АПОКАЛИПСИС    ЕВАНГЕЛИЕ    БИБЛИОТЕКА    ИССЛЕДОВАНИЯ    АНАЛИТИКА
 

Картина Леонардо да Винчи "Спаситель мира"

Леонардо Да Винчи

   На сайте, ранее, была выставлена статья с пояснением сюжета картины и указанием на символизм прозрачности шара, который Христос держит в Своей руке. В том, что изображён именно Иисус Христос, нет ни каких сомнений.
http://aksinfos.ru/pagenews/sfera-davinchi.html
Теперь хотелось бы поговорить не о свойствах шара - прозрачности, а о форме. Поскольку, и в самой форме шара, заключена значимая суть изображённого символа.

   Прежде всего, следует отметить, что любая геометрическая фигура, значок, узор, и даже буквы и цифры (не числа, а именно цифры), следует рассматривать как символ или знак, потому сам человек их формирует и сам же, по собственному разумению, наделяет их некоторым значимым смыслом. При этом, значения можно условно разделить на две категории: тайные и явные.
Тайные - когда назначение символа или смысл в него заложенный, известен либо узкому кругу людей (посвящённых в тайну), либо вообще, одному человеку. Например: тайные шрифты, условные знаки или символы, специальные узоры и т.п.
Явные - когда назначение или смысловое значение символа известно большинству людей. Такие знаки имеют общепринятое значение. Например: при счислении, изображение числа - цифра - имеет общепринятую форму записи и определяет точное количество того, что она обозначает. Например цифрой "6" обозначают число предметов в количестве шести штук. Так же и в устной речи. Каждому звуку соответствует свой символ - буква алфавита.
Следует учитывать, что знак или символ, может иметь двойственный смысл - как явный, так и тайный. Элементом, с двойственным смыслом, как раз и является шар (сфера) или, если рассматривать на плоскости - круг (окружность). И в большинстве случаев, заметить, а тем более понять "дополнительный", тайный смысл, непосвящённому человеку, бывает весьма затруднительно.

   Вероятно, что самой древней, а значит и самой известной геометрической фигурой, которой человек придал дополнительный смысл, был "треугольник". В объёмном исполнении - "пирамида". Треугольная пирамида - это самая простая геометрическая фигура. Чем проще предмет, тем он крепче, надёжней и т.п. По этой причине, пирамиды - весьма устойчивые архитектурные сооружения.
Равносторонний треугольник имеет три, если можно так выразиться - равнозначимые вершины, три грани, три оси симметрии. Любой многоугольник, можно разложить на множество треугольников, а значит треугольник, является базовой фигурой, из которой созданы все многоугольники и многогранники. Все эти свойства, указывали на уникальность такой фигуры как "треугольник". И вполне естественно, что человек наделил, и сам треугольник, и различные геометрические комбинации, основанные на его форме, всевозможными смысловыми значениями. В том числе и религиозными.

Так в православном толковании, "треугольник" - символ Троицы Единосущной, где каждая вершина фигуры есть равнозначна, равноправна и неотделима от единого образа.

У иудеев-каббалистов, десять имён бога записываются в виде треугольника. Первое Имя состояло из одной буквы. Второе из двух и т.д.

Пирамида имён

   Такая пирамидальная форма записи даёт возможность наделить полученный образ множественными смыслами, воспроизводя те самые свойства треугольника, о которых упоминалось выше: абсолютная симметрия, надёжность, устойчивость и самое главное свойство - база для построения любых многоугольников. Своего рода, как некий способ получить возможность увидеть и понять основы мироздания.

   Фигура треугольника складывается из букв, которые в свою очередь складываются в слова. Каждая буква, в отдельности, имеет свой собственный смысл. Каждое имя, в силу собственных значений каждой буквы, так же имеет свой, гораздо более широкий смысл. Различные сочетания букв и слов, с учётом трёх осей симметрии, делают вложенный смысл настолько великим и ёмким, что вполне способен выразить, если не всю картину мира, то весьма большую его часть.
Фанаты современных "научных" изысканий в области теорий многомерности миров, назвали бы такое пирамидальное построение - "всемирной матрицей". И вполне были бы правы. Потому как, даже число (количество) букв в каждом слове, имеет собственный смысл.
Укажу лишь некоторые из них:
Число (1) "один". Начало всего сущего. Число Бога.
Число (2) "два". Имеет множественные толкования. В качестве основного следует отметить, что "два", это символ двойственной природы Христа - Богочеловек. Отсюда, исходят все остальные смыслы: Адам был создан по образу и подобию Божию - двойственность. Два первых человека - Адам и Ева. Дуализм мира - мужское и женское, свет и тьма, добро и зло и т.д. и т.п.
Число (3) "три". В православной практике - число Троицы Единосущной.
Число (6) "шесть" - число человеческое. На шестой день был создан человек.
Число (10) "десять" - Слово Божее.

   Немного отвлекусь от основной темы и укажу на одну особенность цифр, как символов, обозначающих числа. Так относительно числа "десять", как впрочем и любого другого двузначного, трёхзначного и т.д., числа, надо отметить, что нумерологи, используя символы цифр, которыми записаны такие числа, разделяют их на одиночные символы. Например, мы знаем, что число десять, записанное цифрами, выглядит так: "10". А "наука" нумерология раскладывает число "10", на два символа - "1" и "0". Таким образом, эта самая нумерология вкладывает свои особенные, свои некие "тайные" смыслы не только в сами цифры, но и в их сочетания, и даже в порядок их расположения относительно друг друга!
Возникает что-то вроде суеверия. Цифрового суеверия. Когда разным цифровым символам и их сочетаниям, начинают придавать особые, так называемые, сакральные свойства. Опасность, в данном случае кроется в том, что такая сакрализация ведёт к потере основного смысла заложенного в числе "10" - указывать на количество. А далее, ведёт к искажённому пониманию и толкованию всего, что с этим числом связано и что этому числу навязано.
В действительности, число "десять", в старину, обозначалось одним символом (знаком) т.е., являлось однозначным. У римлян это был символ - "х", в кириллической системе счёта - "i" и т.п. И когда количество выражается одиночным символом, тогда лишь можно присвоить этому символу, не числу, а именно символу, некий дополнительный смысл. Но что самое интересное, ключом, к пониманию такого "дополнения", будет служить количество (число), которое таким символом обозначается.
   Наибольший интерес, как правило, вызывает число "шесть". Исключительно по причине того, что его использовал Иоанн Богослов в книге "Апокалипсис". Кстати, именно там же, в книге, прежде чем указать на число "666" (Х. Ѯ. S), был дан и ключ к нему:
"Здѣ мудрость есть иже имать умъ да почитаетъ число звѣрино. И число бо человѣческо и число бо его Х. Ѯ. и S..."
"Число человеческое" - вот он ключ.
Потому как в шестой день, Господь создал человека. Потому и сказано: число человеческое - "шесть". И тогда число звериное будет выглядеть как 600, 60 и 6. Именно так оно и записано. Не как три одинаковых символа следующих друг за другом, а как три разных символа, где каждый имеет своё значение, своё "количество смысла".
(Более подробно, разбор смыслового значения числа Х. Ѯ. и S, рассмотрен в статье:
( http://aksinfos.ru/apokalipsis/201020_obrok_666.html )

Теперь вернёмся к образам, а именно к геометрическим формам, которые, так же, как и цифры, представляют собой знаки - графические символы. Отличие фигур от цифр лишь в том, что фигуры воспринимаются как объекты, а цифры обозначают количество, например тех же объектов. И поскольку с цифрами можно "поиграться", расставляя и распределяя их в цифровой ряд, точно так же так же можно поиграться и с геометрическими формами. И поскольку, человек был создан Троицей Единосущной по Своему Образу и подобию, то знаком или образным символом первого человека - Адама, будет - "треугольник". Поскольку, как уже указывал ранее, число "3" и фигура "треугольник", в религиозной практике, обозначают число Бога, число Троицы и символ Троицы соответственно. И вот здесь и начинается "игра" с формами.
Адам и Ева. Два первых человека. Ева - плоть от плоти Адама. Имеет с ним, с Адамом, единообразную суть. Соединяем два символа "треугольника", и получаем... шестиконечную звезду.

Звезда

   Два треугольника, наложенные друг на друга в виде звезды, для любителей искать скрытые смыслы, указывают и на двойственность человеческой природы - тело и душа, и на плотское разделение по признакам - мужское и женское, и всё вместе на то, что человек создан по Образу и подобию Божиему, потому как образующим элементом, в построении шестиконечной звезды, является равносторонний треугольник - "символ" Троицы.
Графический элемент, в виде шестиконечной звезды (гексаграммы), использовался многими народами в своих узорах, клеймах, при изготовлении украшений, особенно ритуального и религиозного характера. Например, её можно встретить в шумерской, вавилонской, египетской, индийской, славянской, кельтской и многих других культурах и религиях. Но всё же, особую известность такой символ приобрёл благодаря тому, что о нём есть упоминание в Ветхом Завете.
Царь иудейский - Давид, носил украшение в виде шестиконечной звезды, в качестве символа царской власти. Такие же звезды были высечены на колоннах дворца царя Соломона, и символизировали цветок лилии.

19. А в притворе венцы на верху столбов сделаны наподобие лилии, в четыре локтя,
20. и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок.
21. И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз.
22. И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии; так окончена работа над столбами.

(Третья книга Царств. 7:19-22)

   Важно отметить, что колонны с гексаграммой, имели собственные имена. И по причине своих размеров, были увенчаны символом власти.

   В Новом Завете так же можно найти некоторую параллель между царским предназначением символа шестиконечной звезды и цветком лилии:

"Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них."
(Евангелие от Луки. 12: 27.)

   Думаю, не ошибусь, если скажу, что Библия, самая тиражируемая и самая изучаемая книга. Вполне естественно, что в современном мире, гексаграмма стала ассоциироваться именно с иудаизмом. Вот что об этом говорится в Википедии:
"Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем "Печать царя Соломона".
С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются в символике других государств и населённых пунктов…
В кабалистических кругах "щит Давида" трактовался как "щит сына Давида", то есть Мессии, что отразилось в часто вписываемых в символ шестиконечной звезды на амулетах буквах "МБД", обозначающих "Машиах бен Давид" ("Мессия, сын Давидов"). Так, последователи лжемессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления…"

(https://ru.wikipedia.org/wiki/Звезда_Давида )

   Учитывая смысловое наполнение символа шестиконечной, или как ещё называют, шестилучевой звезды, и то, что царь Давид носил её, в качестве знака царской власти, становится понятным, по какой причине этот элемент использован в государственном флаге.
С учётом вышесказанного, символ шестиконечной звезды можно трактовать как ожидание мессии, некоего царя, который мог бы стать спасителем нации и владыкой всего мира.

   Если интерпретировать суть символа шестиконечной звезды, с учётом современных религиозных веяний и различных предсказаний от новомодных "пророков", то можно обнаружить, что произошла подмена, изначально заложенного, в данный символ, смысла. И теперь, знак шестиконечной звезды, используется как символ иудаизма, а его "царское" значение перепрофилировано под нужды ожидающих грядущего царя-мессии, владыки всего мира - машиаха.
Главной причиной такой метаморфозы, послужил тот факт, точнее событие, когда иудейское священноначальство (фарисеи, саддукеи, ессеи и прочие иже с ними) отвратились Христа. Не приняли ни Его, ни Его Слова. Более того, совершив богоубийство - распяв Христа, придали знаку "шестиконечной звезды" совершенно иной, противоположный смысл.
Поскольку, до Пришествия Христова, в сознании иудеев, этот символ имел отношение и к Богу, и к Мессии, и к царской власти, то уже после Пришествия Христова, такой знак, вполне закономерно, должен был бы утратить своё значение. По причине совершения предсказаний ветхозветных пророков о грядущем Мессии, Спасителе и Царе иудейском.
В Евангелии есть указание о совершении и завершении Ветхого Завета, а значит и всех символов касающихся и царств и ветхозаветных законов и ветхозаветных пророчеств:

"Вси бо пророцы и Закон до Иоанна прорекоша..." (Евангелие от Матф. 11:13)
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить..." (Евангелие от Матф. 15:7)

   Но иудеи, не приняв Христа, соответственно, не смогли принять и факт совершения пророчеств, и завершения, если можно так сказать, "действия" Ветхого Закона и символа власти - шестилучевой звезды. Для них, он так и остался - символом грядущего царя. Царским символом.

   Ветхий период вероисповедания - иудаизм, с приходом Христа, закончился. Законы и пророки получили своё завершение. Все символы, знаки, обряды и учения обрели во Христе своё полное смысловое завершение.
Точно так же и шестиконечная звезда, как символ числа человеческого (символ первородного греха совершённого Адамом), как символ двойственной природы человека, как символ мужского и женского, добра и зла и т.п., утратил своё значение. И ему на смену пришёл новый символ - "круг" ("сфера").
В отличии от "звезды", "круг" не имеет ни каких изъянов или излишеств. Это совершенная, во всех отношениях, фигура. Всеобъемлющая. В качестве "слова" (учения), символы "круг" или "сфера" указывает на идеальную лаконичность и окончательное совершенство заключённой в них сути. Абсолютную Истину.
Форма круга (сферы) показывает, что данный символ включает в себя не только видимый, плотский мир - "треугольник" и "звезду", но и невидимый, духовный мир - Царство Небесное. Об этом сказано и в Евангелии:

"Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него".
(Евангелие от Луки 16:16)

Именно по этой причине, Леонардо да Винчи нарисовал Христа держащим в руке шар, а не крест или что-то иное. Звезду шестиконечную, например. Поскольку с сего момента, человек стал словно "сфера", словно сосуд, способный вместить в себя совершенное Слово Божее, наполнить душу Духом Божиим и от того обрести Царство Небесное внутри себя:
"Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." (от Луки 17:21)

Для тех же, кто отверг Христа, отвратился от Слова Истины, знак шестиконечной звезды, стал символом грядущего мессии-спасителя и царя иудейского. Но не того, о котором утверждали Ветхозаветные пророки. А иного, которого в православной традиции именуют антихристом.

Послесловие.

   На картине, шар, изображён как бы хрустальный, похожий на каплю воды. Как форма изображённого предмета, так и "наполнение" его, имеет особе значение.
Сфера имеет идеальную, можно даже применить такой эпитет как, непогрешимую форму. Исполнение её, в виде прозрачного хрустального шара или сферы, наполненной прозрачной, идеально чистой водой (кому как нравится больше, суть от этого не меняется), символизирует абсолютную чистоту и истинность Слова Божия. Дополнительным знаком того, что эта сфера являет собой Истинное Слово, отсутствие любых искажений при рассмотрении предметов через среду (Слово) прозрачного шара.
Следующий момент, указывающий на глубокий символизм - равнозначность любой точки обзора. С любой "стороны", с любого "угла", как бы вы не смотрели на шар, всегда перед вашим взором будет именно шар, а не квадрат, многогранник или иной какой угловатый предмет.
   Таким образом, рассматривать прозрачный шар на картине, следует как символ, содержащий в себе истинную картину мира, всю суть его, всё совершенство. Того самого Мира, который был создан по Слову Божию. И это совершенный, истинный, благостный мир и подаёт нам Христос.

   Есть и ещё один символический момент, который в картине имеет выражение не столь явное, как хрустальная сфера - отсутствие нимба над головой Христа. При этом, следует признать, что большинство людей, даже не верующих, при первом же взгляде на картину, убеждены, что на ней изображен именно Христос. И причина такого убеждения кроется, не только в художественном таланте Леонардо да Винчи, но и в умении наполнять глубоким смыслом любую деталь своих картин.
Объяснить отсутствие нимба достаточно просто. Как уже отмечал ранее, в Библии сказано, что человек был создан по образу и подобию Божию, и пребывал в раю - Царствии Небесном. По причине же грехопадения - нарушения Заповеди Божией, приведшей к отпадению от Бога, был изгнан и рая. Дабы вернуть человека в Царство Небесное, Сам Бог, Своею Кровию, совершил Искупление рода человеческого от первородного греха и даровал возможность каждому, соединиться со Христом - Истинным Царём, и вновь обрести Царство Божее.
Соединиться же со Христом, можно только и только через Причастие. Только через Причастие происходит наполнение души человеческой Духом Божиим. Происходит возвращение человеку образа Божиего и уподобление его Христу. Поэтому, изображённый на холсте лик, есть своего рода, собирательный образ всех истинных Христиан. Всех, истинно верующих и праведно Причащающихся, держащих в своих руках Пречистое Тело Христово, точно так же как Христос на картине держит в Своих руках идеальный шар. Вероятно, по этой причине, художник и не обозначил наличие нимба, поскольку данный образ является выражением всего Христианского мира через образ Христа.

   Первые Христиане Причащались из рук, то есть Пречистое Тело Христово подавалось им руки. Это и есть основной символический посыл картины - когда причастник получает в свои руки Пречистое Тело Христово. Момент, выраженный художественными средствами, показывающий идеальную, совершенную, непогрешимую, "хрустальную сферу", символ всей Вселенной, всего мира, видимого и невидимого, находящегося в руках Христианина.

…Причащение - Таинство, вокруг Которого все Священное Писание, и вообще все взаимоотношения между Богом и человеком совершаются. С какой стороны ты не глянешь на Бога и на себя и на свои нужды и на Славу Божию, и на Волю и на Спасение и на Любовь, и прочая вся, всё исходит и вращается и возвращается и начинается и завершается в Единении человека с Богом, посредством Причащения....
Священник. Александр.

"Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." (от Луки 17:21)

2018.09.27

 
  © 2013-2024 "АКСИНФОС" Все права защищены. Гордобаев И. А.