записано. Не как три одинаковых символа следующих друг за другом,
а как три разных символа, где каждый имеет своё значение, своё "количество смысла".
(Более подробно, разбор смыслового значения числа Х. Ѯ. и S, рассмотрен в статье:
( http://aksinfos.ru/apokalipsis/201020_obrok_666.html )
Теперь вернёмся к образам, а именно к геометрическим формам, которые, так же, как и цифры,
представляют собой знаки - графические символы. Отличие фигур от цифр лишь в том, что фигуры воспринимаются
как объекты, а цифры обозначают количество, например тех же объектов. И поскольку с цифрами можно
"поиграться", расставляя и распределяя их в цифровой ряд, точно так же так же можно поиграться
и с геометрическими формами. И поскольку, человек был создан Троицей Единосущной по Своему Образу и подобию,
то знаком или образным символом первого человека - Адама, будет - "треугольник". Поскольку,
как уже указывал ранее, число "3" и фигура "треугольник", в религиозной практике,
обозначают число Бога, число Троицы и символ Троицы соответственно. И вот здесь и начинается "игра" с формами.
Адам и Ева. Два первых человека. Ева - плоть от плоти Адама. Имеет с ним, с Адамом, единообразную суть.
Соединяем два символа "треугольника", и получаем... шестиконечную звезду.
![Звезда](images/sfera-davinchi-znaki_02.jpg)
Два треугольника,
наложенные друг на друга в виде звезды, для любителей искать скрытые смыслы, указывают
и на двойственность человеческой природы - тело и душа, и на плотское разделение по признакам - мужское
и женское, и всё вместе на то, что человек создан по Образу и подобию Божиему, потому как образующим элементом,
в построении шестиконечной звезды, является равносторонний треугольник - "символ" Троицы.
Графический элемент, в виде шестиконечной звезды (гексаграммы),
использовался многими народами в своих узорах, клеймах, при изготовлении
украшений, особенно ритуального и религиозного характера. Например,
её можно встретить в шумерской, вавилонской, египетской, индийской,
славянской, кельтской и многих других культурах и религиях. Но
всё же, особую известность такой символ приобрёл благодаря тому,
что о нём есть упоминание в Ветхом Завете.
Царь иудейский - Давид, носил украшение в виде шестиконечной звезды,
в качестве символа царской власти. Такие же звезды были высечены
на колоннах дворца царя Соломона, и символизировали цветок лилии.
19. А в
притворе венцы на верху столбов сделаны наподобие лилии, в четыре
локтя,
20. и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая
подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых
яблок.
21. И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой
стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне
и дал ему имя Воаз.
22. И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии;
так окончена работа над столбами.
(Третья книга Царств. 7:19-22)
Важно отметить,
что колонны с гексаграммой, имели собственные имена. И по причине
своих размеров, были увенчаны символом власти.
В Новом Завете так же можно найти некоторую параллель между царским
предназначением символа шестиконечной звезды и цветком лилии:
"Посмотрите
на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам,
что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая
из них."
(Евангелие от Луки. 12: 27.)
Думаю, не
ошибусь, если скажу, что Библия, самая тиражируемая и самая изучаемая
книга. Вполне естественно, что в современном мире, гексаграмма
стала ассоциироваться именно с иудаизмом. Вот что об этом говорится в Википедии:
"Существуют различные версии происхождения названия символа,
от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида
до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому
обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен
под именем "Печать царя Соломона".
С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом. Звезда
Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним
из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются
в символике других государств и населённых пунктов…
В кабалистических кругах "щит Давида" трактовался
как "щит сына Давида", то есть Мессии, что отразилось
в часто вписываемых в символ шестиконечной звезды на амулетах
буквах "МБД", обозначающих "Машиах бен Давид"
("Мессия, сын Давидов"). Так, последователи лжемессии
Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления…"
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Звезда_Давида )
Учитывая смысловое
наполнение символа шестиконечной, или как ещё называют, шестилучевой
звезды, и то, что царь Давид носил её, в качестве знака царской
власти, становится понятным, по какой причине этот элемент использован
в государственном флаге.
С учётом вышесказанного, символ шестиконечной звезды можно трактовать
как ожидание мессии, некоего царя, который мог бы стать спасителем
нации и владыкой всего мира.
Если интерпретировать
суть символа шестиконечной звезды, с учётом современных религиозных
веяний и различных предсказаний от новомодных "пророков",
то можно обнаружить, что произошла подмена, изначально заложенного,
в данный символ, смысла. И теперь, знак шестиконечной звезды,
используется как символ иудаизма, а его "царское" значение
перепрофилировано под нужды ожидающих грядущего царя-мессии, владыки
всего мира - машиаха.
Главной причиной такой метаморфозы, послужил тот факт, точнее
событие, когда иудейское священноначальство (фарисеи, саддукеи,
ессеи и прочие иже с ними) отвратились Христа. Не приняли ни Его,
ни Его Слова. Более того, совершив богоубийство - распяв Христа,
придали знаку "шестиконечной звезды" совершенно иной,
противоположный смысл.
Поскольку, до Пришествия Христова, в сознании иудеев, этот символ имел отношение
и к Богу, и к Мессии,
и к царской власти, то уже после Пришествия Христова, такой знак, вполне закономерно,
должен был бы утратить своё значение. По причине совершения предсказаний
ветхозветных пророков о грядущем Мессии, Спасителе и Царе иудейском.
В Евангелии есть указание о совершении и завершении Ветхого Завета,
а значит и всех символов касающихся и царств и ветхозаветных законов
и ветхозаветных пророчеств:
"Вси бо пророцы и Закон до Иоанна прорекоша..." (Евангелие от Матф. 11:13)
"Не думайте,
что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я,
но исполнить..." (Евангелие от Матф. 15:7)
Но иудеи,
не приняв Христа, соответственно, не смогли принять и факт
совершения пророчеств, и завершения, если можно так сказать, "действия"
Ветхого Закона и символа власти - шестилучевой звезды. Для них, он так и остался - символом
грядущего царя. Царским символом.
Ветхий период
вероисповедания - иудаизм, с приходом Христа, закончился. Законы
и пророки получили своё завершение. Все символы, знаки, обряды
и учения обрели во Христе своё полное смысловое завершение.
Точно так же и шестиконечная звезда, как символ числа человеческого
(символ первородного греха совершённого Адамом), как символ двойственной
природы человека, как символ мужского и женского, добра и зла
и т.п., утратил своё значение. И ему на смену пришёл новый символ
- "круг" ("сфера").
В отличии от "звезды", "круг" не имеет ни
каких изъянов или излишеств. Это совершенная, во всех отношениях, фигура. Всеобъемлющая. В качестве "слова" (учения), символы "круг"
или "сфера" указывает на идеальную лаконичность и окончательное
совершенство заключённой в них сути. Абсолютную Истину.
Форма круга (сферы) показывает, что данный символ включает в себя
не только видимый, плотский мир - "треугольник" и "звезду",
но и невидимый, духовный мир - Царство Небесное. Об этом сказано
и в Евангелии:
"Закон
и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется,
и всякий усилием входит в него".
(Евангелие от Луки 16:16)
Именно по
этой причине, Леонардо да Винчи нарисовал Христа держащим в руке
шар, а не крест или что-то иное. Звезду шестиконечную, например. Поскольку с
сего момента, человек стал словно "сфера", словно сосуд,
способный вместить в себя совершенное Слово Божее, наполнить душу
Духом Божиим и от того обрести Царство Небесное внутри себя:
"Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." (от
Луки 17:21)
Для тех же,
кто отверг Христа, отвратился от Слова Истины, знак шестиконечной
звезды, стал символом грядущего мессии-спасителя и царя иудейского.
Но не того, о котором утверждали Ветхозаветные пророки. А иного,
которого в православной традиции именуют антихристом.
Послесловие.
На картине,
шар, изображён как бы хрустальный, похожий на каплю воды. Как
форма изображённого предмета, так и "наполнение" его, имеет особе
значение.
Сфера имеет идеальную, можно даже применить такой эпитет как,
непогрешимую форму. Исполнение её, в виде прозрачного хрустального
шара или сферы, наполненной прозрачной, идеально чистой водой
(кому как нравится больше, суть от этого не меняется), символизирует
абсолютную чистоту и истинность Слова Божия. Дополнительным знаком
того, что эта сфера являет собой Истинное Слово, отсутствие любых искажений
при рассмотрении предметов через среду (Слово) прозрачного шара.
Следующий момент, указывающий на глубокий символизм - равнозначность
любой точки обзора. С любой "стороны", с любого "угла",
как бы вы не смотрели на шар, всегда перед вашим взором будет
именно шар, а не квадрат, многогранник или иной какой угловатый
предмет.
Таким образом,
рассматривать прозрачный шар на картине, следует как символ, содержащий
в себе истинную картину мира, всю суть его, всё совершенство.
Того самого Мира, который был создан по Слову Божию. И это совершенный, истинный, благостный мир и подаёт нам Христос.
Есть и ещё
один символический момент, который в картине имеет выражение не
столь явное, как хрустальная сфера - отсутствие нимба над головой
Христа. При этом, следует признать, что большинство людей, даже
не верующих, при первом же взгляде на картину, убеждены, что на
ней изображен именно Христос. И причина такого убеждения кроется, не только в художественном
таланте Леонардо да Винчи, но и в умении наполнять глубоким смыслом
любую деталь своих картин.
Объяснить отсутствие нимба достаточно просто. Как уже отмечал
ранее, в Библии сказано, что человек был создан по образу и подобию
Божию, и пребывал в раю - Царствии Небесном. По причине же грехопадения
- нарушения Заповеди Божией, приведшей к отпадению от Бога, был изгнан и рая. Дабы вернуть человека в Царство Небесное, Сам Бог, Своею Кровию,
совершил Искупление рода человеческого от первородного греха и
даровал возможность каждому, соединиться со Христом - Истинным
Царём, и вновь обрести Царство Божее.
Соединиться же со Христом, можно только и только через Причастие.
Только через Причастие происходит наполнение души человеческой
Духом Божиим. Происходит возвращение человеку образа Божиего и
уподобление его Христу. Поэтому, изображённый на холсте лик, есть
своего рода, собирательный образ всех истинных Христиан. Всех,
истинно верующих и праведно Причащающихся, держащих в своих руках Пречистое Тело Христово,
точно так же как Христос на картине держит в Своих руках идеальный
шар. Вероятно, по этой причине, художник и не обозначил наличие нимба, поскольку данный
образ является выражением всего Христианского мира через образ
Христа.
Первые Христиане
Причащались из рук, то есть Пречистое Тело Христово подавалось
им руки. Это и есть основной символический посыл картины - когда
причастник получает в свои руки Пречистое Тело Христово. Момент,
выраженный художественными средствами, показывающий идеальную,
совершенную, непогрешимую, "хрустальную сферу", символ
всей Вселенной, всего мира, видимого и невидимого, находящегося
в руках Христианина.
…Причащение
- Таинство, вокруг Которого все Священное Писание, и вообще все
взаимоотношения между Богом и человеком совершаются. С какой стороны
ты не глянешь на Бога и на себя и на свои нужды и на Славу Божию,
и на Волю и на Спасение и на Любовь, и прочая вся, всё исходит
и вращается и возвращается и начинается и завершается в Единении
человека с Богом, посредством Причащения....
Священник. Александр.
"Ибо
вот, Царствие Божие внутрь вас есть." (от Луки 17:21)
2018.09.27 |
|